Ложное искушение
- 1 year ago
- 0
- 0
« Искуше́ние » ( итал. Benedetta) — франко-нидерландский художественный фильм режиссёра Пола Верховена . Главные роли в нём сыграли Виржини Эфира , и Шарлотта Рэмплинг . Премьера состоялась 9 июля 2021 года на Каннском кинофестивале , в широкий прокат картина вышла осенью 2021 года. Фильм запрещен к показу в России и Сингапуре.
Главная героиня фильма — католическая монахиня Бенедетта Карлини (Виржини Эфира), жившая в XVII веке в маленьком монастыре в Тоскане . Во снах она видит Иисуса в роли жениха, а наяву строит отношения с послушницей по имени Бартоломеа (Дафна Патакия). Однажды на руках Бенедетты появляются стигматы , и в монастырь начинают стекаться паломники, готовые объявить её святой. Весь фильм представляет собой сочетание двух сюжетных линий — истории любви двух девушек и возвышения Бенедетты в рамках католической иерархии. Впоследствии главную героиню привлекают к суду по обвинению в прелюбодеянии и одержимости дьяволом; протоколы процесса стали одним из важных источников информации для сценариста .
После выхода фильма « Она » (2016) Пол Верховен некоторое время выбирал между тремя проектами: это были фильм об Иисусе, лента о Французском Сопротивлении и экранизация сценария Жана Клода Карьера, действие которого происходит в католическом монастыре . 25 апреля 2017 года стало известно, что выбран третий вариант . Сценаристом стал Джеральд Сетеман, адаптировавший научно-популярную книгу « Нескромные деяния: жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения » Джудит К. Браун (опубликована в 1986 году) . Позже Сетеман вышел из проекта и добился того, чтобы его имя убрали из титров: с его точки зрения в окончательном варианте сценария слишком много внимания уделялось теме секса .
Главную роль получила бельгийская актриса Вирджини Эфира, игравшая набожную католичку в фильме «Она» . В начале мая 2018 года к касту присоединилась Шарлотта Рэмплинг , 31 мая — Луиза Шевилотт, Оливье Рабурден, Клотильда Куро и Эрве Пьер. Верховен надеялся, что убедит Изабель Юппер принять участие в проекте, но та отказалась .
Съёмки картины начались 19 июля 2018 года в Италии, в Монтепульчано . Частично они проходили в тосканском регионе Валь-д’Орча , в городе Беванья и в двух французских аббатствах . Производство было засекречено: на съёмочную площадку не пускали никого, кроме участников съёмочного процесса. Продюсер Саид бен Саинд позже признал, что опасался нервной реакции со стороны Католической церкви .
Премьера фильма изначально должна была состояться на Каннском кинофестивале 2019 года . Её отложили на год: Верховен долго восстанавливался после операции на бедре, и поэтому период пост-продакшен затянулся . Однако фестиваль-2020 был отменён из-за пандемии ковида , так что картину показали на Каннском кинофестивале 2021 года в рамках основной программы.
В России премьера должна была состояться 9 октября, однако Министерство культуры отказало выдать фильму прокатное удостоверение из-за наличия сцены «провокационного содержания, которая расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» . В начале 2022 года удостоверение всё же было выдано, однако уже в апреле было отозвано . Выдавший его сотрудник министерства был уволен за « халатность », а директору департамента кинематографии и цифрового развития объявлен строгий выговор .
В Сингапуре фильм был запрещен за «бесчувственное и оскорбительное для христианской и католической веры изображение Иисуса Христа и членов церкви» .
Фильм получил в основном положительные отзывы критиков. На сайте Rotten Tomatoes у фильма 85 % положительных рецензий .
По мнению историка Джудит К. Браун, по книге которой был написан сценарий фильма, «Пол Верховен и Дэвид Бирк написали творческий и завораживающий сценарий, который исследует пересечение религии, сексуальности и человеческих амбиций в эпоху чумы и веры» . Обозреватель «Афиши» ещё до премьеры назвал фильм «историко-католической версией „ Шоугёлз “» .
Антон Долин охарактеризовал «Искушение» как «разнузданный, смешной и отважный байопик », очень эротичный и кощунственный, а местами тяжеловесный .
По мнению религиоведа Романа Багдасарова, «Верховен преодолел имидж лесбиянки-мученицы, которым успела наделить Карлини часть научного сообщества. Режиссёр-атеист решил честно разобраться, кого и почему видела монахиня из Пеши и кем себя при этом ощущали свидетели её визуализаций» .