Прокопий (патриарх Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Прокóпий Ивáнович Чи́рин (до 1593 года — около 1627 ) — древнерусский художник , наиболее известный представитель строгановской школы иконописи .
Сведения о жизни Прокопия Чирина крайне скудны. Надпись, оставленная им на обороте иконы «Никита Воин» («лета 7101-го году написал сии образ на Москве иконник Прокопей наугородец»), позволяет сделать вывод, что иконописец был родом из Новгорода и в начале 1590-х годов находился в Москве , где, по мнению исследователей, работал по заказам семей Годуновых и Строгановых . В годы Смуты Чирин покинул столицу и поселился в Сольвычегодске . В этот период иконописец продолжал выполнять заказы Строгановых, начал сотрудничать с другим ярким представителем строгановской школы — Никифором Савиным, а также взял ученика по имени Первуша .
После освобождения Москвы Прокопий Чирин вернулся в столицу. П. П. Муратов отмечает, что иконописца могли побудить к этому сразу несколько причин: с одной стороны, «роль старших Строгановых перешла к сыновьям Семёна Аникеевича , Петру и Андрею , которые подолгу живали в Москве» . С другой стороны, бедствия Смутного времени не обошли стороной и Сольвычегодск : в начале 1613 года он был разграблен и сожжён поляками . Как бы то ни было, с 1615 года имя Прокопия Чирина начинает упоминаться в казённо-расходных приказах царского двора среди имён «государевых жалованных иконописцев» . Известно, что в 1621 году мастер получал весьма солидное жалованье: 20 рублей, а также по 20 четвертей ржи и овса . Кроме того, в 1621 же году Чирин (вместе с Назарием Савиным, Иваном Паисеиным, Осипом Поспеевым, Лукой Трофимовым и другими мастерами ) расписывал новые царские хоромы: Столовую избу и Постельную комнату . Последнее упоминание о художнике относится к 1627 году, когда тот создал ряд иллюстраций к печатному Евангелию .
Самая ранняя из известных исследователям работ Прокопия Чирина — «Никита Воин». Относящаяся, как отмечалось выше, к 1593 году, предназначалась для Благовещенского собора в Сольвычегодске. Является центральной частью трёхстворчатого складня, на створках которого другой художник написал житие святого. В надписи на обратной стороне образа указано, что 15 ( 25 ) сентября 1598 года он был «обложен <…> серебром чеканным и позолочен и украшен камением и жемчуги <…> строением Никиты Григорьева сына Строганова ». Как отмечают исследователи, уже в этой работе Чирина присутствуют основные отличительные черты его письма: тяготение к уменьшенным формам и каллиграфической тонкости письма; сдержанная, близкая к монохромности цветовая гамма; стремление к особой одухотворенности образов .