Interested Article - От Березины до Немана
- 2021-09-25
- 1
От Березины до Немана — преследование Наполеона русской армией в течение 2 недель на заключительном этапе Отечественной войны 1812 года .
Преследование сорвало первоначальные планы Наполеона закрепиться в Вильне . В результате непрерывного отступления и маршей в условиях русской зимы деморализованная французская армия оказалась практически уничтоженной.
Предыстория
После переправы на Березине Наполеон уже мог не бояться окружения. Потеряв на переправе в результате боёв с русскими армиями Чичагова и Витгенштейна и последующего отхода около 21 тыс. боеспособных солдат, Наполеон сохранил около 9 тысяч. Позднее к ним присоединились до 20 тыс. солдат из вспомогательных корпусов. Всего по воспоминаниям Сегюра на правый берег Березины (западный) перешло до 60 тыс. человек, в большинстве своём гражданские лица, раненые, обмороженные и безоружные остатки « Великой Армии ».
Главным врагом французов стал мороз, ударивший сразу после Березины. Столбик термометра опустился ниже 21 градуса, доходя в отдельные ночи до −30.
От Березины до Вильны
6 декабря , после переправы и сражения под Плещеницами , Наполеон в местечке Сморгонь передал командование армией маршалу Мюрату , а сам в сопровождении 200 гвардейцев отправился в Париж собирать новые армии взамен уничтоженной в России. Покидая армию, он произнёс свои знаменитые слова: « От великого до смешного — только один шаг, и пусть судит потомство .»
По свидетельству Сегюра из общей толпы в 80 тысяч человек, сопровождающей Наполеона, до Вильны дошла половина. Русские висели на хвосте, не давая возможности противнику привести себя хотя бы в относительный порядок. По выражению Клаузевица, русские « сгоняли французов с биваков ». Как пишет маршал Бертье Наполеону, русские преследовали французов силами кавалерии и небольшими отрядами пехоты с помощью орудий, размещённых на санях.
Из воспоминаний Дениса Давыдова про дорогу на Вильну :
|
Русская армия также тяжко страдала от холода, но лучше экипированная, она к тому же могла себе позволить оставаться дольше в населённых пунктах, имела возможности эвакуировать раненых и обмороженных. Французы уже не имели сил сражаться за населённые пункты, они могли только уходить по заснеженным дорогам. Голод и холод косил солдат сильнее, чем ядра и пули. Ничтожная часть тех, кто входил в Москву, уцелела, поэтому основные свидетельства относятся к победившей русской стороне. Многочисленность их показаний не даёт оснований сомневаться в полнейшем разложении французов, в фактах каннибализма .
Из воспоминаний очевидцев :
|
С французской стороны каннибализм признал в мемуарах граф Сегюр , хотя другие пережившие поход французские офицеры отрицали это.
Командир конно-егерского полка 2-го корпуса барон Марбо (de Marbot) вспоминает о хитростях поляков, служивших в Великой Армии . Поляки ночью выбирались на дорогу, на которой делали привал отступающие французы, а затем издавали крики «Ура!». В панике от предполагаемой атаки казаков солдаты разбегались с дороги, и тогда товарищи поляков живились брошенным имуществом, стараясь отыскать еду. Барон Марбо свидетельствует о случаях самоубийств среди отчаявшихся солдат и даже офицеров.
8 декабря первые толпы замёрзших голодных людей вошли в Вильну.
От Вильны до Ковно
В Вильне французы не имели возможности передохнуть. Неуправляемые толпы людей громили магазины, пытаясь урвать кусок хлеба. 10 декабря к городу подошёл авангард русской армии, атаман Платов с казаками. Опасаясь появления всей армии Кутузова, маршал Мюрат приказал отступать. Французы после перехода Березина—Вильно имели в распоряжении до 4—5 тыс. солдат из дивизий Луазона и Вреде , присоединившихся к Наполеону позже и бывших в количестве до 23 тысяч сразу после Березины. До Вильны дошла незначительная часть этих дивизий, основная причина потерь — смертность во время ночных бивуаков. Прикрывать бегство французов с жалкими остатками армии вызвался маршал Ней .
