Interested Article - Инбер, Вера Михайловна

Автограф

Ве́ра Миха́йловна И́нбер (урождённая Шпенцер ; 28 июня [ 10 июля ] 1890 , Одесса , Херсонская губерния 11 ноября 1972 , Москва ) — русская поэтесса и прозаик, переводчик, журналист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Родилась 28 июня ( 10 июля ) 1890 года в Одессе в еврейской семье. Её отец, Моисей (Моня) Липович (Филиппович) Шпенцер (1860—1927), был владельцем крупной типографии (с литографией и бланкоиздательством) и председателем товарищества научного издательства « Матезис » (1904—1925), купцом второй гильдии . Мать её, Фанни (Фрада) Соломоновна Шпенцер (в девичестве Гринберг), была учительницей русского языка и заведующей казённым еврейским девичьим училищем. В их семье с 9 до 15 лет жил и воспитывался Лев Троцкий (двоюродный брат отца) в пору своей учёбы в реальном училище в Одессе в 1889—1895 годах .

Инбер краткое время посещала историко-филологический факультет на одесских Высших женских курсах . Первая публикация появилась в одесских газетах в 1910 году («Севильские дамы»).

Вместе с первым мужем, , жила в Париже и Швейцарии в течение четырёх лет — в 1910—1914 годах. В Париже она издала за свой счёт первый сборник стихов. Сотрудничала с рядом столичных и провинциальных русских изданий.

В 1914 году вернулась в Одессу, а в начале 1920-х годов переехала в Москву. В это же время , как и многие другие поэты, принадлежала к литературной группе, в её случае, к « Литературному центру конструктивистов ». Кроме того, начала работать журналистом , писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж (в 1924—1926 годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине).

Второй раз с 1920 года была замужем за электрохимиком, профессором А. Н. Фрумкиным . В 1927 году приняла участие в коллективном романе « Большие пожары », публиковавшемся в журнале « Огонёк ». Одна из авторов книги « Беломорско-Балтийский канал имени Сталина » (1934).

Проведя три года в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны , Инбер отобразила жизнь и борьбу жителей в стихах и прозе. В 1943 году вступила в ВКП(б) . Третий её муж, профессор Илья Давидович Страшун , был ректором 1-го медицинского института в осаждённом городе.

Переводила поэтические произведения Т. Г. Шевченко и М. Ф. Рыльского с украинского , а также таких зарубежных поэтов, как П. Элюар , Ш. Петефи , Я. Райнис и других. Перу Инбер принадлежит текст популярной и в XXI веке песни « Девушка из Нагасаки » (музыка Поля Марселя ), известной также в исполнении Аркадия Северного , Владимира Высоцкого , Джеммы Халид и Полины Агуреевой . Несколько стихов Веры Инбер были положены на музыку Александром Вертинским , который и стал их первым исполнителем («Джонни», «В детской», «Шкатулка»), а также другими композиторами — «Будут рельсы двоиться» (музыка Александра Смогула ), «Прощальная дальневосточная» и «Цыганский романс» ( Всех забуду, всё покину ; музыка Михаила Анчарова ).

Умерла 11 ноября 1972 года . Похоронена на Введенском кладбище (участок № 29).

Именем Веры Инбер назван бывший Стурдзовский переулок в Одессе, где располагался особняк её отца М. Л. Шпенцера с принадлежащей ему типографией и где жила вся семья Инбер (дом № 3-А) ; после национализации дома типография Шпенцера стала 1-й Гостипографией имени К. Маркса .

Жизнь и творчество

1890—1900-е годы

Стихи Вера Инбер начала писать очень рано, до поступления в гимназию. В автобиографической повести «Место под солнцем» она вспомнила двух писателей, оказавших на неё влияние в юности:

«Из всего, что было написано на земле, я читала только Диккенса и Франса. Один приходил с радостными слезами, другой — с грустной улыбкой. Один утверждал, что главное в мире — это сердце, другой утверждал — ум».

