Автор многочисленных книг, статей и других материалов, посвящённых
новомученикам и исповедникам Церкви Русской
. Составитель жизнеописаний около тысячи репрессированных лиц духовного звания, созданных им на основе архивных исследований около ста тысяч архивно-следственных дел
и сбора свидетельств очевидцев. Его труды значительно повлияли на развития агиографии в Русской православной церкви на рубеже XX и XXI веков. Автор статей и монографии по проблематике канонизации и почитания святых в Русской православной церкви. Участник многочисленных научных конференций, посвящённых данной тематике. Член
Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых
(c 1996). Ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (c 2012). Научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», автор многочисленных биографических справок о новомучениках и исповедниках в
Православной энциклопедии
и член научно-редакционного совета по её изданию
.
Биография
По собственным воспоминаниям, «начал пробовать писать небольшие произведения довольно рано, в той или иной степени стараясь отразить окружавшую меня действительность и свои впечатления о ней. Ко времени поступления в институт у меня уже был в этом отношении опыт, и я не сомневался в своём поступлении»
.
Учился в
Литературном институте имени А. М. Горького
при
Союзе писателей СССР
; посещал семинар
Михаила Лобанова
. Будучи студентом Литературного института, понял, что «история народа России XX века во всех её проявлениях по сути далека от
господствующей официальной версии
»
. По воспоминаниям Михаила Лобанова, «Писал рассказы с каждым предложением почти на целую страницу, что-то вроде „под
Пруста
“, за фразеологической сеткой не видны были герой, да и не ясно было, о чем идет речь. С таким текстом мало было шансов на защиту дипломной работы, вероятно, он и сам понимал это, взявшись наконец за тему более жизненную, позволившую ему полнее духовно выразить себя. Но всегда в выступлениях на семинаре, в замысловатых его иносказаниях чувствовалась духовность его интересов, и однажды, когда мы вечером после семинарского занятия в пустой аудитории говорили с ним о его дипломной работе, я был прямо атакован его спасительными назиданиями. Он уже не скрывал своей религиозности, и передо мною, грешным, опять возникла проблема: как бы он не пустился в такое же проповедничество на экзамене по
марксизму-ленинизму
»
. С середины 1970-х годов осуществлял интервьюирование участников и свидетелей событий, связанных с арестами, различными формами преследования духовенства и мирян, закрытием и разрушением храмов
. По признанию архимандрита Дамаскина в период обучения в Литературном институте имени А. М. Горького, он был уже достаточно церковным человеком: «И учился я среди хороших людей, которые оставили в моей памяти самое отрадное воспоминание. Некоторые из них впоследствии стали священниками. У меня нет претензий и к преподавателям. Несмотря на повышенную идеологизированность этого учебного заведения, я этого почти не замечал»
.
Окончил Литературный институт в 1979 году. Устроился работать в учебно-методическом кабинете при . В 1980 году его деятельность по сбору информации о подвиге новомучеников и исповедников приобрела систематический характер. С 1983 по 1986 год служил
чтецом
в в посёлке
Томилино
Московской области
. По собственному признанию, «то, что я занимался мучениками, накладывало определённые ограничения и направляло меня на особый путь, логически вело к тому, что в 1988 году я принял монашество»
. 7 апреля 1988 года в города
Иванова
архимандритом
Амвросием (Юрасовым)
пострижен в мантию
с именем Дамаскин в честь преподобного
Иоанна Дамаскина
. 28 декабря 1988 года епископом Ивановским и Кинешемским
Амвросием (Щуровым)
рукоположён в сан
иеродиакона
, 29 декабря — в сан
иеромонаха
. 29 декабря 1988 года награждён набедренником
. Направлен служить в клир храма Воскресения Словущего села
Толпыгино
Приволжского района Ивановской области
, который не закрывался в советское время
.
В 1991 году стал членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, пострадавших в советский период
. С 1993 года, будучи сотрудником
Издательства Валаамского монастыря
, трудился над изданием «Истории русской церкви»
. По преобразовании в сентябре 1996 года издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря в
Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
продолжил трудиться в последнем, став куратором редакции истории Русской Церкви XX века
.
6 октября 2008 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизированных Русской православной церковью заграницей в период разделения
. 15 января 2009 года по предложению митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия
избран делегатом от монашествующих Московской епархии на
Поместный собор Русской православной церкви
, прошедший 27—28 января 2009 года в Москве. В феврале 2010 года включён в состав созданной тогда же Экспертной коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской православной церкви
.
27 июля 2011 года решением Священного синода назначен секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых
. 25 декабря 2012 года назначен ответственным секретарём новообразованного Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, Синод поручил игумену Дамаскину к 1 марта 2013 года представить на рассмотрение Священного синода проект положения о Совете
. 22 октября 2015 года на заседании Священного синода освобождён от должности секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых с оставлением в составе Комиссии согласно поданному им прошению
. 1 ноября 2016 года Патриархом Кириллом включён в состав созданной тогда же Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей города Москвы
. 1 февраля 2017 года решением Священного Синода включён в состав образованного тогда же Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь
.
15 июня 2017 года в Белгородском государственном национальном исследовательском университете успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.» (научный консультант З. Д. Ильина; официальные оппоненты
А. В. Апанасенок
, ,
В. В. Коровин
)
.
20 января 2020 года включён в состав созданной митрополитом Ювеналием (Поярковым) рабочей группы по изданию духовного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской. В задачу рабочей группы входит библиотечный и архивный поиск богословского и публицистического наследия новомучеников Церкви Русской, принятие решения о возможности и необходимости его публикации, предпечатная подготовка (набор и редактура), распределение материала по томам, верстка и издание.
.
Деятельность
Собирание материала
Его деятельность как историка началась со сбора частным порядком сведений о подвижниках благочестия, пострадавших в гонениях против Церкви в XX веке. По собственному признанию, «Сначала эти рассказы я только слушал, затем стал записывать. И чем дальше шло дело, тем яснее для меня становилось, что в нашем прошлом — огромная, очень значительная эпоха, в которой кроме темного — крови, убийств и предательств — есть много светлого: и, прежде всего, это ни с чем не сравнимая духовная красота христиан <…> Речь шла не только о наших мучениках, как о святых последнего времени, но и о церковном Предании: будет ли оно зафиксировано в житиях мучеников или на этом месте останется провал»
. 1970-е — 1980-е годы он охарактеризовал как последний отрезок времени, когда преклонного возраста свидетели были ещё живы, а страх, который парализовал народ после прошедшего в стране террора, несколько ослабел, но был ещё достаточно силён, чтобы удерживать свидетелей от рассказывания «красивых» историй. «Таким образом, в те годы кто не знал, тот и не выдавал себя за знающего, а кто знал, тот хорошо осознавал значимость своего свидетельства — что оно есть не просто бытовой рассказ, а свидетельство о мученическом подвиге христианина и, в конечном счёте — свидетельство о Христе и Его Церкви»
. Как отмечала Наталия Бонецкая, к тому моменту «преследования Церкви как тема разговоров была строжайше табуирована; протоколы допросов мучеников хранились в засекреченных архивах госбезопасности; церковные газеты выдавались только в спецхране
Ленинки
… Нужно было не просто иметь особое дерзновение, чтобы в этих условиях, казалось бы, полной безнадёжности, когда все каналы сведений были наглухо перекрыты и перед всяким церковно-историческим исследованием поставлена непроходимая стена, сделать собирание сведений о мучениках своей единственной, всепоглощающей жизненной целью»
. Кроме того «вряд ли деятельность Владимира Орловского была вне поля зрения КГБ, и Владимир прекрасно это сознавал»
.
