Приютино (Всеволожск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бернга́рдовка — микрорайон города Всеволожска и одноимённая платформа Ириновского направления Октябрьской железной дороги в черте города Всеволожска. Высота центра микрорайона — 17 м.
В 1847 году вымежёванный из мызы Приютино участок земли на левому берегу реки Лубьи площадью чуть более 79 десятин, приобрёл тайный советник , сенатор , Георг Фридрих фон Брадке. Им же было дано старое название поселения — мыза «Христиновка». Оно зафиксировано в обмерах 1856 года и на картах издания 1860 года. При нём в мызе были возведены три первых строения. Затем мыза перешла немцу, провизору Отто-Карлу Францевичу Гленцеру . В 1871 году петербургский кондитер, швейцарский гражданин, купец 2-й гильдии , Ганс (Иоганн Иоганнович) Бернгард (1826—1913) купил землю в Христиновке Рябовской волости Санкт-Петербургского уезда (центр волости находился тогда в деревне Романовка ), устроил в ней двухэтажный усадебный дом и молочную ферму с 78 десятинами земли. Хозяйство И. Бернгарда отличалось выращиванием пород редких коров и швейцарскими порядками, заведёнными хозяином владения. С 1889 и до 1917 года каждое 1 августа в мызе Бернгарда официально справляла национальный день Швейцарии петербургская колония швейцарцев. Поднимался национальный флаг . Устраивались пикники, лотереи, танцы. В особом почёте были национальные игры — стрельба по мишеням, борьба. В 1909 году, на сельскохозяйственной выставке в Рябове, успехи хозяйства Бернгарда в животноводстве были отмечены почётной медалью.
В 1892 году через мызу Бернгарда прошла одна из первых в России узкоколейных железных дорог (см. Ириновская железная дорога ). Иоганн Бернгард подал прошение переименовать станцию «Христиновка» в станцию «Бернгардовка», тем более что часть земель самого Бернгарда была занята под железную дорогу, а в южном направлении уже была своя «Христиновка» и туда, бывало, отсылали корреспонденцию бывшего кондитера.
ХРИСТИНОВКА — станция Ириновской жел. дороги, при р. Лубье 1 двор, 2 м. п., 3 ж. п., всего 5 чел. (1896 год)
Его просьба была удовлетворена. 18 апреля 1911 года станция получила официальное название «Бернгардовка» .
После смерти Ганса Бернгарда в 1913 году (его похоронили на Северном кладбище ) праздники петербургских швейцарцев в имении устраивали до событий 1917 года его дети. Потом всё переменилось.
Летом 1918 года в имении числилось 14 человек, 15 коров и три лошади, владельцем мызы являлся Владимир Бернгард . В октябре 1918 года он передал новой власти все постройки, в том числе и свой дом, в идеальном состоянии. Семья Бернгардов проживала на территории своего бывшего имения до начала 1919 года, а затем эмигрировала в Швейцарию . После их отъезда в имении была организована коммуна «Христиновка», которую вскоре переименовали в колхоз «Бернгардовка» . В имении, ещё недавно имевшем налаженный быт, образцовое хозяйство, начался голод.
В XIX — начале XX века Бернгардовка административно относилась к Рябовской волости Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии .
Согласно одной из версий в Бернгардовке расстреливали приговорённых за контрреволюционную деятельность , среди которых был поэт Николай Гумилёв . Ряд источников связанных с поиском места захоронения Н. С. Гумилева опирается на свидетельства Анны Ахматовой :
Их расстреляли близ Бернгардовки, по Ириновской дороге. У одних знакомых была прачка, а у той дочь — следователь. Она, то есть прачка, им рассказала и даже место указала со слов дочери. Туда пошли сразу, и была видна земля, утоптанная сапогами. А я узнала через 9 лет и туда поехала. Поляна, кривая маленькая сосна…
В конце 1980-х на берегу реки Лубьи был установлен камень, а затем крест- кенотаф , около которого ежегодно проводятся литературно-поэтические встречи «День памяти поэта Николая Гумилёва» . В 2016 году, во дворе церкви свв. равноапп. Константина и Елены близ станции Бернгардовка, был установлен памятник Н. С. Гумилёву . Впрочем, ряд историков сомневается в правильной идентификации места, предполагая, что расстрелы производились в нескольких километрах от Бернгардовки у порохового погреба на Ржевском артиллерийском полигоне , близ которого также протекает река Лубья и близ которого в те годы проходила Ириновская железная дорога .
