Алекса́ндр фон Цемли́нский
(
нем.
Alexander von Zemlinsky ,
14 октября
1871
,
Вена
,
Австро-Венгрия
—
15 марта
1942
,
Нью-Йорк
,
США
) — австрийский
композитор
и
дирижёр
.
Биография
Александр фон Цемлинский родился в Вене, куда его дед, Антон, женившийся на австрийке, иммигрировал из
Жилины
(ныне в
Словакии
, а тогда — в
Венгрии
). Адольф фон Цемлинский (1845—1900), отец Александра, был крещён
католиком
. Мать Цемлинского Клара Земо (1848—1912) родилась в
Сараево
, в семье
сефардского
еврея
и
боснийской
мусульманки
. Перед женитьбой на Кларе Земо Адольф Цемлинский перешёл в
иудаизм
, к которому с рождения принадлежал и Александр.
Отец Цемлинского прибавил к своей фамилии аристократическое «
фон
», хотя никто из предков Цемлинского не был
аристократом
. Также он заменил начальное «S» в «Semlinski» (первоначальный вариант фамилии) на «Z».
Александр занимался игрой на
фортепиано
с раннего детства, прислуживал в
синагоге
, играя на
органе
по праздникам. В
1884 году
он поступил в
Венскую консерваторию
, где учился у
Антона Доора
по классу фортепиано. В
1890 году
выиграл консерваторский конкурс. Цемлинский окончил обучение в
1892 году
; в период обучения в консерватории он занимался с
Робертом
и
Иоганном Непомуком Фуксами
,
Антоном Брукнером
, на то же время приходятся первые опыты в сфере
композиции
.
Цемлинский обрел серьёзную поддержку в лице
Иоганнеса Брамса
, с которым его познакомил его учитель, Иоганн Фукс, по приглашению которого, Брамс посетил премьерное исполнение первой симфонии Цемлинского (в ре минор) в 1893 году. Брамс высоко оценил молодого композитора и рекомендовал его произведения издателю
Зимроку
для печати.
В 90-х годах Цемлинский знакомится с
Арнольдом Шёнбергом
, с которым заводит крепкую дружбу, а, позднее, даже роднится с ним (когда его сестра, Матильда, выходит замуж за Шёнберга). Известно, что Шёнберг брал у Цемлинского ряд уроков по
контрапункту
.
В 1897 году с большим успехом состоялась премьера Второй симфонии композитора (третьей, если считать в хронологическом порядке, от чего симфонии иногда присваивают третий номер). Успеху Цемлинского способствовал
Густав Малер
, дирижировавший премьерой его оперы «Es war einmal…» («Однажды давным-давно…») в
Венской Придворной опере
в 1900 году. В 1899 году Цемлинский получил должность капельмейстера в венском
Карл-театре
.
В 1900 году Цемлинский познакомился с
Альмой Шиндлер
, обучавшейся у него композиции. Цемлинский признался ей в любви, но получил отказ — Альма ощущала давление со стороны родственников, настаивавших на прекращении её романтических отношений с композитором. В 1902 году Альма вышла замуж за Густава Малера. В 1907 году Цемлинский женился на Иде Гутманн, однако брак оказался несчастливым. После смерти Иды, последовавшей в 1929 году, Цемлинский женился в 1930 году на Луизе Заксель, которая была на 29 лет моложе Цемлинского и которой он давал уроки пения с 1914 года. Этот брак был намного удачнее и продлился до смерти Цемлинского.
В 1906 году Цемлинский был назначен первым капельмейстером венской
Народной оперы
. С 1911 по 1927 год он дирижировал в Пражской опере, в том числе и премьерой оперы Шенберга «Erwartung» («Ожидание»); в 1920 году стал первым ректором открывшейся в Праге
Немецкой академии музыки
. После продолжительного пребывания в
Праге
он переехал в
Берлин
, где работал под началом
Отто Клемперера
как дирижёр в Опере Кроля. После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году Цемлинский переехал в Вену, где не занимал никакой официальной должности, но продолжал писать музыку и выступать в качестве приглашенного дирижёра. В 1938 году он переехал в Соединенные Штаты и обосновался в
Нью-Йорке
. Однако, в отличие от его друга Шенберга, в то же время эмигрировавшего в
США
и принятого с большим восторгом, Цемлинский в Америке не пользовался популярностью. Он прекратил писать музыку, чувствовал себя всеми забытым и никому не нужным, много болел и в 1942 году умер от пневмонии. Согласно завещанию Цемлинского, его прах был погребен в Вене, городе, который он всегда считал родным.