Стремясь собрать сведения о всех тех, кто был умучен за веру, совершал многочисленные поездки по самым разным по городам и деревням России. Весьма часто, приезжая в незнакомое место, Владимир знал лишь то, что здесь, в начале 1930-х годы служил священник, который в 1937-м был арестован и расстрелян. Но ему сопутствовала удача: «На незнакомой станции ему встречались именно те люди, которые имели то или другое отношение к данному исповеднику, через которых он попадал в дом, скажем, духовных детей святого, а то и его родственников; у них Владимир получал точнейшие сведения о жизни и подвиге святого, а также фотографии из семейного альбома»
. Как отмечал сам игумен Дамаскин в 2007 году: «На первоначальном этапе собирание предания имело результаты только потому, что была помощь Божия этому делу, которое пестовалось и созидалось Им. Легко ли в незнакомом городе, где живут десять тысяч человек, найти два десятка свидетелей прошлого, бережно сохраняющих его в своей памяти как величайшую святыню? Но Господь указывал именно их, Господь же и подсказывал им, как и о чём нужно поведать». Также ему удалось собрать письменные источники, то есть воспоминания, которые свидетели сами записали
. Сам Дамаскин (Орловский) так описывал принципы своей работы: «Принцип полноты выявления и отбора устных свидетельств реализовывался исследователем в региональном разрезе, в пределах одной области или нескольких смежных. Этот принцип позволил не только экономить время собирания и исследования, но и значительно повышал степень достоверности собранных данных. Он позволял об одном и том же событии, об одном и том же пострадавшем священнослужителе или мирянине собрать устные свидетельства нескольких свидетелей и таким образом сопоставить и максимально проверить достоверность получаемой информации». В итоге проделанной посредством интервьюирования работы с конца 1970-х до середины 1990-х годы были получены сведения о пострадавших священнослужителях и мирянах: в
Архангельской области
— на 168 человек, в
Алтайском крае
— на 32 человека, в
Белоруссии
— на 12 человек, во
Владимирской области
— на 26, в
Вологодской
— на 106, в
Воронежской
— на 14, в
Кировской
— на 239, в
Ивановской
— на 49, в
Республике Татарстан
— на 38, в
Республике Казахстан
— на 18, в
Кемеровской области
— на 11, в
Республике Коми
— на 5, в
Костромской области
— на 65, в
Краснодарском крае
— на 57, в
Мордовии
— на 29, в
Московской области
— на 56, в
Нижегородской
— на 170, в
Пермской
— на 82, в
Санкт-Петербурге
и
области
— на 53, в
Ставропольском крае
— на 18, в
Тверской области
— на 20, в
Тульской
— на 17, на
Украине
— на 96, в
Чувашии
— на 19, в
Ярославской области
— на 27. Всего путем устных опросов были получены сведения на 1661 пострадавшего священнослужителя и мирянина
.
При этом «времени для опроса оставалось немного, каждый год уносил в мир иной всё больше свидетелей, так что, если на первом этапе задача собирания церковного предания ещё была осуществима, то в 1990-х годах это стало почти невозможным»
, в связи с чем продолжать деятельность по изысканию необходимой информации он мог только в архивах. Изыскательскую деятельность как столичных, так и провинциальных архивах была начата им ещё в 1970-х годах. С началом эпохи
гласности
стал больше времени отдавать архивной работе
. Став в 1991 году стал членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, пострадавших в советский период, получил доступ к ранее недоступным исследователям архивным материалами, в частности, архивно-следственным делам
КГБ
. Это позволило провести сравнительный анализ фактов устного церковного предания и документов архивов
. По собственному признанию, после открытия архивов КГБ «настало время проверить собранные устные источники архивными документами, и я стал ходить в архив почти как на работу»
. Стал первым церковным историком, который привлёк к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса судебно-следственных дел за 1917—1950 годы, документы органов госбезопасности
. В дальнейшем проводил изучение также материалов
Архива Президента РФ
,
ГАРФ
,
РГИА
, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры
Тверской области
, иных местных архивов
. Найденная в архивах информация позволила проверить и дополнить информацию, полученную благодаря расспросам очевидцев
. Такое расширение источниковой базы исследований по новейшей истории Русской церкви позволило вывести их на качественно новый уровень
. При этом, как отмечала в 2000 году Наталья Бонецкая, «всю эту титаническую работу по собиранию и обработке данных совершает практически в одиночестве, без помощников и без какой бы то ни было стабильной материальной поддержки», при том, что «по масштабам, скажем, „нормального“ европейского исследователя то, что делал и делает игумен Дамаскин, под силу институту с солидным штатом и приличным финансированием»
.
В 1990-е годы вместе с единомышленниками создал фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (зарегистрирован в 1997 году) с целью изучения всех проблем, касающихся новомучеников, а также изучения архивных документов, имеющих общеисторический характер и касающихся взаимоотношений Церкви и государства в советский период, архивно-следственных дел, непосредственно имеющих отношение к мученикам
, публикации их наследия. Созданные на основе комплексного изучения сотен тысяч выявленных и впервые введённых в научный оборот источников, труды Фонда составили документированную основу для принятия Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года решений о канонизации более тысячи мучеников и исповедников Русской православной церкви
. К 2007 году был изучен фонд, состоящий из девяноста шести тысяч архивно-следственных дел и послуживший основой для подготовки к включению в Собор новомучеников Российских — новомучеников Московской епархии, то есть арестованных в Москве и Московской области
.
Принципы составления житий новомучеников
Написание сборников житий новомучеников поставило вопрос о составлении канона современного агиографического жанра. Так как автор ставил перед собой цель продолжить прерванную традицию русской агиографии, то перед ним стал выбор между более ранней традицией написания сборников житий святых по типу
Пролога
, характеризующейся краткостью и изложением фактической, документальной стороны событий, и более поздней традицией написания житий, характеризующихся публицистичностью, авторским переосмыслением событий и литературно-художественной обработкой
. Иеромонах Дамаскин, начиная публикацию житий, предпочёл следовать принципам раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных источников («
мученические акты
»
) и устных свидетельств
. Сам он отмечал в 2004 году: «В современных обстоятельствах, мне кажется, лучше писать жития по типу пролога или летописи — то есть просто излагать ход событий. Документальный текст дает возможность как раз опыту научиться — как вести себя в таких обстоятельствах. <…> В документах больше конкретных подробностей, больше практических вариантов, с максимальным приближением к жизни, не опосредованной литературой»
. По мнению Наталии Бонецкой: «В самой сложнейшей практике, выросшей из жизни и опирающейся на его собственную философию агиографии, сложился Орловский как историк. А будучи профессиональным писателем, игумен Дамаскин внёс неоценимый вклад в развитие житийного жанра: опять-таки, он ориентировался на древнерусскую агиографическую традицию, творчески прививая ей новые черты»
. В итоге по мнению Евгении Макаренко, «канонические жития последних десятилетий в большинстве своём представляют собой историко-документальный текст, который существует на стыке литературы и исторического факта»
. В написанных им житиях велика роль текстов документов и относительно невелик процент текста самого автора
. Так, в кратком житии священноисповедника
Романа Медведя
, опубликованном во втором томе «Житий новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии» (2003) доля авторского текста составляет 38 %, а в полном житии, вышедшем отдельным изданием в 2006 году, — 37
. Но несмотря на это, «повествование оказывается пронизанным авторской интонацией, духовное присутствие автора ощущается постоянно»
.
