ЯцекJacek/История евреев Польши
- 1 year ago
- 0
- 0
История евреев на польских землях ( ивр. יהדות פולין , польск. Polscy Żydzi) насчитывает более тысячи лет. В ней были и долгие периоды религиозной толерантности , но и также практически полное уничтожение , произведённое нацистским немецким государством во время оккупации Польши .
Первые небольшие еврейские общины существовали в Польше уже к XIII веку, а затем польское еврейское население значительно увеличилось, приняв евреев, изгнанных из других стран Европы , в том числе из Германии (1346), Австрии (1420), Испании (1492), Португалии (1497), Франции (1394), Венгрии (1349—1526 и 1686—1740). Король Казимир III Великий считается покровителем евреев в Польше. В 1334 году Казимир Великий вывел евреев из-под юрисдикции немецкого права и с того времени еврейские общины напрямую находились под юрисдикцией королевского суда . После решения Казимира Великого, обеспечивающего безопасность и интересы евреев, Польское Королевство стало пристанищем семитского народа, изгнанного из всей остальной Европы.
Со времён основания Польского Королевства , через весь период существования созданной в 1569 году Республики Обоих Народов , и до периода военных поражений восстания Хмельницкого и Потопа в XVII веке, Польша была единственным толерантным к евреям государством Европы, став домом для одной из крупнейших и динамично развивающихся еврейских общин. Неслучайно современники называли тогдашнюю Польшу «Еврейским раем» ( лат. paradisus Iudaeorum). Это название происходит из выражения: «Польша была небом для шляхты, чистилищем для мещан, пеклом для холопов и раем для евреев ( польск. Polska była niebem dla szlachty, czyśćcem dla mieszczan, piekłem dla chłopów, a rajem dla Żydów)», происходящего с начала XVII века . Согласно Станиславу Коту, фраза впервые появляется в пасквиле 1606 года анонимного автора, называющемся Paskwiliusze na królewskim weselu podrzucone . Автор этого текста, по видимому мещанин или католический священник, критикует привилегии шляхты и экономически с ней связанных евреев . Краковский раввин XVI века Моисей Иссерлес подчёркивал, что если бы Бог не дал евреям Польши как убежища, судьба израильского народа была бы, по видимому, уничтожение .
Однако, когда польско-литовская уния стала ослабевать по причине войн и религиозных конфликтов (между протестантами и , а также между православными и грекокатоликами ), исчезла также и традиционная польская толерантность. Со второй половины XVII века положение польских евреев ухудшилось.
После III раздела Польши в 1795 годы, населявшие её евреи, также как и остальное население, стали подданными Российской империи , Австро-Венгрии , королевства Пруссии . Условия жизни еврейских общин отличались в зависимости от страны проживания. В Российской империи для проживания евреев была установлена черта оседлости . В XIX веке произошли большие изменения — усилилась миграция евреев в города, где появился еврейский пролетариат , а также миграция за пределы Европы . Появились организационные тенденции ассимиляции и религиозной реформы иудаизма , в 1812 году (в Пруссии ) и 1822 (в России ) евреям даны гражданские и политические права . Появились еврейские политические организации — консервативной , социалистической и сионистской направленостей, большая часть еврейского пролетариата поддержала коммунизм .
После восстановления независимости Польши , в ней проживало более 3 миллионов евреев, что являлось одной из наибольших еврейских популяций в мире. Большой проблемой являлся усиливающийся антисемитизм.
Вскоре после нападения нацистской Германии на Польшу, немцы начали организованную акцию уничтожения еврейского населения Европы и Польши, известную как Холокост . В результате этого геноцида погибло более 90 % польских евреев. Множество евреев воевали в Войске Польском в сентябрьской войне 1939 года .
После войны большинство из 180—240 тысяч спасшихся приняли решение об эмиграции из Польши в воссозданное Государство Израиль , США или в Южную Америку . Большую роль в этом решении сыграли еврейские погромы 1945—1946 года, например Погром в Кельце . Те, кто остался, были вынуждены эмигрировать в конце 60-х годов, под давлением антисемитской кампании . После падения коммунизма в Польше в 1989 году те, кто были польскими гражданами перед второй мировой войной или потеряли гражданство в период коммунизма, получили возможность его восстановить. Польская еврейская община оценивается в размере от 8 до 12 тысяч человек, хотя численность граждан Польши, имеющих еврейские корни, но не связанных с иудаизмом или еврейской культурой, значительно больше, и оценивается от 100 до 300 тысяч человек. В Израиле живёт примерно 1,25 миллиона человек, имеющих право на восстановление польского гражданства. Значительное количество польских евреев и их потомков живут в США. Некоторое количество автохтонного еврейского населения сохранилось и на Восточных Кресах .
