Истина в цифрах: Рассказ о Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
И́стина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету .
Классическая философская концепция истины, восходящая к Платону и Аристотелю , основывается на том, что истина есть мысль, соответствующая объективной (независимой от познающего субъекта) действительности .
Одно из известных определений истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли ; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией . Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей ( лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re) . В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: « истина состоит в согласованности ума и вещи » (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei).
В общей философии , общественно-гуманитарных и естественных , технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости : теоретической , эмпирической .
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью , по его логической противоречивости / непротиворечивости , по степени его соответствия априорным принципам .
Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей теории познания рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе « Материализм и эмпириокритицизм » утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (ПСС, Т. 18, с. 137) . Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений .
В логике , для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий .
В разделах науки ( физики , химии , истории , социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность , обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью , как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач. [ источник не указан 4276 дней ]
В буддизме истина преимущественно связана с практическим достижением состояния сознания, в котором реальность видится такой, «как она есть» ( ятхабхутам ). Отдельно от соответствующей трансформации психики человека истина в буддизме не рассматривается . В связи с этим, в буддизме различают два уровня истины (сатья-двая): 1) истина относительная, эмпирическая — то, каким образом явления представляются в омрачённом сознании; 2) истина абсолютная, конечная — то, каким способом явления существуют в действительности .
Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни, и кратко их можно изложить так: 1) существует страдание; 2) существует причина страдания — страстное желание , жажда ; 3) существует прекращение страдания — нирвана; 4) существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь. В восточно-азиатских школах уделяется внимание также Сутре сердца , в которой отрицается «реальность Четырёх благородных истин» , что соответствует учению о двух уровнях истины .
Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах . Профессор философии Д. Т. Судзуки выразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?» .
Учитель тибетской традиции Гелуг Геше Джампа Тинлей отмечает, что, хотя переживание абсолютной истины невозможно передать словами, саму абсолютную истину можно объяснить с помощью отрицательных умозаключений . Именно таким способом конечные представления о реальности формулируются в высшей философской школе буддизма Махаяны — мадхьямаке -прасангике. В связи с этим выделяются два вида абсолютной истины: выразимая — та, которая постигается концептуально, и невыразимая — истина, постигаемая напрямую. Постигаемое в обоих случаях одинаково, однако различаются способы восприятия. В целом, абсолютная истина формулируется как отсутствие у всех феноменов независимого субстанционального существования; в силлогизмах это отстутствие является объектом отрицания . Феномены пусты от такого способа существования; именно этот смысл вкладывается в понятие пустоты ( шуньяты ), а не отсутствие существования феноменов вообще , как иногда неверно интерпретируется это понятие . Чже Цонкапа в «Большом руководстве к этапам пути Пробуждения» говорит о важности правильного определения объекта отрицания:
«…Поэтому очень важно точно определить отрицаемое, поскольку, не определив его, несомненно, породим воззрение этернализма [принятие за существующее того, чего в реальности не существует] и нигилизма [отрицание существующего].»
Из высказываний Лао-цзы :
«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».
По убеждению сторонников индуизма , истина познаётся только через целостный опыт восприятия. Причём не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание «Я» внешнего «Я» внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности .
Позиции, во многом схожей с позицией иудаизма, придерживались сторонники ислама, убеждённые в том, что слова, донесённые до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана , — это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведёт к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина — это спасительный Закон .
Одним из базовых понятий в даосизме является дао:
道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.
Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо ныне существующее материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа — Бога-Слова — Логоса , который изрёк: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. ). В этом смысле примечательно поведение Понтия Пилата , скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчёркивается, что направленность свободной воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи — вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек — ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина — это спасительная Личность Иисуса Христа .
Правда — понятие, сходное с понятием «истина», но в ряде случаев отличающееся от него и даже противопоставляемое. Правда, в отличие от истины, имеет онтологический характер, то есть отражает действительность значимым для личности образом, в согласии с нравственными категориями и в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и убеждённости , решимости действовать . Таким образом, если истина соответствует объективной действительности, то правда — духовной .
В русской философии, от Достоевского до Вл. Соловьёва , создаётся и воссоздаётся смысловая иерархия правды и истины. Выступать за правду — значит, искать такой истины, которой необходимо ещё добиться, воплощающей в себе жизненный идеал, в котором поступки отдельного человека находятся в согласии с нравственностью. В итоге истина оказывается подчинённой правде. С другой стороны, у русской философии появляется альтернатива жёсткой бинарной оппозиции «истина-ложь» — более приближённая к жизни тернарная структура «правда-истина-ложь» .
Кроме того, на различии правды ( лат. iustitia , ср. серб. Правда — правосудие ) и истины ( лат. veritas) настаивает славянский перевод 84 (85 в масоретской традиции ) псалма:
Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес
— Пс.
Современное словоупотребление делает особый акцент на субъективном и преходящем характере правды, в отличие от вечного и внечеловеческого характера истины ( научной или божественной ) .
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению . Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона , согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный « эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом. В средневековой философии Августин , опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Рене Декартом ). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского , придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
До сих пор наиболее распространённой концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины . Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле: истина есть соответствие вещи и интеллекта ( лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте , получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощённая трактовка совпадает с таким тезисом: истина есть адекватное отображение действительности в сознании .
Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту , Эпикуру , Лукрецию . Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем , К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк ) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. ( А. Тарский , К. Поппер и др.).
В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность , существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.
Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределённо. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления ( И. Кант ) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза , Г. Лейбниц , И. Фихте и другие мыслители.
В границах ещё одного направления, эмпиризма , истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта ( Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в XX в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности ( У. Джемс , Х. Файхингер ). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О. Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре ) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.
С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше считал иллюзией существование абсолютной истины и связывал возникновение этой иллюзии с волей к власти , особенностями субъективного опыта, идеями вечного изменения, возвращения, становления и переоценки ценностей . Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.
Согласно наиболее распространённым воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект ( Ж. Маритен , Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.
Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной:
Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом ) и логические (не зависящие от опыта, априорные ). Представители так называемого социально-психологического направления ( Томас Кун , Пол Карл Фейерабенд ) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины . В некотором смысле, доводя эту точку зрения до логического завершения теоретики постмодернизма Жак Деррида , Жиль Делёз изображали познание как процесс вечной погони за истиной как иллюзией или симулякром ( Ж. Бодрийяр ). Для постмодернизма истина не может быть безусловной догмой, абсолютом, сковывающим творческое мышление, а только относительной, конвенциональной, обозначающей некоторый результат соглашения между участниками диалога . С точки зрения аналитической философии ( Витгенштейн, Людвиг ), истина представлена как значение, имеющее множество контекстов (плюрализм контекстов) и определяемое структурой языка как элемент языковой игры , не имеющей прямого отношения к реальности.
Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины в марксистской концепции есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, совокупности исторического опыта, на основании которого знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы. Марксизм рассматривает конкретность истины не как неизменный факт, а как относительное явление, в контексте общего процесса познания, диалектической взаимосвязи гносеологических категорий абстрактного и конкретного , как движение по спирали, отрицание отрицания , восхождение от абстрактного к конкретному и обратно . Марксизм рассматривает абстракцию не только как наиболее общее понятие или категорию, но и как неизбежно одностороннее восприятие действительности, которое требует уточнения по мере накопления конкретного опыта, открытия новых природных взаимосвязей . В свою очередь, расширение смыслового содержания абстрактных понятий на основе нового конкретного опыта позволяет по-новому рассмотреть полученные факты, их обобщить и открыть новые общие закономерности.
Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».
Истина одна и сама обозначает всё . Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины .