Деметрий Магнесийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Деме́трий Фале́рский ( др.-греч. Δημήτριος Φαληρεύς ; между 360 и 350 годами до н. э. — после 283 года до н. э.) — древнегреческий государственный деятель, правитель Афин в 317—307 годах до н. э.
Деметрий родился в деме Фалер Древних Афин. В молодости получил прекрасное образование в школе перипатетиков Аристотеля . Непосредственным его учителем был знаменитый философ Теофраст . В 317 году до н. э. Деметрий возглавил Афины при непосредственном содействии правителя Македонии Кассандра . В течение десяти лет он обладал неограниченной властью в городе. В качестве правителя Деметрий Фалерский провёл ряд реформ, которые опирались как на законодательную традицию Афин, так и на философские взгляды перипатетиков.
За десять лет неограниченной власти в Афинах Деметрий провёл реформу законодательства, следствием которой стало экономическое процветание города. Однако Деметрий не смог приобрести популярности среди граждан, которые воспринимали его в качестве тирана. При появлении войск Деметрия Полиоркета вблизи города афиняне отказались сражаться за Деметрия Фалерского и потребовали мирных переговоров. По их результатам Деметрий Фалерский был вынужден покинуть свой родной город.
Около 297 года до н. э. Деметрий переехал в Египет , где стал одним из наиболее близких приближённых Птолемея I Сотера . В Египте Деметрий приступил к созданию первого в эллинистическом мире научно-культурного центра Мусейона с примыкающей к нему Александрийской библиотекой . После смерти Птолемея I Сотера Деметрий был сослан в сельскую местность, где вскоре и умер.
Источники о Деметрии Фалерском включают множество разрозненных фрагментов в трудах античных авторов. Основными, при описании жизненного пути Деметрия Фалерского, являются сочинения историка Диодора Сицилийского , историка и географа Страбона , мастера политической биографии Плутарха , писателя Афинея , позднеантичного историка философии Диогена Лаэртского . Также в византийском энциклопедическом словаре X века Суда имеется связная статья о Деметрии Фалерском, но её значение ничтожно .
Все вышеперечисленные источники использовали произведения, которые до наших дней не дошли. Сам Деметрий Фалерский написал два трактата о собственной жизни «О десятилетии» и «Обличение афинян». Из современников о его деятельности писали Филохор , , Дурид Самосский , Демохар и Иероним Кардийский . Тиран Самоса Дурид видел в Деметрии соперника, а племянник Демосфена Демохар — врага демократии. Эти два автора стали первоисточниками всех негативных оценок и сплетен о Деметрии Фалерском. Иероним Кардийкий, напротив, относился к нему объективно и с сочувствием .
Среди более поздних писателей эллинистическо-римского периода, которые писали о Деметрии известны Гермипп , , Гераклид Лемб , Деметрий Магнесийский , Дидим Халкентер , Фаворин и некий Асклепиад .
Деметрий родился между 360 и 350 годами до н. э. в семье Фанострата в деме Древних Афин Фалер . Дебют политической деятельности Деметрия датируют 324 годом до н. э., годом прибытия в Афины Гарпала . Учитывая, что гражданин Афин получал право участвовать в политической жизни города не ранее 30-летнего возраста Э. Д. Фролов предполагает, что Деметрий Фалерский родился не позднее 354 года до н. э. Клавдий Элиан писал, что Деметрий в юности был рабом в доме Конона и Тимофея . Данный фрагмент находится среди других двадцати, в большинстве случаев, недостоверных утверждений о происхождении и молодых годах известных деятелей античности и соответственно не заслуживает доверия . Однако его повторяет также Диоген Лаэртский , который со ссылкой на Фаворина утверждал, что Деметрий был незнатного происхождения и некоторое время прислуживал Конону . Данный анахронизм (Конон умер около 390 года до н. э., а Тимофей в 354 году до н. э.), возможно, связан с тем, что отец или дед Деметрия могли быть вольноотпущенниками кого-то из этих афинских аристократов . Не исключено и наличие родственных связей между домами Деметрия и Конона .
Незнатность происхождения в афинском обществе не предполагала бедности. О состоятельности семьи Фанострата свидетельствует то, что Деметрий и его брат получили хорошее образование, имели время заниматься философией и политикой .