Окончив гимназию, она стала изучать историю и филологию на одесских Высших женских курсах . Во время учёбы уже начала публиковать свои стихотворения. Вначале их печатали в одесских газетах, а затем и в журнале « Солнце России ». Из-за слабого здоровья учёбу она не закончила и уехала лечиться в Швейцарию, а оттуда попала в Париж — мировую столицу нового искусства. Вера очутилась в самой гуще светской жизни, познакомилась с художниками, поэтами и писателями, эмигрировавшими во Францию из России. Один из них, журналист Натан Инбер (он сократил своё имя до модного Нат) стал её мужем.

1910-е годы

В 1910 году Вера Михайловна вышла замуж. В 1914 году увидела свет первая книга стихов Веры Инбер «Печальное вино» . Позже Варлам Шаламов вспоминал: « Вера Михайловна Инбер появилась на московских литературных эстрадах не в качестве адепта конструктивизма. Отнюдь. Маленькая, рыженькая, кокетливая, она всем нравилась. Все знали, что она из Франции, где Блок хвалил её первую книгу „Печальное вино“, вышедшую в Париже в 1914 году. Стихи её всем нравились, но это были странные стихи… Место под солнцем Вера Михайловна искала в сюжетных стихах. Помнится, она сочинила слова известного тогда в Москве фокстрота:

У маленького Джонни в улыбке, жесте, тоне

Так много острых чар,

И что б ни говорили о баре Пикадилли,

Но то был славный бар.

Лёгкость, изящество, с какими В.М. излагала поэтические сюжеты, сделали её известной по тому времени либреттисткой» . Книга также произвела впечатление на Илью Эренбурга . В стихах Инбер, утверждал Эренбург, «забавно сочетались очаровательный парижский гамен (уличный мальчишка, сорванец — фр.) и приторно жеманная провинциальная барышня» . Критик Иванов-Разумник в статье « Жеманницы » поставил книгу Веры Инбер «Печальное вино» в один ряд с книгой Анны Ахматовой «Чётки». Другой рецензент с этим не согласился. Отдавая должное поэтическим достоинствам книги Веры Инбер, он заметил, что она, как и многие другие поэтессы того времени, всего лишь пыталась подражать Ахматовой . В Париже она посещала эмигрантский литературный кружок, где познакомилась с И. Г. Эренбургом , который написал рецензию на её первую книгу. Периодически возвращаясь домой, Вера Инбер провела год в Швейцарии и около трёх лет во Франции, продолжая писать стихи.

В 1914 году, перед самым началом войны, Вера Инбер с мужем и родившейся в Париже двухлетней дочерью Жанной покинули Европу и вернулись домой, в Одессу.

В Одессе Вера Инбер продолжала писать стихи. И публиковала их в местных газетах и альманахах «Скрижаль» и . Ещё она выступала на поэтических вечерах. Её иронические изящные стихи пользовались успехом. Вера Инбер считала себя знатоком моды и претендовала на роль её законодательницы. Она делилась своими соображениями в статьях и выступала с лекциями. Инбер объясняла одесским женщинам, что такое модная одежда. Одесские женщины были в восторге от «парижской штучки».

Октябрьские события вынудили людей состоятельных и известных бежать из Москвы и Петербурга в Одессу. В их числе были писатели И. А. Бунин , М. А. Волошин , М. А. Алданов , А. Н. Толстой . С конца 1917 и до января 1920 года в Одессе функционировало некое литературное объединение. В руководство «литературки» входил муж Веры Натан Инбер. Поэт А. Бикс вспоминал: «Дом Инберов был своего рода филиалом „Литературки“. И там всегда бывали Толстые, Волошин и другие приезжие гости. Там царила Вера Инбер, которая читала за ужином свои очень женственные стихи ».

В 1917 году в Петрограде вышел второй сборник стихотворений Веры Инбер «Горькая услада» . Многие из этих стихотворений были положены на музыку. Современники вспоминали, что в годы революции Вера Инбер не слишком интересовалась политическими событиями, но впоследствии искренне жалела о том, что не участвовала в событиях, которые перевернули жизненный уклад многих поколений.

1920—1930-е годы

Начало 1920-х годов Инбер провела в Одессе. Про эти годы она написала в своей повести «Место под солнцем» . Она пережила тяжёлое, смутное время, когда буржуйку топили классиками, дубовым буфетом, спички продавались поштучно, не хватало еды. В 1919 году Нат уехал в Турцию, в Константинополь. Вера последовала за ним, но быстро вернулась: любовь прошла, а жить в эмиграции не хотелось. Натан Инбер решил не возвращаться. Какое-то время он жил во Франции, затем его следы затерялись. Вера Инбер разошлась с мужем и в 1920 году во второй раз вышла замуж за электрохимика, профессора А. Н. Фрумкина .

