Interested Article - Кондаков, Алексей Иванович

Внешние изображения

Алексе́й Ива́нович Кондако́в (прозвище в профессиональной музыкальной среде Конде́й ; 16 ноября 1955 , Москва 15 февраля 2013 , Москва) — советский и российский эстрадный певец , музыкант . В советское время прошёл через несколько вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) — « Надежда », « Самоцветы », « Пламя ». Запомнился главным образом во время перестройки исполнением песни « » в составе ВИА «Пламя». В постсоветское время занимался воспроизведением ностальгического для публики жанра ВИА — исполнением старых песен и, в меньшей степени, сочинением и исполнением в той же стилистике новых.

Биография

Детство и юность

Алексей Кондаков родился 16 ноября 1955 года в Москве , в детстве жил на 6-й Кожуховской улице . Мать работала на Московском автозаводе имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ), была кавалером Ордена Ленина ; отец работал на заводе « » . Алексей увлекался футболом, играл за команду мальчиков футбольного клуба « Торпедо », принадлежавшего ЗИЛу .

Имея абсолютный слух , одновременно увлекался музыкой, которую предпочёл футболу: после окончания в 15-летнем возрасте музыкальной школы по классу баяна поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных на отделение «Инструменты эстрадного оркестра» . Ещё учась в училище, играл в самодеятельных ансамблях на танцах и в клубах . Не сдав на одном из курсов общеобразовательные предметы, был отчислен из училища за неуспеваемость. Отец устроил его на свой завод «Мосприбор» в радиорубку; в обязанности Алексея входило включать музыку в обеденный перерыв. В свободное время Алексей Кондаков играл в любительском вокально-инструментальном ансамбле «Наваждение», который репетировал в Доме культуры « » на Варшавском шоссе . Работая на заводе, окончил вечернюю школу .

Полгода после достижения восемнадцатилетнего возраста Кондаков «косил» от армии, о чём потом жалел, так как после случайного знакомства с участниками одного из армейских ансамблей у него была возможность служить в Москве и играть в этом ансамбле. В результате попал служить в Борисоглебск ( Воронежская область ), где уже самостоятельно организовал ансамбль, исполнявший «фирму» (западные шлягеры) и репертуар советских вокально-инструментальных ансамблей . В 1976 году демобилизовался и восстановился в Гнесинском училище .

Вокально-инструментальный ансамбль «Надежда»

Знакомый по Гнесинскому училищу рассказал Алексею Кондакову, что основатель и руководитель вокально-инструментального ансамбля « Надежда » Миша Плоткин ищет поющего клавишника. Кондаков приехал на прослушивание на базу «Надежды» на Плющихе , где кроме Плоткина присутствовали гитарист Владимир Кузьмин , певица Людмила Шабина и бас-гитарист Александр Шабин , и сразу был принят Мишей Плоткиным в состав ансамбля .

Получив от Плоткина несколько сольных песен для заучивания (« », « », « »), в начале 1977 года Алексей Кондаков поехал с «Надеждой» на свои первые гастроли в Харьков .

Вокально-инструментальный ансамбль « Надежда », 1979. Неизвестный, Алексей Кондаков, , неизвестный

Больше всего меня в первой поездке поразило то, что мы работали во дворце спорта, где чесали по три концерта в день. Я дворцы спорта любил с детства, потому что я играл и в футбол, и в хоккей. И мне очень близка атмосфера дворца спорта. Она меня будоражит. И вот мы приезжаем в огромный Дворец спорта . Это — моё место, моё! И вдруг мы там должны концерт играть! И я должен стоять на сцене! А там — пять тысяч народу! Это, можно сказать, было первое яркое впечатление от первых гастролей. Зал уходит в темноту… А на тебя пушка бьёт! Когда я вышел петь первую сольную песню «Последний троллейбус»… А я же ещё ничего не знаю, не умею… Миша там начал мне режиссуру ставить: «Ты здесь проходишь сюда, потом поворачиваешься…» Начал рассказывать, куда пойти, где сесть и задуматься. Художник-режиссёр, понимаешь?! Песня-то лирическая, грустная, о любви! И вот светит на меня эта пушка во Дворце спорта, музыканты как бы в тени, а я стою один. А там такая ядрёная пушка! Блин, у меня коленки тряслись! Я иду и думаю, как бы мне не упасть! Потому что коленки тряслись! Слабость такая охватила… Но обошлось…