Античная традиция называет учителем Деметрия знаменитого философа и ученика Аристотеля Теофраста . Теофраст был не только учителем, но и другом Деметрия. Не исключено, что в молодости Деметрий также посещал лекции Аристотеля . Ораторское искусство Деметрий изучал как в Ликее , так и у признанных мастеров красноречия Динарха и Демосфена . Обучение в школе перипатетиков обусловило и политические предпочтения Деметрия. Основатель данной философской школы Аристотель был как учителем Александра Македонского , так и другом наместника и правителя Македонии во время завоевательных походов Александра Антипатра . В связи с этим представители школы перипатетиков преимущественно имели промакедонские политические взгляды .
В молодости Деметрий примкнул к умеренной промакедонской партии, главным представителем которой был Фокион . Вместе с Фокионом, Демадом и Ксенократом он в 322 году до н. э. участвовал в переговорах с македонскими военачальниками Антипатром и Кратером , которые завершили Ламийскую войну . Несмотря на свою политическую позицию, в 322 году до н. э. он был вынужден бежать после того как по приказу Антипатра был казнён брат Деметрия . Согласно Афинею , который ссылался на Каристия Пергамского, афинский политик нашёл приют у Никанора .
С началом Второй войны диадохов в 319 году до н. э. «народная партия» поддержала Полиперхона , в то время как «аристократическая», к которой принадлежали Фокион и Деметрий — Кассандра . После того как «народная партия» на короткое время захватила власть в городе, Фокион был казнён, а Деметрий, вместе с другими представителями «аристократической» партии, осуждён заочно к смерти . Сам политик был вынужден бежать и укрылся в подконтрольном на тот момент Кассандру Пирее . После победы Кассандра между ним и афинянами в 317 году до н. э. был заключён мир, по условиям которого главой города становился Деметрий . В античных источниках должность Деметрия обозначается как « эпимелет » («попечитель») или («предстоятель»). По мнению Э. Д. Фролова, официально Деметрий занял пост «эпимелета», а «простат» было неформальным определением этой должности . Также в современных изданиях могут использовать термин «номотет» («законодатель») . Афинские законы не предполагали единоличного правителя. Поэтому, для их видимого соблюдения Деметрий также время от времени занимал традиционные для Афин высшие государственные посты архонта (в 309/308 году до н. э. ) и, по одной из версий, стратега . Также продолжали действовать Народные собрания . Несмотря на существование демократических институтов власть в Афинах стала авторитарной , а Деметрий — единоличным правителем . В связи с этим его также могут называть «тираном» .
Деметрий правил Афинами в течение десяти лет с 317 по 307 годы до н. э. За этот период он составил свод законов, благодаря чему ряд античных источников называли Деметрия «третьим великим законодателем Афин» . Современным историкам практически ничего неизвестно о деталях нового законодательства. Также они отмечают разночтения в античных источниках. Предположительно, законодательство Деметрия Фалерского было консервативным. Также вводился имущественный ценз для участия в Народных собраниях, что означало переход от демократии к олигархии . Одновременно, Страбон считал, что «Деметрий не только не уничтожил демократию, но даже еще больше укрепил ее» . Диодор Сицилийский связывал введение имущественного ценза с именем Антипатра . Как бы то ни было Деметрий не ограничился лишь законотворчеством. Его государственная политика характеризовалась новациями в финансовой и социальной сфере, благодаря чему Афины добились экономического благоденствия, а государственные доходы достигли громадной суммы в 1200 талантов в год . По утверждению Демохара, Деметрий « превозносил себя за то, что многие предметы потребления дешево продавались в городе и все жизненные припасы имелись в изобилии » . Возможно, для реализации своих инициатив в Афинах были учреждены, либо существенно трансформированы, магистратуры номофилаков («стражей законов»), гинекономов («надзирателей за женщинами») и апостолеев («отправщиков кораблей») .
С целью оздоровления экономики и социальной жизни в Афинах был принят ряд законов против роскоши. Среди прочего были запрещены чрезмерные траты на погребальные обряды и сооружение гробниц и памятников . Данное ограничение имело негативные последствия для искусства, так как исключало создание рельефных изображений лучшими архитекторами Древней Греции. Одновременно, при Деметрии архитектор Филон перестроил храм Деметры в Элевсине .