В 1922 году в Одессе была издана третья книга стихотворений Веры Инбер «Бренные слова». В том же году она переехала в Москву.

Здесь удалось устроиться на работу в ночной театр-кабаре «Каравай». За очень небольшие деньги Вера должна была сочинять маленькие веселые пьески и исполнять, развлекая публику, комедийные роли на сцене.

В столице она сотрудничала со многими журналами, в том числе публикуясь в « Огоньке » и «Красной ниве». В середине 1920-х годов Вера Инбер приступила к своим первым прозаическим опытам. Она была журналистом и много путешествовала по России. В 1923 году в Москве вышел стихотворный сборник «Цель и путь» . Именно с этой книги, по мнению самой поэтессы, начался её подлинный творческий путь.

В 1924 году Вера Инбер в очередной раз покинула Россию. В 1924—1926 годах она большую часть времени проводила в Берлине, Брюсселе и Париже в качестве корреспондента. Её произведения печатались в таких газетах и журналах, как «Прожектор» и «30 дней».

В 1926 году Вера Инбер оставила Европу и вернулась в Москву. В Москве Вера Инбер сблизилась с конструктивистами и вступила в Литературный центр конструктивистов , создателем и главным идеологом которого был И. Сельвинский , оказавший существенное влияние на творчество Веры Инбер. Туда входили известные поэты: Владимир Луговской , Эдуард Багрицкий , Николай Ушаков и другие. Работая журналистом, Вера Инбер находила время для выпуска своих новых стихотворных сборников. В 1926 году вышла её книга детских стихов «Мальчик с веснушками» . В 1927 году вышла ещё одна детская книга Веры Инбер «Сыну, которого нет» .

После исключения Льва Троцкого из партии в 1927 году и последующей ссылки в Алма-Ату, Вера Инбер почувствовала нарастающее напряжение в политической среде. Ситуация с некогда влиятельным родственником не могла не наложить отпечаток на творчество В. Инбер и её положение в советском обществе. Поэтесса уже не могла вести былую богемную жизнь, ей было необходимо продемонстрировать власти свою лояльность. Так, Инбер начинает активно участвовать в агитационной и пропагандистской деятельности. Например, В. Инбер принимала участие в информационной кампании по открытию Беломорско-Балтийского канала имени Сталина (после 1961 года — Беломорско-Балтийский канал) в 1933 году. В 1927 году Вера Инбер участвовала в коллективном романе « Большие пожары », который печатался в журнале «Огонёк ». Ей приходилось проникаться пафосом и кипением новой жизни, посещать стройки и заводы, спускаться в строящееся метро. В её стихах, в репортажах для «Огонька» и «Прожектора» есть свежесть новизны и ощущение перспективы, необходимые для жителей страны Советов в те годы.

В 1927—1929 годах Вера Инбер написала книгу очерков «Так начинается день» и книгу путевых записок «Америка в Париже». В 1928 году Вера Инбер написала повесть «Место под солнцем », вдохновленную впечатлениями от агитполёта по Прикамью и Поволжью . Рассказы Инбер этой поры — «О моей дочери», «О моем отце», «Мура, Тосик и ответственный коммунист», повесть «Место под солнцем», её стихи, привозимые из поездок. В этот период Вера Инбер написала новые варианты текстов либретто для опер « Корневильские колокола » Р. Планкетта и « Травиата » Д. Верди . Это было возвращением к её увлечению театром в юности. В 1933 году Вера Инбер выпустила книгу «Избранные стихи». В конце 1930-х годов она написала поэтические произведения в жанре дневника — «Весна в Самарканде» и «Путевой дневник» (1939), посвящённая впечатлениям от поездки в Грузию. В 1938 году была написана стихотворная комедия «Союз матерей». В 1939 году Вера Инбер создала историческую поэму «Овидий» .

