Interested Article - Гердт, Павел Андреевич

Па́вел ( Па́вел-Фри́дрих ) Андре́евич Ге́рдт ( 22 ноября [ 4 декабря ] 1844 , деревня Волыкино, Санкт-Петербургская губерния , Российская империя 30 июля [ 12 августа ] 1917 , Вамальоки, Выборгская губерния , Российская империя ) — русский артист балета и педагог, с 1865 года ведущий танцовщик Мариинского театра . Также выступал как балетмейстер.

Биография

Образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища , которое окончил в 1865 году. Его учителями были А. И. Пименов, Ж.-А.Петипа и X. П. Иогансон .

Впервые появился на сцене в 1858 в балете «Крестьянская свадьба» Стефани ( па-де-труа ), когда он был ещё учеником.

В 1865—1916 работал в балетной труппе императорских театров, выступая в первую очередь на сцене Мариинского театра, а также Александрийского и Эрмитажного. Его считали лучшим классическим танцовщиком Петербурга. Расцвет его мастерства совпал с расцветом русского балета — лучшими постановками М. Петипа , балетным творчеством П. И. Чайковского и А. К. Глазунова . Павел Гердт участвовал в премьерах на петербургской сцене балетов П. И. Чайковского, в ведущих ролях: Дезире (« Спящая красавица »), принца Коклюша (« Щелкунчик »), Зигфрида (« Лебединое озеро »). Его танцевальная манера отличалась благородством, пластичностью и мимической выразительностью. В 1909 гастролировал в Париже. Последнее выступление состоялось в 1916 году.
Скончался 29 июля 1917 года в . Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище (участок 10 А.) .
Дочь Павла Гердта Елизавета — одна из немногих звёзд императорского балета, оставшихся после революции работать в СССР .

Партии

П. А. Гердт в балете «Золотая рыбка» (1867)

Исполнил роли в ряде выдающихся постановок:

  • 23 января 1877 в Мариинском театре — Солор в « Баядерке », Л. Минкуса (балетмейстер М. Петипа , Никия — Вазем ).
  • 1880 — « Дева Дуная » в постановке Мариуса Петипа — партия: Рудольф
  • 1881 — Люсьен в « Пахите » Э. Дельдевеза и Л. Минкуса (балетмейстер М. Петипа, Пахита — Вазем ).
  • 1884 в Мариинском театре — Франц в « Коппелия » Л. Делиба (балетмейстер М. Петипа Сванильда — В. А. Никитина , Коппелиус — Л. П. Стуколкин ).
  • 1885 в Мариинском театре — Колен в балете «Тщетная предосторожность» на музыку П. Гертеля .
  • 25 сентября 1894 в Александринском театре Колен в «Тщетная предосторожность» на музыку П. Л. Гертеля (балетмейстер Иванов, Лиза — Гантенберг, Никез — Горский , Воронков, Марцелина — Э. Чеккетти ).
  • 3 января 1890 в Мариинском театре — Дезире в «Спящей красавице» П. И. Чайковского (балетмейстер М. И. Петипа, дирижёр Дриго , художники М. И. Бочаров , Левот , и М. А. Шишков , костюмы И. А. Всеволожского , Аврора — Брианца , фея Сирени — М. М. Петипа , фея Карабос — Э. Чеккетти).
  • 6 декабря 1892 в Мариинском театре — принц Коклюш в «Щелкунчике» П. И. Чайковского (балетмейстер Иванов, дирижёр Дриго, художники Бочаров и К. Иванов, костюмы — Всеволожский и Пономарёв , Клара — Белинская, Фриц — В. Стуколкин, Щелкунчик — С. Легат , фея Драже — Дель-Эра, Дроссельмейер — Т. Стуколкин )
  • 1894 — « Пробуждение Флоры » Риккардо Дриго , балетмейстеры Мариус Петипа, Лев Иванов Аполлон ( Петергофский дворцовый театр)
  • 15 января 1895 в Мариинском театре Зигфрид в « Лебедином озере » П. И. Чайковского (балетмейстеры Иванов и М. Петипа, дирижёр Дриго, художник Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономарёва, Одетта-Одиллия — П. Леньяни , Ротбарт — Булгаков ).
  • 7 января 1898 в Мариинском театре — Абдерахман в « Раймонде » А. К. Глазунова (балетмейстер М. Петипа, дирижёр — Дриго, Раймонда — Леньяни, Жан дё Бриен — С. Легат, Генриетта — Преображенская , Клеманс —)
  • 7 февраля 1900 в Эрмитажном театре Зимнего дворца — Вакх в одноактном балете А. К. Глазунова «Времена года» (балетмейстер Петипа, дирижёр Дриго, художник Ламбин; Колос — М. Кшесинская , Иней — А. Павлова , Роза — Преображенская, Зефир — Легат, Зима — Булгаков, Вакханка — Петипа, Фавн — Горский, Ласточка — Рыхлякова).
  • 1902 в Мариинском театре — Гамаш в « Дон Кихоте » (балетмейстер — Горский, дирижёр Дриго, художники Коровин , Клодт; Китри — Кшесинская, Базиль — Легат, Дон Кихот — Булгаков, Мерседес — М. Петипа).
  • 10 февраля 1907 в Мариинском театре — мазурка (в паре с Седовой ) в « Шопениане » — на музыку Ф. Шопена в оркестровке А. К. Глазунова поставленной М. М. Фокиным .
  • 16 декабря 1912 — Хан в балете Ц. Пуни « Конёк-Горбунок » (балетмейстер — Горский, художник — Коровин, дирижёр — Дриго, Царь-Девица — М. Кшесинская, Иванушка — Стуколкин).

Некоторые другие партии:

  • Альберт — (« Жизель » Адана )
  • Пелей («Приключения Пелея» Минкуса),
  • Луций («Весталка» Иванова),
  • Дамис («Испытания Дамиса» А. К. Глазунова),
  • Синяя борода (одноимённая пьеса Шенка).

Постановки балетов

Ученики

В 1880—1904 преподавал в Петербургском театральном училище. Его учениками, в частности, были:

Примечания

  1. (неопр.) . bigenc.ru. Дата обращения: 15 мая 2020. 5 августа 2020 года.
  2. (неопр.) . Дата обращения: 4 января 2011. 13 мая 2013 года.
  3. (рус.) . rus.team . Дата обращения: 9 января 2023.

Литература

  • Театральная энциклопедия в 6 т. Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия

Ссылки

Same as Гердт, Павел Андреевич