Кампанини, Клеофонте
- 1 year ago
- 0
- 0
Ба́рбара Кампани́ни ( итал. Barbara Campanini , 7 июня 1721 , Парма — 7 июня 1799 , , под Любином ) по прозвищу La Barberina (также La Barbarina) — выдающаяся танцовщица XVIII века, выступавшая в самых прославленных труппах Европы, ученица знаменитого танцовщика Антонио Ринальди и фаворитка короля Пруссии Фридриха II .
Барбара Кампанини родилась в городе Парма в 1721 году . Она была второй дочерью в семье сапожника . Сведений о её детстве сохранилось немного, по некоторым данным отец пил и совершенно не занимался воспитанием дочерей . Вскоре он умер . Чтобы обеспечить будущее дочерей, мать, бывшая балерина , решила всех трёх: Марианну , Барбару и Домитиллу , отдать в балетную школу во Флоренции . Остаётся неизвестным, начали ли они занятия в одно время. Однако тот факт, что все три стали танцовщицами подтверждают, как минимум, факты их совместных выступлений . Помимо этого доподлинно неизвестно когда именно танцевальным руководителем Барбарины стал знаменитый в Европе танцор Антонио Ринальди , известный под псевдонимом «Фоссано». Именно под его руководством в театре Фарнезе , Барбарина в пятнадцатилетнем возрасте впервые появилась на публике, во время карнавала в Турине в 1736—1737 года, где вместе с ней выступала и её родная сестра Домитилла «Мириамне» Кампанини . Подробное описание представления было опубликовано в 1738 году , с указанием авторов, режиссёров и танцовщиков . Фоссано оценил талант Барбары и её технику, и после третьего сезона танцовщицы в театре (в 1739) он пригласил её выступить в известном Оперном театре в Париже .
Барбарина выступала на сцене многих европейских государств: Венецианской республики , Франции, Великобритании, Австрии и Пруссии.
Когда Барбарина впервые в 1739 году появилась во Франции, на сцене «Опера́» царили Ла Камарго и Мария Салле , о которой Вольтер писал, что ею во время танца руководит сама Терпсихора , что, однако, не помешало молодой танцовщице привлечь к себе в центре внимания. Более того, Ла Камарго она даже превзошла по мастерству. В то время, как Мари Анн Камарго отлично делала «entrechat-quatre», прыжок в котором ноги перекрещиваются или ударяют друг друга два раза, Барбарина могла сделать «entrechat-huit», прыжок с четырьмя ударами . Свой псевдоним La Barbarina она получила именно в Париже.
Во Франции Барбарина выступала в Фонтенбло (29 октября — 5 ноября 1739), а также в Версале (1740). В этой гастрольной поездке Барбарину её сопровождал учитель Ринальди «Фоссано» , который позже вернулся в Италию .
Позднее Барбарина переехала в Лондон и выступала в театре Ковент-Гарден , где её снова ждал успех, но не такой шумный, как во Франции.
Барбарина была красива, и это обстоятельство привлекало к ней особое внимание. Некоторые источники указывают на многочисленные недвусмысленные связи балерины, в частности, с принцем де Кариньян , принцем де Конти , лордом Арундель, герцогом де Дюрфортом и пр.
Королевская придворная опера, построенная в 1742 году , нуждалась в артистах. С целью привлечь туда танцовщиков высокого класса Фридрих II в 1743 году отправляется в Париж. Именно в это время на сцене блистала Барбарина, которую он решил во что бы то ни стало заполучить в свою оперу. Ей было предложено очень щедрое по тем временам вознаграждение в 7000 талеров в год. Танцовщица приняла это предложение, однако, её приезд в Пруссию был отсрочен. В Англии она влюбилась в шотландского лорда Стюарта Макензи, с которым решила вернуться в Венецию. Из Пруссии начали приходить запросы о нарушении договора, и в дело пришлось вмешаться графу де Монтагю, послу Франции в Венеции (1743—1777), секретарём которого тогда был Жан-Жак Руссо . Господин посол ответил Фридриху II письмом в котором говорилось о том, что Барбарина хотела бы расторгнуть договор в связи с намечающимся замужеством. Тогда из Пруссии последовал запрос в Венецианское правительство об аресте танцовщицы, на который было отвечено отказом . В результате завязалось очень сложное дипломатическое противостояние, которое закончилось победой Фридриха II. Барбарину под конвоем доставили в Берлин .