В какой-то момент концерты «Надежды» превратились, по словам Алексея Кондакова, едва ли не в его сольные. Кроме исполняемых им песен остались несколько с общим вокалом, одну пела Людмила Шабина и одну (песню Владимира Кузьмина « ») пел Николай Носков . Самого Кузьмина, который хотел петь сольные песни, Миша Плоткин, как правило, допускал лишь к бэк-вокалу . В 1979 году в «Надежду» в качестве приглашённого солиста вернулся стоявший у истоков ансамбля Игорь Иванов , и теперь концерты ВИА «Надежда» делились между Кондаковым и Ивановым примерно пополам. От ушедшего в группу « » Носкова к Иванову также полностью перешла кузьминская песня «Не уезжай» .

В самом конце 1979 года Алексей Кондаков ушёл из «Надежды» — как он говорил, «не из-за Иванова», а из-за «небольших трений» с Мишей Плоткиным. На Плоткина поступил донос в Министерство внутренних дел СССР о том, что он с музыкантов «какие-то поборы берёт». По словам Кондакова, «он действительно брал „на нужды коллектива“. Но ведь и на самом деле — на нужды коллектива: костюмы пошить, например». Всех участников ВИА «Надежда» по одному вызывали к следователю, и кто-то сказал Плоткину, что Кондаков «якобы <…> там лишнее наговорил. Я говорю: „Миша! Ты что?! Я никогда не был ни говнюком, ни болтуном! Я ничего не говорил“. Но он не поверил» . Впоследствии Алексей Кондаков рассказывал, что у «Надежды» вообще не было «загранки» (заграничных поездок) — «видимо, из-за Плоткина… Да, конечно. Из-за него» .

Но в целом Кондаков отдавал Плоткину должное. Он говорил, что Плоткин «начал раскрываться в „Надежде“ как режиссёр-постановщик, и у него нормально это получалось. Он прекрасно танцевал. Чувство ритма у него хорошее. <…> Он <…> всегда был за „Надежду“. Он раскручивал этот брэнд, боролся за своё собственное имя. <…> Он работал в „Надежде“ и за „Надежду“ глотку грыз» .

Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы», группа «Эрмитаж»

Юрий Маликов . 2010

В декабре 1979 года Алексей Кондаков пришёл на прослушивание на базу вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы» на улицу 25 октября к Юрию Маликову и Владимиру Преснякову . По словам Кондакова, он «спел парочку песен, и они сказали: „Дальше не надо. Нам всё ясно!“». Уже в январе 1980 года Алексей Кондаков начал работать в ансамбле, и по времени это совпало с началом подготовки культурной программы Олимпиады-80 в Москве. Он считал, что «Самоцветы» для него были «повышением»: ансамбль был создан в 1971 году (на четыре года раньше «Надежды»), у него было «более громкое имя», он был «как бы государственным ансамблем», у него были заграничные поездки (у «Надежды» их не было), у него было больше выступлений на телевидении. По предложению Маликова, Кондаков, будучи (в ВИА «Надежда») первым исполнителем песни « » Вячеслава Добрынина и Михаила Пляцковского , возобновил её сольное исполнение и в «Самоцветах» .

