Мильтон, Джон
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Ми́льтон ( англ. John Milton ; 9 декабря 1608 , Лондон — 8 ноября 1674 , там же) — английский поэт, политический деятель и мыслитель ; автор политических памфлетов и религиозных трактатов . Один из самых знаменитых литераторов 1650-х годов — яркой эпохи Английской революции (гражданской войны) .
О деде поэта по отцовской линии Ричарде Мильтоне известно, что он происходил из йоменов деревни близ Оксфорда , был католиком и выплачивал налог на рекузантов . Его сын, (1562?—1647), согласно сведениям биографа поэта Джона Обри , обучался в Оксфордском университете и имел интерес к музыке. В отличие от отца он перешёл в протестантизм . В 1583 году Мильтон-старший перебрался в Лондон , где поступил в ученики к нотариусу . В 1600 году был принят в и в последующие годы занимал в компании незначительные посты. Мать поэта, Сара Джеффри, была примерно на 10 лет моложе мужа. Джон Мильтон-младший родился, как записано в семейной Библии , «the 9th of December 1608 die Veneris half an howr after 6 in the morning». Вместе с ними в их большом лондонском доме жили также отец Сары, вдовец Эллен Джеффри ( Ellen Jeffrey , ум. 1611). Дата рождения старшей сестры Мильтона Анны не известна. Позднее появились другие дети: Кристофер (крещён 3 декабря 1615 года) и ещё две дочери, которые умерли во младенчестве .
Значительная часть детства Мильтона была посвящена образованию, поскольку его отец желал обучить сына наилучшим образом. В возрасте от пяти до семи лет, при помощи частного учителя, он научился читать по-английски и познакомился с арифметикой . Из учителей по имени известен только , шотландский пресвитерианин . Янг приобщил Мильтона к классической греческой и латинской литературе. В 1615 году (или, возможно, в 1620) Мильтон поступил в , считавшуюся одной из лучших грамматических школ страны. Впоследствии Мильтон с теплотой вспоминал школу, своих друзей и преподавателей, которые развивали и ценили его талант . В ноябре 1623 года вышла замуж Анна, в январе 1625 года родился её первенец Джон Филлипс. В том же году, в возрасте 16 лет, Мильтон поступил в Кембриджский университет — позднее, чем некоторые из его одноклассников, но лучше подготовленный . По окончании курса он провёл шесть лет в имении отца в Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Там он написал по меньшей мере четыре стихотворных произведения , в том числе «На утро Рождества Христова» («Рождественская ода») и элегию «На смерть прелестного ребёнка», посвящённую кончине маленькой племянницы Мильтона Анны . Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637—1638 путешествием по Италии и Франции , где он познакомился с Галилеем , Гуго Гроцием и другими знаменитыми людьми того времени. В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни в полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили его зрелый возраст и старость.
Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм:
С 1639 по 1660 год длится второй период в жизни и деятельности Мильтона. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании» («Tractate of Education, to Master Samuel Hartlib»), имеющий главным образом биографический интерес и показывающий отвращение Мильтона ко всякой рутине.
В 1642 году он женился на Мэри Поуэл — и эта женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый же год и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «The Doctrine and Discipline of Divorce» («О разводе»).
В начале 1652 года Мильтон полностью ослеп . Согласно Джону Обри , чьи «Minutes of the Life of Mr John Milton» были написаны предположительно в 1681 году, Мильтон обладал прекрасной памятью и отличной способностью упорядочивать материал, что позволяло ему преодолевать неудобства от своей слепоты. Заметки Обри следующим образом описывают распорядок дня поэта: пробуждение в 4:30 утра, после чего секретарь приходил к нему и читал еврейскую Библию , после чего Мильтон некоторое время предавался размышлениям. К работе он приступал в 7 утра и диктовал до обеда, за которым к нему часто присоединялись различные образованные люди, искавшие общества великого человека .
На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи — третьей жены (первая и вторая умерли) и трёх дочерей от первого брака; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к нему отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество — и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674 год, ознаменовался тремя гениальными произведениями: « Потерянный рай » («Paradise Lost»), « Возвращённый рай » («Paradise Regained») и « Самсон-борец » («Samson Agonistes»).
Перейдя в ряды партии « индепендентов », Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. Все эти памфлеты свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия. Самая замечательная из его защит народных прав посвящена требованию свободы для печатного слова (« Ареопагитика » — «Areopagitica: A Speech for the Liberty of unlicensed Printing to the Parliament of England»).
Из остальных 24 памфлетов первый («О реформации» — «Of Reformation touching Church Discipline in England and the Causes that hitherto have hindered it») появился в 1641 году, а последний — («Скорый и легкий путь к установлению свободной республики» — «A ready and easy way to establish a free Commonwealth») в 1660 году; таким образом, они охватывают всё течение английской революции .
При наступлении парламентского правления Мильтон занял место правительственного секретаря для латинской корреспонденции. В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях» (« Eikon Basilike »), появившийся после казни Карла I . Мильтон написал памфлет «Иконоборец» («Eikonoklastes»), в котором остроумно побивал доводы анонима. Менее удачной была полемика Мильтона с другими политическими и религиозными противниками, Салмазием и Мором .
, выпускавший журнал « Mercurius Politicus » в 1650—1660 годах, был связан с множеством влиятельных республиканских писателей своего поколения, в число который входили ( англ. Algernon Sidney), ( англ. Henry Nevile), Томас Челонэр , ( англ. Henry Marten) и Джон Мильтон. Мильтон, будучи секретарём Государственного совета в начале 1650-х годов, наблюдал за издательской деятельностью Нэдхэма и после двое мужчин стали друзьями .
Если слепота Мильтона тяжко отразилась на его материальных средствах, то реставрация Стюартов уже принесла ему полное разорение; ещё тяжелее для Мильтона оказался разгром его партии.
Публикация в 1825 году трактата De Doctrina Christiana поставила вопрос о том, насколько соответствовали религиозной норме своего времени. В частности, обсуждалось, не являлся ли Мильтон антитринитарием или арианином .
« Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии »
Это полемический трактат Джона Мильтона, направленный против цензуры . «Ареопагитика» считается одной из наиболее влиятельных и проникновенных философских речей в защиту свободы слова и печати .
Опубликованная 23 ноября 1644 года, в самый разгар гражданской войны в Англии , Ареопагитика заимствует название у речи афинского оратора Исократа , написанной в V веке до н. э. Подобно Исократу, Мильтон не намеревался обращаться к заседающим лично, оформив текст в виде памфлета, сам выход которого нарушал отвергаемый поэтом запрет на неподцензурную публикацию.
Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жёсткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме.
«Потерянный рай» появился в печати в 1667 году, «Возвращённый рай» и « Самсон-борец » — в 1671-м.
«Paradise Lost» — христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Первая песнь «Потерянного Рая», где побеждённый враг Творца горд своим падением и строит пандемониум , посылая угрозы небу, — самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть — поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века .
Поэма « Возвращённый рай » (1671) передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла.
Русские переводы сочинений Мильтона:
В 1682 году напечатана «Brief History of Moscovia», компиляция, несомненно принадлежащая Мильтону. Она издана по-русски, со статьёй и примечаниями Ю. В. Толстого, под заглавием: «Московия Джона Мильтона» (М., 1875) См. также доклад Толстого 1874 года в Обществе истории и древностей российских