Великая Отечественная война и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны Вера Инбер жила в Ленинграде с третьим мужем, профессором медицины И. Д. Страшуном . Она отказалась покинуть Ленинград, потому что там остался её муж. Он был в блокадном Ленинграде директором Первого мединститута, руководил крупной клиникой и уехать никуда не мог. Инбер оставалась с ним всё это время. В Ленинграде Инбер причислили к оперативной писательской группе Балтфлота . Вера Инбер читала свои стихотворения на заводах, в госпиталях, в воинских частях, на передовой, а также выступала по радио. Основной темой творчества Веры Инбер в годы войны стала Ленинградская блокада . В декабре 1942 года она отдала в печать поэму «Пулковский меридиан» — лирический дневник. Героическая оборона города запечатлена и в стихах этой поры (сборник «Душа Ленинграда» , 1942), в цикле рассказов о детях. Повседневные прозаические записи Инбер, запечатлевшие то же блокадное время, составили впоследствии книгу «Почти три года» . За поэму «Пулковский меридиан» в 1946 году она получила Сталинскую премию — самую почётную награду того времени. 7 декабря 1946 г. в «Литературной газете» вышла статья Веры Инбер «Уход от действительности» с негативной оценкой книги стихов Л. Н. Мартынова «Эрцинский лес» (Омск, 1946) . В частности в рецензии на поэму «Искатель рая» Инбер писала, что у Мартынова «неприятие современности превращается уже в неприкрытую злобу там, где Мартынов говорит о своём современнике, человеке советской страны» и что, «видимо, Леониду Мартынову с нами не по пути. И если он не пересмотрит своих сегодняшних позиций, то наши пути могут разойтись навсегда…». По мнению поэта Михаила Синельникова ,

Мартынов, жестоко пострадавший благодаря газетной вылазке, помешавшей ему печататься на протяжении последовавшего десятилетия (хорошо, что ещё не арестовали), не был в силах выговорить её фамилию. Любопытно, что в опубликованном на склоне дней дневнике она сочла нужным заявить о давней симпатии к Мартынову и любви к его поэзии… Как уродует людей Страх!

В послевоенные годы Вера Инбер плодотворно работала над стихотворениями, переводами, очерками и воспоминаниями. В этот период она была избрана в правление СП СССР , стала председателем поэтической секции и вошла в редколлегию журнала « Знамя », — должности, которые она занимала до последних лет жизни. Вера Инбер опубликовала ещё несколько поэтических сборников. В 1951 году вышел сборник «Путь воды», в 1961 году ― «Книга и сердце» , в 1971 году ― «Анкета времени» . Много работала над детскими произведениями: классикой советской детской литературы стала её книга «Как я была маленькая», вышедшая в 1954 году. Поэтесса не оставляла и работу над прозой. В 1946 году Вера Инбер опубликовала книгу путевых очерков «Три недели в Иране» . В 1950—1960 годах она обратилась к новому для неё мемуарному жанру. В 1957 году вышел сборник статей Веры Инбер о литературе под названием «Вдохновение и мастерство» . В 1967 году была опубликована книга воспоминаний «Страницы дней перебирая» . Тепло написаны ею воспоминания о Ю. Олеше (1960), Ю. Либединском («О нашем друге», 1961), Э. Багрицком («Поэзия была для него всем», 1962) и других. Вера Инбер написала воспоминания об А. Толстом и М. Рыльском . Переводила поэтические произведения Тараса Шевченко и Максима Рыльского с украинского, а также таких зарубежных поэтов, как П. Элюар , Ш. Петефи , Я. Райнис . Ей принадлежат статьи о советских и зарубежных писателях. Произведения Инбер переводились на немецкий, финский, сербский, чешский, венгерский и другие языки. Вера Инбер продолжала поездки по всей стране. Участвуя в делегациях советских культурных деятелей, она посетила Иран , Румынию и Чехословакию . Муж стал академиком. У неё появилась большая квартира и дача в писательском посёлке Переделкино . Она вынесла тридцатые, пережила сороковые, но когда её мужа, героически проработавшего в Ленинграде всю блокаду, выбросили из института во времена борьбы с космополитизмом, — что-то в ней сломалось навсегда. Как утверждал немецкий славист В. Казак, Инбер

«растеряла свой талант в попытках приспособиться к системе. Её безыскусно рифмованные стихи порождены рассудком, а не сердцем: её стихи о Пушкине, Ленине и Сталине носят повествовательный характер. Отличительными особенностями поэм Инбер, посвящённых актуальным темам советской действительности, являются однообразие, растянутость; они далеко не оригинальны» .