Отмечал, что «мы живём в век изобилия письменных документов и свидетельств, и потому житие должно являться выверенным научным исследованием. Мы пишем о жизни святого, но эта жизнь проходила в реальных исторических обстоятельствах, с реальными скорбями, искушениями. <…> Выбросив те или иные факты из жизни святого, мы не только возведём клевету на него, но и введём в опасное заблуждение стремящихся ко спасению читателей, которые, читая жития, будут иначе представлять жизнь спасающегося, нежели она была. <…> Лакируя действительность, мы изменяем и Евангелию, ибо от страдающего Богочеловека до апостолов, мучеников и преподобных, крест и страдания сопровождают жизнь человека, и путь спасения не есть механический переход из класса в класс или шествие по карьерной лестнице»
. Тем не менее, историк
Сергей Фирсов
в 2012 году отмечал, что в публикациях игумена Дамаскина «исторические факты, опирающиеся на архивные документы, перемежаются там с ничем не подтвержденными преданиями и рассказами»
.
Критерии канонизации
Выступает за максимально строгий подход к каждой конкретной канонизации
. Настаивает на необходимости максимально полного изучения следственных дел перед тем как причислять всякого кандидата на канонизацию к лику святых: «Например, арестовывают священника в 1937 году, по протоколам допросов мы видим, что он держится мужественно, не идёт на компромиссы, не лжесвидетельствует, чтобы облегчить свою участь, не уступает давлению следователей. Если мы здесь остановим изучение, то у нас не останется сомнений в исключительно исповеднической жизни его — но в действительности, если мы ознакомимся со всем архивным фондом, всё может оказаться иначе. За два года до последнего ареста сотрудники НКВД вызвали этого священника как свидетеля и потребовали, чтобы он оговорил собрата, а иначе он из свидетеля может превратиться в обвиняемого — и он согласился дать показания против собрата, способствуя юридическому оформлению приговора того к осуждению. Поскольку картотека ведётся по фамилиям обвиняемых, а не свидетелей, то найти обвиняемого, который выступил и в качестве свидетеля, можно, лишь изучив весь фонд архивно-следственных дел»
. Митрополит Коломенский и Крутицкий
Ювеналий (Поярков)
, характеризуя игумена Дамаскина, которого он избрал делегатом Московской областной епархии на Поместный собор 2009 года, отметил: «Как член Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Дамаскин исследует подлинники мученических актов, которыми являются следственные дела. В работе он отличается принципиальностью. <…> Бывали случаи, когда, только благодаря позиции отца Дамаскина, мы переносили рассмотрение вопроса, который, как он считал, недостаточно изучен, на следующее заседание. По своему личному желанию он собрал огромные сведения о
новомучениках и исповедниках Российских
и, не испрашивая средства в Патриархии, нашёл возможность издать несколько томов их житий. Батюшка отличается скромностью и личным смирением»
.
Критиковался за излишнее доверие к следственным делам, в том числе в них признаниям собственной вины в инкриминируемых преступлениях
. Так, пишет: «Нам представляется, что отношение исследователей к следственным документам, авторами которых были сотрудники
ЧК
, ГПУ,
НКВД
и т. п., должно быть не просто осторожным, оно должно быть гиперкритическим. По-видимому, все же нельзя уравнивать римских дознавателей и истязателей с их советскими коллегами. Ревнители религии большинства (тогда это было
язычество
), римские гонители христиан не боялись огласки, не стремились скрыть результаты и методы своей деятельности. В отличие от них чекисты стремились искоренить религию подавляющего большинства и, опасаясь народных волнений, максимально засекречивали, а то и просто уничтожали следственные документы. Широко практиковалась и простая подделка документов в интересах следствия. Многие документы заставляют исследователей подозревать, что показания были сфабрикованы следователем, а подпись подследственного либо получена в полусознательном состоянии, либо поставлена вообще посторонним лицом»
.
Работая в Синодальной комиссии по канонизации святых, стал заниматься разработкой общих критериев канонизации святых, а также упорядочиванием списков канонизированных святых. Критиковал стремление канонизировать
Ивана Грозного
и
Григория Распутина
, видя в этом «инструмент для достижения тех или иных политических целей», полагая, что «в тех случаях, когда канонизация имеет нецерковные цели, она становится средством разрушения Церкви»
. В 2018 году вышла его монография «Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность», в которой дана оценка процесса канонизации святых, прослеживается история возрождения канонизации святых в Русской православной церкви после 1917 года
. Автор приходит к выводу, что «к концу XX столетия, были утрачены … фундаментальные представления о том, как и на каких основаниях в Русской православной церкви совершалось причисление к лику святых, какой была практика канонизации до революционных преобразований XX в.»
Анализируя причины псевдоканонизаций, появившихся в России в первой половине XIX века и получивших «расцвет» в постсоветское время, автор усматривает их в духовном состоянии российского общества. Автор доказывает, что политически ангажированные лица, исходя из частных мотивов, пытались настоять на признании достаточным основанием для канонизации тех или иных людей факта их насильственной смерти без исследования архивных документов, что означало бы ревизию христианской нравственности, отказ от церковных критериев канонизации
. Автор на десятках примеров доказывал недостаточность общенаучных методов для уяснения поведенческой характеристики обвиняемых, утверждая, что необходим и анализ мотивации и поступков человека под углом зрения христианского вероучения с нравственных позиций
. В январе 2020 года, выступая на
Рождественских образовательных чтениях
с докладом утверждал: «Обязательным условием канонизации является наличие в материалах определенных фактов, свидетельствующих о святости угодника Божия: 1) праведная жизнь, 2) подтверждающие праведность жизни посмертные чудотворения, и только на 3-м месте — почитание подвижника церковным народом. Причём, такой критерий, как посмертные чудотворения, не зависящие от человеческих суждений и находящиеся исключительно в ведении Божием, является основным и решающим <…> Если по молитвам почившего праведника не совершалось никогда чудотворений, то хотя бы его имя находилось в разных списках и десятки лет, как якобы прославленного святого, он останется таким же непрославленным усопшим до тех пор, пока Бог не прославит его чудотворениями <…> Ни отдельный человек, ни Архиерейский Собор, ни Поместный Собор не могут определить, что человек свят и его следует канонизовать. Область святости лежит вне их ведения, Собор может лишь засвидетельствовать то, что уже дано в свидетельстве Божием»
.
Публикации трудов и их оценки
Наступившая свобода печати дала иеромонаху Дамаскину (Орловскому) возможность публиковать свои труды. С 1992 по 2002 годы было издано 7 составленных им сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», содержащих около 900 житий
. По словам автора: «Всё издание вначале планировалось, исходя из двух критериев. Первый критерий — это епархиальный принцип. <…> Епархиальный принцип был избран для того, чтобы церковному читателю была ясна взаимосвязь этих святых хотя бы на одной территории. И чтобы можно было ясно проследить связь: кто был духовный отец, каких они держались мнений, суждений церковных. <…> второй принцип <> это — „
Месяцеслов
“, дни памяти святых по датам». Первый том был посвящён подвижникам
Нижегородской епархии
, второй —
Иваново-Вознесенской
и
Пермской епархий
, третий —
Тверской епархии
. Жизнеописания сопровождаются уникальными, сохранившимися в большинстве случаев в единственном экземпляре фотографиями, развёрнутыми авторскими предисловиями
, документальными публикациями, авторскими историко-источниковедческими обзорами, календарём памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской православной церковью на архиерейских соборах 1989, 1997, 2000 годов. Специфика агиографического жанра поставила автора перед необходимостью поиска адекватного археографического оформления архивной информации: в первых двух книгах автор не сопровождает текст ссылками на источник; в третьей — применяются археографические правила оформления, в том числе полные шифры каждого привлечённого источника, что затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, — простым читателям; в последующих книгах автор ограничил состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов
.
