Абдуллаев, Евгений Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евгений Викторович Харитонов ( Евгений В. Харитоновъ ; EugeneKha ; англ. Evgenij V. Kharitonov ; род. 9 декабря 1969 , Железнодорожный ) — русский поэт , историк литературы и кино, переводчик болгарской поэзии и фантастики, критик , музыкант .
Родился в городе Железнодорожный Московской области. После службы в рядах Советской армии окончил филологический факультет и аспирантуру МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина). Печататься начал ещё в школьные годы. Первая публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» ( 1984 ). В 1984—1987 гг. был диск-жокеем и танцором в одном из первых в Москве диско-театров «Колумб» (г. Железнодорожный), в 1980—1990-х играл и пел в рок-группах «Мы», «Русские сказители», «Храм снов» и др. В разные годы работал журналистом в газетах, учителем-словесником в школе, редактором в издательстве, 12 лет возглавлял отдел критики и публицистики журнала фантастики « Если », был соредактором журнала « » (приложение к научно-популярному журналу « Знание — сила »). С 2014 года — руководитель литературный проектов РГБМ , шеф-редактор интернет-газеты о молодежи и для молодежи « ». В 2006—2008 гг. издавал альманах ортодоксально-маргинального искусства « », с 2007 г. — издатель и редактор альманаха литературного и художественного авангарда « Другое полушарие ».
Автор концепции и координатор литературной премии Премия Читателя ; куратор фестиваля литературного и художественного авангарда « », музыкальных фестивалей «Наши в космосе», «Музыка для снов», «Green Travel Fest». Владелец лэйбла электронной музыки « ». Член редколлегий литературных журналов « Дети Ра » (Москва), « » (Москва), « » (София, Болгария), « » (Дублин, Ирландия), альманаха « Словесность ».
Член Союза литераторов РФ (1997); Союза писателей России (2001), Союза журналистов России (2003), Русского ПЕН-клуба (2007), (2015), , Высшего творческого совета . В 2022 году поддержал вторжение России на Украину
Живёт в Москве .
Печатается с 1984 г. Опубликовал несколько рассказов в периодической печати (журналы « Техника — молодёжи », « Смена ») и в антологиях («Наши в космосе»), однако уже к 1991 году вектор творческих интересов сместился от прозы к литературной и кинокритике и поэзии. Автор свыше 500 публикаций в России и за рубежом, посвящённых различным аспектам научной фантастики в литературе и искусстве: от историко-литературных очерков и биографий до статей по актуальным вопросам жанровой литературы, кино и комикса, библиографических указателей, статей и рецензий о современной поэзии, очерков по истории рок-музыки. Область интересов как критика: история русской литературы, забытые имена русской литературы, болгарская фантастическая словесность, жанровый кинематограф, библиография, современная поэзия, литературный и художественный авангард.
В 2004 году за книгу-энциклопедию «Болгария фантастическая» (София: Аргус, 2013. ISBN 954-570-114-5 ) стал единственным иностранным лауреатом болгарской премии в области фантастики « » с формулировкой «За вклад в болгарскую фантастику». Литературно-критические статьи и очерки публиковались в журналах и еженедельниках « Если », « Библиография », « Детская литература », « Фантакрим-МЕГА », « Иностранная литература », « Дети Ра », « », « » (Болгария), « » (Болгария), « Уральский следопыт », « », « » (США), « Альтаир », «Четвёртое измерение», « », « Знание — сила », « Книжное обозрение », « НГ Ex Libris » и др.; в сборниках «Фантастика-2002» (М.: АСТ, 2002), «Фантастика-2003» (М.: АСТ, 2003), «Русский Сфинкс» (М., 2004), «Shayol Jahrbuch zur Science Fiction 2004» (Германия), «Миры „Если“» (М., 2005) и др.
Автор биографических статей в « » (Под ред. Вл. Гакова ; Минск, 1995), в справочнике « » (М.: Мегатрон, 1998), биографическом словаре С. И. Чупринина « » (М., 2003).
Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева (издательство « Эксмо », 2009—2010).
Первые поэтические публикации состоялись в конце 1980-х гг. в самиздате . Первая печатная поэтическая книга «Непроза» (2002). В поэзии обильно использует приёмы фонетической, звуковой и визуальной поэзии, литературной комбинаторики ( палиндром , анаграмма и т. д.). Автор нескольких поэтических книг и альбомов визуальной поэзии . Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки, публиковались в журналах « Дети Ра », «Новый мир» , « », « Иностранная литература », « Черновик », « Дружба народов » и др., включены в российские и зарубежные антологии «Orizont Testamentar: Miniatura Poetica Rusa» (Румыния, 2006), «Верлибр нового тысячелетия» (Тверь, 2007), «Болгария в русской поэзии» (М., 2008), «Небесная механика» (Рига, 2008), «arTronic Sound Anthology 1» (2009), ‘1 Minute Autohypnosis…’ (Испания, 2012), «Жанры и строфы современной русской поэзии: В 3 т. Е. В. Степанов» (М., 2013), «Свобода ограничения» (М., 2014), «НАШКРЫМ» (NY, 2014), «Антология ПО. Том 2» (М, 2015), «Крымские страницы русской поэзии» (СПб, 2015), «Raza de acțiune: Poeti Rusi Contemporani & Poeti Israelieni Contemporani» (Editura SAGA — Israel, 2017) и др.
«Харитонов роет яму ямбу, пытается уйти от традиции, органично вливаясь в традицию авангарда. Но и от неё, от спиральных кирпичиков Крученых и Бурлюка, он тоже уходит. Куда? В наш век. Со всей его жестокостью и прозой, с политикой, которая спешит сама позаботиться о тебе, если ты будешь продолжать её беззаботно игнорировать: „Восток дело тонкое / Восток дело громкое / Восток дело дымное / Восток дело взрЫвное…“ . Этот поэт взирает на мир с отчаянием и наивностью ребёнка. Но одновременно ухитряется задействовать и „жало мудрыя змеи“ („…когда-нибудь // старость усталость отрежет // мой едкий смешливый // змеиный язык“ — так интерпретирует тему сам Харитонов). На формальном уровне он всё время ищет какие-то новые грани поэтического языка. Его ego, его сокровенное, его „самое-самое“ пересекается, интерферирует с бытом и бытием, встраивается в культурную парадигму, неминуемо её изменяя. На уровне содержательном у этого поэта получаются очень пронзительные, человечные, и — да, да, не побоюсь этого слова — очень гуманистические стихи, несмотря на всю их ершистость и фронду.» (Татьяна Логачева. Журн. « Дети Ра » 2008. № 7).
«Очевидно, что в основе однострочной „зауми“ Евгения В. Харитонова лежат фольклорные образцы русских народных припевов. Мы видим элементы остранения поэтического языка, его затруднённость. В основе однострочных стихов Евгения В. Харитонова — не только припевы, но и скороговорки, которые уплотняют стиховую конструкцию, делают её максимально концентрированной и непохожей на структуру прозы.» ( Евгений Степанов . Современный русский моностих и однострочная поэзия).
«Метод Харитонова можно назвать умеренным поставангардом; склонность к деформации стихотворной ткани не мешает поэту существовать в традиционном лирическом модусе… Среди источников Харитонова — и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного верлибра — Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, — но и фольклор, и обыденная речь.» ( Данила Давыдов . Книжное обозрение . 2007. № 6).
Параллельно литературной работе активно выступает на музыкальной сцене как композитор-электронщик (проекты , , , , и др.).