Сочинения
Произведения для оркестра
Оперы
-
Sarema, опера в трёх частях (либретто композитора, Адольфа фон Цемлинского и Арнольда Шенберга, 1893-95, премьера в Мюнхене в 1897
)
-
Es war einmal …, опера в трёх актах с прологом (либретто Максимилиана Сингера, 1897-99, rev. 1912, первое представление в Вене в 1900 под руководством Густава Малера)
-
Der Traumgörge, опера в двух актах с эпилогом (либретто Leo Feld, 1904-06, премьера в Нюрнберге в 1980)
-
Kleider machen Leute, опера в трёх актах с прологом (либретто Leo Feld) (три версии, 1908—1909/1910/1922), первое исполнение в Вене в 1910)
-
Eine florentinische Tragödie (Флорентийская трагедия), опера в одном акте, op. 16 (либретто Oscar Wilde/ Max Meyerfeld, 1915/16), премьера в Штутгарте в 1917)
-
Der Zwerg (Карлик), опера в одном акте, op. 17 (либретто Georg C. Klaren по мотивам произведения
Оскара Уайльда
«
День рождения Инфанты
», 1919-21, премьера состоялась в Кёльне в 1922 под руководством Отто Клемперера)
-
Der Kreidekreis (Круг, очерченный мелом), опера в трёх актах op. 21 (либретто композитора по мотивам произведения Klabund, 1930-32, первое представление в Цюрихе в 1933)
-
Der König Kandaules, опера в трех актах op. 26 (либретто композитора на базе произведения
Андре Жида
в немецком переводе Franz Blei, 1935/36, оркеастровка выполнена Antony Beaumont (1992-96), премьера состоялась в Гамбурге в 1996)
Другие произведения для театра
-
Ein Lichtstrahl (A Ray of Light). Мимическая драма для фортепиано (сценарий Oskar Geller, 1901, rev. 1902)
-
Ein Tanzpoem. Танцевальная поэма в одном акте для оркестра(
Гуго фон Гофмансталь
(1901-04, final version of the ballet Der Triumph der Zeit)
-
Incidental music for Shakespeare’s Cymbeline for tenor, reciters and orchestra (1913-15)
Сочинения для хора
-
Frühlingsglaube for mixed chorus and string orchestra (T:
Людвиг Уланд
) (1896)
-
Geheimnis for mixed chorus and string orchestra (1896)
-
Minnelied (T:
Гейнрих Гейне
) for men’s choir and chamber ensemble (c. 1895)
-
Hochzeitgesang (T: Jewish liturgy) for tenor solo, chorus, and organ (1896)
-
Aurikelchen (T: Richard Dehmel) for women’s choir (c.1920)
-
Frühlingsbegräbnis (Text:
Пауль Гейзе
) cantata for soprano, baritone, mixed chorus and orchestra (1896/97, rev. c. 1903)
-
Horch! vom Hügel, welch' sanfter Klang
-
Schöner Jüngling
-
Wie lieblich er ruht
-
Stumm in Wehmut schaut der Mong herab'
-
Und ein Specht klopft an den Föhrenstamm
-
Als so weihevoll der Alte sprach
-
Horch! vom Hügel welch' ein wilder Klang?
-
Псалом 83 for soloists, mixed chorus, and orchestra (1900)
-
Псалом 23 для хора и оркестра op. 14 (1910, first performance, Vienna 1910)
-
Псалом 13 для хора и оркестра op. 24 (1935)
Произведения для голоса (голосов) и оркестра
-
Waldgespräch (T:
Йозеф фон Эйхендорф
) for soprano, two horns, harp and strings (1896)
-
Maiblumen blühten überall (T: Richard Dehmel) for soprano and string sextet (c. 1898)
-
Sechs Gesänge на стихи М.