Этот труд принёс автору известность и составил основу агиографического и исторического фундамента канонизации мучеников и исповедников XX века в 2000 году
. 19 сентября 1997 года за вышедшие к тому времени первый и второй тома
был награждён
Макариевской премией
второй степени в номинации «История Православной Церкви»
(Премия вручалась впервые после её возрождения
). В 2002 году
был награждён
премией Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина
за многотомное исследование судеб пострадавших за веру в XX веке
. Председатель Союза писателей России
Валерий Ганичев
в 2003 году написал про цикл книг: «Двадцать пять лет работы при разной степени допуска к архивам и материалам, тысячи бесед и судебных дел, свидетельств, представлявших более 800 житий новомучеников, причисленных к лику святых, сделают этот труд произведением мирового порядка, ибо он воссоздает впервые духовно-нравственный облик нашего народа, его стойкость, его душу, которая и сохранила нам до сего времени Русь и её Веру»
. В 2005 году в журнале «
Отечественные архивы
» высоко оценила семитомный труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (1992—2002), назвав его «уникальным агиографическим трудом <…>, который получает всё более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на её пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни»
. Игумен
Андроник (Трубачёв)
в 19 томе «
Православной энциклопедии
» (2008) охарактеризовал данный труд как основополагающий для развития русской агиографии на рубеже XX и XXI веков
.
Продолжением этого труда стали «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века
Московской епархии
» в пяти томах (Тверь, 2002—2005) под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия (Пояркова)
; в 2005—2006 годы были допечатаны 4 дополнительных тома
. Часть тиража была бесплатно роздана храмам и монастырям Московской епархии
. Некоторые жития, вошедшие в эти издания, размещались на епархиальных и иных сайтах, а также использовались при издании брошюр в епархиях Русской православной церкви
.
В 2005 году началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских XX в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам; на настоящий момент изданы жития за январь (2005), февраль (2005), март (2006), апрель (2006), май (2007), июнь (2008), июль (2016; в двух томах)
; кроме того, в эти сборники включены жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников и исповедников
. Это было не переиздание семитомника «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», а
минеей
с дополненными и уточнёнными сведениями о святых
.
В 2010 году переработал ранее написанную им биографию епископа Гермогена (Долганёва) в кандидатскую диссертацию
и 17 февраля 2011 года успешно её защитил
. В том же году его кандидатская диссертация издана отдельной
монографией
. 12 сентября того же года за данную монографию удостоен второй степени
. Доктор исторических наук
Владимир Лавров
дал высокую оценку этой монографии: «Автор избрал идеальный путь для объективного воссоздания личности и деятельности епископа Гермогена. С одной стороны, он дал собственный анализ и оценку этого выдающегося иерарха Русской православной церкви, с другой — вынес на самостоятельный суд читателей тексты проповедей епископа, его переписку с духовными и светскими лицами, письма к императору Николаю II, многочисленные свидетельства современников о воздействии епископа Гермогена и его проповедей на паству. Перед читателями впервые предстаёт живой образ епископа Гермогена, исключительно обаятельного, высококультурного и чуткого человека, получившего фундаментальное светское и духовное образование, образ человека с высокоразвитым патриотическим чувством». Также он отметил, что монография «способствует восполнению фрагментарности научного знания о взаимоотношениях Церкви и государства в период, завершившийся крахом Российской империи»
. Однако секретарь Учёного совета
Общецерковной аспирантуры и докторантуры
кандидат исторических наук
А. И. Мраморнов
дал в том же году отрицательную оценку монографии, назвав её образчиком не очень качественной исследовательской работы. Основные моменты, критикуемые в монографии: обильные цитирования источников, уже ранее введённых в научный оборот; основной текст книги базируется на узком круге источников, несмотря на большое заявленное их количество; монография фактически представляет собой слабоизменённый текст ранее написанного игуменом Дамаскином жития епископа Гермогена 2008 года издания, расширенный в основном за счёт большого количества пространных цитат; замалчивание отрицательных последствий административной деятельности епископа Гермогена. Кроме того, Мраморнов отмечает: «Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов»
.
С 2008 года является постоянным автором журнала «
Фома
», в каждом номере которого традиционно публикуется одно из составленных им житий новомучеников. По словам
Владимира Легойды
: «в редакции журнала „Фома“ мы решили, что статьи о новомучениках должны быть в каждом номере. Во многом это решение удалось претворить в жизнь, благодаря поддержке игумена Дамаскина, ставшего нашим постоянным автором». При этом игумен Дамаскин не просто перепечатывал в журнале ранее составленные им тесты, а сокращал и адаптировал под формат журнала. В 2015 году составленные для «Фомы» литературные биографии вышли отдельной книгой
.
Неоднократно выступал на различных конференциях с докладами по важнейшим вопросам, касающимся канонизации святых. Опубликовал ряд статей, посвящённых истории и критериям канонизации святых в Русской православной церкви. По данной тематике им была написана монография «Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность», изданная в октябре 2018 года
. Это первый в своём роде труд, в котором глубоко и всесторонне рассматриваются сложные вопросы о причислении к лику святых в Русской Православной Церкви
. Зинаида Иноземцева характеризовала данную монографию как «весомый вклад в изучение отечественной истории с учетом религиозного фактора. <…> Важен историко-архивоведческий вывод автора, основанный на анализе источниковой базы проблемы, о достаточности сохранившегося в составе Архивного фонда РФ комплекса документов для восстановления исторического контекста эпохи, характера изменений в отношении к духовенству и верующему народу на каждом этапе построения атеистического государства. <…> Научную ценность представляют библиография (716 наименований), в целом историографический обзор, научно-археографическое оформление издания, в котором особый интерес представляет анализ забытого наследия архиепископа Сергия (Спасского), титаническая работа которого позволяет составить уточнённый перечень всех имён святых, канонизированных до 1918 <…> монография содержит ценнейший материал для лекционных курсов, читаемых в церковных и светских вузах, преподавателей школ, работников государственных и общественных организаций, для широкого круга читателей»
медаль святителя Иннокентия Московского и Коломенского (8 ноября 2000 года) — за труды в Синодальной комиссии по канонизации святых
медаль преподобного Серафима Саровского II степени (3 октября 2007 года) — за труды в Синодальной комиссии по канонизации святых
памятная медаль медаль в честь 1020-летия Крещения Руси (1 октября 2008)
Орден Преподобного Сергия Радонежского
III степени (22 декабря 2013 года) — «во внимание к усердным трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 25-летием служения в священном сане»
.
Орден Преподобного Сергия Радонежского
III степени (18 ноября 2019 года) — «во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения»
.
Мученики Шуйские // Московский церковный вестник. 1991. — Апрель
Епископ Кинешемский Василий — исповедник веры // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 10. — С. 30-34.
// «
Вестник РХД
». 1992. — № 166 (III), — 288 с. — С. 213—242
Я теперь не умру… (последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)) // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 1. — С. 20-31
[Письмо А. Д. Овечкиной] // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 8. — С. 14.
Weg und Schicksal des Patriarchatsverwesers Petr / Sonderdruck aus Kirche im Osten. Vandenhoeck & Ruprecht in Gottingen. Band 37. 1994. — С. 62-84
Данилов монастырь в годы гонений // Даниловский благовестник 1995. — № 8
В огненном испытании: Архиепископ Феодор, Данилов монастырь и судьба РПЦ в ХХ столетии // Даниловский благовестник. 1995. — № 8. — С. 45-51
Ярославский митрополит Агафангел // Культура. Образование. Православие. Сб. материалов региональной науч.-практ.конференции. / Под ред. А. М. Селиванова, Н. Лихоманова, Яросл. гос. ун-т. — Ярославль, 1996. — С. 243—247.