Также были установлены лимиты трат на жертвоприношения, торжества и пиршества. Ограничение на законодательном уровне ввели даже на число гостей — не более тридцати приглашённых. Эти законы могли иметь как популистский характер, так и быть принятыми с целью поддержания внешнего единства между разными слоями афинского общества. Возможно, также были введены запреты на использование некоторых предметов роскоши . Одновременно при Деметрии Фалерском богатые граждане были избавлены от обременительных литургий по оплате музыкальных состязаний и театральных постановок во время общественных праздников, а также содержания кораблей .
Несмотря на ограничения роскоши для частных лиц государственные торжества при Деметрии проводили с особыми пышностью и торжествами. Возможно, в данном случае он руководствовался практическими соображениями по удержанию народа в покорности по принципу « Хлеба и зрелищ ». По одной из версий, Деметрий, обладая соответствующими возможностями, таким образом пытался реализовать свои представления о прекрасном и развитии культуры в городе .
Деметрий особо благоволил философским занятиям в Афинах, а также поддерживал представителей школы перипатетиков. Так, при содействии Деметрия Теофраст приобрёл сад, тем самым завершив формирование комплекса Ликея . Также правитель Афин оказывал поддержку и другим философам. В античных источниках содержатся упоминания о помощи Деметрия Ксенократу , Феодору из Кирены и Кратету .
При Деметрии была проведена первая в истории Афин перепись всего населения Аттики. Согласно античным источникам население региона состояло из 21 тысячи полноправных граждан, 10 тысяч метэков и 400 тысяч рабов . Приведенная численность рабов вызывает большие сомнения. В то же время наличие 21 тысячи граждан обладавших имуществом не менее 1000 драхм подтверждает данные античных источников об экономическом благоденствии в Афинах при Деметрии Фалерском .
Будучи ставленником правителя Македонии Кассандра он был ограничен в вопросах внешней политики . Так, когда в 314 году до н. э. Кассандр приказал Деметрию и Мунихия Дионисию направить на Лемнос двадцать кораблей, они тотчас снарядили флот под командованием Аристотеля .
Власть Деметрия основывалась на военной мощи Кассандра. Скрытая оппозиция проявляла себя лишь в периоды военной опасности для Кассандра и Деметрия. Когда в 312 году до н. э. племянник Антигона Полемей захватил несколько городов на Эвбее и вторгся в Аттику, афиняне, согласно Диодору Сицилийскому, тайно отправили к Антигону нескольких гонцов с просьбой освободить город . Власть Деметрия была сохранена лишь благодаря поражению сил Антигона в битве при Газе на другом театре военных действий . Антигон был вынужден отказаться от своих планов по покорению Греции и Македонии и в 311 году до н. э. заключил с Кассандром мирный договор .
В 307 году до н. э. войска Антигона под командованием его сына Деметрия Полиоркета вновь вторглись в Элладу. Вторжение было подкреплено пропагандистским приёмом — обещанием свободы для греческих полисов . Появление флота Деметрия вызвало энтузиазм среди афинян. Войско Деметрия Фалерского отказалось сражаться, а Народное собрание заставило его начать переговоры с «освободителем». Деметрий Полиоркет согласился сохранить жизнь правителю Афин и даже снабдил охраной, которая сопроводила его за пределы Аттики. Афиняне, согласно античной традиции, восприняли конец правления Деметрия Фалерского с воодушевлением. Статуи тирана-философа были немедленно сокрушены, некоторые из них переплавлены в ночные горшки, а напротив его имени в списке архонтов поставлено определение «год беззакония» .
Вначале Деметрий Фалерский удалился в Фивы в Беотии , где прожил десять лет . После смерти Кассандра в 297 году до н. э. он переехал ко двору фараона Египта Птолемея . Там он стал одним из ближайших советников Птолемея. Согласно Плутарху, Деметрий « советовал Птолемею достать и прочесть книги о царской власти и искусстве править: „В книгах, — говорил он, — написано то, чего друзья не решаются говорить царям в лицо“ » . Этот совет согласуется с античной традицией о том, что именно Деметрий был главным инициатором создания Александрийской библиотеки .
В качестве привилегированного советника Птолемея Деметрий составил, по образцу с афинским, сборник законов для Александрии . Им же была начата подготовка к созданию первого в эллинистическом мире научно-культурного центра Мусейона с примыкающей к нему библиотекой . Епифаний Кипрский сообщал, что однажды преемник Птолемея I Птолемей II Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков , но многое ещё предстоит достать и скопировать .