Метерлинка
op. 13 (1913, orchestrated 1913/21))
-
Lyric Symphony for soprano, baritone and orchestra op. 18 (на стихи
Р. Тагора
) (1922-23)
-
Symphonische Gesänge for baritone or alto and orchestra op. 20. (T: from Afrika singt. Eine Auslese neuer afro-amerikanischer Lyrik, 1929)
Песни для голоса с фортепиано
-
Lieder op. 2 (1895-96)
-
Gesänge op. 5 (1896-97)
-
Walzer-Gesänge nach toskanischen Liedern von Ferdinand Gregorovius op. 6 (1898)
-
Irmelin Rose und andere Gesänge op. 7 (1898/99)
-
Turmwächterlied und andere Gesänge op. 8 (1898/99)
-
Ehetanzlied und andere Gesänge op. 10 (1899—1901)
-
Sechs Gesänge after poems by Maurice Maeterlinck op. 13 (1913)
-
Sechs Lieder op. 22 (1934; first performance, Prague 1934)
-
Zwölf Lieder op. 27 (1937)
-
Three Songs (T: Irma Stein-Firner) (1939)
Камерная музыка
-
Фортепианное трио a-moll (март 1888, только одна часть).
-
Фортепианный квартет D-dur (1892? — 1893?). Партитура утеряна, сохранились полная партия альта и первая часть партии виолончели (в Библиотеке Конгресса). Премьера состоялась 20 ноября 1893 года.
-
Струнный квартет e-moll (1893?)
-
Струнный квинтет d-moll (17 октября — 6 ноября 1894). Первая часть окончена, от других только наброски.
-
Струнный квинтет D-dur (11 января 1896). Только четвёртая часть. Может быть, новый финал к квинтету d-moll (1894).
-
Трио d-moll для кларнета (скрипки), виолончели и фортепиано, op. 3
(1896?).
-
(начат 4 июля 1896).
-
(20 июля 1914 — 12 марта 1915).
-
(август — 13 сентября 1924).
-
Струнный квартет (начат 22 июля 1927). В шести частях, три завершены, три — почти завершены.
-
(1936). Хотя имеет опус, не публиковался.
-
Квартет D-dur для кларнета, скрипки, альта и виолончели (август 1938). Наброски.
-
Три пьесы для виолончели и фортепиано (Юмореска, Песня, Тарантелла; 1891).
-
Соната для виолончели и фортепиано a-moll
(1894).
-
Serenade (Suite) for violin and piano (1895)
-
Юмореска (Рондо), для духового квинтета (1939)
-
Jagdstück (Охотничий опус) для двух рожков и фортепиано (1939)
Фортепианная музыка
-
Ländliche Tanze op. 1 (1892)
-
Vier Balladen (1892-93)
-
Albumblatt (Erinnerung aus Wien) (1895)
-
Skizze (1896)
-
Fantasien über Gedichte von Richard Dehmel op. 9 (1898)
-
Менуэт (from Das gläserne Herz) (1901)
Примечания
Литература
-
Власова Н. О.
Александр Цемлинский. Жизнь и творчество: монография. М., 2014. 416 с.+16 с. вкл.
ISBN 978-5-89598-301-0
-
Крейнина Ю. В.
Цемлинский А. //
Музыкальная энциклопедия
/ под ред.
Ю. В. Келдыша
. —
М.
: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
-
Antony Beaumont:
Zemlinsky.
Faber and Faber, London 2000,
ISBN 0-571-16983-X
-
Alexander Zemlinsky:
Briefwechsel mit Arnold Schönberg, Anton Webern, Alban Berg und Franz Schreker
, hrsg. von Horst Weber (= Briefwechsel der Wiener Schule, Bd. 1). Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt 1995,
ISBN 3-534-12508-8
This volume includes letters by Schoenberg and Zemlinsky concerning their work on
Die Seejungfrau
and
Pelleas and Melisande
.
-
Zemlinsky, Alexander (von)
by Alfred Clayton, in 'The ', ed. Stanley Sadie (London, 1992)
ISBN 0-333-73432-7
-
Brown, A. Peter.
The Second Golden Age of the Viennese Symphony: Brahms, Bruckner, Dvorák, Mahler, and Selected Contemporaries
(англ.)
. —
Indiana University Press
, 2002. — Vol. 4. — P. 780—781. — (The Symphonic Repertoire). —
ISBN 0253334888
.
-
Lorraine Gorrell: '
Discordant Melody: Alexander Zemlinsky, His Songs, and the Second Viennese School'
, Greenwood Press, 2002.
ISBN 0-313-32366-6
-
Greene, David Mason.
(англ.)
/ Petrak, Albert M.. — The Reproducing Piano Roll Foundation, 1985. — P. 986. —
ISBN 0385142781
.
Ссылки