Interested Article - Дом Монферрана

Дом Монферрана — памятник архитектуры. Расположен в Санкт-Петербурге , современный адрес дома — набережная реки Мойки , 86-88, угол с Прачечным переулком .

На территории южнее Адмиралтейства изначально жили «морские адмиралтейские служители». В 1737 году пожаром были уничтожены дома Морских слобод до Мойки , после пожара указ от 20 августа 1739 года велел на набережных Мойки строить каменные здания, «в один, а кто пожелает в два апартамента на погребах». На время издания указа участком владел флотский лейтенант Лев Александрович Милославский. Он не смог заняться строительством, так как был в походе, и 16 мая 1743 года по доверенности продал участок «цехового дела столярному мастеру Ивану Ивановичу Шмиту» (Иоганн (Яган, Иван) Бернгард Шмит (Шмидт)), который построил требуемого вида дом в 1743-44 годах. В 1810 году купчиха Шмидт приняла решение расширить здание: «пристроить каменное жилое строение к таковому же в два и один этаж, да на таковом же надстроить второй этаж и вновь построить каменный сарай», что и было реализовано в 1811—1812 годах .

C 1820-х (по другим сведениям, с 1834 года, после получения денег за Александровскую колонну , по иным — с 5 февраля 1836 года ) по 1858 год (год смерти) принадлежал О. Монферрану . Ходили (недостоверные) слухи, что на дом он заработал, обманывая казну при постройке Исаакиевского собора .

Архитектор в 1830-х годах построил во дворе поперечный флигель с круглой башней, отделившей парадный двор от пейзажного садика . При жизни Монферрана во дворах было подобие музея, собрание античного искусства — с правой части стояли «драгоценные саркофаги» и бронзовая статуя Цезаря на пьедестале из розового мрамора, далее в пейзажном садике стояли два древнеегипетских саркофага, античный Аполлон Кифаред , мраморное тондо «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» Луки делла Роббиа , в хозяйственном дворике — античные урны, фрагменты древних саркофагов .

И у дома, и у флигеля по два этажа. Внутреннюю отделку исполнил коллега Монферрана, его помощник по постройке Исаакиевского собора, В. А. Шрейбер в 1845—1846 годах. В 1857 году проезд с набережной застроили, создав вместо него вестибюль .

От входа с парадного двора на бельэтаж вела бронзовая (по названию) лестница, там были большой и малый зал. В первом сохранилась лепнина и венецианский камин, второй оформлен в стиле французского возрождения. Также на бельэтаже располагалась готическая капелла , украшенная витражами . На первом этаже дворовых корпусов были расположены личные комнаты Монферрана . Всего в особняке было три зала и пятнадцать комнат с плафонами, резной мебелью и каминами, на одном из которых было написано: «Хоть дом невелик, друзьям его двери открыты днем и ночью». Фасад восточного флигеля с «флорентийской» крышей был «декорирован выступающими из люнет изображениями великих архитекторов и древними и новыми рельефами» .

В трёх небольших комнатах нижнего этажа жила жена Монферрана. В верхнем этаже находились гостиные . Архитектор умер в поперечном флигеле, где были обустроены рабочий кабинет и библиотека .

По завещанию дом достался жене Монферрана, уехавшей в Париж после распродажи имущества. Дом купил А. В. Старчевский . В 1867 году дом перешёл к В. И. Мятлеву. В 1868 году он изменил фасад дома и рустовку первого этажа, добавил рустовку на фасад второго этажа. В те же годы был уничтожен садик за поперечным корпусом, изменена отделка помещений .

В 1890 год дом получила Людмила Павловна Бутурлина (урожденная Бобринская). С 1904 по 1910 годы дом арендовало у неё итальянское посольство, которое затем переехало на Большую Морскую, 43 . В 1913 году домом владел Я. В. Ратьков-Рожнов , при нём И. А. Фомин спроектировал перестройку галереи, которая соединяла поперечный дворовый флигель с флигелем заднего двора. Была создана столовая, оформленная в стиле классицизма, декорированная ионическими пилястрами. Плафон столовой расписал У. А. Боданинский . Стены были разделены на два яруса, роспись между пилястрами нижнего яруса имитировали « гротески » Рафаэля в Ватиканском дворце . Стены светлые, потолок тёмный, расчленённый на расписанные кессоны . Вид столовой публиковался в архитектурных журналах .

Из дома виден построенный Монферраном Исаакиевский собор .

В 1920-е дом был объединён с соседним; по сути домом Монферрана в современном здании является лишь левая половина, украшенная балконом в форме фонаря .

В «Красной газете» от 1 июля 1928 года упоминалось, что дом во время гражданской войны использовался как приют для бездомных . С 1919 по апрель 1922 года в здании было немецкое консульство, до 1941 года — Ленинградское геологоразведочное управление, после 1945 года — Проектный институт «Гипроруда» , с середины 1990-х здание занимает Городская прокуратура .

Галерея

  • Парадный двор, коллекция античного искусства, 1853 год
    Парадный двор, коллекция античного искусства, 1853 год
  • Парадный двор
    Парадный двор
  • Вид с набережной
    Вид с набережной
  • Вид со стороны переулка
    Вид со стороны переулка

Примечания

  1. ↑ (рус.) . Дата обращения: 13 июня 2023. 21 января 2022 года.
  2. ↑ , с. 374.
  3. , с. 166.
  4. ↑ , с. 254.
  5. ↑ (рус.) . Дата обращения: 7 июня 2023. 7 июня 2023 года.
  6. , с. 169.
  7. , с. 66.
  8. , с. 170.

Литература

  • Часть вторая. Вдоль Мойки. // Прогулки по Петербургу (рус.) . — Санкт-Петербург: Палитра, 1994. — 416 с. — 100 000 экз. — ISBN 528901813-1 .
  • Лисовский В. Г. Под знаменем неоклассицизма // И. А. Фомин (рус.) . — Ленинград: Лениздат, 1979. — 160 с. — ( Зодчие нашего города ). — 40 000 экз.
  • Петров А. Н., Борисова Е. А., Науменко А. П., Повелихина А. В. Памятники архитектуры XIX-XX веков. Жилые дома. // Памятники архитектуры Ленинграда (рус.) . — Изд. 4-е, исправл. и доп.. — Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976. — 576 с.
  • Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран (рус.) . — Ленинград: Лениздат, 1979. — 176 с. — ( Зодчие нашего города ). — 40 000 экз.

Same as Дом Монферрана