Interested Article - Чичибабин, Борис Алексеевич
- 2021-05-19
- 1
Бори́с Алексе́евич Чичиба́бин (при рождении Полушин ; 9 января 1923 , Кременчуг — 15 декабря 1994 , Харьков ) — русский поэт , лауреат Государственной премии СССР (1990) . Большую часть жизни прожил в Харькове.
Биография
Родился 9 января 1923 года и воспитывался в семье офицера. До 1930 года семья жила в Зиновьевске , потом в посёлке Рогань под Харьковом, где он пошёл в школу. В 1935 году Полушины переехали в Чугуев , где отчим получил должность начальника штаба эскадрильи Чугуевской школы пилотов . Борис Чичибабин учился в Чугуевской 1-й школе с 5-го по 10-й класс. Здесь он уже постоянно посещал литературный кружок, публиковал свои стихи в школьной и даже городской газете под псевдонимом Борис-Рифмач.
По окончании школы Чичибабин поступил на исторический факультет Харьковского университета , Великая Отечественная война прервала его занятия. В ноябре 1942 года он был призван в армию, служил бойцом 35-го запасного стрелкового полка на территории Грузинской ССР . В начале 1943 года поступил в школу авиаспециалистов в городе Гомбори . С июля 1943 года до самой победы служил механиком по авиаприборам в разных частях Закавказского военного округа . Несколько месяцев после победы занимал такую же должность в Чугуевском авиаучилище, затем был демобилизован по болезни ( варикозное расширение вен с трофическими язвами ).
Продолжил учёбу в Харьковском университете , по наиболее близкой ему специальности филолога . После первого курса готовился сдавать экзамены сразу за два года, но высшего образования так и не получил. Дело в том, что он продолжал писать стихи — и во время воинской службы, и в университете. Написанное — «издавал»: разрезал школьные тетради, превращая их в книжечки, и давал читать многим студентам. Тогда же стал в качестве псевдонима использовать фамилию матери — Чичибабин. Есть мнение, что псевдоним он взял в честь двоюродного деда со стороны матери, академика А. Е. Чичибабина , выдающегося учёного в области органической химии. Однако это маловероятно: культа почитания академика-невозвращенца в семье Полушиных не было.
В июне 1946 года Чичибабин был арестован и осуждён за антисоветскую агитацию . По предположению Феликса Давидовича Рахлина , причиной ареста были стихи — крамольная скоморошья попевка с рефреном «Мать моя посадница», где были, например, такие строки:
Пропечи страну дотла,
Песня-поножовщина,
Чтоб на землю не пришла
Новая ежовщина!
Во время следствия в Бутырской тюрьме Чичибабин написал ставшие его визитной карточкой «Красные помидоры» и почти столь же знаменитую «Махорку» , два ярких образца «тюремной лирики». Эти стихи, положенные на музыку одним из ближайших друзей Чичибабина — актёром, певцом и художником Леонидом («Лёшкой») Пугачёвым, позже, в 1960-е годы широко разошлись по стране. В своих первых книгах кардиохирург и писатель академик Н. М. Амосов цитировал неопубликованные на тот момент стихотворения Чичибабина: в «Мыслях и сердце» (1964 год) — «Махорку» (опубликовано год спустя в сб. «Гармония»), в «Записках из будущего» (1965 год) — «Красные помидоры» (впервые опубликовано в 1989 году).
После почти двухлетнего (с июня 1946 по март 1948 годов) следствия ( Лубянка , Бутырская и Лефортовская тюрьмы) Чичибабин был направлен для отбывания пятилетнего срока в Вятлаг Кировской области .
Творческое становление
В Харьков Чичибабин вернулся летом 1951 года. Долгое время был разнорабочим, около года проработал в Харьковском театре русской драмы подсобным рабочим сцены, потом окончил бухгалтерские курсы, которые были самым быстрым и доступным способом получить специальность. С 1953 года работал бухгалтером домоуправления. Здесь познакомился с паспортисткой Матильдой Фёдоровной Якубовской, которая стала его женой.
С 1956 по 1962 годы Чичибабин продолжал работать бухгалтером (в грузовом автотаксомоторном парке), но постепенно заводил знакомства в среде местной интеллигенции, в том числе — литературной. Тогда же познакомился с бывшими харьковчанами Б. Слуцким , Г. Левиным . В 1958 году появилась первая публикация в журнале « Знамя » (под фамилией Полушин). В Харькове в маленькой чердачной комнатушке Чичибабина собирались любители поэзии.
В начале 1960-х годов поэт долгое время жил в Москве на квартире Юлия Даниэля и Ларисы Богораз , выступал в литературном объединении « Магистраль ». В 1962 году его стихи публиковались в журнале « Новый мир », харьковских и киевских изданиях. Среди знакомых Чичибабина этого периода были С. Маршак , И. Эренбург , В. Шкловский .
В эти послелагерные годы наметились основные темы поэзии Чичибабина. Это, прежде всего, гражданская лирика, «новый Радищев — гнев и печаль», которого вызывают «государственные хамы», как в стихотворении 1959 года «Клянусь на знамени весёлом» («Не умер Сталин»). К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии тема сочувствия угнетённым народам послевоенной советской империи — крымским татарам , евреям , «попранной вольности» Прибалтики — и солидарности с ними («Крымские прогулки», «Еврейскому народу»). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина с любовью к России и русскому языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым («Родной язык»), а также с сыновней нежностью к родной Украине:
У меня такой уклон:
Я на юге — россиянин,
А под северным сияньем
Сразу делаюсь хохлом.
…Чичибабиным, как «культуртрегером», собственно — проповедником, было предпринято нечто большее: в его сочинениях упорно и последовательно предлагался некий идеальный надвременной культурный ряд, в котором возлюбленная им двоица «красно солнышко Пушкин, синь воздух Толстой — неразменные боги России» могли бы непротиворечиво состыковаться с Шаровым и Солженицыным , Окуджавой и Эренбургом , — при посредничестве Паустовского и Пастернака . Это был как бы некий литературно-экуменический рай, где нет уже «болезни, печали и воздыхания», порождённых полярностью, чуждостью друг другу тех или иных явлений культурного міра. Противоречия преодолеваются «просветительным» синтезом-миссией: так как поэзия, по Чичибабину, «спасает мір».
В 1963 году вышли из печати два первых сборника стихов Чичибабина. В Москве был издан сборник «Молодость», в Харькове — «Мороз и солнце».
В январе 1964 года Чичибабину было поручено руководство литературной студией при ДК работников связи. Работа чичибабинской студии стала ярким эпизодом в культурной жизни Харькова, вкладом города в « шестидесятничество ».
Ю. Г. Милославский:
Ничего более значительного по степени воздействия, чем эти студийные месяцы, в моей жизни не случилось. И я хорошо знаком ещё с двумя-тремя людьми, о которых мне доподлинно известно: их предварительные жизненные итоги в пределах обсуждаемой здесь области совершенно схожи с моими. В нашей последующей судьбе не следует искать общности. Мы просто испытали равное по значимости / по силе влияние одного и того же т. н. культурного феномена. Проще сказать, мы вышли из студии Чичибабина .
На занятиях Чичибабин приветливо относился к любому пришедшему на них стихотворцу — пусть даже он был заурядным и не очень умным рифмоплётом . Из-за этой своей позиции у Бориса Чичибабина постоянно возникали жаркие споры с молодыми талантливыми студийцами, которые высмеивали того или иного незадачливого новичка.
В 1965 году в Харькове вышел сборник «Гармония», и в малой степени не отражавший истинного Чичибабина: почти ничто из лучших стихов поэта не могло быть напечатано по цензурным соображениям. В 1966 году по негласному требованию КГБ Чичибабина отстранили от руководства студией. Сама студия была распущена. По официальной версии — за занятия, посвящённые Цветаевой и Пастернаку . В этом же году поэта приняли в СП СССР (одну из рекомендаций дал С. Я. Маршак ).
В жизни Чичибабина начинался тяжёлый период. К проблемам с литературной судьбой добавились семейные неурядицы. В 1967 году поэт находился в сильной депрессии, чему свидетельством стихотворения «Сними с меня усталость, матерь смерть» , «Уходит в ночь мой траурный трамвай»:
Я сам себе растлитель и злодей,
и стыд и боль как должное приемлю,
за то, что всё придумывал — людей
и землю.
А хуже всех я выдумал себя…
Но осенью того же года он встретил влюбленную в поэзию почитательницу его таланта — Лилию Карась, и через некоторое время соединил с ней свою судьбу. Лилии Чичибабин посвятил впоследствии множество своих произведений. Конец 1960-х — начало 1970-х годов ознаменовали собою фундаментальный перелом в жизни, творчестве и мировоззрении Чичибабина. С одной стороны — обретённое наконец личное счастье, а с ним и новый творческий подъём, начало многочисленных многолетних путешествий по СССР (Прибалтика, Крым, Кавказ, Россия), приобретение новых друзей, среди которых — Александр Галич , Феликс Кривин , детский писатель А. Шаров , украинский писатель и правозащитник Н. Руденко , философ Г. Померанц и поэт З. Миркина . С другой — жестокое разочарование в романтических идеалах советской юности, ужесточение цензуры, а следовательно — неизбежный постепенный переход из писателей «официальных» в полу-, а затем и вовсе запрещённые.
В начале 1968 года в Харькове был опубликован последний доперестроечный сборник Чичибабина — «Плывёт Аврора». В нём, ещё более чем в предыдущей «Гармонии», было помещено немало литературных поделок, многие лучшие стихи поэта были изуродованы цензурой, главные произведения отсутствовали. Чичибабин никогда не умел бороться с редакторами и цензорами. Остро переживая то, что сделала с его книгами цензура, он писал:
При желтизне вечернего огня
как страшно жить и плакать втихомолку.
Четыре книжки вышло у меня.
А толку?
Самиздатский период
«Член Союза советских писателей» Чичибабин теряет читателей — поэт Чичибабин «уходит в народ». В 1972 году в самиздате появился сборник его стихов, составленный известным московским литературоведом Л. Е. Пинским . Кроме того, по рукам начинают ходить магнитофонные записи с квартирных чтений поэта, переписанные и перепечатанные отдельные листы с его стихотворениями. «Уход из дозволенной литературы… был свободным нравственным решением, негромким, но твёрдым отказом от самой возможности фальши», — написал об этом двадцать лет спустя Григорий Померанц .
В 1973 году Чичибабина исключают из СП СССР. Для начала от него потребовали передать в КГБ свои стихотворения, которые он читал где-либо. Он должен был сам подготовить печатный текст, чтобы в КГБ смогли разобраться в деле. Друзья советовали Чичибабину переслать наиболее невинные стихи, но Борис Алексеевич так делать не умел и отослал самые важные для себя сочинения — те, которые прочитал на своём пятидесятилетии в Союзе писателей: «Проклятие Петру» и «Памяти А. Т. Твардовского ». В последнем были, например, такие слова:
И если жив ещё народ,
то почему его не слышно?
И почему во лжи облыжной
молчит, дерьма набравши в рот?
Что касается потери официального статуса, то на это Чичибабин отозвался так:
Нехорошо быть профессионалом:
Стихи живут, как небо и листва.
Что мастера? — Они довольны малым.
А мне, как ветру, мало мастерства.
В 1974 году поэта вызывали в КГБ . Там ему пришлось подписать предупреждение о том, что, если он продолжит распространять самиздатовскую литературу и читать стихи антисоветского содержания, на него может быть заведено дело.
Наступила пора пятнадцатилетнего замалчивания имени Чичибабина:
В чинном шелесте читален
или так, для разговорца,
глухо имя Чичибабин,
нет такого стихотворца.
Всё это время (1966—1989) он работает старшим мастером материально-заготовительной службы (счетоводом) харьковского трамвайно-троллейбусного управления. И продолжает писать — для себя и для своих немногочисленных, но преданных читателей. Драматизм ситуации усугублялся тем, что многие из верных друзей Чичибабина в этот период эмигрировали. Их отъезд он воспринимал как личную трагедию:
Не веря кровному завету,
что так нельзя,
ушли бродить по белу свету
мои друзья.