31 октября 1958 года на общем собрании писателей Москвы в Доме кино, посвящённом исключению Б. Л. Пастернака из Союза писателей, на котором С. С. Смирнов предложил обратиться к правительству с просьбой о лишении Пастернака советского гражданства, Инбер была записана в числе выступавших, но выступить не успела, так как после первых 14 ораторов было решено прения прекратить . При обсуждении резолюции собрания потребовала ужесточения формулировок в отношении Пастернака: «Эстет и декадент — это чисто литературные определения. Это не заключает в себе будущего предателя. Это слабо сказано» . Общее собрание, включая Веру Инбер, а также Леонида Мартынова , Владимира Солоухина , Бориса Полевого , Юрия Бондарева , Корнелия Зелинского , Бориса Слуцкого , Владимира Дудинцева , Сергея Баруздина , Льва Ошанина , Анатолия Софронова , Василя Быкова , Чингиза Айтматова , Михаила Шолохова , Константина Симонова , Сергея Михалкова , Сергея Наровчатова , Расула Гамзатова , Валентина Катаева , Алексея Суркова , Олеся Гончара , Степана Щипачёва , Николая Тихонова и десятков других московских литераторов , поддержало предложение С. С. Смирнова о высылке писателя из страны .

Последние годы жизни

Вера Инбер пережила всю свою семью. Маленький внук погиб ещё в блокаду. Единственная дочь Веры Инбер Жанна умерла в Ленинграде. От болезни медленно умирал муж. Сама Вера Инбер в последние годы жизни почти ослепла. В дневнике она грустно сетовала: «Бог меня жестоко покарал. Пропорхала молодость, улетучилась зрелость, она прошла безмятежно, путешествовала, любила, меня любили, встречи были вишнёво-сиреневые, горячие, как крымское солнце. Старость надвинулась беспощадная, ужасающе-скрипучая».

Семья

Могила Инбер на Введенском кладбище Москвы
  • Первый муж (1910—1914) — (1887—1957), журналист, литератор, известный под литературным псевдонимом Нат Инбер , сотрудник «Одесских новостей» (сын члена редколлегии «Одесских новостей» Осипа Абрамовича Инбера (1854—1932) , известного под псевдонимом Кин ).
  • Второй муж (с 1920 года) — Александр Наумович Фрумкин (1895—1976), физикохимик, академик АН СССР .
  • Третий муж — Илья Давыдович Страшун (1892—1967), историк медицины, организатор здравоохранения, академик АМН СССР (1944).