В 1930 году на территории бывшей мызы Бернгардов возник колхоз , в котором действовали лесопильный завод, кузница, столярная мастерская. В октябре того же года Всеволожский сельсовет отвёл в Бернгардовке рабочему жилищно-строительному кооперативному товариществу «Стандартстрой» участки под дачи.
Согласно топографической карте РККА 1931 года посёлок насчитывал 43 двора.
К 1934 году в посёлке был построен дачный фонд. С этого момента он стал местом отдыха горожан .
По административным данным 1936 года в дачном посёлке Всеволожского сельсовета Бернгардовка проживали 1443 человека .
В 1938 году население дачного посёлка Бернгардовка насчитывало 2250 человек, из них русских — 2150 и финнов — 100 человек . В том же году, дачные посёлки Всеволожский , Бернгардовка, Рябово , Ильинский и Марьино были объединены в один рабочий посёлок Всеволожский. Перед объединением посёлок Бернгардовка насчитывал 95 дворов .
В годы Великой Отечественной войны в Бернгардовке , как и в других населённых пунктах Всеволожского района, размещали детей, вывезенных из осаждённого Ленинграда . Здесь в годы блокады работали школы. А в усадебном доме Бернгардов был дом отдыха для бойцов Красной армии .
Во время Великой Отечественной войны в посёлке Бернгардовка были развёрнуты следующие медицинские учреждения:
Близ Бернгардовки был разбит ложный аэродром , на котором располагались макеты истребителей, сколоченные из досок и фанеры. Существовал около Бернгардовки и настоящий аэродром . Располагался он между пятым и шестым километром, проходившего через Приютино автомобильного пути знаменитой Дороги жизни . В самом здании самой усадьбы Приютино находился командный пункт эскадрильи, столовая и жильё для лётчиков .
После войны началось возрождение посёлка. В 1958 году была электрифицирована железнодорожная линия от Ленинграда до Мельничного Ручья . В это же время в Бернгардовке появились двухэтажные дома, которые, покосившись, и сегодня стоят на Советской улице . Ныне от усадебных построек в Бернгардовке ничего не осталось .
Население возрастало и местная средняя школа № З, действующая здесь с 1930-х годов, постоянно расширялась. Рядом с небольшим деревянным домом было построено кирпичное здание, а затем в середине 1980-х новая просторная школа, на другой стороне железнодорожных путей. На сегодняшний день школа насчитывает более 800 учеников. В старых зданиях школы — деревянном и кирпичном, до 2008 года размещался Детский зоопарк .
На территории Бернгардовки , вдоль бывшего полотна Ириновской железной дороги, где тогда уже проходил Христиновский проспект в 1970-е годы были построены летние лагеря, летний кинотеатр «Октябрь» и база отдыха одного из петербургских предприятий, а также ПТУ № 28. В начале 1990-х детские лагеря пришли в запустение и сейчас на их территории построены «элитные» частные дома.
В начале 1990-х по инициативе местного предпринимателя на месте развалившегося кинотеатра «Октябрь», была заложена православная часовня святых Константина и Елены. Затем местные верующие решили переоборудовать часовню в храм. 4 июня 2011 года в храме святых равноапостольных Константина и Елены был освящён придел в честь святых князя Петра и княгини Февронии Муромских, таким образом храм стал двух престольным .
Здание базы отдыха, находящееся в нескольких десятках метров от православного храма, выкупила Гимназия «Грейс», принадлежащая одной из корейских протестантских церквей .