Пусть будут счастливы, по мне хоть
в любой дали.
Но всем живым нельзя уехать
с живой земли.
С той, чья судьба ещё не стёрта
в ночах стыда.
А если с мёртвой, то на чёрта
и жить тогда.
Но находил в себе силы отпускать их благословляя, а не осуждая:
Дай вам Бог с корней до крон
без беды в отрыв собраться.
Уходящему — поклон.
Остающемуся — братство.
Публикации, очень редкие, появлялись только за рубежом. Наиболее полная появилась в русском журнале «Глагол» в 1977 году (США, издательство «Ардис») стараниями Л. Е. Пинского и Льва Копелева .
Перестройка
В 1987 году поэта восстанавливают в Союзе писателей (с сохранением стажа) — восстанавливают те же люди, которые исключали. Он много печатается.
13 декабря 1987 года Чичибабин впервые выступает в столичном Центральном Доме литераторов . Успех колоссальный. Зал дважды встаёт, аплодируя. Со сцены звучит то, что незадолго до этого (да многими и в момент выступления) воспринималось как крамола. Звучит и «Не умер Сталин» (1959):
А в нас самих, труслив и хищен,
Не дух ли сталинский таится,
Когда мы истины не ищем,
А только нового боимся?
И «Крымские прогулки» (1961):
Умершим не подняться,
Не добудиться умерших,
Но чтоб целую нацию —
Это ж надо додуматься
В родном Харькове Чичибабин впервые выступает 5 марта 1988 года в Клубе железнодорожников — бывшем ДК им. Сталина — в 35-ю годовщину со дня смерти Сталина. Осенью того же года Харьков посещает съёмочная группа из «Останкино» , и в начале 1989-го по ЦТ показывают документальный фильм «О Борисе Чичибабине». В том же году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Колокол» с записями выступлений поэта.
В 1990 году за изданную за свой счёт книгу «Колокол» Чичибабин был удостоен Государственной премии СССР . Поэт участвует в работе общества « Мемориал », даёт интервью, совершает поездки в Италию, в Израиль.
Принять результаты перестройки Чичибабину оказалось психологически непросто. Идеалы равенства и братства, которые были провозглашены советской властью и которым он оставался преданным, попирались новыми власть имущими. Кроме того, он не смог смириться с распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли «Плачем по утраченной родине»:
И, чьи мы дочки и сыны
во тьме глухих годин,
того народа, той страны
не стало в миг один.
При нас космический костёр
беспомощно потух.
Мы просвистали свой простор,
проматерили дух.
К нам обернулась бездной высь,
и меркнет Божий свет…
Мы в той отчизне родились,
которой больше нет.
Преданность и верность отличали Чичибабина — и в жизни, и в творчестве.
Борис давно понял своё предназначение поэта и следовал ему до конца дней
Умер Борис Чичибабин 15 декабря 1994 года . Похоронен на 2-м кладбище г. Харькова (Украина).
Не каюсь в том, о нет, что мне казалась бренней
плоть — духа, жизнь — мечты, и верю, что, звеня
распевшейся строкой, хоть пять стихотворений
в веках переживут истлевшего меня.
Память
- Именем Чичибабина названа бывшая улица 8-го Съезда Советов в центре Харькова, в районе Госпрома (он жил на этой улице в 1950-х годах). На одном из домов по этой улице сооружена мемориальная доска со скульптурным портретом.
- Мемориальная доска установлена также на доме, в котором жил и умер поэт.
- В Харькове ежегодно проводится поэтический фестиваль . ,
- В Чугуевской общеобразовательной школе I—III ступеней № 1 им. И. Е. Репина есть музей Чичибабина.
- Посмертно награждён орденом «За заслуги» III степени (1998) .
Литература
Сборники произведений Бориса Чичибабина
- Мороз и солнце. Книга лирики. — Харьков, 1963.
- Молодость. — М.: Советский писатель, 1963.
- Гармония. Книга лирики. — Харьков: Прапор, 1965.
- Плывет Аврора: Книга лирики. — Харьков: Прапор, 1968.
