Подобно многим другим авторам античной эпохи, Аммиан Марцеллин оставил о себе достаточно скудную информацию, содержащуюся в его единственном дошедшем до нас сочинении. Другими источниками, из которых можно извлечь сведения о жизни и творчестве Аммиана, являются письма двух его современников — известного греческого
ритора
Либания
и римского общественного деятеля и
оратора
Квинта Аврелия Симмаха
.
Происхождение
Дата рождения Аммиана Марцеллина точно не установлена. Исследователи выводят её косвенным путём и при этом, естественно, весьма приблизительно. Самая ранняя дата рождения Аммиана, встречающаяся в литературе, —
325 год
. Наиболее поздним вероятным годом рождения Аммиана Марцеллина считается
335 год
. Ряд авторов приводит дату
332
или
333 год
. Иногда вместо конкретной даты указывается какой-либо период: например, с
325
по
330 год
или с
327
по
334 год
. В большинстве же работ, затрагивающих данную проблему, используется средняя дата —
330 год
.
Наиболее важна для определения даты рождения Аммиана его фраза, в которой он говорит о себе и своих товарищах, посланных с
магистром конницы
Урсицином
на Восток: «Старшие из нашей группы получили повышение по службе и были назначены на командные должности в армии; нам же, младшим, было приказано следовать за ним [Урсицином] для выполнения различных поручений, которые он на нас возложит» (
provectis e consortio nostro ad regendos milites natu maioribus, adulescentes eum sequi iubemur, quicquid pro re publica mandaverit impleturi
)
. Из современных Аммиану Марцеллину источников следует, что словом «
adulescens
» римляне в
IV веке
н. э. обозначали молодых людей в возрасте около 20 лет. Так,
Евтропий
пишет о юном
Гнее Помпее
, которому был 21 год (
quem adulescentem Sulla atque annos unum et viginti natum cognita eius industria exercitibus praefecerat
)
, и об
Октавиане
, который был «юношей 18 лет от роду» (
adulescens annos X et VIII natus
)
. Таким образом, Аммиан, указывая, что в
357 году
он был «
adulescens
», даёт основание отнести дату его рождения к середине — второй половине
330-х годов
.
Следует отметить ещё одну деталь, связанную с происхождением Аммиана Марцеллина. Хотя его сочинение написано на латинском языке, всё же он был греком, о чём сам неоднократно упоминает на страницах «Деяний»
. Хотя Аммиан по своему происхождению являлся греком, его следует признать настоящим римским патриотом, сторонником усиления могущества империи во всех его проявлениях и формах любой ценой (даже путём поголовного и беспощадного уничтожения враждебных народов
).
Судя по всему, предки Аммиана Марцеллина были выходцами из малоазийской этнической среды, поскольку
антропоним
«Аммиан» является теоморфным, происходящим от имени
богини-матери
, культ которой был распространён в
Анатолии
(особенно во
Фригии
), с добавлением латинского суффикса
-an-
, часто используемого для образования имён в латинской антропонимике
. Таким образом, этимология имени «Аммиан» указывает на то, что автор «Деяний» был потомком коренного эллинизированного населения Малой Азии.
Местом рождения Аммиана Марцеллина, как следует из упомянутого выше письма Либания, являлась
Антиохия Сирийская
— один из крупнейших городов римского Востока и важный торгово-ремесленный центр. Какой-то дополнительной информацией о детских и юношеских годах Аммиана мы не располагаем. Ясно лишь, что он был представителем провинциальной
аристократии
, так как сам себя называл «
insuetus ingenuus
»
. Об аристократическом происхождении Аммиана говорит и его презрительное отношение к популярным в Риме «незнатным и никому неизвестным проходимцам» (
subditicios ignobiles et obscuros
)
, а также явно имеющие автобиографический характер жалобы на отсутствие в Риме достойного уважения к «новому человеку благородного сословия» (
honestus advena
)
. Именно по причине своего благородного происхождения Аммиан Марцеллин смог получить хорошее образование, что и позволило ему в будущем стать выдающимся писателем-историком.
Служба в армии
В
354 году
Аммиан уже являлся одним из
протекторов-доместиков
(
лат.
protector domesticus).
Протекторы
составляли элиту позднеримской армии и были приближены к императору. Это, во-первых, позволило Аммиану быть в курсе всех важнейших государственных дел и, во-вторых, получить отличную военную подготовку и прекрасно разбираться в военном деле. За год до этого, в
353 году
, он по указанию императора
Констанция II
был прикомандирован к магистру конницы Урсицину, вызванному из
Нисибиса
и направленному в
Антиохию
для расследования обстоятельств, связанных с делом о возможной государственной измене
. С этого момента судьба Аммиана на несколько лет оказалась тесно связанной с Урсицином, а через последнего — и с важными событиями в истории Римской империи.
С
353
по
359 год
Аммиан Марцеллин в составе свиты Урсицина находился сначала в Антиохии, а затем в западной части Империи — в
Италии
и
Галлии
. В
357 году
Аммиан вместе с Урсицином возвращается на Восток
. Здесь их настигло известие о начале похода
Шапура II
против Рима. Аммиану было поручено важное и довольно опасное разведывательное задание: используя своё знакомство с
сатрапом
Кордуэны
Иовинианом («Он втайне был на нашей стороне» — пишет о нём Аммиан
), Аммиан должен был раздобыть точные сведения о том, что предпринималось со стороны персидской армии
. Дальнейшее участие Аммиана Марцеллина в кампании 359 года заключалось в его присутствии в римской крепости
Амида
, осаждённой персидскими войсками. Как следует из слов самого Аммиана, он был одним из организаторов обороны
.
С крепостных стен он неоднократно наблюдал появление у городских укреплений некоторых командиров вражеского войска, в том числе
хионитского
царя, его сына, а также самого
Шапура Великого
, что дало ему возможность достаточно подробно описать их внешний облик.
Во время взятия
Амиды
персами Аммиану чудом удалось спастись, и он, преодолев ряд трудностей и опасностей, добрался до
Мелитены
, где в это время находился и Урсицин. Таким образом, Аммиан воссоединился со свитой своего командира и уже вместе с нею прибыл в родную Антиохию
.
Где жил и чем занимался Аммиан после завершения кампании
359 года
, точно неизвестно, и сам он об этом умалчивает. По мнению известного исследователя творчества Аммиана Марцеллина Э. Томпсона, все эти годы будущий историк находился в одном из римских пограничных гарнизонов в Северной
Месопотамии
, на территории которой продолжались боевые действия
.
В
363 году
император
Юлиан
предпринимает новую военную акцию —
поход
за
Евфрат
, в котором участвовал и Аммиан Марцеллин. Сам историк, в отличие от похода
359 года
, практически ничего не говорит о своей роли в описываемых событиях; соответственно, о том, что происходило непосредственно с Аммианом во время кампании 363 года, ничего конкретного сказать невозможно. Ясно лишь, что он находился в составе боевых частей римской армии и принимал непосредственное участие в событиях, о которых рассказывает. Можно сделать вывод, что в составе римского войска Аммиан побывал в западных (пограничных с империей) районах
Персии
, пройдя значительный отрезок долины
Евфрата
(от впадения в него реки
Аборы
до канала, соединяющего
Тигр
и
Евфрат
в районе
Ктесифона
) и достаточно длинный путь по левому берегу Тигра (в северном направлении от
Ктесифона
). Возможно, Аммиан лично присутствовал в палатке Юлиана в последние часы жизни императора
.
В то же время, ряд современных исследователей полагает, что Марцеллин не являлся свидетелем всех событий Персидского похода. Описание им боевых действий в Месопотамии летом 363 года являлось информационной «операцией прикрытия», целью которой являлось сокрытие факта военного и морально-психологического разгрома римской армии, и преуменьшение масштаба потерь
.