Ближайшие микрорайоны | ||
---|---|---|
Северо-запад: Приютино | Север: | Северо-восток: Всеволожск |
Запад: | Восток: Всеволожск , Питомник | |
Юго-запад: Ковалёво | Юг: Красная Поляна | Юго-восток: Южный |
В 1847 году владелец усадьбы «Приютино» Фердинанд Матвеевич Адамс, продал земли в долине реки Лубья под маленькие мызы частным лицам . К концу XIX — началу XX века на территории нынешнего микрорайона Бернгардовка располагалось 5 частных мыз: «Елизаветино» (между Дорогой жизни, левым берегом реки Лубьи, улицей Полевой и Приютинской улицей), «Васильево» (к северу от железной дороги — между Полевой и Марьинской улицами, к югу — между безымянным проездом и Совхозной улицей), «Марьино» (в створе между Марьинской и Северной улицами), «Бернгардовка» (между левым берегом реки Лубьи и улицей Южной), «Софиевка» (на территории нынешнего парка Софиевка, поля и кладбища) и остатки деревни «Волково» (в районе современных 1-й и 2-й линий, на северном берегу Школьного озера) .
«Елизаве́тино» — первая из мыз, отпочковавшихся от «Приютина». В 1836 году Елизавета Марковна Оленина подарила 16 десятин приживале в своей усадьбе, младшему сотруднику своего мужа А. Н. Оленина по Публичной библиотеке , надворному советнику Василию Яковлевичу Аткинсону, который назвал мызу по имени жены Оленина Елизаветы Марковны, оказывающей помощь в благоустройстве мызы.
АЛЬКИСОНА (АТКИНСОНА) — дача, близь рч. Лубьи, 2 двора, 1 м. п., 3 ж. п. (1862 год)
После смерти В. Я. Аткинсона усадьбу унаследовала вдова Екатерина Францевна .
После смерти Екатерины Францевны, в 1882 году её дочь Александра Васильевна выкупила у нового владельца мызы «Приютино» — П. Ф. Серапина, еще 2,3 десятины .
ЕЛИЗАВЕТИНО — мыза, на собственной земле, при Ириновской жел. дороге, при р. Лубье 1 двор, 5 м. п., 4 ж. п., всего 9 чел. (1896 год)
От дворян Аткинсонов мыза «Елизаветино» перешла в собственность жившей по соседству эстонской крестьянской семьи Эрг .
В 1915 году владелец «Приютина» Мартын Александрович Краузе выкупил за 10 000 рублей мызу у Амалии Эрг, а затем передал ей «Елизаветино» в безвозмездное пользование до 1917 года. Согласно купчей крепости площадь мызы составляла 21 десятину 680 кв. саженей .
После революции, в 1920-х годах на ней поселился владелец нескольких соседних участков Прокофьев .
«Васи́льево» — в 1847 году владелец «Приютино» Ф. М. Адамс продал 13 десятин под дачу вдове гвардии поручика Марии Васильевне Васильевой (отсюда название). На двух десятинах она построила дом, развела огород и фруктовый сад .
ВАСИЛЬЕВОЙ — дача, близь рч. Лубьи, 2 двора, 3 м. п., 8 ж. п. (1862 год)
В 1882 году мызу Васильево и 14 десятин земли при ней у Марии Васильевны выкупил за 2000 рублей муж её младшей дочери Елизаветы — губернский секретарь Александр Дмитриевич Свицкий и передал управление мызой жене. После его смерти в 1897 году полноправной владелицей мызы стала его вдова Елизавета Тарасовна Свицкая .
По данным 1889 года в хозяйстве у Е. Т. Свицкой была одна лошадь и шесть коров, половину своего дома она сдавала в аренду за 85 рублей в год .
В 1892 году, в связи с постройкой Ириновской железной дороги, под неё отошла полоса земли шириной три сажени .
ДАЧА СВИЦКОЙ — при Ириновской жел. дороге, при р. Лубье 1 двор, 1 м. п., 2 ж. п., всего 3 чел. (1896 год)
В октябре 1918 года мызу национализировали, а Елизавету Тарасовну Свицкую выселили из усадьбы .
«Ма́рьино» . В 1847 году мызу купил статский советник Илья Андреевич Теряев. Смежна с мызой Васильево .