Награды и премии

Адреса

Ленинград

Москва

Библиография

Избранные сборники и произведения

В «Библиотеке советской поэзии», редактором которой и является. 1957
  • Печальное вино: [Первая книга стихов] / Обл. и заставки Ж. Цадкина. — Париж: Тип. И. Рираховского, 1914. — 86 с.
  • Горькая услада: Вторая книга стихов. — Пг.; М.: Изд. т-ва М. О. Вольф, 1917. — 63 с.
  • Бренные слова. — Одесса: изд. автора, 1922. — 68 с.
  • Крошки сороконожки: [Стихи для детей] / Вера Инбер, В. Типот; Картинки В. Твардовского. — Л.—М.: Радуга, 1925. — [13] с.
  • Портной и Чайник: (Два стихотворения для детей) / Вера Инбер; Рис. худож. Алексея Ефимова. — М.—Л.: Радуга, 1925. — [12] с.
  • Тосик, Мура и «ответственный коммунист» [и другие рассказы]. — М.: Огонёк, 1925. — 46, [1] с. — (Библиотека «Огонёк», № 15).
  • Рассказы. — М. : Огонёк, 1925.— 48 с.
  • Цель и путь: 4-я кн. стихов. 1922—1924. — М.: Гос. изд-во, [1925]. — 46 с.
  • Уравнение с одним неизвестным [и другие рассказы]. — М.—Л.: Земля и фабрика, [1926]. — 90 с.
  • Его животные. — М. : Никитинские субботники, 1926.
  • Мальчик с веснушками. — М. : Огонёк, 1926. — 32 с.
  • Маляры: Стихи Веры Инбер / Рис. А. Суворова. — Л. : ГИЗ, 1926. — 8 с.
  • Парикмахер: Стихи / Рис. А. Суворова. — Л.: Гиз, 1926. — 8 с. — 10 000 экз.
  • Столяр: Стихи Веры Инбер / Рис. А. Суворова. — Л. : ГИЗ, 1926. — 8 с.
  • Соловей и роза; [Клубок электричества]: [Рассказы]. — М.—Л.: Земля и фабрика, [1926]. — 27 с. — (Библиотека сатиры и юмора).
  • Ловец комет. — М.—Л.: Земля и фабрика, 1927. — 128 с.
  • Сыну, которого нет: Стихи 1924—1926. — М.—Л.: Госуд. изд-во, 1927 (М.: 1-я Образцовая тип.). — 54, [2] с.
  • Бывают исключения. — М.—Л.: Земля и фабрика, [1927]. — 32 с. — (Библиотека сатиры и юмора).
  • Тройка разных: Рассказы. — М.: Акц. изд. о-во «Огонёк», 1927 (7-я тип. «Искра революции» Мосполиграф). — 48 с. — (Библиотека «Огонёк», № 280).
  • Пуговица с мясом: [Рассказы]. — М.—Л.: Земля и фабрика, [1927] (Л.: госуд. тип. им. т. Зиновьева издат. «Ленингр. правда»). — 30 с., [2] с. — (Библиотека сатиры и юмора).
  • Чеснок в чемодане: [Рассказы]. — М.—Л.: Госуд. изд-во, 1927 (М.: тип «Красный пролетарий»). — 93, [1] с., [1] с. — (Универсальная библиотека; № 433—434).
  • Солнечный заяц: [Стихи]. — М.—Л.: Госуд. изд-во, 1928 (М.: тип. «Красный пролетарий»). — 59 с., [4] с. — (Универсальная библиотека; № 526).
  • Сочинения. Кн. 1—6. — Харьков, 1928—1930.
  • Америка в Париже. — М.—Л., 1928.
  • Соловей и роза. — 1928.
  • Место под солнцем. — Берлин: Петрополис, 1928.
  • Печень Хаима Егудовича: [Рассказы]. — М.—Л.: Земля и фабрика, [MCMXXVIII] [1928] (М. : тип. Госиздата «Красный пролетарий»). — 32 с. — (Библиотека сатиры и юмора).
  • Плоды и корни: [Рассказы]. — М.—Л.: Земля и фабрика, [1928]. — 264 с. — (Библиотека сатиры и юмора).
  • Тосик, Мура и «ответственный коммунист». — М. : изд. Мириманова, 1928
  • Крошки сороконожки. — Л. , 1929.
  • Так начинается день. — 1929.
  • Стихи. Кн. 1. — Харьков: Пролетарий, 1929. — 208 с.
  • Кресло, стул и табурет: [Рассказ в стихах для детей дошк. возраста] / Рис. Бориса Ермоленко. — [Киев]: Культура, [1930]. — [12] с.
  • Похищение Европы: Рассказы. — М.: Огонёк, 1930 (типо-лит. «Огонёк»). — 62, [2] с. — (Библиотека «Огонёк», № 523).
