Interested Article - Иннокентий (Гизель)

Инноке́нтий Ги́зель ( нем. Innozenz Giesel ; ок. 1600 , Кёнигсберг ? — 18 (28) ноября 1683 , Киев ) — архимандрит Киево-Печерской лавры 1656 ), ректор Киево-Братской коллегии . Историк, богослов, философ, политический и православный церковный деятель Речи Посполитой и Русского государства .

Биография

Иннокентий Гизель был родом из Восточной Пруссии и относился к социнианской церкви . Начальное образование получил, по всей видимости, в Пруссии.

В молодости, приехав в Киев и поселившись здесь, принял православие и постригся в монахи . В 1642 году окончил Киево-Могилянскую коллегию .

Пётр Могила , видя в нём талантливого человека, послал его для окончания образования за границу, вероятно, в Англию . Также Гизель прошёл курсы обучения по истории, богословию и юриспруденции в Львовской иезуитской коллегии . Возвратившись в Киев, Гизель встал на страже православной церкви ввиду грозившей ей опасности со стороны иезуитов и униатов . С 1645 года стал игуменом нескольких православных монастырей. В 1647 году Пётр Могила завещал Иннокентию Гизелю титул «благодетеля и попечителя киевских школ» и поручил надзор за Киево-Могилянской коллегией. В 1648 году Гизель занял пост ректора этого учебно-просветительского учреждения. Архимандритом Киево-Печерской лавры он стал в 1656 году .

Гизель неоднократно награждался царём Алексеем Михайловичем и пользовался его уважением за преданность православию и Русскому царству . Особенно полюбил Гизель малорусский народ , привязавшись к нему всею душой. Чтобы не расстаться с ним, отказывался не раз от предлагаемых ему высших должностей. Известен своей литературной и издательской деятельностью (см. « Киевский синопсис », « Киево-Печерский патерик » и др.), в которых выступал за единство «православнороссийского народа» и обосновывал преемственность царей московских от великих князей киевских. В XVIII веке «Синопсис» был самым распространённым историческим сочинением в России и стал важной вехой в формировании малороссийской идентичности и концепции триединого русского народа . В основу «Синопсиса» Иннокентия Гизеля, вышедшего в 1674 году, легла идея славянского происхождения варягов , которую почерпнул М. В. Ломоносов, выводивший своих «варягов-славян» из Юго-Восточной Прибалтики.

Взгляды

Гизель придерживался мнения, что Бог, пребывая везде, причастен к каждой сущности и именно это сталкивает его с материальным миром. Гизель отрицал наличие в небе субстанциональных изменений и доказывал однородность земной и небесной материй. Он утверждал, что движение — это любые изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе, и показывал таким образом движение с качественной, а не механистической стороны. В 1645—1647 годах читал курс «Сочинение о всей философии» (Opus totius philosophiae) в Киевском коллегиуме, что оказало заметное влияние на академическую традицию конца XVII — начала XVIII веков.

Примечания

  1. ↑ Innokentij //
  2. (неопр.) . Дата обращения: 14 июля 2016. 16 августа 2016 года.
  3. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. от 13 декабря 2013 на Wayback Machine . Журнал Новое литературное обозрение. — М: ISSN 0869-6365- С.9-27.

Литература

  • Гизель Иннокентий — статья из Большой советской энциклопедии .
  • Романова А. А. «Мир с Богом человеку» Иннокентия Гизеля: несколько штрихов к истории издания // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2007. — № 3 (29). — С. 88—89.
  • Павлов В. Л. Барочные мотивы в философии Иннокентия (Гизеля) // Человек в культуре русского барокко. — М., 2007. — С. 216—224
  • Сирцова О. «Prawdziwa wiara stara» Iнокентiя (Ґiзеля) — непрочитаний богословсько-фiлософський трактат XVII ст. // Киïвська академiя. — К., 2008. — Вип. 5. — С. 25-41
  • Стратий Я. М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской Академии. — Киев, 1982. По именному указателю.
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона — ». — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0 .

Same as Иннокентий (Гизель)