ТЕРЯЕВА — дача, при рч. Лубье, 1 двор, 2 м. п. (1862 год)
Дом, службы, сад и огород, располагались на трёх десятинах на берегу Лубьи. В усадьбе постоянно проживали дворовые.
В 1865 году часть мызы Марьино к югу от дороги площадью 23 десятины, 2270 сажени земли, приобрёл священник Иван Яковлевич Троицкий .
МАРЬИНО — мыза, при Ириновско-Шлиссельбургской жел. дороге, при р. Лубье 1 двор, 2 м. п., 5 ж. п., всего 7 чел. (1896 год)
В 1906 году мызу унаследовала вдова протоиерея Мария Александровна Троицкая с сыном Евгением. М. А. Троицкая размежевала мызу на 26 участков и сформировала дачный посёлок Марьино . Участки продавались хорошо, поэтому к 1912 году она сформировала в южной части мызы ещё 113 участков . На Ириновской железной дороге пересекающей имение была платформа для высадки пассажиров «Марьино».
В 1938 году население дачного посёлка Марьино насчитывало 300 человек . В 1938 году, когда был образован рабочий посёлок Всеволожский, посёлок Марьино вошёл в его состав. Сейчас — улица Марьинская.
«Бернга́рдовка» . В 1847 году была куплена сенатором, тайным советником Егором Фёдоровичем фон Брадке, который назвал её «Христи́новка» .
Мыза была продана им в 1862 году провизору О.-К. Ф. Гленцеру .
В 1871 году, согласно материалам по статистике народного хозяйства Шлиссельбургского уезда, мызу Христиновка и 78 десятин земли при ней, приобрёл за 6000 рублей швейцарский подданный Г. И. Бернгард.
По состоянию на 1889 год, в хозяйстве у Г. И. Бернгарда было 10 лошадей, 31 корова и 2 быка холмогорской породы . Почва имения — чернозём и песок. Четыре комнаты верхнего этажа господского дома сдавались в наём .
ХРИСТИНОВКА — мыза, на собственной земле при Ириновской жел. дороге при р. Лубье 1 двор, 8 м. п., 4 ж. п., всего 12 чел. (1896 год)
В 1911 году Г. И. Бернгард переименовал мызу в «Бернгардовку» .
В 1913 году после смерти Г. И. Бернгарда мыза перешла во владение его сыновей Александра и Владимира .
После революции постоянных жителей в «Бернгардовке» числилось 14 человек . Владельцем имения, в хозяйстве которого насчитывалось 3 лошади и 15 коров, до октября 1918 года являлся Владимир Бернгард .
«Софи́евка»
В 1847 году земли будущей мызы купила Наталья Христиановна Очкина, жена цензора , журналиста и редактора журнала « Очерки » Ампилия Николаевича Очкина и построила небольшой дом. При ней на безымянном ручье, левом притоке Лубьи , была устроена плотина и создано существующее до сих пор небольшое, вытянутое с севера на юг искусственное озеро, на восточном берегу которого был выстроен усадебный дом ).
В 1861 году, из-за долгов Ампилия Николаевича земля была продана чиновнику Министерства государственных имуществ , статскому советнику Эдуарду Евграфовичу фон Лоде, который разбил парк (8 десятин), построил новую усадьбу на центральной поляне парка.
ЛОДЕ — дача, при рч. Лубье, 3 двора, 3 м. п., 2 ж. п. (1862 год)
Также, согласно «Спискам населённых мест Санкт-Петербургской губернии» от 1862 года, частью усадьбы, расположенной в стороне от берега Лубьи, владела некая госпожа Соловьёва.
СОЛОВЬЁВОЙ — дача при колодцах, число дворов — 3, число жителей: 2 м. п., 1 ж. п. (1862 год)
В 1877 году мызу Софиевка и 97 десятин земли при ней, приобрёл за 15 600 рублей прусский подданный Виктор-Георг-Фердинанд Эбергард, держатель торгового предприятия по продаже железнодорожного оборудования в Петербурге.
Эбергардты посадили в парке яблоневый сад (остатки сада ещё сохранились) .