- Колокол: Стихи. — М.: Известия, 1989; М.: «Советский писатель», 1991 ISBN 5-265-01312-1
- Мои шестидесятые. — Киев: Дніпро, 1990. ISBN 5-308-00690-3
- Цветение картошки: Книга лирики. — М.: Моск. рабочий, 1994 ISBN 5-239-01703-4
- 82 сонета + 28 стихотворений о любви. — М.: Агентство «ПАN», 1994 ISBN 5-7316-0011-2
- В стихах и прозе . — Харьков: СП «Каравелла», 1995 ISBN 5-7707-8449-0 ; Харьков: Фолио, 1998 ISBN 966-03-0325-4
- Экскурсия в Лицей. Стихотворения. Поэма. — Харьков: Фолио, 1999 ISBN 966-03-0607-5
- Когда я был счастливый. Стихи. — Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2001 ISBN 966-7825-26-4
-
Раннее и позднее. — Харьков : Фолио, 2002. — 480 с.
- Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы. Сахаровский центр
- Благодарствую, други мои… Письма. — Харьков: Фолио, 2002 ISBN 966-03-1704-2
- Прямая речь. — Харьков: Фолио, 2008 ISBN 978-966-03-4049-7
- Собрание стихотворений. — Харьков: Фолио, 2009. — 890 с., 2000 экз. ISBN 978-966-03-4441-9
- В стихах и прозе («Литературные памятники»). — М.: Наука, 2013. 567 с. ISBN 978-5-02-038097-4
- Борис Чичибабин: уроки чтения. Из писем поэта. — М.; Время,2013, 256 с. ISBN 978-5-9691-0834-9
- Между родиной и небом…: Борис Чичибабин в статьях и воспоминаниях. — Харьков: Фолио, 2013.- 527 с. ISBN 978-966-03-6177-5 .
- Избранные стихотворения. — Харьков: Фолио, 2013. — 447 с. — (Школьная б-ка укр. и зарубеж.лит-ры) ISBN 978-966-03-6648-0 .
- Сияние снегов. — М.: Время, 2015. — 544 с. — (Поэтическая библиотека). ISBN 978-5-9691-0854-7 .
Избранная библиография
Основой данной библиографии является Библиографический указатель Б. А. Чичибабина (до 2000 года), составленный заведующей справочно-библиографическим отделом Харьковской городской специализированной музыкально-театральной библиотеки им. К. С. Станиславского — Т. Б. Бахмет. Дополнения, уточнения и сокращения не оговариваются.
В список включены:
- избранные публикации стихотворений Б. Чичибабина в периодике (1958—2008);
- статьи и заметки Б. Чичибабина о литературе (1988—1999);
- беседы, интервью, публицистика, эссеистика, автобиографическое (1988—1997);
- избранные переводы произведений Б. Чичибабина на другие языки;
- грамзаписи (1989);
- литература о Б. Чичибабине (1964—2009)
Примечания
- , с. 614.
- (недоступная ссылка) , от 24 февраля 2014 на Wayback Machine
- Ф. Д. Рахлин. О Борисе Чичибабине и его времени. — Харьков, «Фолио», 2004.
- Ю. Милославский
- Г. С. Померанц. Одинокая школа любви: Поэзия Бориса Чичибабина. — «Дружба народов», 1995, № 12
- Борис Чичибабин в статьях и воспоминаниях. — Харьков: Фолио, 1998.
Литература
- / Т. Ю. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 614. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
Ссылки
- Стихи Б. Чичибабина на сайте «45-я параллель»
- Стихи Б. Чичибабина на сайте «Стихи и проза России»:
- Ю. Г. Милославский
- Л. Карась-Чичибабина.
- А. Н. Губайдуллина.
- М. Богославский. [www.stihi.ru/2006/05/28-733 Борис Чичибабин и Иосиф Бродский как ключевые фигуры русской поэзии конца XX века]
- Александра Карпенко «Книги и люди». Диалог-ТВ, выпуск № 26
- Гуревич П. С. // Филология: научные исследования. — 2015. — С. 229—234. — ISSN .
- 2021-05-19
- 1