В отличие от «Надежды», где Кондаков, как он говорил, «пел почти сольный концерт», в «Самоцветах» «было очень много унисонных песен, которые лишь разбавлялись сольными номерами» . Маликов, видевший неутолимое желание Кондакова работать сольно, в «Самоцветах» не мог предоставить ему этой возможности и в 1984 году сам предложил ему быть солистом во вновь созданной группе « », исполнявшей джаз-рок . Основу «Эрмитажа» составили бывшие музыканты ВИА « Поющие сердца » — Виталий Барышников (клавишные), (бас-гитара) и (гитара). Не уходя из «Самоцветов», Кондаков начал петь в «Эрмитаже» .

Вроде сначала пошло-поехало, но потом я почувствовал, что джаз-рок — это не моё. Конечно, музыканты в «Эрмитаже» собрались колоссальные <…>. Но того сольного момента, что я хотел, там тоже не было, потому что им в кайф было поиграть какую-то сложную инструментальную музыку, и пенья-то особо не получалось. В основном клавиши колбасились, как и положено в джаз-роке. Но народу песни нужны! Понимаешь? «Самоцветы», правда, тоже пытались джаз-рок играть… То был момент непонятных метаний: « нью-вэйв », джаз-рок, — ведь наступили 80-е и надо было двигаться куда-то дальше. Но в итоге ничего получилось, потому что народу были нужны только наши старые хиты .

ВИА «Пламя», «Доктор Шлягер», сольная карьера, ВИА «Пламя-2000»

Алексей Кондаков в составе ВИА «Пламя» . 1980-е годы.

В феврале 1986 года Алексей Кондаков перешёл в вокально-инструментальный ансамбль « Пламя », где спел одну из своих самых известных песен — « » Песня попала к руководителю ансамбля Сергею Березину через автора слов Ларису Рубальскую , с которой он был в дружеских отношениях. Автор музыки Теодор Ефимов считал, что «фактически эта песня стала визитной карточкой Алексея Кондакова. Его по ней узнавали» .

Вячеслав Добрынин . 2009

В 1988 году Алексей Кондаков по приглашению Вячеслава Добрынина перешёл в его творческий центр, где выступал сначала в составе группы « » (где музыка ко всем песням писалась Добрыниным), затем сольно . Добрынин, по некоторым свидетельствам, считал Кондакова «лучшим голосом „Доктора Шлягера“» . В это же время начал писать собственные песни, среди которых наибольшую известность получила « ». Позже Алексей Кондаков исполнил две песни Александра Барыкина , написанные специально для него — « » и « » . Значительная часть песен, исполнявшихся Кондаковым сольно, перешла к нему из репертуара ансамблей «Пламя» и «Доктор Шлягер»

В 1991 году выпустил сольный диск-гигант « », в 1994 году — компакт-диск « » . В 1996 году планировал выпустить новый альбом, но из-за нехватки средств был вынужден от него отказаться . Играл в любительской футбольной команде звёзд эстрады « Старко » . В конце 1990-х годов держался группы «Самоцветы» и изредка выступал в клубах с эстрадным репертуаром 1970—1980-х годов. С 1999 года объединился с бывшими вокалистами ВИА «Пламя» Юрием Петерсоном и в группу « » для совместной концертной и гастрольной деятельности и вместе с ними записал компакт-диск со старыми и новыми песнями .

В интервью 2006 года Владимиру Марочкину Алексей Кондаков, подводя в некотором роде итог своей жизни, сказал:

Я сам не знаю, почему получилось так, что я оказался не в рок-команде, а в вокально-инструментальном жанре. Наверное, из-за того, что в душе я — лирик. Понимаешь? Как Лёха Глызин , который тоже рок не поет. Наверное, это что-то внутреннее. Мне ближе красивые лирические мелодии. Мне не все произведения нравятся у тех же известных западных рок-команд, пусть это даже « Гранд Фанк » или « Битлз ». Мне нравятся мелодичные песни. В вокально-инструментальном жанре больше мелодизма. А в роке в основном — гав-гав-гав… К тому же работать профессионально в ВИА — это одно, а работать дворником или сторожем, и лишь иногда на репетициях исполнять свой любимый рок — это совсем другое. Это тоже сыграло свою роль, ведь кроме как петь и играть на рояле я ничего не умею. Поэтому карьера моя сложилась вполне органично…

Алексей Кондаков умер от рака 15 февраля 2013 года в Москве. Похоронен 17 февраля 2013 года на Николо-Архангельском кладбище (участок 1В) .

