Interested Article - Солоухин, Владимир Алексеевич

Влади́мир Алексе́евич Солоу́хин ( 14 июня 1924 , село Алепино , Владимирский уезд , Владимирская губерния 4 апреля 1997 , Москва ) — русский советский писатель и поэт, представитель « деревенской прозы ».

Биография

Родился 14 июня 1924 в селе Алепино Владимирского уезда Владимирской губернии (ныне Собинский район Владимирской области ) в крестьянской семье. Отец — Алексей Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова) . Владимир был десятым, последним ребёнком.

Мемориальная доска на здании Механического техникума

В 1942 г. окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик (мемориальная доска на здании техникума) . Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942— июнь 1946, в охране Кремля ), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького . Член КПСС с 1952 года . Был членом редколлегии журнала « Молодая гвардия » (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала « Наш современник ».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака « Доктор Живаго » . Солоухин отметил о лауреате Нобелевской премии , что Пастернаку следует стать эмигрантом: «Он там ничего не сможет рассказать интересного. И через месяц его выбросят, как съеденное яйцо, как выжатый лимон. И тогда это будет настоящая казнь за предательство, которое он совершил» .

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций , размышлял о путях развития русского искусства .

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1968) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня . Владимир Солоухин является видным представителем « писателей-деревенщиков ». В 1975 году в журнале « Москва » была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика .

Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухина обвиняли в «заигрывании с боженькой». Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982) .

Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»:

Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина .

Дом В. А. Солоухина в селе Алепино

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

Солоухин был горячим сторонником восстановления Храма Христа Спасителя как символа «возрождения русской духовности и культуры» и «генератора духовной энергии». Весной 1988 года в прямом эфире публицистической телепередачи «Позиция», куда были приглашены известные и влиятельные писатели, один из гостей — писатель Владимир Солоухин говорит об уничтожении Храма Христа Спасителя как о преступлении со стороны государства. 11 декабря 1988 г. на вечере в честь 70-летия писателя А. И. Солженицына Солоухин поднял вопрос о восстановлении Храма . Был создан фонд восстановления Храма Христа Спасителя — со своим уставом и счетом в Госбанке, на который к 1990 году поступило около 300 тысяч рублей . Солоухин был президентом или председателем правления этого Фонда.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (Писатели и общественные деятели «патриотичного» и либерального толка, живущие в СССР и на Западе, собрались в Риме на конференцию «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?», среди которых были Иосиф Бродский, Чингиз Айтматов, Василь Быков , Михаил Шемякин , Виктор Астафьев, Дмитрий Лихачёв, Эрнст Неизвестный, Владимир Крупин и др. Конференция была организована Витторио Страда в Риме по инициативе Хельсинкского комитета Италии, Независимого университета «Вашингтон-Париж-Москва» , итальянского журнала «Рабочий мир», журналов « Континент » и « Юность », газеты « Комсомольская правда »). В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущён реформами (в частности, приватизацией ), проводимыми правительством Ельцина Гайдара Чубайса , и категорически не принял новые демократические порядки:

Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны <…> Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущён приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки <…> «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он .

Демократия — это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917 года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем .

Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II — этому факту посвящено стихотворение С. П. Щипачева «О человеке, носящем перстень» ; был также выведен в романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969) под именем Савва Богородицкий . В романе «Последняя ступень» ( 1976 , издан в 1995 ) озвучил мнение о солдатах вермахта как о «решительных соседях», которые пришли помочь населению СССР изгнать захватчиков-большевиков.

Также Солоухин был противником нивелирования различий между национальными культурами. В своём эссе «Что же понимать под сближением национальных культур?» он писал:

Как бы нам, встав на эту точку зрения, вместо интернационализма не скатиться к самому элементарному и вульгарному космополитизму? Уже сейчас (по картине художника-абстракциониста) нельзя сказать, какой национальности этот художник, — итальянец, француз, американец или даже японец. Что же это, интернациональная культура? Уже сейчас между ними — абстракционистом-французом и абстракционистом-японцем — национального различия меньше, чем, скажем, между Сарьяном и Пластовым. Так что же это, хорошо? Если это хорошо, давайте писать на эсперанто.

