Interested Article - Гзовский, Виктор Иванович
- 2021-05-15
- 1
Ви́ктор Ива́нович Гзо́вский (12 января 1902 года, Санкт-Петербург — 14 марта 1974, Гамбург) — хореограф и педагог, в разное время руководивший балетными труппами Берлина, Парижа, Мюнхена, Флоренции, Дюссельдорфа и Гамбурга. Супруг Татьяны Гзовской .
Биография
Учился в Петербурге у Евгении Соколовой . После гражданской войны оказался в Краснодаре, где повстречался с Татьяной Исаченко , знакомой ему ещё по Петербургу, и женился на ней. В 1925 году супруги смогли выехать в Берлин, где Гзовский стал балетмейстером Берлинской оперы . В 1928 году они открыли собственную танцевальную студию, а также организовали труппу «Балет Гзовских», с которой в январе 1932 года гастролировали в Париже с программой «Историческое ревю танцев и костюмов 1830—1930». Кроме того, с 1930 по 1933 года Гзовский был также хореографом на киностудии в Бабельсберге .
В 1937 году он покинул Германию и переехал в Париж (его жена осталась в Берлине), где начал работать в компании Марковой — Долина и одновременно преподавать в студии Вакер .
Во время оккупации Парижа в 1940—1941 годах ставил балетные спектакли для труппы Евгения Арцюка «Молодой русский балет», выступавшей в зале « Плейель », затем работал в кабаре, где ставил танцы «в стиле модерн» :391 . Сразу после окончания войны некоторое время возглавлял балетную труппу Парижской Оперы , где им был впервые на этой сцене поставлен II акт балета « Лебединое озеро » (до этого там исполнялись лишь фрагменты спектакля, поставленные в 1936 году Сержем Лифарём специально для завершения парижских гастролей Марины Семёновой ).
В 1946—1947 и 1948—1953 был хореографом труппы « », где его наиболее значительной работой стала постановка балета « Сильфида ».
В 1947 году был балетмейстером «Метрополитен балета» в Лондоне. С 1950 по 1952 год руководил балетной труппой Баварской оперы , осуществляя постановки в , после чего работал как балетмейстер и педагог в различных балетных труппах Европы, в том числе в во Флоренции и в в Дюссельдорфе (1964—1967).
С 1967 по 1970 год руководил труппой . Преподавал в труппе Мориса Бежара « ».
Постановки
- Парижская Опера
- 1945 — « Лебединое озеро », II акт
- Балет Елисейских полей, Париж
- 1946—1948 (точная дата постановки неизвестна) — «Маскарад» на музыку Жоржа Бизе
- 1946 — « Сильфида » (по мотивам Филиппо Тальони , Сильфида— Нина Вырубова , Джеймс — Ролан Пети )
- 1949 — Большое классическое па на музыку Даниэля Обера из оперы-балета «Бог и баядера, или Влюбленная куртизанка»
Поставлено для Иветт Шовире и , затем его танцевали и . Позднее Шовире передала хореографию Еве Евдокимовой , а та, будучи на стажировке в Театре им. Кирова — Габриэле Комлевой . В настоящее время виртуозное и элегантное Grand pas classique , ставшее настоящей классикой балетной сцены, является наиболее известным произведением хореографа.
- Баварская государственная опера, Мюнхен
- 1950 — «Гамлет» на музыку Бориса Блахера (совместная постановка с Татьяной Гзовской)
- 27 марта 1952 — «Путь к свету»/ Weg zum Licht на музыку Жоржа Орика
- 22 июля 1952 — Pas de cœur на музыку Готфрида фон Эйнема
- Театр Пергола, Флоренция
- Танец часов (дивертисмент из оперы Амилькаре Понкьелли « Джоконда »)
- «Фантастическая лавка» (собственная версия)
Среди других постановок Гзовского — «Золушка», Па-де-катр, «Дриада» на музыку Адольфа Адана , одноактный балет на музыку Габриэля Форе (название неизвестно), включающий в себя pas de deux для Пьера Лакотта и Виолетт Верди .
Фильмография
- 1946 — хореография для кинематографического дебюта Людмилы Чериной в роли прима-балерины Карины в фильме « » (режиссёр Кристиан-Жак )
Педагогическая деятельность
Гзовский был настоящим апологетом классического танца. Репетируя, он умел показывать тончайшие нюансы роли. Однако постановки балетов интересовали его в гораздо меньшей степени, чем педагогическая деятельность. Он так любил преподавать, что зачастую давал артистам уроки, длившиеся по два с половиной часа :245 .
Особенно славился своими лиричными адажио, где каждое па становилось законченным произведением искусства. Кроме классического танца преподавал также и характерный.
Ученики Гзовского описывали его как мягкого, простого в общении, но одержимого искусством танца человека. Высокий и худой, своим обликом он походил на Дон Кихота . Ему приписывалось владение исконно русским, чисто мариинским стилем. «Могло показаться, что это скульптор: Гзовский лепил тело танцовщика или танцовщицы» — вспоминал :318 .
В студии Гзовского занимались артисты Парижской Оперы и других балетных трупп Парижа. Среди его учеников , Иветт Шовире, , Нина Вырубова, Виолетт Верди, Вера Зорина , Колетт Маршан , Жан Бабиле , , Питер ван Дейк, Хайнц Розен, Олег Брянский, , Сирил Атанасоф.
Адреса
На протяжении многих лет Гзовский преподавал в парижской студии Вакер , расположенной в районе площади Клиши на улице Дуэ, д. 69. В той же студии преподавали Ольга Преображенская , Борис Князев , мадам Рузанн и её племянница Нора Кисс.
Примечания
- ↑ М. Мейлах. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет. — М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Ссылки
- 2021-05-15
- 1