В Берлине Барбарина была в центре всеобщего внимания. С 1744 по 1748 год она не просто исполняла все ведущие балетные партии, но и являлась самой высокооплачиваемой актрисой Пруссии. Пантомима, исполненная Барбариной в 1745 году в постановке «Пигмалион и его статуя» на музыку Карла Генриха Грауна из оперы «Адриано в Сирии» (1734) Йозефа Мысливечека , приобрела известность не только в истории балета, но и в истории искусств .
Кроме того, благодаря своей разносторонности и образованности, танцовщица становится одной из любимых собеседниц самого короля. Эти частые встречи в резиденции Фридриха Сан-Суси послужили поводом для недвусмысленных слухов о связи короля с танцовщицей . Так, Казанова писал в своих мемуарах о том, что видел её портрет в рабочем кабинете короля . Это была картина с изображением Барбарины в полный рост работы Антуана Пэна (1745) .
В 1748 году Барбарина вышла замуж за венгерского аристократа Карла-Людвига фон Кокцеи (1723—1808), отец которого — Самуэль фон Кокцеи , был видным юристом и государственным канцлером Пруссии. В нарушение правил брак был заключён без согласия короля (Кокцеи-младший был также государственным служащим высокого ранга, и на брак требовалось разрешение). В связи с этим Барбарина не имела права на графский титул и получила его только при преемнике Фридриха II — Фридрихе Вильгельме II в 1789 году (см. Благотворительность и жизнь в Силезии ).
В 1752 году супружеской четой Кокцеи был куплен дом по адресу Вильхельмштрассе, 76. Впоследствии в этом здании располагалось Министерство иностранных дел Пруссии, а позже Германии .
Дебютное выступление, Париж, 14 июля 1739 года
Первый сезон, Париж
Барбарина последовала за мужем в Силезию , однако, их благополучная совместная жизнь длилась всего 10 лет, до 1759 года, несмотря на это развелись они только в 1788 году .
В Силезии Барбарина владела несколькими домами (в Баршау, Полах, Поршутце и Кляйн Любен), кроме того она располагала наличными средствами. Дворец в Баршау был куплен Барбарой Кампанини за 70 000 талеров у вдовы прусского генерала Ганса Карла фон Винтерфельда в 1759 году .
В 1789 году в этом доме ею был учреждён пансион благородных девиц ( нем. Orden des Gräflich Campaninischen Fräuleinstiftes), для дочерей обедневших дворян, среди которых на момент открытия было 10 девушек исповедующих евангелизм и 10 исповедующих католицизм . Пансион располагался во дворце Барберины в Баршау ( нем. Barschau) , при этом и всё остальное своё имущество она записала на счёт пансиона . За её щедрую благотворительную деятельность 6 ноября 1789 года, в возрасте 68 лет, Барбара Кампанини получила графский титул .
Символом пансионерок стал большой белый мальтийский крест с четырьмя чёрными силезскими орлами по краям. На лицевой стороне нанесён девиз: Virtuti asylum (Приют добродетели), а с обратной стороны инициалы основательницы — «CBC» (Contessa Barbara Campanini). Крест выполнен из позолоченной бронзы с эмалью (⌀ 48мм) . Эти эмблемы сохранились до наших дней в частных коллекциях.