  • Вполголоса. — 1932.
  • Стихи. — М. : Журн.-газ. об-ние, 1932. — 32 с.
  • Стихи. — М. : Федерация, 1932. — 124 с.
  • Избранные произведения. — М. : ГИХЛ, 1933.
  • Избранные стихи. — М. : Советская литература, 1933.
  • Избранные произведения. — М. : Гослитиздат, 1934.
  • Избранные стихи / [Предисл.: А. Селивановский]. — М.: Гослитиздат, 1935 (17 ф-ка нацкниги треста «Полиграфкнига»). — 167 с. — (Библиотека современных поэтов).
  • Переулок моего имени: Стихи. — М. : Гослитиздат, 1935. — 78 с. — 12 000 экз.
  • Избранное. — М. , 1936.
  • Союз матерей: Комедия [в 3 д.]. — М.: Гослитиздат, 1938 (17 ф-ка нац. книги). — 104 с.
  • Путевой дневник. — М. : Гослитиздат, 1939.
  • Весна в Самарканде. — 1940.
  • Сдается квартира. — М. Л. : Детиздат, 1941. — 16 с.
  • Путевой дневник. — М.: Правда, 1941.
  • Душа Ленинграда: Стихи: Сентябрь 1941 г. — Июнь 1942 г. — Л. : Гослитиздат, 1942. — 33 с.
    • Душа Ленинграда: Стихи. — М.: Гослитиздат, 1943. — 20 с.
  • О Ленинграде: Поэма и стихи / [Рисунки А. П. Остроумовой-Лебедевой . Титул и облож. В. Зенькович]. — Л. : Гослитиздат, 1943. — 80 с. — 15 000 экз.
  • Пулковский меридиан: Поэма. — Л. : Гослитиздат, 1942. — 48 с. — 10 000 экз.
    • Пулковский меридиан: Поэма. — М.: Гослитиздат, 1943. — 32 с.
    • Пулковский меридиан: Поэма / [Ил. А. П. Остроумовой-Лебедевой]. — М. : Гослитиздат, 1944. — 40 с.
    • Пулковский меридиан: Поэма. — М. : Правда, 1946. — 30 с. — (Библиотека «Огонёк» № 31).
  • Почти три года. Ленинградский дневник. — М. , 1946, 1947.
  • Домой, домой. — М. : Детгиз, 1946. — 16 с.
  • Три недели в Иране. — 1946.
  • Избранное. — М. : Гослитиздат, 1947. — 584 с.
  • Избранное. — М. : Советский писатель, 1947. — 256 с.
  • Стихи: Избранные для детей. — М., 1947.
  • Избранная проза. — М. , 1948.
  • Рассказы о детях. — М.: Правда, 1948 (тип. им. Сталина). — 40 с. — (Библиотека «Огонек», № 34).
  • Домой, домой. — Молотов, 1949.
  • Избранное. — М. : Гослитиздат, 1950. — 604 с.
  • Путь воды. Стихи. — М.: Сов. писатель, 1951. — 62, [2].
  • Поэмы и стихи. — М. : Советский писатель, 1952. — 196 с.
  • Избранная проза. — М. , 1952.
  • Избранные произведения. В 2 томах. — М. : Гослитиздат, 1954, 1955.
  • Как я была маленькая. — М., 1954.
  • Книга и сердце. — М. —Л: Детгиз, 1954.
  • Приключения сосульки: [Стихи]: [Для младш. школьного возраста] / Рис. В. Конашевича. — М.: Детгиз, 1955. — 24 с.
  • Как я была маленькая. — М., 1956.
  • Как я была маленькая. — Минск, 1956.
  • Стихи и поэмы. — М., 1957.
  • Вдохновение и мастерство. — М., 1957.
  • Избранные произведения. В 3 т. — М.: Гослитиздат, 1958.
  • Апрель. Стихи о Ленине. — М., 1960.
  • Вдохновение и мастерство. — М., 1961.
  • Как я была маленькая. — М., 1961.
  • Книга и сердце. — М. : Детгиз, 1961.
  • Апрель. Стихи о Ленине. — М., 1963.
  • За много лет. Статьи, воспоминания. — М., 1964.
  • Собрание сочинений. В 4 т. — М.: Художественная литература, 1965—1966.
  • Страницы дней перебирая. — М., 1967.
  • Стихи. — М.: Художественная литература, 1967.
  • Почти три года. — М., 1968
  • Анкета времени. — М.: Детская литература, 1971. — 192 с. — 50 000 экз.
  • Избранная проза. — М.: Художественная литература, 1971.