Личная жизнь, характер

В 1977 году Алексей Кондаков женился и некоторое время жил в семье жены. Его тесть Николай Степанович работал на часовом заводе и зарабатывал достаточно большие по тому времени 360 рублей в месяц. Кондаков вспоминал, как в конце 1977 года он, которому было 22 года, привёз с гастролей 800 рублей, и это вызвало ревность тестя .

Знавший Кондакова журналист говорил, что у него был «характер взрывной, но отходчивый» и что он был «чистюлей» .

Песни (вокалист)

«Надежда»

«Самоцветы»

«Пламя»

«Доктор Шлягер»

Сольная карьера

  • «А на окне герань цветёт» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская )
  • «Возвращайся» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Всё тебе прощаю» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Где же ты была?» ( Вячеслав Добрынин Леонид Дербенёв )
  • «Дочка кареглазая» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Зина-Зина» (Алексей Кондаков — Юрий Дружков )
  • «Золотой водопад» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Маленькая фея» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Нарисованный мир» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Она ушла к тебе» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Последний бал» ( Александр Барыкин Аркадий Славоросов )
  • «Праздник любви» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Романс» (Александр Барыкин, С. Редько — Сергей Есенин )
  • «Чепуха» (Алексей Кондаков — Наталья Пляцковская)
  • «Я так и знал» (Вячеслав Добрынин — Леонид Дербенёв)

Дискография

Альбом «Всё тебе прощаю» (1991)

C60 31743-4, 1-030-С-6, /

Альбом «Нарисованный мир» (1994)

Интервью

Комментарии

  1. По воспоминаниям Миши Плоткина, иногда в одном концерте кузьминскую песню исполняли оба певца: «…Я придумал интересный ход. В концерте её исполнял Игорь Иванов, а потом в „концерте после концерта“, я предлагал зрителям назвать песню, которую мы исполним на бис. Обычно публика кричала — „Не уезжай“. И я представлял нового солиста — Колю Носкова, который и исполнял эту песню. И непонятно было, чьё исполнение интересней…»

Примечания

  1. Покачуев Александр. // Московский комсомолец . — 2013. — 16 февраля (№ 26165). 2 февраля 2017 года.
  2. Марочкин Владимир . (неопр.) . Специальное радио (2 октября 2006). Дата обращения: 30 января 2017. 2 февраля 2017 года.
  3. (неопр.) . Популярная советская песня от ХХ до XXVIII съезда КПСС. Дата обращения: 27 января 2017. 8 февраля 2017 года.
  4. Симонян Георгий. (неопр.) . (январь 2015). Дата обращения: 12 января 2017. 18 января 2017 года.
  5. Марочкин Владимир . (неопр.) . Специальное радио (9 октября 2006). Дата обращения: 30 января 2017. 3 февраля 2017 года.
  6. Симонян Георгий. (неопр.) . (октябрь 2013). Дата обращения: 5 мая 2017. 15 июля 2017 года.
  7. (неопр.) . Могилы знаменитостей. Дата обращения: 27 января 2017. 21 ноября 2016 года.

Литература

Ссылки

  • (неопр.) . Популярная советская песня от ХХ до XXVIII съезда КПСС. Дата обращения: 27 января 2017.
  • (неопр.) . Парад ансамблей. Дата обращения: 27 января 2017.
  • (неопр.) . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 30 января 2017.
  • (неопр.) . Васильевский остров. Дата обращения: 4 февраля 2017.
  • (неопр.) . Могилы знаменитостей. Дата обращения: 27 января 2017.

Same as Кондаков, Алексей Иванович