Согласно античной традиции, Деметрий также составил проект перевода иудейской Библии Танаха на древнегреческий язык. Реализация этих проектов была осуществлена уже после Деметрия .
Находясь при дворе Птолемея Деметрий ввязался в династические споры при дворе монарха. Он поддержал притязания на престол сына Птолемея от Эвридики Птолемея Керавна , однако царь выбрал наследником престола другого сына. После прихода к власти Птолемея II Филадельфа в 283 году до н. э. Деметрий был сослан в сельскую местность, где, согласно античной традиции, вскоре и умер от укуса змеи .
О личной жизни Деметрия известно немногое. Несомненно, Деметрий был женат и имел законного, названного в честь отца, сына Фанострата. Сын этого Фанострата, также Деметрий стал стратегом в III веке до н. э. Афиней упоминает о связи Деметрия с гетерами Лампито и Аристагорой .
Деметрий составил множество трактатов, ни один из которых не сохранился. Диоген Лаэртский приводит список из 44 произведений. Согласно их названиям, Деметрий особое внимание уделял разработке этико-политических вопросов. Также он написал труды по риторике и литературоведению, философии, филологии, истории, теории государства, мемуары о периоде своего правления в Афинах и сочинение о толковании снов. Отдельно следует выделить многочисленные речи Деметрия. Также, согласно античной традиции, он создал первые собрания цитат « Семи мудрецов » и сборник « Басен Эзопа », список афинских архонтов .
В историографии существует дискуссия относительно вклада Деметрия Фалерского в « Афинскую политию » Аристотеля. Предположительно, введение к трактату со справкой о « Законах Драконта » принадлежит перу Деметрия и содержит недостоверную информацию . По мнению Э. Рушенбуша, работа Деметрия «Об афинском государственном устройстве» сразу стала настолько авторитетной, что Аристотель под её влиянием внёс изменения в «Афинскую политию» .
Деметрий Фалерский не был оригинальным мыслителем. Его заслуга в развитие философии состоит в переносе достижений школы перипатетиков в Александрию и эллинистический Египет .
Это был человек, одинаково одарённый талантом и суетностью, столь же разносторонний в литературном отношении, как и бесхарактерный в политике, словом, бонвиван, который везде умел найти себе место.
Цицерон в одном из своих диалогов назвал Деметрия уникальным примером человека, который был первым как в занятиях наукой, так и в управлении государством .
Для Э. Д. Фролова Деметрий Фалерский был тираном-философом. Г. Берве , напротив, считал, что такая характеристика неверна. Историк подчёркивал, что Деметрий законно, хоть и под давлением Кассандра, стал эпимелетом . На политика периодически возлагали полномочия архонта и стратега . В отличие от классической афинской демократии Деметрия избирали не все граждане, а лишь те кто обладал имуществом стоимостью не менее 1000 драхм . Мудрое и умеренное правление высокообразованного человека также не вкладывается в современное понимание тирании. Одновременно, Г. Берве подчёркивает, что Деметрий обладал практически монархической властью. Недоброжелатели обвиняли его в тирании, а также использовании государственных средств для своих весьма пышных застолий . Х. Хабихт отмечал, что несмотря на мягкое правление и экономический рост для афинян Деметрий был единоличным правителем, власть которого держалась на чужеземном гарнизоне. Этим историк объяснял ликование в Афинах после свержения Деметрия .
При оценке стиля правления Деметрия Фалерского Э. Мартини увидел попытку переноса теории Аристотеля о государственном управлении в практику. Данное утверждение не является общепринятым в историографии . В 1978 году Х.-Й. Герке провёл исследование, где сопоставил реформы Деметрия и теорию Аристотеля. В правителе Афин историки видят в первую очередь государственного деятеля, который стремился к единоличной власти и лишь использовал те или иные рекомендации близкой ему философской школы в практике . Не вызывает сомнения, что Деметрий изучал традицию афинского публичного права. Соответственно, он, при необходимости, мог опираться как на традицию, так и на философскую теорию . Высокая, даже по меркам Древних Афин, образованность Деметрия, близкое знакомство с учением Аристотеля и киников , не мешали ему вести роскошный образ жизни, требовать для себя особых почестей и воздвигать в свою честь множество статуй. Возможно, в данном случае проявилась общая тенденция эллинистических правителей по созданию собственных культов .