Блаженный Мишенька // Слово утешения. 1996. — Декабрь.
Святая Русь: Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917—1997) // Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917—1997. — М., 1997. — С. 674—687. (в соавторстве с игуменом Андроником (Трубачёвым))
Жизнеописание архиеп. Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви. — М.: ПСТБИ, 1998. — С. 5-70.
Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Журнал Московской Патриархии. 1998. — № 6. — C. 27-41 (начало); № 7. — C. 23-43. (продолжение)
Житие архимандрита Сергия (Сребрянского) // Журнал Московской Патриархии. 1999. — № 3. — С. 39-55;
Жизнеописание архимандрита Игнатия (Бирюкова, † 1932), священноисповедника // Исторический вестник: издание исторической подкомиссии Юбилейной комиссии Русской православной церкви по подготовке к проведению празднования 2000-летия Рождества Христова. — 1999. — № 2 — С. 101—113
Память, их в род и род // Московский церковный вестник. 1999. — Май.
Торжество Православия на мучилищном поле // Новая книга России. 2000. — № 6. — С. 25-29.
История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // 2000-летию Рождества Христова посвящается. Специальный выпуск «Вестника архивиста». — М.: Российское общество историков-архивистов, Синодальная Комиссия по канонизации святых. — 2001. — С. 78-112
Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа»: [монография] / Б. П. Балуев; [авт. предисл. Дамаскин (Орловский); худож. Н. Новиков]. — 2-е изд., испр. и доп. — Тверь : Булат, 2001. — 416 с. ; 22 см. — Имен. указ.: с. 408—414 ; Прим.: с. 406—407. — 5000 экз. —
ISBN 5-8109-0017-8
// сайт Союза писателей России, 20.04.2002
Zwei Jahrzehnte im Kampf gegen Religion und Kirche / Два десятилетия борьбы против религии и церкви // Слышать и видеть друг друга. Взаимосвязи Русской православной церкви и Евангелической церкви Германии. Лейпциг, 2003. — 368 с. — C. 98-110
Палачи и мученики // Гражданин. 2004. — № 3 (9), май-июнь — С. 79-87.
Архивные исследования в деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. Труды ГИМ. 2005 — № 3 (9). — Вып. 152. — С. 14-28 (в соавторстве с С. Н. Романовой)
Житие мученика Иоанна (Попова) // Реутов православный: духовное обозрение. 2005. — № 1 (7). — С. 7-21
Житие священномученика Петра (Никотина) и с ним пострадавших // Реутов православный: духовное обозрение. 2005 — № 3 (9). — С. 16-22
Житие священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского // Реутов православный: духовное обозрение. — 2005. — № 4 (10). — С. 3-11
Крестный путь России. Гонения на Русскую православную церковь в советский период // Россия Православная. 2005. — № 7. — С. 84-117
Русская Православная Церковь в 1922—1965 годах (по документам Архива Президента Российской Федерации) // Церковь в истории России / Российская Академия Наук. Институт Российской истории. Сб. 7. — М., 2007. — С. 348—387
Житие священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого // К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: Проповеди, слова, поучения. Т. 1 / сщмч. Владимир. — Тверь : Булат, 2008. — 528 с. — С. 5-54
// XVII Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 17 февраля 2009 г.): материалы конференции. М., 2009. — С. 12-25;
Жизнеописание священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского // Церковь в истории России / Российская Академия Наук. Институт Российской истории. Сб. 8. М., 2009. — С. 213—265.
Историко-церковные исследования житий святых мучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX столетия //
Вестник архивиста
. 2009. — № 3. — С. 38-49.
«Жатвы много, а делателей мало…»: архивные источники агиографических исследований биографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) //
Отечественные архивы
. 2009. — № 4. — С. 92-100.
Жизнеописание священномученика Иоанна Стеблин-Каменского (1887—1930) // «Не отходите от Креста»: Письма с Соловков близким и пастве / сщмч. Иоанн. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. — 110 с.
// polit.ru, 15 октября 2009
// Вестник архивиста. 2009. — № 3. — С. 38-49.
// fond.ru, 12.06.2010
Сопоставление подвига мученичества святых древней Церкви и новомучеников Российских // XVIII Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 28 января 2010 г.): материалы конференции. М., 2010. — С. 20-39;
Архивные документы о кризисе синодального управления РПЦ 1907—1908 гг. // Отечественные архивы. 2010. — № 4. — С. 38-49.
Церковно-государственные отношения в начале XX столетия на примере жизни священномученика Гермогена (Долганева; 1858—1918) // XIX Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 25 января 2011 г.): материалы конференции. М., 2011. — С. 26-42.
Церковно-государственные отношения и вопросы канонизации святых Русской Православной Церкви в постсоветский период российской истории // Вестник архивиста. 2011. — № 4. — С. 122—129
Дела по обвинению духовенства и верующих Московской епархии в архивном фонде УКГБ по г. Москве и Московской области // Отечественные архивы. 2012. — № 1. — С. 67-73.
// XX Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 24 января 2012 г.): материалы конференции. М., 2012. — С. 8-36
Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской православной церкви //
История государства и права
. 2012. — № 14. — С. 12-16
Методологические аспекты церковно-исторических исследований на современном этапе // Вестник архивиста. 2012. — № 2. — С. 137—145
«Справедливость требует, чтобы мне дана была свобода». Документы из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова: 1918 г. / публ. подгот. В. А. Орловский // Исторический архив. — 2012. — № 4. — С. 175—190.
Судебно-следственное дело иеромонаха Макария (Телегина) как источник персональной информации. 1922 г. // Вестник архивиста. 2012. — № 4. — С. 231—240.
Мученики и исповедники Русской Православной Церкви // К единству Руси Великой и Руси Святой. Основы православной культуры. 9 класс. Курск, 2012. — С. 191—206.
Эпоха исповедничества // К единству Руси Великой и Руси Святой. Основы православной культуры. 9 класс. Курск, 2012. — С. 224—233.
// Развитие личности. 2012. — № 4. — С. 126—146.
Подготовка материалов к канонизации новомучеников на примере Комиссии по канонизации святых Московской епархии // XXI Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 25 января 2013 г.): материалы конференции. М., 2013. — С. 7-18.
Последний император России и управление делами церкви: о присвоении звания диаконисс сёстрам Марфо-Мариинской обители // Вестник архивиста. 2013. — № 4. — С. 231—247.
«Никому и никогда намеренно не сделал зла». Из судебно-следственного дела протоиерея Евфимия Горячего: 1929 г. / публ. подгот. В. А. Орловский (игумен Дамаскин) // Исторический архив. — 2013. — № 3. — С. 81-91.
Роль архиепископа Илариона (Троицкого; 1886—1929) во взаимоотношениях церкви и власти в 1920-е гг. // История государства и права. 2013. — № 11. — С. 17-23.
Документы канцелярии патриарха Тихона в Российском государственном историческом архиве // Отечественные архивы. 2013. — № 4. — С. 67-73.
Заключительное слово // Рубежи истории — рубежи России. Международная общественная организация «Всемирный Русский Народный Собор». М., 2013. — С. 381—382.
Уничтожение Русской Православной Церкви и большевизм (на примере убийства епископа Варсонофия (Лебедева) и игумении Серафимы (Сулимовой) с группой мирян, 1918 г.) // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. 2014. — № 1 (27), январь-март. — С. 30-34.