Частная жизнь
После персидского похода Юлиана Аммиан Марцеллин, скорее всего, покинул военную службу и вёл частную жизнь
. Известно о его путешествии по Египту
, во время которого он посетил
Александрию
и
Фивы
,
Пелопоннесу
, где историк смог наблюдать последствия
разрушительного землетрясения
, произошедшего, по его словам, за двенадцать дней до августовских
календ
в первый год консульства
Валентиниана
и
Валента
, то есть
21 июля
364 года
,
Фракии
, где Аммиан побывал на месте сражения между римлянами и
вестготами
под Салицием, произошедшего незадолго до
битвы при Адрианополе
. Определённо можно сказать, что в
371 году
Аммиан Марцеллин находился в
Антиохии
, где ему пришлось пережить настоящую волну террора, захлестнувшую римский Восток при императоре Валенте
.
Следующий, и последний период жизни Аммиана связан с городом
Римом
. Дата переезда историка из Антиохии в Рим также точно не известна. Во всяком случае, в
383 году
он уже был в Риме и подвергся репрессиям, направленным против иностранцев
, во время голода, имевшего место в том же году
. О непростой судьбе Аммиана в начальный период проживания в Риме говорят его острые выпады против римской аристократии, с презрением и крайним высокомерием отнёсшейся к хотя и весьма образованному, но всё же — чужаку-иноземцу и провинциалу, каковым являлся в их глазах Аммиан Марцеллин
.
Вероятно, в начале
390-х годов
, живя уже в Риме, Аммиан Марцеллин уже написал значительную часть своего труда
. Дата полного завершения работы над «Деяниями», как и год смерти историка, точно не установлена. Если первую из них можно попытаться вывести, исходя из ряда указаний автора на некоторые события, то о последней можно только догадываться. Так, судя по некоторым данным, содержащимся в «Деяниях», книга XXIX была написана не ранее
394
—
395 годов
и не позднее
397 года
. Следовательно, книги XXX и XXXI были написаны вскоре после
397 года
, то есть либо в самом конце
IV
, либо в самом начале
V века
. Этим же временем — рубежом IV—V веков — можно датировать и смерть Аммиана Марцеллина.
Сочинение Аммиана Марцеллина
Название
В исторической науке оно так и не нашло общепризнанного названия. Чаще всего и, видимо, правильнее всего труд Аммиана называют «Деяния» (
лат.
Res gestae , иногда переводится как «История»). Существует также более полное и точное название — «Деяния в тридцати одной книге» (
Rerum gestarum libri XXXI
). Это название (
Rerum gestarum libri
) употребил по отношению к сочинению Аммиана Марцеллина раннесредневековый римский ритор из
Цезареи Мавретанской
начала
VI века
Присциан
в своих «Грамматических наставлениях», и оно стало господствующим. В то же время при переводах работы Аммиана на европейские языки её название, как правило, изменялось. Так, в немецких переводах «Деяния» получили название «Римская история» (
Römische Geschichte
); при переводе труда Аммиана на французский и итальянский языки он стал называться соответственно «
Histoire
» и «
Storia
», то есть просто «История», как и в русском переводе.
Структура
Первоначально «Деяния» состояли из тридцати одной книги и охватывали период с 96 по 378 год: от прихода к власти императора
Нервы
(96—98) до смерти
Валента
в 378 году. Однако до нас дошли
только последние 18 книг
«Деяний» (XIV—XXXI), в которых описываются события 353—378 годов, от подавления восстания
Магненция
до
битвы при Адрианополе
.
В целом структура, хронологические рамки и содержание сохранившихся книг выглядят следующим образом
:
Содержание XIV—XXXI книг «Деяний»
Книга XIV (353—354 гг.
)
Свирепость Цезаря Галла.
Набеги исаврийцев.
Неудавшийся замысел персов.
Вторжения сарацин и их нравы.
Казни приверженцев Магненция.
Пороки сената и народа Рима.
Жестокость и свирепость Цезаря Галла.
Описание провинций Востока.
О Цезаре Констанции Галле.
Август Констанций дарует мир аламаннам по их просьбе.
Август Констанций вызывает Цезаря Констанция Галла и карает его смертью.
Книга XV (354—355 гг.)
О смерти Цезаря Галла сообщается императору.
Возбуждается обвинение в оскорблении величества против Урзицина, магистра конницы на Востоке, Юлиана, брата Цезаря Галла, и Горгония, препозита спальни Цезаря.
Наказание друзей Цезаря Галла и его слуг.
Аламаннское племя лентиензы перебиты или обращены в бегство Августом Констанцием.
Франк Сильван, магистр пехоты в Галлии, провозглашается Августом в Колонии и на 28-й день власти коварным образом устраняется.
Друзья и соучастники Сильвана предаются казни.
Подавление бунтов римского народа Леонтием, префектом Рима. Смещение с кафедры епископа Либерия.
Юлиан, брат Галла, возведен Августом Констанцием, его дядей по отцу, в сан Цезаря и поставлен во главе Галлии.
О происхождении галлов; откуда идут названия кельтов и галатов; об их учёных.
О галликанских Альпах и о различных через них проходах.
Краткий обзор территории Галлии. Течение Родана.
О нравах галлов.
О Музониане, префекте претория Востока.
Книга XVI (356—357 гг.)
Похвала Цезарю Юлиану.
Цезарь Юлиан нападает на аламаннов, разбивает их, берёт в плен и обращает в бегство.
Юлиан отбивает у франков взятую ими Колонию и заключает там мир с франкскими царями.
В городе Сенонах Юлиан осажден аламаннами.
Доблести Цезаря Юлиана.
Привлечение к суду и освобождение консуляра Арбециона.
Препозит опочивальни Цезаря Юлиана, Евтерий, защищает его перед императором против Марцелла. Похвала Евтерию.
Доносы и клевета на главной квартире Августа Констанция; корыстолюбие придворных.
Переговоры о мире с персами.
Август Констанций вступает с войсками и якобы с триумфом в город Рим.
Цезарь Юлиан нападает на франков на островах Рейна, куда они укрылись, и отстраивает против них Три Таберны.
Цезарь Юлиан нападает на семь аламаннских царей, притеснявших Галлию и разбивает варваров под Аргенторатом.
Книга XVII (357—358 гг.)
Цезарь Юлиан, перейдя Рейн, предаёт грабежу и огню селения аламаннов, восстанавливает там укрепления Траяна и предоставляет варварам перемирие на десять месяцев.
Юлиан осаждает франков, опустошавших Вторую Германию, и вынуждает их к сдаче голодом.
Старания Юлиана облегчить положение галлов, подавленных податями.
Август Констанций и царь персидский Сапор безуспешно ведут переписку и посылают посольства о мире.
Ютунги, аламанское племя, разбиты и обращены в бегство римлянами в Реции, где они производили опустошения.
Разрушение Никомедии землетрясением и о том, сколько есть видов землетрясений.
Цезарь Юлиан принимает в подданство франкское племя салиев; разбивает одних из хамавов, а других берёт в плен, остальным предоставляет мир.
Он восстанавливает три укрепления на Мозе, разрушенные варварами, и подвергается оскорблениям и угрозам со стороны солдат, терпящих голод.
Цари аламаннов Суомарий и Гортарий после выдачи пленных получают от Цезаря Юлиана мир.
Цезарь Юлиан, после удачных действий в Галлии, подвергается осмеянию во дворце Августа Констанция своими завистниками; его называют вялым и робким.
Август Констанций принуждает к выдаче заложников и возвращению пленных сарматов — некогда господ, а теперь изгнанников, и квадов, опустошавших Паннонию и Мезию; он ставит царя сарматам-изгнанникам, возвратив им свободу и жилища предков.
Август Констанций вынуждает пограничных сарматов-рабов, произведя большое избиение их, выселиться из своих пределов и обращается с речью к солдатам.
Римское посольство о мире, не достигнув цели, возвращается из Персии, так как Сапор требует назад Месопотамию и Армению.
Книга XVIII (359 г.)
Цезарь Юлиан принимает меры в интересах галлов и заботится о том, чтобы все повсеместно соблюдали закон.