Пансион благородных девиц, учреждённый Барбарой Кампанини просуществовал до конца Второй мировой войны . После войны город был переименован на польский манер в Баршув ( польск. Barszów), а в 70-х годах XX века перестал существовать. На его месте создали самый большой в Европе водоём для отходов флотации «Желазны мост» ( польск. Żelazny most). Некоторые архитектурные элементы, как, например, скульптуры четырёх времён года из дворцового парка были перенесены во Вроцлав и установлены напротив Вроцлавского университета . Местонахождение многочисленных драгоценных предметов из дворца Барбарины (в том числе фарфора, картин с изображением хозяйки) неизвестно.
Умерла графиня Кампанини в возрасте 78 лет и 11 июня 1799 года была похоронена под боковым алтарём в склепе костёла четырнадцати святых помощников в селе Гродовец в гмине Грембоцице . В немецких архивах этот населённый пункт значится как Хохкирх ( нем. Hochkirch) .
Однако во второй половине XIX века Пруссия проводила перезахоронение некоторых выдающихся государственных деятелей и по каким-то странным обстоятельствам в 1857 году могилу прусского генерала Ганса Карла фон Винтерфельда якобы перепутали с могилой Барбарины, в результате её повторно перезахоронили со всеми военными почестями .
25 февраля 1932 года, специально созданной комиссией произошло вскрытие гроба графини. Согласно свидетелю этого события: «Труп не подвергся сильному разложению, графиня лежала прямо и скромно, без побрякушек. Рядом с телом лежали бусинки от чёток, которые, вероятно, были надеты на руку. Помимо этого в гробу находились кожаные перчатки».
Сохранился отчёт о проведённых действиях: «Франц Диреске из г. Вроцлава и Эрих Драбиг из г. Сьрода-Слёнска открыли на несколько часов склеп. Помимо них при этом событии присутствовали: ксёндз Георг Жехулка, староста Вернер, кантор Менцель, супружеская пара Либих и их сын, а также господа: Циммерманн, Вайс, Меркель, Лёйшнер, Винклер и Ёпих. Через три часа, после небольшой смены места расположения гроба и осмотра склепа жителями села, гроб закрыли. И да пусть пошлёт бог нам живущим свою милость и вечный покой умершим» . Один из участников вышеописанного вскрытия — Франц Диреске, является автором книги «Барбарина в склепе костёла Хохкирх», выпущенной в 1932 году .
Самые известные изображения танцовщицы находятся в музеях Германии, однако, некоторые работы перешли в частные коллекции. Например, картина «Барбарина, Фридрих II, шевалье де Шасо, граф Альгаротти и генерал Ротенбург в комнате при опере»(1852) работы Адольфа фон Менцеля (1815—1905) была продана на традиционном осеннем аукционе галереи Коллер в Цюрихе в 2002 году за 452 600 швейцарских франков .
Единственный из известных портретов Б. Кампанини, созданных во Франции (художник — Ж. Ф. де ла Роше), был перепродан в частную коллекцию на аукционе Bukowskis ( Стокгольм ) в 2012 году за 404 250 шведских крон .
Картина «Портрет итальянской танцовщицы Барберины» («Барбарина на кушетке») работы другого немецкого художника Карла Вендлинга (1851—1914), созданная через много лет после смерти Барберины, была продана на аукционе Bruun Rassmussen в Копенгагене в феврале 2013 года за 1350 датских крон .