Нужно думать о воспитании в людях единого, интернационального мировоззрения, а не о стушёвывании национального колорита. В остальном же да здравствуют Галия Измайлова, танцующая по-узбекски, Гоар Гаспарян, поющая по-армянски, Расул Гамзатов, пишущий по-аварски! Да здравствуют таджикский орнамент, казахская опера, эстонская скульптура, чукотская резьба по моржовой кости! Да здравствует великий русский язык, но и да здравствует сладкопевная, ни с чем не сравнимая, украинская мова!

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве , отпевание прошло в Храме Христа Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия . Похоронен в родном селе Алепине, где в 2021 году открыт мемориальный музей писателя.

В Москве на доме ( Красноармейская ул. , 23), где в 1962—1997 годах жил Солоухин, установлена мемориальная доска.

Семья

  • Жена — Роза Лаврентьевна Солоухина (1926—2017) .
    • Дочь — Елена (1954), директор мемориального музея отца .
    • Дочь — Ольга (1956), живёт в Лондоне .

Награды и премии

Произведения

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).
  • Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.
  • Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984., 100 000 экз.
  • Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974., 75 000 экз.

Поэзия

  • Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.
  • Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.
  • Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.
  • Журавлиха. — М.: Московский рабочий, 1959.
  • Колодец. — М.: Правда, 1959.
  • Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961. — 84 с. — 10 000 экз.
  • Имеющий в руках цветы: Стихи и поэмы. — М.: Советский писатель, 1962. — 316 с. — 25 000 экз.
  • Жить на земле. — М.: Советский писатель, 1965. — 68 с. — 50 000 экз.
  • С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.
  • Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.
  • Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия, 1970.
  • Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.
  • Лирика. — М.: Советская Россия, 1975.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1975.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1976.
  • Седина. — М.: Советский писатель, 1977.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1977.
  • Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1978.
  • Стихотворения (1982).
  • Северные берёзы. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  • Стихотворения. — (Худож. А. М. Колчанов ). — М.: Советская Россия, 1990. — 384 с. — 100 000 экз.

Проза

  • Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.
  • Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.
  • За синь-морями.— М.: Молодая гвардия, 1956.
  • . — М.: Гослитиздат, 1958.
  • . — М.: Молодая гвардия, 1958.
  • Терновник (1959).
  • Степная быль (1959).
  • Капля росы.— М.:Гослитиздат, 1960.
  • Капля росы.— М.:Молодая гвардия, 1960.
  • Ветер странствий. — М.: Советский писатель, 1960.
  • Открытки из Вьетнама. — М.: Молодая гвардия, 1961.
  • Лирические повести. — Предислов. Л. Леонов . — (Худож. В. Саксон) — М.: Московский рабочий, 1961. — 552 с.; портр. — 100 000 экз. [Переиздание — 1962]
  • Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).
  • Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1963.
  • Свидание в Вязниках. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Времена года.— М.: Советская Россия, 1964.
  • Лирические повести. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1964.
  • Славянская тетрадь. — М.: Советская Россия, 1965.
  • Работа.— М.: Советская Россия, 1966.
  • Мать-мачеха. — М.: Советский писатель, 1966.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1966
  • Родная красота. — М.: Советский художник, 1966.
  • . — М.: Советская Россия, 1967.
  • Лирические повести. — Ярославль, 1967.
  • (1967).
  • (1968).
  • Зимний день. — М.: Советский писатель, 1969.
  • Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1969.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1970.
  • Закон набата.— М.: Современник, 1971.
  • Капля росы. — Уфа, 1971.
  • Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1971.
  • Трава (1972).
  • Славянская тетрадь. — [Худож. Д. С. Громан] — М. : Советская Россия, 1972. — 384 с.; 100 000 экз.
  • Олепинские пруды. — М. : Современник, 1973.
  • По грибы (1974).
  • Посещение 3ванки (1975).
  • Приговор (1975).
  • Рыбий бог. — М. : Советская Россия, 1975.
  • Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).
  • Слово живое и мёртвое (1976).
  • Прекрасная Адыгене. — М. : Советский писатель, 1976.
  • Камешки на ладони. — (Худож. П. С. Сацкий) — М.: Советская Россия, 1977. — 176 с. — 75 000 экз.
  • Мёд на хлебе. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 368 с. — 100 000 экз.
  • Ножичек с костяной ручкой. — Л.: Детская литература, 1978.
  • Под одной крышей. — Ярославль, 1979.
  • Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.
  • Мать-мачеха. — Кишинёв, 1980.
  • Мёд на хлебе. — М.: Советская Россия, 1981. — 208 c.; портр. — 100 000 экз. (Гос. премия им. М. Горького). — (Библиотечная серия)
  • Продолжение времени (1982) .
  • Камешки на ладони. — М.: Молодая гвардия, 1982.
  • Волшебная палочка. — М.: Московский рабочий, 1983.
  • Капля росы. — Л.: Лениздат, 1983.
  • Бедствие с голубями.— М.: Советский писатель, 1984.
  • Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1985.
  • Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1986.
  • Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.
  • Ножичек с костяной ручкой. — Киев, 1986.
  • Камешки на ладони. — М.: Современник, 1988.
  • Продолжение времени. — М.: Художественная литература, 1988.
  • Смех за левым плечом (1989).
  • Луговая гвоздичка. — М.: Советская Россия, 1989.
  • — Франкфурт-на-Майне: Посев , 1989. — 49 с. ISBN 3-7912-2030-6
  • Белая трава. — М.: Детская литература, 1990.
  • Возвращение к началу. — М.: Современник, 1990.
  • Время собирать камни. — М.: Правда, 1990. — 688 с., 500 000 экз.
  • Письма из Русского музея. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  • Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Наваждение. — М.: Огонёк, 1991.
  • При свете дня. — М.: 1992. — 221 c. — Тираж не указан.; Издание осуществлено при участии фирмы «Belka Trading Corporation» ( США ).
  • Солёное озеро (1992).
  • Последняя ступень. — М.: АО «Деловой центр», 1995.
  • Чаша (1998, опубликовано посмертно).

Переводы

  • Гамзатов Р. Сказания. — М.: 1975.
  • Гафуров А. Абуталиб сказал. — М.: Современник, 1975.
  • Дерево над водой. — М.: Советская Россия, 1979.
  • Боцу П . День семьи. — Кишинёв, 1984.
  • Шерали Л . Моленье о дожде. — Душанбе, 1989.

Песни на стихи В. Солоухина

В кино

  • 1976 — ( текст от автора )
  • 2006 — Мочёные яблоки ( по мотивам рассказа )
  • 2008 — Тайна чёрной доски. Владимир Солоухин ( архивные кадры )

Отзывы

Литературовед, литературный критик, журналист, писатель и публицист Б. Г. Яковлев определял Солоухина как :

талантливого литератора, но по своей славянофильской позиции склонного к крайностям суждений.

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 ноября 2014. 11 апреля 2018 года.
  2. . Дата обращения: 2 декабря 2018. 22 февраля 2020 года.
  3. Антология Самиздата . Дата обращения: 6 октября 2009. 6 февраля 2012 года.
  4. Виктор Некрасов . от 14 февраля 2020 на Wayback Machine
  5. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . . — С. 397.
  6. John B. Dunlop . The new Russian nationalism. — 1985. — P. 24.
  7. . Дата обращения: 16 июля 2015. 20 августа 2013 года.
  8. . Дата обращения: 13 января 2013. 17 июля 2015 года.
  9. В. Солоухин. Возрождение Храма Христа Спасителя // «Юный художник» 1990 № 7, С. 2-4.
  10. Дата обращения: 5 декабря 2022. 5 декабря 2022 года.
  11. Independent University, 3001 Veazey Terrace, NW, Washington, D.C.20008 USA
  12. . Дата обращения: 24 ноября 2014. 4 марта 2016 года.
  13. Дата обращения: 24 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  14. . Дата обращения: 13 апреля 2020. 15 июня 2019 года.
  15. . Дата обращения: 13 апреля 2020. 8 июня 2019 года.
  16. . Дата обращения: 13 апреля 2020. 2 сентября 2020 года.
  17. . Дата обращения: 13 апреля 2020. 10 августа 2020 года.
  18. Солоухин Владимир. . www.e-reading.club. Дата обращения: 23 ноября 2018. 14 февраля 2020 года.
  19. . Дата обращения: 4 мая 2020. 14 февраля 2020 года.
  20. Фонарёв Николай. // Независимая газета : газета. — 2017. — 13 июля. 5 сентября 2017 года.
  21. . Дата обращения: 13 апреля 2020. 24 августа 2019 года.
  22. Дата обращения: 24 июля 2019. 15 августа 2020 года.
  23. . Дата обращения: 24 июля 2019. 12 июня 2020 года.
  24. Дата обращения: 12 ноября 2011. 4 марта 2016 года.
  25. .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Солоухин, Владимир Алексеевич