Он восстанавливает стены взятых им крепостей на Рейне и опустошив враждебную часть Аламаннии, заставляет пять аламаннских царей просить мира и выдать пленных.
За что отрублены были головы по приказу Августа Констанция магистру пехоты Барбациону и его жене.
Царь персидский Сапор собирается всеми силами напасть на римлян.
Протектор
Антонин
бежит со всем своим семейством к Сапору и подстрекает его к войне с римлянами, которую тот собирался начать и сам.
Магистр пехоты Урзицин, будучи отозван с Востока и доехав до Фракии, отправлен назад в Месопотамию. Вернувшись, Урзицин через Марцеллина узнаёт о приближении Сапора.
Сапор вступает в Месопотамию вместе с царями хионитов и албанов. Римляне сами поджигают свои поля, сгоняют крестьян в города и укрепляют правый берег Евфрата крепостями и фортами.
Семьсот иллирийских всадников, захваченные врасплох, обращены персами в бегство. От персов ускользают в одном месте Урзицин, в другом Марцеллин.
Описание Амиды и число находившихся там в ту пору в гарнизоне легионов и турм.
Сапору сдаются два римских укрепления.
Книга XIX (359 г.)
На попытку Сапора склонить к сдаче гарнизон Амиды, ему отвечают стрелами и черепицами; во время такой же попытки царя Грумбата убивают его сына.
Сапор осаждает Амиду и в течение двух дней подвергает её дважды штурму.
Урзицин делает безуспешную попытку ночью прийти на помощь осаждённым, встретив сопротивление со стороны магистра армии Сабиниана.
Появившееся в Амиде моровое поветрие прекращается на десятый день благодаря небольшому дождю. О причинах и видах моровой язвы.
По указаниям перебежчика осада Амиды ведется как с помощью штурма, так и через подземный ход.
Вылазка галликанских легионов, нанесшая большой урон персам.
Персы придвигают к стенам города башни и другие осадные сооружения; римляне предают их огню.
Возведя непосредственно близ стен высокие валы, персы штурмуют Амиду и вторгаются в крепость. После взятия города Марцеллин бежит ночью и направляется в Антиохию.
Одни командиры в Амиде преданы казни, другие заключены в оковы. Нисибиец Краугазий из любви к попавшей в плен жене переходит к персам.
Сарматы-лимиганты притворно просят мира и нападают на императора; страшное их избиение.
Многие привлекаются к ответственности по обвинению в оскорблении величества и осуждаются.
Лавриций, комит исавров, прекращает их разбои.
Книга XX (360 г.)
Магистр армии Лупицин послан с войском в Британию для отражения вторжений скоттов и пиктов.
Магистр пехоты при особе императора Урзицин уволен в отставку вследствие интриг клеветников.
Затмение Солнца и о двух Солнцах. Причины затмений Солнца и Луны. О разных изменениях Луны и её фазах.
Галльские солдаты, которых Констанций приказал забрать у Цезаря Юлиана и перевести на Восток против персов, насильно провозглашают Юлиана Августом в Лутеции Паризиев, где он имел свою зимнюю резиденцию.
Август Юлиан произносит речь перед солдатами.
Осада и взятие Сингары Сапором. Горожане, конные вспомогательные полки и два легиона, составлявшие гарнизон, уведены в Персию. Город разрушен.
Сапор завоевывает город Безабду, гарнизон которой составляли три легиона; он укрепляет её гарнизоном и снабжает провиантом. Тщетные попытки Сапора овладеть крепостью Вирта.
Август Юлиан извещает письмом Августа Констанция о совершившемся в Лутеции.
Август Констанций повелевает Юлиану довольствоваться титулом Цезаря, но галльские легионы единодушно отвергают это.
Август Юлиан, сделав неожиданный набег на франков-аттуариев, живших за Рейном, взял в плен и перебил много народа, а остальным предоставил мир, уступив их просьбам.
Август Констанций осаждает Безабду со всей своей армией и отступает, не достигнув успеха. О радуге.
Книга XXI (360—361 гг.)
Август Юлиан празднует в городе Виенне пятилетие своего правления. О том, как он узнал, что Август Констанций скоро умрет. О различных способах узнавать будущее.
Август Юлиан в Виенне выдаёт себя за христианина, ради привлечения на свою сторону народной массы и в праздничный день молится Богу в церкви среди христиан.
Царь аламаннов Вадомарий, нарушив договор, опустошает с помощью высланных отрядов границы империи. Убийство комита Либинона и нескольких наших воинов.
Август Юлиан, перехватив письмо Вадомария к Августу Констанцию, организовал захват его на пиру. Перебив одних аламаннов, а других приняв в подданство, он заключил с остальными мирный договор.
Август Юлиан произносит речь перед своими солдатами и приводит их всех к присяге на своё имя, собираясь начать войну с Августом Констанцием.
Август Констанций женится на Фаустине. Он пополняет новыми контингентами своё войско, привлекает на свою сторону дарами царей Армении и Иберии.
Август Констанций, находясь тогда в Антиохии, удерживает под своей властью Африку через нотария Гауденция. Перейдя через Евфрат, он направляется с войками в Эдессу.
Август Юлиан, устроив дела в Галлии, направляется к берегу Дуная и посылает вперед части своих сил через Италию и Рэцию.
Консулы Тавр и Флоренций, они же префекты претория, первый в Иллирике, второй — в Италии, бегут при приближении Августа Юлиана. Захват магистра конницы Луциллиана, который собирался дать отпор Юлиану.
Август Юлиан принимает под свою власть Сирмий, столицу западного Иллирика, вместе с его гарнизоном и посылает в сенат письмо, направленное против Констанция.
Два легиона Констанция, которые перешли к Августу Юлиану в Сирмии, будучи посланы им в Галлию, захватывают Аквилею с согласия горожан и запирают ворота перед войсками Юлиана.
Осада Аквилеи, ставшей на сторону Констанция. Когда позднее стало известно о смерти Констанция, Аквилея сдалась Юлиану.
Сапор отводит домой свои войска, так как предзнаменования говорили против войны. Август Констанций держит в Гиераполе речи перед своими солдатами, собираясь начать поход против Юлиана.
Предсказания смерти Августа Констанция.
Смерть Августа Констанция в Мобсукренах в Киликии.
Хорошие и дурные качества Августа Констанция.
Книга XXII (361—362 гг.)
Август Юлиан из страха перед Августом Констанцием делает остановку в Дакии и тайно совещается с гаруспиками и авгурами.
Узнав о смерти Констанция, Юлиан проходит через Фракию, вступает в Константинополь и без битвы овладевает всей Римской империей.
Осуждение некоторых приверженцев Констанция, одних по заслугам, других — вопреки справедливости.
Август Юлиан прогоняет из дворца всех евнухов, брадобреев и поваров. О пороках придворных евнухов и падении военной дисциплины.
Август Юлиан открыто и свободно исповедует почитание богов, которое раньше скрывал, и возбуждает раздоры между христианскими епископами.
При помощи какой хитрости он заставил удалиться домой множество сутяжников из Египта, которые ему наскучили.
Юлиан часто отправляет правосудие в курии в Константинополе. К нему являются различные посольства чужеземцев.
Описание провинций Фракии, а также областей и народов, живущих около Понта.
Август Юлиан укрепляет Константинополь сооружениями и направляется в Антиохию; по пути он отпускает деньги никомедийцам на восстановление города из развалин, в Анкире находит время для участия в судебных процессах.
Во время зимовки в Антиохии Юлиан издаёт законы и никого не притесняет из-за религии.
Язычники волокут по улицам епископа александрийского Георгия вместе с двумя другими лицами, разрывают его на куски и сжигают безнаказанно его останки.
Юлиан готовит поход в Персию и, с целью заранее знать исход, обращается к оракулам, приносит несчетное число жертв, всецело отдавшись гаруспицине и авгуриям.
Пожар храма Дафнейского Аполлона Август Юлиан неправильно вменяет в вину христианам и приказывает закрыть главную церковь в Антиохии.
Август Юлиан совершает поклонение и приносит жертву Юпитеру на горе Касии. Почему он рассердился на антиохийцев и написал «Мисопогон».
Описание Египта; о Ниле, крокодиле, ибисе и пирамидах.
О пяти провинциях Египта и о знаменитых городах, в них расположенных.
Книга XXIII (363 г.)
Август Юлиан делает тщетную попытку восстановить давно разрушенный храм в Иерусалиме.
Он приказывает царю Армении Арсаку готовиться к войне с персами и со своей армией и вспомогательными войсками скифов переходит через Евфрат.
Когда Август Юлиан проходил через Месопотамию, царьки сарацинских племен поднесли ему золотую корону и сами предложили вспомогательные отряды. Римский флот из тысячи ста судов приводит в ужас Евфрат.
Описание стенобитных машин: баллисты, скорпиона или онагра, тарана, гелеполия и огненосных снарядов.
Август Юлиан переходит по наводному мосту реку Абору у Цирцезия со всеми своими войсками и держит речь перед солдатами.
Описание 18 важнейших провинций персидского царства, а также городов в каждой из них и обычаев населения.
Книга XXIV (363 г.)
Юлиан вступает с армией в Ассирию, овладевает крепостью Анафа на Евфрате и предаёт её огню.
Император делает попытку овладеть некоторыми крепостями и городами, другие, покинутые жителями, предаёт пламени. Ему сдается Пирисабора, которую он разрушает огнём.
Август Юлиан обещает солдатам в случае успеха по сто денариев на человека и успокаивает сдержанной речью тех, которые негодовали на незначительность донатива.
Город Майозамальха взят приступом римлянами и разрушен.
Римляне берут крепость, неприступную по своему положению и весьма сильно укреплённую, и предают её пламени.
После битвы, в которой пало 2500 персов, при наших потерях в 70 человек, Юлиан награждает многих венками перед строем всей армии.
После того как императора отговорили от осады Ктесифона, он необдуманно приказывает сжечь все корабли и удаляется от реки.
Когда уже нельзя было ни навести мосты, ни соединиться с частью своих сил, император решает вернуться через Кордуэну.
Книга XXV (363—364 гг.)
Римляне храбро отбивают персов, которые сделали на них нападение во время похода.
Армия страдает от недостатка хлеба и подножного корма. Юлиана устрашают знамения.
Когда император для отражения персов, напавших со всех сторон, бросился необдуманно без панциря в битву ему нанесена была рана копьём. Принесённый в палатку, он обратился с речью к стоявшим около него и, утолив жажду глотком холодной воды, скончался.
Доблести его и недостатки, сложение и осанка.
Императором избирают в спешке Иовиана, примицерия протекторов-доместиков.
Персы и сарацины тревожат частыми схватками римлян во время их спешного отступления, и римляне отражают неприятеля с большими потерями.
Голод и беспомощность римской армии побуждают Августа Иовиана заключить с Сапором вынужденный необходимостью, но весьма позорный мир, уступив ему пять областей с городами Нисибисом и Сингарой.
Перейдя через реку Тигр, римляне в течение долгого времени мужественно переносили полное отсутствие пищи и, наконец, достигли Месопотамии. Август Иовиан устраивает по мере возможности дела в Иллирике и Галлии.
Знатный перс Бинез принимает от Иовиана именем Сапора неприступный город Нисибис; жители были вынуждены покинуть родной город и переселиться в Амиду. Согласно мирному договору, персидские вельможи вступили во владение пятью областями с городом Сингарой и шестнадцатью крепостями.
Опасаясь волнений в государстве, Иовиан спешно проезжает через Сирию, Киликию, Каппадокию и Галатию. В Анкире он вступает в консульство совместно с сыном своим, младенцем Варронианом, и вскоре вслед затем внезапно умирает в городе Дадастане.
Книга XXVI (364—366 гг.)
Трибуну второй схолы скутариев, Валентиниану, отсутствовавшему в Никее, вручается с общего согласия гражданских сановников и военных людей верховная власть. О високосном годе.
Когда Валентиниан, вызванный из Анкиры, поспешно прибыл в Никею, он был избран императором единодушными возгласами всех и, украшенный пурпурным облачением и диадемой и провозглашённый Августом, обратился с речью к армии.
О городской префектуре Апрониана в Риме.
Валентиниан назначает своего брата Валента в Никомедии трибуном конюшни, а потом в Константинополе в Гебдоме делает соправителем по верховной власти с согласия армии.
Императоры распределяют между собой комитов и военные части и вскоре после того вступают в первый консулат, один в Медиолане, другой в Константинополе. Аламанны опустошают Галлию. Прокопий на Востоке готовит государственный переворот.
Родина, род, характер и звания Прокопия; о том, что он скрывался при Иовиане и каким образом он был провозглашен императором в Константинополе.
Прокопий без кровопролития подчиняет себе фракийские области и обещаниями приводит к присяге на своё имя всадников и пехотинцев, проходивших через Фракию, а также присоединяет к себе иовиев и викторов, посланных против него Валентом, склонив их на свою сторону речью.
После освобождения от осады Никеи и Халкедона, Вифиния попадает под власть Прокопия, а затем и Геллеспонт, после взятия Кизика.
Прокопий, покинутый своими в Вифинии, Ликии и Фригии и выданный Валенту живым, казнен усечением головы.
Протектор Марцелл, его родственник, и многие из партии Прокопия подвергнуты смертной казни.
Книга XXVII (367—368 гг.)
Аламанны, победив в бою римлян, убивают при этом комитов Хариеттона и Севериана.
Иовин, магистр конницы в Галлии, уничтожает две шайки аламаннов, напав на них врасплох; третий отряд варваров он разбивает в битве при Каталаунах, уничтожив при этом шесть тысяч врагов и изранив четыре.
О трёх префектах города Рима: Симмахе, Лампадии и Вивенции. Споры о римском епископате Дамаса и Урсина, бывшие при Вивенции.
Описание народов и шести провинций Фракии и знаменитых городов в каждой.
Август Валент предпринимает военные действия против готов, которые послали против него вспомогательный отряд Прокопию. Три года спустя он заключает с ними мир.
С согласия войска, Валентиниан нарекает Августом сына своего Грациана; облачив отрока в пурпур, он советует ему действовать мужественно и рекомендует его солдатам.
Раздражительность, суровость и свирепость Августа Валентиниана.
Пикты, аттакотты и скотты, убив дукса и комита, безнаказанно опустошают Британию; комит Феодосий разбил их и отнял у них добычу.
Племена мавров грабят Африку. Валент сдерживает разбои исавров. О городской префектуре Претекстата.
Август Валентиниан переходит Рейн и наносит поражение аламаннам, отступившим на крутые горы, в битве, сопровождавшейся потерями с обеих сторон; аламанны бежали.
О благородстве Проба, его средствах, добрых качествах и нравах.
Римляне и персы воюют из-за Армении и Иверии.
Книга XXVIII (368—370 гг.)
Многие, даже сенаторы и женщины из сенаторских родов, привлечены в Риме к суду по обвинению в колдовстве, разврате и прелюбодеяниях и преданы смертной казни.
Август Валентиниан укрепляет весь берег Рейна со стороны Галлии фортами, крепостями и башнями. Аламанны избивают римлян, строивших укрепление за Рейном. Разбойники маратокупрены в Сирии, по приказанию Августа Валента, уничтожены вместе со своими детьми и поселением.
Феодосий восстанавливает города Британии, разрушенные варварами, отстраивает укрепления и отбирает назад провинцию этого острова, которая получила имя Валенции.
О префектуре в Риме Олибрия и Амнелия и о пороках сената и римского народа.
Саксы в Галлии, после заключения перемирия, завлечены римлянами в засаду. Валентиниан, дав формальное обещание бургундам соединить с ними свои войска, навел их на Аламаннию; будучи обмануты, они перебили всех пленных и вернулись домой.