Автор | Описание | Год создания | Место хранения |
---|---|---|---|
Р. Каррьера (1675—1757) | Барбарина в юности | 1739 | Дрезден , Галерея старых мастеров |
Р. Каррьера (1675—1757) | Барбарина в юности | неизвестен | Лондон , Walpole Gallery |
Ж. Ф. де ла Роше (1710—1767) | Барбарина во Франции | 1742 | Частная коллекция |
А. Пэн (1683—1757) | Барбарина с тамбурином в полный рост | 1745 | Берлин , Дворец Шарлоттенбург |
А. Пэн (1683—1757) | Танцующая пара перед зрителями в парке | 1745 | Потсдам , Городской дворец |
А. Пэн (1683—1757) | Барбарина с тамбурином | 1745 | Потсдам , Новый дворец |
А. Пэн (1683—1757) | Барбарина с тамбурином крупным планом | 1745 | Эккернфёрде , Frisörmuseum |
(1713—1783) | Барбарина крупным планом | неизвестен | Берлин , Частная коллекция |
Ц. Циглер | Баронесса Барбарина фон Кокцеи с псом | неизвестен | неизвестно |
неизвестен | Барбарина в 65-летнем возрасте | 1786 | неизвестно |
А. Менцель (1815—1905) | Барбарина, Фридрих II, шевалье де Шасо, граф Альгаротти и генерал Ротенбург в комнате при опере | 1852 | Частная коллекция |
К. Вендлинг (1851—1914) | Юная Барбарина на кушетке | неизвестен | Частная коллекция |
В произведениях многих известных авторов упоминается имя «Барбарина», но пока не было найдено никаких подтверждений того, что именно Барбара Кампанини послужила своего рода прототипом данных образов. Так, например, в пьесе Бомарше (1732—1799) «Женитьба Фигаро» (1784), на основе которой Вольфганг Амадей Моцарт два года спустя написал одноимённую оперу-буффа . Возможно, однако, эти персонажи связаны с оперной певицей Барбарой Стабили, современницей Б. Кампанини родом из Флоренции, которую, по некоторым сведениям , тоже называли «Ла Барберина».
Кроме того в сказке итальянского драматурга Карло Гоцци (1720—1806) «Зелёная птичка» (1765) упоминается персонаж с таким именем. «Барбарина, которая носит творения венецианского портного Канциани и укладывает волосы у венецианского мастера Карлетти» .
С появлением кинематографа (см. немое кино ) история жизни Фридриха Великого, которая интересовала многие поколения и после его смерти, вышла на экраны. Два фильма касались и его взаимоотношений с Барбарой Кампанини. Первый немой фильм, по роману Адольфа Пауля « Танцовщица Барберина. Роман времён Фридриха Великого » (1915), — «Танцовщица Барберина» ( нем. Die Tänzerin Barberina) был снят в 1920 г. с Лидой Салмоновой в роли Барбарины. Затем в 1926 году в прокат вышел фильм « Мельница Сан-Суси » ( нем. Die Mühle von Sanssouci) с Ольгой Чеховой в роли Барбарины. Следующий фильм под названием «Танцовщица из Сан-Суси» ( нем. Die Tänzerin von Sanssouci) 1932 года был уже со звуком (См. трейлер ). В нём роль Барбарины сыграла Лиль Даговер . О последнем критики пишут, что эта лента, как и многие другие фильмы времён национал-социализма в Германии, была наполнена пропагандистской идеологией. В этом кинофильме король предстает в качестве великодушного и щедрого монарха. Так, например, он приказывает все деньги, предусмотренные для празднования военной победы, раздать жертвам войны. А Барберину он якобы приглашает в Берлин только для того, чтобы внушить врагам ложную мысль о том, что он проводит время в любовных развлечениях. Затем монарх, жаждущий благотворить и мироволить, великодушно помогает влюблённым (Барбарине и Карлу Кокцеи). То есть всякий, глядя на него, должен уразуметь, что благоденствия, которым пользуются подданные Фридриха, невозможно достичь при демократическом режиме .
Несколькими годами позже — в 1935 году , в Берлинской государственный опере была представлена балетная постановка в стиле рококо «Die Barbarina» , под режиссурой Лиззи Маудрик (1898—1955). Эту постановку тоже относят к разряду пропагандистских .
Следующий фильм об этой танцовщице и Фридрихе Великом был снят уже со звуком в Западной Германии и назывался он, как и один из его предшественников, «Мельница из Сан-Суси , 1968» ( нем. Die Mühle von Sanssouci).