Современные издания

  • Цветы на асфальте. — Одесса: Друк, 2000. — 90 с.
  • Смерть луны: Сборник рассказов 1924—1938 годов. — М. : Текст , 2011.
  • Сеттер Джек: Сборник детских стихов. — М. : Текст, 2011.
  • Как я была маленькой / Рис. А. Давыдовой. — СПб. М. , 2015. — 112 с.
  • Соловей и роза: Рассказы 1924—1938 годов. — М. : Текст, 2018. — 237 с.
  • Почти три года: Ленинградский дневник. — М.: Яуза, 2020. — 284, [3] с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-00155-232-1 .

Источники

  1. Инбер В. М. Место под солнцем — «Пролетарий», 1929 — ISBN 160517-31
  2. Инбер В.М . Печальное вино — Париж, Типография И. Рираховского, 1914 — С. 86
  3. Инбер В. М. Избранные произведения. В двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1954. — 812 с.
  4. Инбер В.М . Анкета времени. — Москва: Детская литература, 1970
  5. Инбер В.М . Избранное. — Москва: Гослитиздат, 1950. — С. 585—604. — 608 с.
  6. Инбер В. М. Вдохновление и мастерство. — Москва: Советский писатель, 1957. — 108 с.
  7. Инбер В. М. Страницы дней перебирая. — Москва: Советский писатель. 1967. — 358 с.
  8. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 .
  9. Шаламов В. Т. Воспоминания. — Москва: Олимп, 2001. — С. 384 — ISBN 5-17-004492-5

Ссылки

  • в

Примечания

  1. ↑ Vera Inber // (нем.)
  2. ↑ Vera Mihajlovna Inber // (хорв.) — 2009.
  3. Инбер Вера Михайловна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. от 17 декабря 2013 на Wayback Machine .
  5. Помимо издательского дела, М. Ф. Шпенцер занимался общественной деятельностью, был председателем Общества владельцев предприятий графического искусства и членом Общества взаимопомощи учёным-евреям Новороссийского края. Л. Д. Троцкий приходился М. Ф. Шпенцеру двоюродным братом по материнской линии.
  6. Лев Троцкий от 23 декабря 2014 на Wayback Machine : «Двоюродного брата (племянника матери) — М. Ф. Шпенцера — в семье звали Моней».
  7. от 11 декабря 2013 на Wayback Machine .
  8. (неопр.) . Дата обращения: 6 августа 2022. 22 мая 2022 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 6 августа 2022. 6 августа 2022 года.
  10. Инбер В.М. "Место под солнцем". — Berlin: "Пролетарий", 1929. — ISBN 160517-31.
  11. Инбер В.М. Печальное вино. — Париж: типография И. Рираховского, 1914. — С. 86.
  12. В. Шаламов. Воспоминания. — Москва: Олимп, 2001. — С. 384. — ISBN 5-17-004492-5 .
  13. Инбер В.М. Вера Инбер. Избранные произведения. В двух томах. — Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1954. — 812 с.
  14. kiev-history.com.ua [Инбер В. М.(1890—1978). Путь её был не бесплоден]
  15. (неопр.) . soyuzpisateley.ru . Дата обращения: 17 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  16. (неопр.) . magzdb.org . Дата обращения: 17 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  17. (рус.) . МСП: стихи, проза, авторская песня, публицистика, юмор . Дата обращения: 17 августа 2022.
  18. Инбер В.М. Анкета времени. — Москва: Детская литература, 1970.
  19. Инбер В.М. Избранное. — Москва: Гослитиздат, 1950. — С. 585—604. — 608 с.
  20. Инбер В. М. Вдохновение и мастерство. — Москва: Советский писатель, 1957. — 108 с.
  21. Инбер В.М. Страницы дней перебирая. — Москва: Советский писатель, 1967. — 358 с.
  22. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — Москва: РИК «Культура», 1996. — ISBN 5-8334-0019-8 .
  23. от 23 февраля 2020 на Wayback Machine : Стенограмма собрания: Горизонт. 1988. № 9. С. 37—54.
  24. (рус.) . РАБКРИН . Дата обращения: 24 августа 2022. 20 сентября 2022 года.
  25. (неопр.) . znamlit.ru . Дата обращения: 17 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  26. (неопр.) . znamlit.ru . Дата обращения: 17 августа 2022. 17 августа 2022 года.
  27. О. А. Инбер — автор брошюр «Македония и что в ней делается» (1903) и «Новейшие взгляды на библию» (1904); под его редакцией выходила многотомная «История евреев от древнейших времён до настоящего» Генриха Греца .

Same as Инбер, Вера Михайловна