Несчастья, причинённые австорианами провинции Триполис, лептинцам и эиензам. Комит Роман скрыл их от Валентиниана обманом и они остались неотмщенными.
Книга XXIX (371—373 гг.)
Нотарий Феодор покушается на верховную власть. Обвинённый перед Валентом в Антиохии в преступлении оскорбления величества и уличённый, он казнен вместе со многими соучастниками.
На Востоке против многих людей возбуждается обвинение в колдовстве и после обвинительного приговора они подвергнуты казни удушением, одни заслуженно, другие вопреки справедливости.
Различные примеры свирепости Августа Валентиниана и его дикой жестокости, имевшие место в западной части империи.
Август Валентиниан, пройдя по мосту из судов через Рейн, не смог неожиданно захватить царя аламаннов Макриана по вине солдат.
Магистр конницы в Галлии Феодосий побеждает во многих битвах мавра Фирма, сына царя Нубела, который изменил Валентиниану, и, когда тот вынужден был наложить на себя руки, восстанавливает мир в Африке.
Квады, раздражённые бесчестным убийством своего царя Габиния, опустошают огнём и мечом Паннонии и Валерию, действуя вместе с сарматами; при этом были почти уничтожены два легиона. О городской префектуре Клавдия.
Книга XXX (374—375 гг.)
Царь армянский Пара, вызванный Валентом и отданный в Тарс под видом почетной охраны под стражу, бежит с тремя сотнями своих земляков. Обманув стороживших дороги, он возвращается в своё царство на коне. Вскоре после этого его убивает на пиру командир Траян.
Посольства Августа Валента и персидского царя Сапора, споривших о царствах Армянском и Иверийском.
Август Валентиниан, опустошив несколько областей Аламаннии, имеет свидание с аламаннским царём Макрианом и заключает с ним мир.
Префект претория Модест отстраняет Валента от участия в судопроизводстве; о судебных речах, юристах и различных видах адвокатов.
Валентиниан, намереваясь начать военные действия против сарматов и квадов, опустошавших Паннонию, отправляется в Иллирик. Перейдя Дунай, он опустошает области квадов, предаёт огню поселки и истребляет варваров без различия возраста.
Валентиниан, разгневавшись во время ответа послам квадов, оправдывавшим своих земляков, умирает от удара.
Кто был его отец и что он совершил как государь.
Его свирепость, корыстолюбие, ненависть и боязливость.
Его доблести.
Валентиниан-младший, сын Валентиниана, объявлен Августом в лагере близ Брегециона.
Книга XXXI (375—378 гг.)
Предзнаменования гибели Валента и поражения от готов.
О местожительстве и нравах гуннов, аланов и других племён азиатской Скифии.
Гунны присоединяют к себе оружием или по договору аланов-танаитов; они нападают на готов и изгоняют их из их земель.
Бóльшая часть готов, по прозвищу тервинги, изгнанная из своих пределов, с разрешения Валента переправляется римлянами во Фракию, пообещав повиноваться и поставлять вспомогательные отряды. Гревтунги, другая часть готов, коварным образом переправляются через Истр на судах.
Тервинги, измученные голодом и отсутствием жизненных средств, подвергаясь к тому же всяким притеснениям, отпадают от Валента и наносят поражение Лупицину и его войскам.
Почему взбунтовались Сферид и Колия, готские старейшины, принятые раньше со своими людьми. Перебив адрианопольцев, они соединились с Фритигерном и приступили к разграблению Фракии.
Профутур, Траян и Рихомер сражаются с готами в нерешительном бою.
Готы, запертые в Гемимонте, а затем выпущенные римлянами, оскверняют Фракию грабежом, убийствами, насилиями и пожарами и убивают трибуна скутариев Барзимера.
Фригерид, полководец Грациана, разбивает князя Фарнобия с множеством готов и тайфалов; уцелевшим сохранена жизнь и предоставлены земли на реке Паде.
Лентиензы-аламанны разбиты в сражении полководцами Августа Грациана, при этом был убит царь Приарий. Когда они сдались и дали Грациану новобранцев для военной службы, им позволено было вернуться домой.
Себастиан, неожиданно напав на нагруженных добычей готов близ Берои, разбил их. Лишь немногие спаслись бегством. Август Грациан спешит к своему дяде Валенту, чтобы оказать ему помощь против готов.
Август Валент решил сразиться с готами до прибытия Грациана.
Готы, соединившись все вместе, то есть тервинги под начальством царя Фритигерна и гревтунги под командой вождей Алафея и Сафрака, сражаются в правильном бою с римлянами. Разбив конницу, они обращают в бегство пехоту, не имевшую прикрытия с флангов и скучившуюся, и наносят римлянам страшные потери. Валент был убит и нигде не разыскан.
Добрые качества и пороки Августа Валента.
Победители-готы осаждают Адрианополь, где Валент оставил свои сокровища и отличия императорского сана с префектом и придворным штатом. Перепробовав все способы взять город, готы отступают, не достигнув своей цели.
Готы, присоединив к себе за деньги полчища гуннов и аланов, тщетно пытаются взять Константинополь. Каким способом магистр Юлий за Тавром освободил от готов восточные провинции.
Экскурсы
В целом Аммиан Марцеллин следует анналистической манере, излагая события в их хронологической последовательности. Однако, как типичный представитель античной историографии, при написании своего труда Аммиан придерживался веками складывавшихся традиций. Одной из них являлось введение в исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования (в данном случае — политической истории Римского государства), подчинённых отдельному сюжету, значительных по объёму и посвящённых какому-либо вопросу, не относящемуся непосредственно к описываемым в «Деяниях» событиям
. Содержащиеся в «Деяниях» экскурсы условно можно разбить на следующие группы:
Некоторые содержащиеся в «Деяниях» крупные экскурсы могут включать в себя несколько более мелких; так, например, в экскурсе, посвящённом Персии
, можно выделить следующие экскурсы:
Следуя традиции, Аммиан включает в текст речи персонажей и письма, но их число невелико (в сохранившейся части 3 письма и 12 речей). Это переписка между персидским царём
Шапуром II
и императором
Констанцием
, а также письмо Юлиана к Констанцию
. Четыре речи в сохранившейся части сочинения произносит Констанций
, шесть — Юлиан
, и две —
Валентиниан
.
Литературный стиль Аммиана Марцеллина
Язык «Деяний» отличается чрезвычайной витиеватостью, риторичностью и выдержан в духе так называемого
азианского красноречия
, весьма популярного в античной литературе
IV века
н. э. (в таком же стиле выдержаны, например, сочинения
Юлиана Отступника
). Следует также иметь в виду, что своё произведение Аммиан Марцеллин писал не для читателей, а для слушателей, и потому подобные риторические «излишества» имели своей целью угодить вкусам публики, что, как следует из упомянутого выше письма Либания, Аммиану удалось. В силу этих обстоятельств чтение сочинения Аммиана Марцеллина в оригинале, а тем более его перевод сопряжены со значительными трудностями, и зачастую не совсем понятно, что именно хочет сказать автор в том или ином случае. В энциклопедическом словаре
Фридриха Любкера
язык Аммиана охарактеризован как «пытка для читателя»
. Кроме того, латинский язык окончательно так и не стал для Аммиана Марцеллина родным, в связи с чем в «Деяниях» содержится много грецизмов, а также грамматических и синтаксических конструкций, несвойственных для классического латинского языка, что ещё более затрудняет восприятие и изучение «Деяний» как литературно-исторического произведения.
Известно также, что в Риме Аммиан публично читал своё сочинение, причём, по всей видимости, реакция была далеко не однозначной. Так,
Либаний
в одном из своих писем отмечает, что Аммиан Марцеллин имел среди публики определённый успех
. В то же время сам автор говорит о критиках своего исторического сочинения (
examinatores contexendi operis
), недовольных отсутствием в нём важных, по их мнению, но на самом деле — абсолютно незначительных деталей
. Чуть ниже Аммиан добавляет, что, несмотря на это, он не собирается придавать значения «невежеству простаков» (
inscitia vulgari
)
.
Источники Аммиана Марцеллина
Отдельную проблему, уже давно занимающую многих, особенно зарубежных учёных, изучающих творчество Аммиана Марцеллина, представляет вопрос о его источниках
. Это обусловлено прежде всего тем, что Аммиан в силу объективных причин (будучи практически последним по времени античным автором) имел возможность использовать при написании «Деяний» труды всех (или почти всех) греческих и римских писателей, и эту возможность историк, безусловно, широко использовал. В отличие от многих других авторов, Аммиан очень редко называет источник своей информации по тому или иному вопросу, что усложняет и без того трудную задачу исследователей. Почти все называемые им авторы жили задолго до Аммиана, и его круг чтения прежде всего показывает уровень его образованности, а не является источником в узком смысле.
Использованных Аммианом авторов условно можно разделить на две группы: 1) те, чьи имена называет он сам, и 2) те, чьи сочинения он использует без какого-либо упоминания об авторе. Без каких-либо уточнений Аммиан ссылается на «землеописания»
, «летописи»
, «писателей, изучающих устройство неба»
, «физиков»
, «теологов»
, книги по физиогномике
и пословицы
.
Аммиан также читал надписи на галльских памятниках, сообщающие о подвигах Геракла
, и проявляет интерес к
египетским иероглифам
, выписав из книги греческий перевод надписи на
обелиске
. Аммиан даже считал, что
Иисус
в «возвышенном полёте своих речей» черпал из египетской мудрости
.
При написании недошедших до нас первых тринадцати книг (по крайней мере, для книг с I по XII) Аммиан использовал почти исключительно письменные источники, поскольку речь в утраченных книгах его произведения шла о событиях, очевидцев и участников которых ко времени написания «Деяний» уже не было в живых. В сохранившейся же части «Деяний» значительная (если не преобладающая) часть информации имеет своим источником либо самого Аммиана
, либо сведения, полученные им от информаторов, которых он не называет.
К современным событиям источникам относится ссылка на «Антиохийскую речь»
императора Юлиана
. О материалах из императорских архивов Аммиан отзывается неодобрительно, обращая внимание на их недостаточность
и на лживость
эдикта
Констанция о битве под
Аргенторатом
Рукописи «Деяний» и научные издания
Как отмечают
А. П. Каждан
и М. фон Альбрехт, рукописная традиция сочинения Аммиана Марцеллина небогата. Известно только два независимых друг от друга манускрипта, содержащих текст «Деяний» (причём первые XIII книг утрачены), —
Ватиканский кодекс 1873
(так называемая Фульдская рукопись) IX века
, найденная ещё в начале
XV века
Поджо Браччолини
в
Фульдском монастыре
в Германии, и (которая заканчивалась 9 главой XXX книги), о существовании которой знал тот же Браччолини, не сумевший, однако, её получить
. В конце концов, в
1875 году
было обнаружено шесть листов Херсфельдской рукописи («Марбургские фрагменты»), из которых следовало, что она была переписана в
X веке
.
Ватиканский кодекс 1873 лежит в основе всех остальных сохранившихся на сегодняшний день манускриптов, содержащих текст «Деяний»
:
Codex Vaticanus 1874
Codex Vaticanus 2969
Codex Vaticanus 3341
Codex Parisius 5819
Codex Parisius 5820
Codex Parisius 5821
Codex Parisius 6120
Codex Florentinus
Codex Reginae 1994
Codex Venetus 388
Codex Petrinus
Codex Urbinas 416
Codex Malatestanus
Первое издание «Деяний» было осуществлено в Риме в
1474 году
(так называемое
editio princeps
). Затем текст «Деяний» неоднократно публиковался на протяжении
XVI
—
XVII веков
. Из изданий этого периода следует отметить предпринятое
Сигизмундом Гелением
и вышедшее в
Базеле
в
1533 году
, поскольку оно в значительной мере было основано на не дошедшем до нас Херсфельдском манускрипте, более близком к архетипу, чем другие
.
Первое критическое издание «Деяний» вышло в свет в
1636 году
под редакцией Генриха Валезия; затем «Деяния» неоднократно переиздавались, но при этом публикуемый текст не претерпевал существенных изменений по сравнению с вариантом, изданным Валезием
.
В 70-х гг.
XIX века
— впервые после перерыва более чем в два столетия — немецкими учёными Ф. Эйссенхардтом и В. Гардтгаузеном были осуществлены новые критические издания «Деяний»
. Последнее академическое издание сочинения Аммиана Марцеллина было организовано В. Зейфартом
.
В России труд Аммиана Марцеллина был издан в начале
XX века
. Это — единственный на сегодняшний день полный перевод «Деяний» Аммиана Марцеллина на русский язык. На рубеже XX—
XXI веков
он неоднократно переиздавался
.
Примечания
Либаний. Ep. 1063.
Симмах. Ep. IX. 110
The Encyclopedia Americana. Vol. 1. N.-Y., 1946. P. 578.
Gitti A. Ammiano Marcellino // Enciclopedia Italiana. Vol. 2. Roma, 1921. P. 988.
Dautremer L. Ammien Marcellin, etude d’histoire litterataire. Lille, 1899. P. 7.
Gimazane J. Ammien Marcellin: sa vie et son oevre. Toulouse,1889. P. 23.
Schanz M. Römische Literaturgeschichte. Bd. 4. Monaco, 1914. S. 94.
Вебер Г. Всеобщая история. Т. 4. История Римской империи, переселение народов и возникновение новых государств. М., 1892. С. 363.
The Cambridge history of classical literature. Vol. 2. Cambridge, 1982. P. 743.
↑ Ибатуллин Р. У. Аммиан Марцеллин: проблемы биографии в контексте эпохи. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Казань, 2000. С. 7.
Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981. С. 111.
Аммиан Марцеллин // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 1А. С. 656.
Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993. С. 121.
Любкер Ф. Аммиан Марцеллин // Реальный словарь классических древностей. Вып. 1. СПб., 1884. С. 66.
Неронова В. Д. Аммиан Марцеллин о варварах // Ученые записки Пермского государственного университета. 1966. Вып. 143. С. 71.
Удальцова З. В. Мировоззрение Аммиана Марцеллина // Византийский Временник. 1968. Вып. 28. С. 39.
Shotwell J. T. History of history. N.-Y., 1939. P. 320.
André J.-M., Hus A. L’histoire a Rome. P., 1974. P. 157.
Fuhrmann M. Ammianus Marcellinus // Der Kleine Pauly. Lexicon der Antike. Bd. 1. 1964. S. 392.
↑ Who was who in the Roman world 753 B.C. — A.D. 476. Oxford, 1980. P. 20.
Boldwin B. Ammianus Marcellinus // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. 1991. P. 78.
Аммиан Марцеллин. Деяния . XVI. 10. 21 (далее — без указания автора и названия; указываются только номера книги, главы, параграфа).
Евтропий. Бревиарий. V. 8
Евтропий. Бревиарий. VII. 1.
XXII. 8. 33; XXIII. 4. 10 и др.; особенно чётко это звучит в одной из последних фраз «Деяний», где Аммиан Марцеллин прямо называет себя «бывшим солдатом и греком» (
miles quondam et Graecus
) (XXXI. 16. 9).
XVI. 12. 52 — 57; XVII. 6. 2; 10. 6; 13. 10 — 16, и др.
(неопр.)
Дата обращения: 15 февраля 2011.
24 ноября 2010 года.
Ч. Форнара, однако, считает, что данное письмо Либания было адресовано не автору «Деяний», а другому Аммиану, в связи с чем отрицает антиохийское происхождение Аммиана Марцеллина (см.: Fornara Ch.W. Studies in Ammianus Marcellinus. I. The letter of Libanius and Ammianus' connection with Antioch // Historia. 1992. Vol. 41. P. 328—344.
XIX. 8. 6.
XIV. 6. 15.
XIV. 6. 12.
XIV. 9. 1.
XV. 2; 3. 9-11; 5. 17-23.
XV. 5. 22.
XVI. 10. 21.
XVIII. 6. 20.
XVIII. 6. 21.
XIX. 7. 6.
XIX. 1. 3-7.
XIX. 8. 12.
Thompson E.A. The historical work of Ammianus Marcellinus. Cambridge, 1947. P. 6.
Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Т. 3. СПб., 1998. С. 34. Прим. 102.
Вус О. В.
(рус.)
// МАИАСП. — 2019. — Вып. 11 . — С. 273 . —
doi
: .
1 августа 2021 года.
Fuhrmann M. Ammianus Marcellinus // Der Kleine Pauly. Lexicon der Antike. Bd. 1. 1964. S. 302.
Thompson E.A. The historical work of Ammianus Marcellinus. Cambridge, 1947. P. 12.
Crump G.A. Ammianus Marcellinus as a military historian. Wiesbaden, 1975. S. 11.
XVII. 4. 6; XXII. 15. 1, 24.
XXII. 16. 12.
XVII. 4. 6.
XXVI. 10. 15 — 19.
XXII. 8. 1; XXVII. 4. 2.
XXIX. 1. 24; 2. 4.
XIV. 6. 19; XXVIII. 4. 32.
↑ Соболевский С. И. Историческая литература III—V вв. // История римской литературы. Т. 2. 1962. С. 432.
Seeck O. Geschichte des Unterpaganes der antiken Welt. Bd. 5. Stuttgart, 1922. S. 496.
XIV. 6. 12 — 15, 21 — 22; XXVIII. 4. 10, 17.
↑ Thompson E.A. The historical work of Ammianus Marcellinus. P. 18.
Matthews J.F. The origin of Ammianus // Classical Quarterly. 1994. Vol. 44. № 1. P. 252.
Seeck O. Ammianus Marcellinus (4). S. 1847—1848.
Seeck O. Ammianus Marcellinus (4). S. 1848.
Gitti A. Ammiano Marcellino // Enciclopedia Italiana. Roma, 1922. P. 988—989.
В соответствии с изданием «Деяний» на русском языке в переводе Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни (Киев, 1906—1908); сохранены стиль, орфография и пунктуация перевода.
Дмитриев В. А. «Персидский» экскурс Аммиана Марцеллина. Опыт источниковедческого анализа. Псков, 2010. С. 4 — 5.
XV. 4. 1 — 6.
XV, гл. 9 — 12.
XVIII. 9. 1 — 2.
XXII, гл. 15 — 16.
XIV, гл. 8.
XIV, гл. 4.
XXIII, гл. 6.
XXII, гл. 8; XXVII, гл. 4.
XXXI. 2. 1 — 25.
XIV, гл. 6; XXVIII, гл. 4.
XVII. 7. 9 — 14.
XIX, гл.4.
XX, гл.3.
XX. 11. 26 — 30.
XXIII, гл. 4.
XXIII. 6. 85 — 88.
XXVI. 1. 8 — 14.
XIV. 11. 25 — 26.
XXI. 1. 7 — 14.
↑ XXIII. 6. 32 — 36.
XIV. 11. 27 — 34.
XXI, гл. 16.
XXV, гл. 4.
XXV. 10. 14 — 17.
XXVII, гл. 7; XXIX, гл. 3; XXX, гл. 7 — 9.
XXXI, гл. 14.
XXIII. 6. 2 — 84.
XXIII. 6. 2 — 9.
XXIII. 6. 17 — 18.
XXIII. 6. 24.
XXIII. 6. 37 — 38.
XXIII. 6. 67 — 68.
XXIII. 6. 75 — 84.
XVII, гл.5
XX. 8. 5-17.
XIV. 10. 11-15; XV. 8. 5-14; XVII. 13. 26-33; XXI. 13. 10-15.
XVI. 12. 9-12; XX. 5. 3-7; XXI. 5. 2-8; XXIII. 5. 16-23; XXIV. 3. 4-7; XXV. 3. 15-20
XXVI. 2. 6-10; XXVII. 6. 6-9.
Аммиан Марцеллин // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. Вып. 1. СПб. — М., 1884. С. 66
Либаний. Ep. 983.
XXVI. 1.1.
XXVI. 1. 2.
Gardthausen V. Die geographische Quellen Ammians // Jahrbücher für Philologie. Bd. 6. Leipzig, 1873. S. 509—556.
Gardthausen V. Praefatio // Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Recensuit notisque selectis instruxit V. Gardthausen. Vol. 1. Lipsiae, 1874. P. XXII.
Дмитриев В. А. «Персидский» экскурс Аммиана Марцеллина. Опыт источниковедческого анализа. Псков, ПГПУ, 2010. С. 93.
Альбрехт М., фон. История римской литературы. Т. 3. С. 1561
↑ Каждан А. П. Аммиан Марцеллин в современной зарубежной литературе // Вестник древней истории. 1972. № 1. С. 224.
Nissen H. Ammiani Marcellini fragmenta Marburgensia. B., 1876.
Clark C.U. The text tradition of Ammianus Marcellinus. New Haven (Conn.), 1904. P. 8, 62.
Gitti A. Ammiano Marcellino // Enciclopedia Italiana. Roma, 1922. P. 990.
Clark C.U. The text tradition of Ammianus Marcellinus. New Haven (Conn.), 1904. P. 12 — 14.
Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Rec. F. Eyssenhardt. B., 1871.
Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Rec. V. Gardthausen. Vol. 1 — 2. Lipsiae, 1874—1875.
Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri qui supersunt / Ed. W. Seyfarth. Vol. 1 — 2. Leipzig, 1978.
Аммиан Марцеллин. История / Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Вып. 1 — 3. Киев, 1906—1908.
Аммиан Марцеллин
. Римская история. / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная история»). СПб.: Алетейя. 1994. 558 стр. 5000 экз. 2-е изд. СПб, 1996. 3-е изд. СПб, 2000. 576 стр. (
есть дальнейшие переиздания
)
Аммиан Марцеллин
. Деяния (отрывки из книг XVII, XIX, XXV) / Пер. с лат. Я. Н. Любарского // Историки Рима. М., 1970. С. 401—433.
Бокщанин А. Г.
Источниковедение истории Древнего Рима. —
М.
, 1970.
Вус О.В.
// Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. — 2019. — Вып. 11 .
Дмитриев В. А.
Состав персидской армии IV в. н. э. в известиях римского историка Аммиана Марцеллина // Метаморфозы истории. Альманах. Вып. 3. — Псков, 2003. — С. 161—169.
Дмитриев В. А.
Аммиан Марцеллин и персы (восточная цивилизация в восприятии римского историка IV в. н. э.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Великий Новгород, 2003.
Дмитриев В. А.
Gistaspes Rex Prudentissimus Darei Pater
: Ранняя история зороастризма в интерпретации Аммиана Марцеллина // История науки и техники. Сборник трудов третьей Международной молодёжной научной конференции «История науки и техники», состоявшейся в Санкт-Петербурге 2 — 4 декабря 2003 г. Т. 3. —
СПб.
, 2003. — С. 155—156.
Дмитриев В. А.
К вопросу о развитии знаний европейцев о странах и народах Востока (по данным Аммиана Марцеллина) // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. Годичная научная конференция, 2004. —
М.
, 2004. — С. 683—685.
Дмитриев В. А.
Географическое описание Средней Азии в «Деяниях» Аммиана Марцеллина // Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения
А. М. Беленицкого
(Санкт-Петербург, 2—5 ноября 2004 г.). —
СПб.
, 2005. — С. 83—85.
Дмитриев В. А.
Армия и военное дело в сасанидском Иране по данным Аммиана Марцеллина // Записки Восточного отделения Российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. Т. II (XXVII). —
СПб.
, 2006. — С. 397—426.
Дмитриев В. А.
Аммиан Марцеллин в отечественной историографии // Вестник Псковского государственного педагогического университета. — Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». — 2007. Вып. 1. — С. 32—42.
Дмитриев В. А.
Сасанидское государство в известиях римского историка Аммиана Марцеллина // Вестник Псковского государственного педагогического университета. — Серия «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки». — 2008. Вып. 3. — С. 12—23.
Дмитриев В. А.
. — Псков, 2010.
Дуров В. С.
Художественная историография Древнего Рима. —
СПб.
, 1993.
Ермолова И. Е.
Историко-географические экскурсы в «Деяниях» Аммиана Марцеллина // Молодая на рубеже веков. Сборник статей молодых учёных РГГУ. —
М.
, 1997. — С. 12—18.
Ермолова И. Е.
Об эпиклезе таврского божества у Аммиана Марцеллина //
Вестник древней истории
. — 1998. № 2. — С. 129—134.
Ермолова И. Е.
Северное Причерноморье в представлении римлян первых веков нашей эры (по данным Аммиана Марцеллина). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. —
М.
, 1985.
Ибатуллин Р. У.
Аммиан Марцеллин и солнечное затмение 360 г. н. э. // От древности к Новому времени (Проблемы истории и археологии). Сборник научных работ. — Вып. VII. — Уфа, 2005. — С. 13—18.
Ибатуллин Р. У.
Аммиан Марцеллин: проблемы биографии в контексте эпохи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. —
Каз.
, 2000.
Кулаковский Ю. А.
Предисловие // Аммиан Марцеллин. История. — Вып. 1. —
К.
, 1906. — С. III—IX.
Лукомский Л. Ю.
Аммиан Марцеллин и его время // Аммиан Марцеллин. История. —
СПб.
, 1996. — С. 5—21.
Неронова В. Д.
Аммиан Марцеллин о варварах // Учёные записки Пермского государственного университета. — 1966. Вып. 143. — С. 65—69.
Неронова В. Д.
Отражение кризиса Римской империи в «Истории» Аммиана Марцеллина // Учёные записки Пермского государственного университета. — 1961. Т. 20. — Вып. 4 (история). — С. 71—101.
Рубцова М. В.
Репрезентация политической организации Римской империи 4 в. в «Res gestae» Аммиана Марцеллина: Автореферат…кандидата исторических наук. — Екатеринбург, 2005.
Соболевский С. И.
Историческая литература III—V вв. // История римской литературы. — Т. 2. 1962. — С. 420—437.
Соколов В. С.
Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии //
Вестник древней истории
. — 1959. № 4. — С. 43—62.
Удальцова З. В.
Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV—VII вв.). —
М.
, 1974.
Удальцова З. В.
Развитие исторической мысли. Подраздел «Аммиан Марцеллин» // Культура Византии. IV — первая половина VII вв. — Т. 1. —
М.
, 1984. — С. 124—139.
Федорова Е. Л.
Бунты черни в «Деяниях» Аммиана Марцеллина // Личность — идея — текст в культуре средневековья и Возрождения. — Иваново, 2001. — С. 7—23.
Федорова Е. Л.
Война в «Деяниях» Аммиана Марцеллина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. —
СПб.
, 2003.
Федорова Е. Л.
Личность и толпа как участники политических конфликтов у Аммиана Марцеллина // Социально-политические конфликты в древних обществах. — Иваново, 2001. — С. 87—99.
Харченко Ю. В. Социально-политическая эволюция римского общества во 2-й половине 4-го в.: По данным Аммиана Марцеллина: Автореферат… кандидата исторических наук. — Белгород, 2012.
Холмогоров В. И.
Римская стратегия IV в. н. э. у Аммиана Марцеллина //
Вестник древней истории
. — 1939. № 3. — С. 87—97.
Чиненов Д. В.
Роль двора и придворных в императорских репрессиях (по данным «Деяний» Аммиана Марцеллина) // Университетский вестник:
Альманах
. —
СПб.
, 2003.
На английском языке
Barnes, Timothy D.
Ammianus Marcellinus and the Representation of Historical Reality (Cornell Studies in Classical Philology). Ithaca, NY: Cornell University Press, 1998 (hardcover,
ISBN 0-8014-3526-9
).
Barnes, Timothy D.
Ammianus Marcellinus and his world // Classical Philology. 1992. Vol. 88. P. 55 — 70.
Blockly R.C.
Ammianus Marcellinus on the Persian invasion of A. D. 359 // Phoenix. 1988. Vol. 52. P. 244—260.
Boldwin B.
Ammianus Marcellinus // Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1. N.-Y. — Oxford, 1991. P. 78.
Chaumont M.L.
Ammianus Marcellinus // Encyclopaedia Iranica. Vol. 1. Fasc. 9. L. — N.-Y., 1986. P. 977—979.
. The Text Tradition of Ammianus Marcellinus. Ph.D. Diss. Yale: 1904.
Crump, Gary A.
Ammianus Marcellinus as a military historian. Steiner, 1975,
ISBN 3-515-01984-7
.
Drijvers, Jan and David Hunt
. Late Roman World and its Historian. Routledge, 1999,
ISBN 0-415-20271-X
.
Drijvers J.W.
Ammianus Marcellinus’ image of Arsaces and early Parthian history // The Late Roman world and its historian Interpreting Ammianus Marcellinus. L. — N.-Y., 1999. P. 193—206.
Elliott T. G.
Ammianus Marcellinus and Fourth Century History. Sarasota, Florida. 1983.
Fornara C.W.
Studies in Ammianus Marcellinus // Historia. 1992. Bd. 41. S. 328—344.
Kelly, Gavin
. Ammianus Marcellinus: The Allusive Historian. Cambridge University Press, 2008,
ISBN 978-0-521-84299-0
.
Matthews, J.
The Roman Empire of Ammianus. Johns Hopkins University Press, 1989.
Rowell, Henry Thompson
. Ammianus Marcellinus, soldier-historian of the late Roman Empire. University of Cincinnati, 1964.
Seager, Robin
. Ammianus Marcellinus: Seven Studies in His Language and Thought. Univ. of Missouri Pr, 1986,
ISBN 0-8262-0495-3
.
The Historical Work of Ammianus Marcellinus. London: Cambridge University Press, 1947.
Jan den Boeft, Jan Willem Drijvers, Daniel den Hengst, Hans C. Teitler (Hrsg.)
: Ammianus after Julian. The Reign of Valentinian and Valens in Books 26-31 of the Res Gestae (Mnemosyne Supplementa 289). Brill, Leiden 2007.
На французском языке
Camus P.-M.
Ammien Marcellin, témoin des courants culturels et religieux à la fin du IVe siècle. Paris, 1975.
Dautremer L.
Ammien Marcellin, etude d’histoire litterataire. Lille, 1899.
Dillmann L.
Ammien Marcellin et le pays de l’Euphrate et du Tigre // Syria. 1961. T. 38. P. 87 — 158.
Gimazane J.
Ammien Marcellin sa vie et son œvre. Toulouse,1889.
Sabbah G.
La méthode d’Ammien Marcellin: recherches sur la construction du discours historique dans les Res Gestae. Paris, CUF, Les Belles Lettres, 1978.
На немецком языке
Brok M.F.A.
De persische Expeditie van Keiser Julianus volgens Ammianus Marcellinus. Groningen, 1959.
Brok M.F.A.
Die Quellen von Ammians Excurs über Persien // Mnemosyne. 1975. № 38. S. 47 — 56.
Wittchow F.
Exemplarisches Erzählen bei Ammanius Marcellinus — Episode, Exemplum, Anekdote. Saur, München-Leipzig, 2001.
ISBN 3-598-77693-4
.
Gardthausen V.
Die geographische Quellen Ammians // Jahrbücher für Philologie. Bd. 6. Leipzig, 1873. S. 509—556.