// Вестник архивиста. 2013. — № 2. — С. 264—273.
// Творческое наследие Н. Я. Данилевского и задачи России в XXI веке : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Курск, 26-27 нояб. 2014 г. / Ин-т рус.-славян. исслед. им. Н. Я. Данилевского, Рос. о-во ист.-арх., Курск. гос. с.-х. акад. — Курск : КГСХА, 2014. Ч. 1. — 2014. — 204 с. — С. 68-74.
Значение открытия Н. Я. Данилевского для анализа исторических процессов // «Право и безопасность». 2015. — № 2 (50).
// XXIII Международные Рождественские образовательные чтения / Прославление и почитание святых (Москва, 22 января 2015 г.): материалы конференции. М., 2015. — С. 7-29.
// Журнал Московской Патриархии. 2015. — № 7. — С. 34-39.
Границы агиографии и принципы канонизации святых в Русской Православной Церкви // Двенадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края (Курск, 18-19 марта 2015 г.): материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Курск, 2015. — С. 9-21.
// Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. — № 2 (34). — С. 6-14.
// Московские Епархиальные Ведомости. 2015. — № 7
// Прославление и почитание святых в Русской православной церкви: материалы конференции (Храм Христа Спасителя, 26 января 2016 года). — Москва : Издательство ПСТГУ, 2016. — 103 с. — С. 17-25
Проблематика института канонизации местночтимых святых и формирования епархиальных соборов в Русской Православной Церкви в конце ХХ — начале XXI века // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. 2016. — № 1 (18). — С. 78-85.
Государственная политика советской власти в отношении церкви русской. 1918—1990 гг // Эпоха князя Владимира и развитие Российской государственности. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 1000-летию с благоверной кончины князя Владимира. Под редакцией Ю. Ю. Иерусалимского. 2016. — С. 358—373.
// Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. 2016. — № 2 (36). — C. 5-10
Утраченная благодарность. Отклик игумена Дамаскина на статью А. Соколова «Поколение героев» и колонку А. Беглова «Канонизация без прославления», № 6, 2008 // Фома. — 2008. — № 7 (63). — С. 128—129.
// Фома. — 2008. — № 8 (64). — С. 48.
// Фома. — 2008. — № 9 (65). — С. 54.
// Фома. — 2008. — № 10 (66). — C. 36-37.
Ответственность долга сознаю. Памяти священномученика Петра (Полянского) — 10 октября // — С. 52.
Навстречу Христу. Памяти священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) — 14 ноября // Фома. — 2008. — № 11 (67). — С. 48.
Драгоценный сосуд смирения. Памяти священномученика Фаддея (Успенского). — 31 декабря // Фома. — 2008. — № 12 (68). — С. 50
// Фома. — 2008. — № 12 (68). — С. 124.
// Фома. — 2009. — № 1 (69). — С. 36-37.
// Фома. — 2009. — № 2 (70). — С. 10.
// Фома. — 2009. — № 2 (70). — С. 36-37
Тайная радость веры. Памяти священномученика Сергия (Лебедева). — 22 марта // Фома. — 2009. — № 3 (71). — С. 24-25.
Вторая Родина. Памяти преподобноисповедника Севастиана (Фомина). — 19 апреля // Фома. — 2009. — № 4 (72). — С. 34-35.
// Фома. — 2009. — № 5 (73). — С. 30-31.
// Фома. — 2009. — № 6 (74). — С.40-41.
// Фома. — 2009. — № 7 (75). — С. 40-41.
// Фома. — 2009. — № 8 (76). — С. 26-27.
// Фома. — 2009. — № 9 (77). — С. 34-35.
// Фома. — 2009. — № 10 (78). — С. 32-33.
// Фома. — 2009. — № 11 (79). — С. 32-33.
// Фома. — 2009. — № 12 (80). — С. 34-35
// Фома. 2010. — № 1 (81). — С. 34-35
// Фома. — 2010. — № 2 (82). — С. 36-37
// Фома. — 2010. — № 3 (83). — С. 38-39.
// Фома. — 2010. — № 4 (84) — С. 32-33.
// Фома. — 2010. — № 5 (85). — С. 36-37.
// Фома. — 2010. — № 6 (86). — С. 36-37.
// Фома. — 2010. — № 7 (87). — С. 34-35.
// Фома. — 2010. — № 8 (88). — С. 42-43
// Фома. — 2010. — № 9 (89). — С. 28-29
// Фома. — 2010. — № 10 (90). — С. 36-37
// Фома. — 2010. — № 11 (91). — С. 34-35
// Фома. — 2010. — № 12 (92). — С. 32-33
// Фома. — 2011. — № 1. — С. 36-37
// Фома. — 2011. — № 2. — С. 32-33
// Фома. — 2011. — № 3. — С. 38-39
// Фома. — 2011. — № 4. — С. 38-39
// Фома. — 2011. — № 5. — С. 40-41
// Фома. — 2011. — № 6. — С. 38-39
// Фома. — 2011. — № 7. — С. 42-43
// Фома. — 2011. — № 8. — С. 34-35
// Фома. — 2011. — № 9. — С. 34-35.
// Фома. — 2011. — № 10. — С. 38-39.
// Фома. — 2011. — № 11. — С. 42-43.
// Фома. — № 12 (104) — декабрь 2011. — С. 40-41.
// Фома. — 2012. — № 1. — С. 34-35.
// Фома. — 2012. — № 1. — С. 42-43.
// Фома. — 2012. — № 2. — С. 40-41.
// Фома. — 2012. — № 3. — С. 42-43.
// Фома. — 2012 — № 5. — С. 40-41.
// Фома. — 2012. — № 6. — С. 38-39.
// Фома. — 2012. — № 7. — С. 38-39.
// Фома. — 2012. — № 8 (112) — С.48-49.
// Фома. — 2012. — № 9. — С. 40-41
// Фома. — 2012. — № 10. — С. 34-35
// Фома. — 2012. — № 11. — С. 36-37
// Фома. — 2012. — № 12. — С. 34-35
// Фома. — 2013. — № 1. — С. 44-45
// Фома. — 2013. — № 2. — С. 40-41
// Фома. — 2013. — № 3. — С. 50-51
// Фома. — 2013. — № 4. — С. 38-39
// Фома. — 2013. — № 5. — С. 48-49
// Фома. — 2013. — № 6. — С. 38-39
// Фома. — 2013. — № 7. — С. 50-51
// Фома. — 2013. — № 8. — С. 42-43
// Фома. — 2013. — № 9. — С. 46-47
// Фома. — 2013. — № 10. — С. 34-35.
В «очень хорошем» аду. 3 ноября Церковь празднует память преподобномученика Неофита (Осипова) // Фома. — 2013. — № 11 (127). — С. 46-47.
// Фома. — 2013. — № 12 (128) — С. 46-47.
// Фома. — 2014. — № 1. — С. 46-47
// Фома. — 2014. — № 2. — С. 52-53
// Фома. — 2014. — № 3. — С. 43-43
// Фома. — 2014. — № 4. — С. 46-47
// Фома. — 2014. — № 5. — С. 46-48
// Фома. — 2014. — № 6. — С. 38-39
// Фома. — 2014. — № 7. — С. 44-45
// Фома. — 2014. — № 8. — С. 38-39
// Фома. — 2014. — № 9. — С. 48-50
// Фома. — 2014. — № 10. — С. 54-55.
// Фома. — 2014. — № 11 (139). — С. 32-33.
// Фома. — 2014. — № 12. — С. 44-45
// Фома. — 2015. — № 1. — С. 30-31.
// Фома. — 2015. — № 2 (142). — С. 42-44.