СОФИЕВКА — владельческая усадьба, близ станции Христиновка Ириновской жел. дороги, при р. Лубье 1 двор, 5 м. п., 6 ж. п., всего 11 чел. (1896 год)
В 1916 году на основании « ликвидационных законов » мыза Софиевка была конфискована у наследников Эбергардта и продана великобританскому подданному Гарольду Галлу . Семья Галла проживала в Софиевке до 10 октября 1918 года .
После революции в усадьбе была создана сельскохозяйственная коммуна «Софиевка». Согласно переписи населения 1926 года мыза Софиевка числилась отдельным населённым пунктом — коммуной :
СОФИЕВКА — коммуна Всеволожского сельсовета Ленинской волости, 3 хозяйства, 21 душа некрестьянского населения.
Из них: русских — 1 хозяйство, 5 душ (4 м. п., 1 ж. п.); поляков — 1 хозяйство, 1 душа м. п.; коммуна 15 душ (5 м. п., 10 ж. п.).
Здание господского дома (деревянное) сохранялось до конца 1980-х годов (в послевоенные советские годы там располагались ясли), 2 кирпичных хозяйственных постройки до 1995 года. В списке ценных природных объектов, подлежащих охране во Всеволожском районе, утверждённом решением Всеволожского городского Совета народных депутатов от 8 апреля 1993 года, за № 25 значится усадьба «Софиевка» (14 га, г. Всеволожск, ж.-д. пл. Бернгардовка) .
«Во́лкова» («Ля́глова») . Местоположение усадьбы — близ пруда на Почтовой улице. Следов построек не сохранилось. По данным Ингерманландского межевания в 1748 году мыза «Ляглова» и деревня Буякова, принадлежали поручику А. И. Вислентьеву . Земли по смежеству были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной майору М. Я. Волкову (ум. 1752). У его наследников в 1770-е годы их купил следующий хозяин мызы «Лягловой» А. В. Ислентьев, сын которого Пётр Алексеевич, сподвижник А. В. Суворова , создал усадьбу (2200 кв. саж.), с большим прудом и поставленным за ним господским домом. В 1773 году усадьбу приобрёл барон Иван Юрьевич Фридрикс и она вошла в состав Рябовской мызы.
Из генерального плана уезда, составленного в 1774 году Межевым департаментом сената <…> (в районе нынешней Бернгардовки) была мыза Ляглова. Позже Ляглово было переименовано в мызу Волкова. Здесь был стекольный завод, 1382 десятины земли, и в них пашни только 21 десятина и 43 сенокосов.<…> От селения Пороховые по направлению к Ладожскому озеру, вплоть до реки Лубья, в 1774 году никаких поселений не было. Только на правом берегу этой реки в районе Волковской улицы стояла одинокая мыза Волкова .
В 1770—1780-х годах возникла деревня «Волкова», которая имела финское население, она упоминается в церковных книгах Рябовского лютеранского прихода , начиная с 1779 года .
На картах деревня «Волкова» появляется в 1789 году .
То, что «Ляглово» и «Волково» суть одно имение хорошо видно по картам А. М. Вильбрехта . Так на его русскоязычной карте 1792 года, обозначена мыза «Ляглова» , но на франкоязычной копии этой карты, того же А. М. Вильбрехта, от того же года, мыза названа «Wolkowa» .
На карте 1834 года Ф. Ф. Шуберта , она обозначена как деревня «Волкова», состоящая из 20 крестьянских дворов .
На картах Ф. Ф. Шуберта 1844 года и С. С. Куторги 1852 года, деревня «Волкова» также насчитывает 20 дворов .
Отмечена деревня «Волкова» и на карте промышленного развития Санкт-Петербургской губернии 1853 года .
По данным 1859 года Деревня Волково (пустошь Малиновка) с покосами и угодьями принадлежала действительному статскому советнику Александру Всеволодовичу Всеволожскому .
Сейчас, напоминанием о существовавших когда-то мызе и деревне, служит название улицы — Волковская .
Посёлок Бернгардовка:
Дачный посёлок Бернгардовка: