По происхождению из
балтийских немцев
, отец — Александр Готлиб Шрётер (
нем.
Alexander Gottlieb Schröter).
Получив первоначальное образование (1851—1856) в немецком училище при лютеранской церкви св. Петра (
Петришуле
), прошёл курс
Императорской Академии художеств
и был выпущен из неё со званием внеклассного художника; учился год в частной мастерской архитектора
Л. Л. Бонштедта
; затем (1856—1862) обучался в
Берлинской академии художеств
. При окончании обучения в ней он получил редкую для иностранцев награду — золотую медаль
.
В 1862 году за представленные академии художеств свои работы удостоен звания художника XIV класса и в 1864 году, за составленный по заданной программе проект здания думы для столичного города, признан академиком архитектуры. С этого времени он занял видное место среди петербургских архитекторов не только как теоретик, но и как практик.
В знак благодарности за работы по перестройке и расширению Мариинского театра архитектору подарили уникальную модель театра, выполненную в серебре, которую во время
блокады
передала для переплавки на нужды города его дочь Мария.
Оставаясь почти до конца своей жизни профессором Института гражданских инженеров, Шрётер состоял на государственной службе с 1867 года. 30 августа 1886 года получил чин
действительного статского советника
, позднее — чин
действительного тайного советника
. Состоял старшим архитектором департамента уделов, главным архитектором дирекции Императорских театров, помощником инспектора строительного отдела при
Кабинете Его Величества
, был членом разных комиссий и принимал деятельное участие в учреждении и трудах
Петербургского Общества архитекторов
и некоторое время редактировал его литературный орган, «
Зодчий
». Любимый стиль Шрётера был немецкий
ренессанс
.
В 1869 году в день своего 30-летия В. Шрётер женился на Марии Христине Ниссен (Marie Christine Nissen, 25.06.1844—4.06.1924), у них было восемь детей, из которых сыновья Отто и Георгий стали архитекторами, а дочь Мария — художником. Дочь Анна (Anna Ida Antonie Schröter) родилась 8.09.1877 в Санкт-Петербурге, скончалась 18.12.1940 в Нойштадте в
Восточной Пруссии
(ныне
Вейхерово
в
Польше
).
Представитель рационального направления
историзма
. Зарекомендовал себя добросовестным мастером, стремящимся «строить солидно, а вместе с тем экономно». Кроме постройки многих частных домов, в которых он первый в России стал облицовывать
фасады
, без штукатурки, обожжённым в сильном огне кирпичом и естественным камнем («
кирпичный стиль
»), им проявлена обширная деятельность по разным другим строительным предприятиям. Он принимал большое участие в сооружении
дворца великого князя
Владимира Александровича
(ныне Дом учёных,
Дворцовая набережная
, 26; 1867—1885), составил проекты театров в
Киеве
,
Иркутске
,
Нижнем Новгороде
и
Тифлисе
и православной церкви в
Киссингене
, проектировал грандиозное театральное здание, предполагавшееся к возведению на
Марсовом поле
, перестроил фасад
Мариинского театра
после пожара в 1880-х годов, соорудил вокзал в
Одессе
и т. д.
Городской (Оперный) театр
в
Киеве
. В. А. Шрётер был автором проекта, занявшего 1-е место на международном конкурсе (1897). Он составил чертежи, согласно которым под руководством
В. Н. Николаева
в 1898—1901 годах было выстроено театральное здание.
Бывший особняк Субботина-Шихобалова в неоренессансном стиле, построен в 1877 году в
Самаре
, с 1906 по 1910 год дом был резиденцией самарского губернатора.
Заварихин С. П., Фалтинский Р. А.
Капитал и архитектура: История архитектуры и строительства банковских зданий в России. —
СПб.
: Стройиздат СПб, 1999. — С. 386. —
ISBN 5-87897-055-4
.