// Фома. — 2015. — № 3 (143). — С. 42-44
Новомученики : они не отреклись от Христа; Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич); Мученица Татиана (Гримблит); Мученики Никита (Сухарев) и Димитрий (Волков) // — С. 90-97
Святитель Василий Кинешемский. — 2. изд., испр. и доп. — Монреаль: Братство преп. Иова Почаевского. Монреал. и Канад. епархия Рус. православ. церкви за границей, 1988. — 31 с. (издана анонимно)
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Книга 1.. — Тверь: Издательский дом «Булат», 1992. — 238 с. — 100 000 экз. —
ISBN 5-87720-001-1
.
Житие святого блаженного Алексия Ёлнатского. — М.; Златоуст; Иваново: Свято-Введен. жен. монастырь, 1994. — 30 с. —
ISBN 5-87720-001-1
.
Житие святителя Василия Кинешемского. — М.; Златоуст; Иваново: Свято-Введенский жен. монастырь, 1994. — 31 с.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2.. — Тверь: Издательский дом «Булат», 1996. — 528 с. — 25 000 экз.
Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872—1937) / сост. игумен Дамаскин. — Тверь: Фонд памяти мучеников и исповедников РПЦ, 1997. — 95 с.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3. — Тверь: «Булат», 1999. — 623 с. — 10 000 экз.
Житие священноисповедника Романа (Медведя; 1874—1937) / сост. Дамаскин, Фонд «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви». — Тверь: Издательский дом «Булат», 2000. — 76 с. —
ISBN 5-8109-0008-9
.
Житие священноисповедника Романа (Медведя). 1874—1937 / Составитель игумен Дамаскин (Орловской). — Тверь: Изд-во «Булат», 2006. — 120 с.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4.. — Тверь: «Булат», 2000. — 479 с. — 10 000 экз.
Житие, страдания, подвиги, чудеса святых мучениц Евдокии, Дарии, Дарии, Марии в селе Суворово. — с. Дивеево (Нижегор. обл.): Изд. Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастыря, 2001. — 80 с. —
ISBN 5-93528-011-6
.
Житие священномученика Петра (Зверева; 1878—1929), архиепископа Воронежского / игум. Дамаскин. — Тверь: Фонд памяти мучеников и исповедников Русской православной церкви, 2001. — 63 с.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. — Тверь: «Булат», 2001. — 480 с. — 15 000 экз.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. — Тверь: Издательский дом «Булат», 2002. — 479 с. — 10 000 экз.
Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 7 / ред. Дамаскин. — Тверь: Издательский дом «Булат», 2002. — 541 с.
Житие священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского, 1886—1937. — Тверь : Булат, 2002. — 35 с. —
ISBN 5-902112-10-9
.
Житие священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, 1885—1937. — Тверь : Булат, 2002. — 22 с. —
ISBN 5-902112-07-9
.
Житие священномучеников Назария (Грибкова) и Георгия (Колоколова) и мученика Петра (Царапкина). — Тверь : Булат, 2002. — 22 с. —
ISBN 5-902112-08-7
Житие священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого, 1880—1938. — Тверь : Булат, 2002. — 22 с. —
ISBN 5-902112-09-5
.
Житие священномученика Сергия (Кедрова), 1880—1937. — Тверь : Булат, 2002. — 14 с. —
ISBN 5-902112-06-0
.
Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии: январь-май / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2002. — 285 с.
Житие священномученика Сергия (Кедрова), 1880-1937. — Тверь: «Булат», 2002. — 14 с. —
ISBN 5-902112-06-0
.
Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: июнь-август / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2003. — 285 с.
Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: сентябрь-октябрь / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2003. — 235 с. —
ISBN 5-902112-20-6
.
Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии : ноябрь / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2004. — 334 с. —
ISBN 5-902112-23-0
.
Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: декабрь / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2004. — 174 с. —
ISBN 5-902112-24-9
.
Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии. Т.1 : Январь-декабрь: Дополнительный том / общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2005. — 288 с.
Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии. Т. 2 : Январь — декабрь: Дополнительный том / ред., сост. игум. Дамаскин, общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2005. — 270 с.
Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии. Т. 3 : Февраль — декабрь: Дополнительный том / ред., сост. игум. Дамаскин / общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2005. — 285 с.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. — Тверь: «Булат», 2005. — 560 с. — 8000 экз.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. — Тверь: «Булат», 2005. — 504 с. — 8000 экз.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. — Тверь: «Булат», 2006. — 286 с. — 8000 экз.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. — Тверь: «Булат», 2006. — 318 с. — 5000 экз. —
ISBN 5-902112-56-7
.
мученица Татиана (Гримблит).
Мне бы жизнь за Тебя положить: стихотворения / сост. жизнеописания и авт. предисл. игумен Дамаскин (Орловский). — Москва: Булат, 2006. — 286 с. — (Духовное наследие Русской православной церкви). — 200 экз. —
ISBN 5-902112-49-4
.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. — Тверь: «Булат», 2007. — 447 с. — 5000 экз.
Оптина Пустынь: годы гонений: жития новомучеников и исповедников / сост. : игумен Дамаскин (Орловский).. — Козельск: Свято.-Введ. Оптина Пустынь, 2007. — 250 с.
Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. — Тверь: «Булат», 2008. — 711 с. — 5000 экз. —
ISBN 978-5-902112-67-9
.
Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни: письма преподобномученика Рафаила. — Приложение к журналу «Православный летописец Санкт-Петербурга». — Оптина пустынь: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. — 494 с.
Святитель Василий, епископ Кинешемский : посвящается 65-летию со дня преставления. — Иваново: Изд. центр Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, 2009. — 47 с. —
ISBN 5-88213-089-1
.
Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской.. — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. — 648 с. — 5000 экз. —
ISBN 978-5-86594-200-9
.
Насельники монастырей Московской епархии первой четверти XX столетия (с диском). — Тверь: Издательство «Булат», 2015. — 496 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-9905640-2-2
.
Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 1. — Тверь: «Булат», 2016. — 528 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-5-9905640-0-8
.
Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 2. — Тверь: «Булат», 2016. — 496 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-5-9905640-0-8
.
Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2017. — 640 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-5-9909778-0-8
.
Собор новомучеников Балашихинских / сост.: игум. Дамаскин, прот. М. Максимов. —
М.
: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. — 224 с. — (Бог нам прибежище и сила). —
ISBN 978-5-88017-593-2
.
Новомученики Новосибирские / архим. Дамаскин, прот. Б. Пивоваров. —
М.
: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. — 64 с. — (Бог нам прибежище и сила). —
ISBN 978-5-88017-640-3
.
Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. — Козельск: Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь, 2017. — 232 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-5-86594-235-1
.
Человек — это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского. — Москва: Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. — 455 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-9905640-7-7
.
. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. — 526 с. —
ISBN 978-5-9905640-6-0
.
Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2018. — 240 с. —
ISBN 978-5-86594-253-5
.
Житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. — 2-е изд.. — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2019. — 237 с. — 3000 экз. —
ISBN 978-5-86594-260-3
.
Новомученики и исповедники Верейские и Наро-Фоминские. —
М.
: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 256 с. — (Бог нам прибежище и сила). —
ISBN 978-5-88017-715-8
.
Новомученики и исповедники Иваново-Вознесенские. —
М.
: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 136 с. — (Бог нам прибежище и сила). —
ISBN 978-5-88017-699-1
.
Из раскола — в Церковь. Житие мученика Алексия Зверева. —
М.
: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2019. — 383 с. —
ISBN 978-5-9905640-8-4
.
Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова. — Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. — 352 с. —
ISBN 978-5-86594-256-6
.