11 декабря французы очистили Вильну, куда вскоре въехал царь Александр I . В самом городе русские взяли в плен 7 генералов, 10 тысяч пленных и более 5 тысяч в госпиталях, а также немалые запасы провизии . Дальше Вильны главная русская армия не пошла, дальнейшее преследование осуществлялось казаками, которые оказались приспособленными воевать в отрыве от баз снабжения. Численность русских войск на момент занятия Вильны составляла 27 464 солдат в армии Кутузова и 15 тысяч в армии Чичагова , то есть русские имели подавляющее превосходство над противником. Армия Витгенштейна двигалась севернее, стараясь отрезать корпус маршала Макдональда , который располагался на позициях под Ригой.
Отстреливаясь от казаков, французы двинулись к границе Российской империи, городу Ковно (совр. Каунас в Литве) на Немане . По выходе из Вильны французы не смогли преодолеть обледеневший подъём в горку и бросили остававшуюся ещё артиллерию (около 20 пушек) и повозки с имуществом. По словам барона Марбо, Ней приказал солдатам разобрать казну императора, чтобы не оставлять наседавшим казакам. По другим сообщениям, остатки казны просто разграбили.
По донесению маршала Бертье , из всей императорской гвардии, насчитывающей при вторжении 47 тыс. и сократившейся до 19 тыс. к захвату Москвы, осталось 4—5 сотен человек.
С 11 декабря французы стали прибывать в Ковно. 13 декабря арьергард Нея достиг Ковно, при нём оставалось от 800 до 1500 боеспособных солдат, к которым добавились 400 солдат из гарнизона. Русские обстреливали отряд Нея, часть их даже перебралась на другой берег, чтобы воспрепятствовать переправе.
14 декабря в 8 часов вечера маршал Ней перешёл на берег Варшавского герцогства . По словам Клаузевица, через Неман с основной армией перешло 1600 человек под ружьём (видимо, арьергард Великой Армии под командованием Нея); по прусским источникам, через Неман перебралось до 33 тысяч солдат и офицеров, в большинстве безоружных и в жалком состоянии . Многие из них уже не вернулись в армию Наполеона, дезертировав по домам или умерев в госпиталях.
Витгенштейн, преследуя 10-й корпус Макдональда, отступающий из-под Риги, вторгся в Пруссию, заключив перед тем соглашение о нейтралитете с командующим прусским корпусом генералом Йорком.
На юге Белоруссии австрийская армия также отступила из Российской империи в Польшу.
Поход Наполеона в Россию завершился.
Итоги
Известный военный теоретик Карл Клаузевиц вёл подсчёт потерь французской армии . По его сведениям, армия вторжения Наполеона, включая подкрепления за время войны и части союзников, насчитывала 610 тысяч человек. После разгрома австрийские и прусские союзники увели домой 35 тысяч; за Вислой в течение месяца собрались остатки основной французской армии в количестве 23 тысяч солдат.
В России остались 552 тысячи человек, потеряно свыше 1200 орудий. Следует логичный вывод Клаузевица:
« Как бы критики ни отзывались об отдельных моментах преследования, надо приписать энергии, с которой велось это преследование, то обстоятельство, что французская армия оказалась совершенно уничтоженной, а большего результата себе и представить нельзя. »
Источники и ссылки
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2007. 11 ноября 2012 года.
- Барон Марбо в мемуарах отрицал отсутствие пищи при отступлении, приводя в аргумент большое количество падших лошадей вдоль дороги.
- (неопр.) . Дата обращения: 26 января 2007. Архивировано из 10 мая 2006 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2007. Архивировано из 29 сентября 2007 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2007. Архивировано из 30 июня 2006 года.
- Ф. Меринг, Очерки по истории войн и военного искусства, —М., 1941 г., с. 265
- (неопр.) . Дата обращения: 17 января 2007. 20 ноября 2012 года.
- Карл фон Клаузевиц, Поход в Россию 1812 г., часть II
- 2021-09-25
- 1