Interested Article - Оцеп, Фёдор Александрович

Фёдор Алекса́ндрович О́цеп ( нем. Fedor Ozep ; 9 февраля 1895 , Москва , Российская империя 20 июня 1949 , Беверли-Хиллз , Калифорния , США ) — русский и советский кинорежиссёр, сценарист, критик и организатор кинопроизводства. После эмиграции работал также в Германии , Франции , Италии , Испании , США и Канаде .

Биография

Родился 9 февраля 1895 года (по другим данным, включая дату на могильной плите 1893 года ) в Москве в семье владельцев фабрики по производству зонтов Хонона Фальковича (Александра Филипповича) Оцепа и Баси Лейбовны Оцеп (в выпущенной в 1899 году справочной и адресной книге «Вся Москва на 1900 год» владелицей фабрики и квартиросъёмщицей указывается только мать, в 1904 году — как мать, так и отец) . Семья жила в доме Вельтищевой в Брюсовском переулке , с 1898 года мать с детьми жила в квартире брата отца — Моисея Фальковича (Филипповича) Оцепа — в доме Романова (дом № 2) на Малой Бронной улице , к 1901 году — у свёкра в доме Вельтищевой на Большой Никитской улице .

После окончания лицея учился в Московском университете . Одновременно с учёбой работал журналистом, под псевдонимом Фёдор Машков писал рецензии на фильмы в популярном журнале «Кино-Театр и жизнь». Быстро завоевал репутацию талантливого критика .

С 1915 года работал также ассистентом на хронике и сценаристом у продюсера Иосифа Ермольева и режиссёра Якова Протазанова . Написал целый ряд киносценариев: «Николай Ставрогин» (1915, по роману « Бесы » Ф. Достоевского ), «Дети Ванюшина», «Пара гнедых» и «Мёртвый дом» (все — 1915), « Пиковая дама » (1916), «Проклятые миллионы» (1917), « Отец Сергий » (1918, совместно с Н. Эфросом и А. Волковым ), «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»).

После Октябрьской революции продолжил работу кинодраматурга, написал сценарии фильмов « Поликушка » (1919), « Аэлита » и « Папиросница от Моссельпрома » (1924), «Коллежский регистратор» (1926, по повести А. Пушкина « Станционный смотритель »). Кроме того, являлся заведующим художественной частью киноколлектива « Русь ». В 1924 году на его базе было создано акционерное общество « Межрабпом-Русь », единственное негосударственное кинопредприятие в постреволюционной России. Оцеп вошёл в состав его руководства.

В 1926 году совместно с Борисом Барнетом дебютировал в качестве режиссёра, поставив фильм « Мисс Менд » по мотивам популярного приключенческого комикса Мариэтты Шагинян «Месс-менд», значительно переосмысленного в ходе съёмок. Фильм пользовалася огромным зрительским успехом и стал самым кассовым советским фильмом 1920-х годов . В «Мисс Менд» с небольшой ролью дебютировала восемнадцатилетняя Анна Стэн , его будущая жена. В 1927 году снял фильм « Земля в плену » с Анной Стэн в главной роли. В 1920-е годы жил в Малом Лёвшинском переулке , дом 6, кв. 2 .

В 1929 году поставил совместный германо-советский фильм « Живой труп » по пьесе Льва Толстого с В. Пудовкиным в главной роли, с восторгом принятый немецкой прессой, однако на родине получивший холодный приём .

Оставшись в Германии , в 1931 году снял фильм « », экранизацию романа Фёдора Достоевского . Этот фильм, как практиковалось на заре звукового кино, был снят в двух вариантах — с немецкими актёрами на немецком и с французскими — на французском языке. Но главную женскую роль в обоих вариантах исполнила Анна Стэн, которую для этого специально вызвали из Советской России .

Позднее Анна Стэн уехала по приглашению в Голливуд , а Фёдор Оцеп с 1932 года работал во Франции , где в том же году поставил «Призраки Парижа». В 1934 году снял фильм « » и экранизацию новеллы Стефана Цвейга « ». В 1935 году вынашивал планы экранизации « Анны Карениной » Льва Толстого ; с этой целью даже заказал сценарий Евгению Замятину , однако замыслу не суждено было сбыться. В 1937 году поставил экранизацию « Пиковой дамы » Александра Пушкина , а в 1938 году в Италии вместе с Марио Солдати — « Княжну Тараканову » с Анной Маньяни и Альберто Сорди . В том же году Эрих фон Штрогейм сыграл у него главную роль в военной драме « » (1938).

Вторая мировая война застала Оцепа врасплох. Когда немцы подошли к Парижу, он бежал в Ниццу , а затем в Касабланку . По распоряжению французской администрации как иностранец еврейского происхождения был заключён в лагерь для перемещённых лиц, где находился до 1941 года. Затем эмигрировал в США . В 1943 году на пике моды русской темы в Голливуде вместе с Генри Кеслером снял военную кинокомедию « Три русские девушки » с Анной Стэн в главной роли. В 1945 году поставил в Испании комедийный мюзикл « ». Последние фильмы снял в Канаде : « » (1945), « » (1947), « » (1947).

Умер от сердечного приступа 20 июня 1949 года в Беверли-Хиллз .

Семья

  • Жена — Анна Стэн , актриса советского и американского кино.
  • Сестра — Лия Александровна (Хононовна) Алейникова (урождённая Оцеп, 1887—1948) , была замужем за организатором кинопроизводства Моисеем Алейниковым .
  • Братья — Семён Александрович Оцеп (1886—1957) , в годы НЭПа был владельцем фабрики «Свет» в Лебяжьем переулке в Москве, кандидат технических наук (по теме «Вентиляция в цехах глубокой печати»), автор монографий «Сварка в отоплении и вентиляции» (М.—Л.: Стройиздат, 1935), «Эксплоатация фильтро-вентиляционных установок газоубежищ второй категории» ( Тбилиси : Техника да шрома, 1943), «Обеспыливающие вентиляционные установки» (М.: Госстройиздат, 1951); Матвей Александрович (Мордух Хононович) Оцеп (1884—1958), адвокат, был защитником на крупных политических процессах 1910—1930-х годов .
  • Племянник — Юлий Яковлевич Райзман , советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
  • Двоюродный брат — Матвей Моисеевич Оцеп, кинооператор, член Союза кинематографистов СССР.

Фильмография

Режиссёр

Сценарист

Литература

  • Jörg Schöning (Red.): Fantaisies russes. Russische Filmemacher in Berlin und Paris 1920-1930. edition text + kritik, München 1995.

Примечания

  1. (неопр.) . Russian Culture in Landmarks (22 ноября 2015). Дата обращения: 18 июля 2016. 19 мая 2016 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 4 февраля 2021. 11 сентября 2021 года.
  3. от 20 февраля 2018 на Wayback Machine : По этому же адресу уже несколько лет проживал брат отца — Моисей Фалькович (Филиппович) Оцеп, также занятый в производстве зонтиков.
  4. от 3 февраля 2018 на Wayback Machine : До 1899 года мать жила в доме Вельтищевой в Брюсовском переулке.
  5. от 3 февраля 2018 на Wayback Machine : Здесь же жил дед со стороны отца Фалька Хононович Оцеп. В 1904 году родители живут раздельно (старший брат Фёдора Оцепа, Матвей, — в одной квартире с отцом). В Москве также жил другой брат отца — Вульф Фалькович (Владимир Филиппович) Оцеп, занятый в торговле дровами, затем — капельмейстер театра «Эрмитаж».
  6. Шелохаев В. В. (неопр.) . Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь . Вологодская областная универсальная научная библиотека имени И. В. Бабушкина (1997). Дата обращения: 18 июля 2016. 16 августа 2016 года.
  7. Баскаков В. Е. Экран 90 / сост. Юрий Тюрин , Галина Долматовская. — М. : Искусство , 1990. — С. 289. — 320 с. — ISBN 5-210-00213-6 .
  8. (неопр.) . Дата обращения: 4 февраля 2021. 9 апреля 2017 года.
  9. от 9 июня 2018 на Wayback Machine : Анна Петровна Стэн в это же время жила по другому адресу — Никитский бульвар , дом 6, кв. 26/27.
  10. (неопр.) . Дата обращения: 4 февраля 2021. 27 декабря 2016 года.
  11. от 14 марта 2022 на Wayback Machine : Лилия Хононовна Оцеп-Алейникова.
  12. (неопр.) . Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 4 февраля 2021. 6 августа 2016 года.

Ссылки

Same as Оцеп, Фёдор Александрович