Огнь пылающий : житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского : из духовного наследия. — Оптина пустынь: Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2019. — 370 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-86594-258-0
.
Священномученик Евстафий Малаховский. Воин Христов добропобедный. Житие и мученический подвиг за веру священника Евстафия Малаховского. — Москва, 2020. — 138 с. — (Церковность: книжная серия о подвиге новомучеников Церкви Русской; кн. 1). —
ISBN 978-5-601087
-6-5 — 800 экз.
Собор воскресенских новомучеников. — Коломна: Лига, 2020. — 93 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-98932-083-7
. (в соавторстве с протоиереем Максимом Максимовым)
Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верненского. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2020. — 511 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-9905640-9-1
.
. —
М.
: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2020. — 291 с. —
ISBN 978-5-9909778-4-6
.
Будущее в прошлом. Житие священномученика Димитрия Павского. —
М.
: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2021. — 251 с. — 1000 экз. —
ISBN 978-5-9909778-6-0
.
«Хвала Богу и жертва живая…». Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. — 2022. — 335 с. —
ISBN 978-5-6047827-6-7
. — 1500 экз.
Интервью
«Видеть людей в церкви — это всегдашняя Пасха» (Беседа Н.Бонецкой с иеромонахом Дамаскиным Орловским) // Новая Европа. — 1997. — Вып. 10. — С. 29—39.
Сергей Арутюнов.
(неопр.)
.
pravchtenie.ru
(13 июля 2022).
Дата обращения: 17 декабря 2022.
17 декабря 2022 года.
Михаил Лобанов.
// . XXI век. — 2004. — № 10 .
20 декабря 2016 года.
↑
Петрова З.
(неопр.)
. Русское воскресение (21 июля 2003).
Дата обращения: 10 декабря 2016.
16 декабря 2016 года.
Молодая гвардия: ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1995. — Выпуски 10-12. — С. 207
Михаил Лобанов.
В сражении и любви. Опыт духовной биографии. — Москва: Ковчег, 2003. — С. 113. — 624 с. —
ISBN 5-94741-035-8
.
Дамаскин (Орловский), архим.
. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. — С. 22. — 526 с. —
ISBN 978-5-9905640-6-0
.
2 мая 2021 года.
Вера. Подвижники во времена гонений //
Российское информационное агентство «Новости», 1995. — С. 38
Определения Священного Синода [1996.12.27: иеромонаха Дамаскина (Орловского) назначить членом Синодальной комиссии по канонизации святых] // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 2. — С. 5—6.
(неопр.)
. checko.ru.
Дата обращения: 21 августа 2020.
7 апреля 2022 года.
(неопр.)
. официальный сайт ОВЦС (21 апреля 2008).
Дата обращения: 27 января 2017.
27 марта 2022 года.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(6 октября 2008).
Дата обращения: 10 декабря 2016.
28 марта 2013 года.
↑ от 8 декабря 2015 на
Wayback Machine
// Московские епархиальные ведомости. 2009. — № 1—2
Протоиерей Олег Митров
от 21 декабря 2016 на
Wayback Machine
// официальный сайт Московской областной епархии, 9 ноября 2012
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(12 февраля 2010).
Дата обращения: 10 декабря 2016.
2 октября 2018 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 18 февраля 2018.
9 августа 2017 года.
(неопр.)
.
mosmit.ru
(20 января 2020).
Дата обращения: 12 июля 2021.
12 июля 2021 года.
↑
Верина А.
// Фома : журнал. — 2007. — № 10 (54) . — С. 30—36 .
15 ноября 2016 года.
↑ , с. 319.
, с. 318.
Дамаскин (Орловский), архим.
. — Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. — С. 221, 224. — 526 с. —
ISBN 978-5-9905640-6-0
.
2 мая 2021 года.
Мазырин А.
, иерей.
/ науч. ред. прот. Владимир Воробьёв. —
М.
: Изд-во ПСТГУ, 2006. — С. 43. — 444 с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской Православной Церкви).
25 августа 2021 года.
Федотов А. А.
(неопр.)
.
spbda.ru
. Санкт-Петербургская Духовная Академия (23 января 2015).
Дата обращения: 23 марта 2021.
20 декабря 2016 года.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(13 февраля 2007).
Дата обращения: 22 ноября 2019.
12 октября 2016 года.
, с. 1239.
, с. 1242.
↑ , с. 1243.
(неопр.)
.
fond.ru
. Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» (29 января 2020).
Дата обращения: 24 мая 2020.
9 мая 2020 года.
(неопр.)
.
rospisatel.ru
(2011).
Дата обращения: 28 сентября 2016.
13 ноября 2017 года.
(неопр.)
.
kpole.ru
(26 сентября 2011).
Дата обращения: 21 ноября 2019.
7 августа 2020 года.
Владимир Легойда.
(неопр.)
.
www.optina.ru
(24 сентября 2015).
Дата обращения: 23 марта 2021.
9 мая 2021 года.
(неопр.)
.
tv-soyuz.ru
(25 октября 2019).
Дата обращения: 13 июля 2021.
13 июля 2021 года.
(неопр.)
Дата обращения: 22 ноября 2019.
4 декабря 2019 года.
, с. 1243—1244.
(неопр.)
.
Патриархия.ru
(9 июня 2022).
Дата обращения: 26 июля 2022.
14 июня 2022 года.
(неопр.)
.
mosmit.ru
(3 октября 2007).
Дата обращения: 12 июля 2021.
12 июля 2021 года.
(неопр.)
.
mosmit.ru
(1 октября 2008).
Дата обращения: 13 июля 2021.
13 июля 2021 года.
(неопр.)
.
patriarchia.ru
. Московская епархия Русской Православной Церкви (22 декабря 2013).
Дата обращения: 29 марта 2022.
29 марта 2022 года.
(неопр.)
.
moseparh.ru
(18 ноября 2019).
Дата обращения: 21 августа 2020.
26 ноября 2019 года.
(неопр.)
. Московская патриархия (14 апреля 2022).
Дата обращения: 18 апреля 2022.
18 апреля 2022 года.
Проценко П. Г.
(неопр.)
.
ng.ru
(16 апреля 2003).
Дата обращения: 22 ноября 2019.
20 июля 2020 года.
Литература
А. Т.
Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, «Булат», 1992, 237 с. // Журнал Московской Патриархии. 1993. — № 8. — С. 111—112.
// Вестник Российского гуманитарного научного фонда : Научно-культурный и просветительский журнал. —
М.
, 2000. — № 3 . — С. 317—323 .
Иноземцева З. П.
Рецензия на книги игумена Дамаскина (Орловского) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» // . — 2005. — № № 7 . — С. 178—179 .
Труды Историко-архивного института. — Т. 36: Архивы Русской Православной Церкви: пути из прошлого в настоящее / [редкол.: А. Б. Безбородов (гл. ред.) и др.]. — Москва : РГГУ, 2005 (М. : Издательский центр РГГУ). — 381 с. — C. 342—378
Иноземцева З. П.
Возрождение церковно-агиографической традиции в трудах игумена Дамаскина (Орловского) // Церковь в истории России. Вып. 9 / Отв. ред. В. М. Лавров. —
М.
: Кучково поле, 2010. — С. 269—288 .
Иноземцева З. П.
// Восемнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, проводимой в рамках XVII Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий» 31 марта 2021 г., г. Курск. — Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2021. — С. 35—42 .
Иустина (Трофимова), мон.
// Восемнадцатые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, проводимой в рамках XVII Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Христианское мироосмысление в эпоху цифровых технологий» 31 марта 2021 г., г. Курск. — Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2021. — С. 43—48 .