Первыми евреями , которые появились на польских землях в X веке, были странствующие торговцы славянскими рабами . Торговцы, называвшиеся рахдонитами , поставляли рабов на рынки Западной Европы и арабских стран, а их торговые пути шли от Бухары , вдоль побережья Каспийского моря , через Итиль , Киев и Прагу , и дальше через Силезию , Немецкое королевство и Французское королевство до мусульманской Андалусии . Один из рахдонитов, сефардский купец из Тортосы , Ибрагим ибн Якуб , в 966 году оставил первое историческое описание государства полян Мешко I .
Первые упоминания о евреях, живущих в Польше, относятся к XI веку. Раввин из Майнца примерно в 1050—1070 годах писал о евреях из Пшемысля на территории Червенских городов , которые были похищены неизвестными .
Существует старинная польская легенда, в которой утверждается, что в 832 году на польский княжеский престол был избран еврей, Абрам Проховник , затем передавший корону легендарному Пясту .
Хроника Галла Анонима упоминает, что Юдит Чешская , жена Владислава I Германа множество христиан выкупила на собственные деньги из рабства у евреев .
Хроника Козьмы Пражского пишет о первой миграции евреев в Польшу и Венгрию из Чехии в 1098 году, вызванную преследованиями во время I крестового похода . К ним присоединились также группы исповедующие иудаизм, изгнанные из Киевской Руси в 1113—1158 годах, частично бывшие потомками хазар , кочевого тюркского племени, часть которого приняла иудаизм (т. н.) .
В 1187 году, после серии погромов , связанных с крестовыми походами, небольшое число еврейских переселенцев прибыли в Силезию , основав первые постоянные еврейские поселения, в том числе — (1150), Болеславец (1190), сегодняшний район Вроцлава — (что подтверждается мацевой на вроцлавском киркуте — нагробный камень Давида, сына Сар-Шалома, умершего 4 августа 1203 года). В 1227 году в Бытоме впервые зафиксированы еврейские крестьяне, занимающиеся земледелием. Евреи, живущие в Силезии, мигрировали также в Великопольшу — там они заложили деревню (1205) около Гнезно и Жидово (1213) около Калиша , а в 1237 году создали еврейский кагал в Плоцке на Мазовии . Великопольский князь Мешко III отдал евреям управление таможней и монетным двором своего княжества, о чём свидетельствует серия брактеатов — мелких монет отчеканенных в 1181 году для Мешко III, найденные под Влоцлавеком . На этих монетах встречаются надписи на иврите , а также по-польски и на кнааните , записанные еврейскими буквами .
Большие перемены в положении польских евреев принесли монгольские набеги на Польшу , в результате которых обезлюдела значительная часть польских земель в середине XIII века. начали привлекать для отстройки уничтоженных городов переселенцев из-за границы, главным образом из немецких земель. Эти переселенцы заселили многие из польских , производя на основе Магдебургского права . Большое количество пришлых мещан принесло с собой организацию ремесленных цехов , в которые евреи не могли вступать. Этих переселенцев также объединяла старая нетолерантность к евреям , которая в XII веке была причиной погромов в Германии. Общественные и административные изменения, происходившие в королевских городах, стали началом конфликтов между христианскими и еврейскими мещанами, которые тянулись несколько следующих столетий .
Лишённые возможности заниматься ремесленным делом евреи, попали под охрану правителей — в 1264 году калишский князь Болеслав Набожный издал для евреев, живущих в его княжестве, Калишский статут , который гарантировал их права. Болеслав изъял евреев из-под юрисдикции городских властей и непосредственно передал их под юрисдикцию княжеского суда, дав им статус «слуг королевской казны» — servi camerae regis , непосредственных подданных князя. Калишский статут был частично основан на подобных привилегиях для евреев, изданных в середине XIII века в Австрии, Чехии и Венгрии. Он подтверждал свободу торговли и финансов, регулировал вопросы подсудности, наказаний и данных евреем присяг. В отличие от привилегий, данных евреям в других странах, статут не устанавливал максимальный ссудный навар — процент от средств, занятых у евреев, которые, как не-христиане, единственные имели право заниматься ростовщичеством под процент .
В 1334 году король Казимир III Великий подтвердил, а в 1364 году расширил полномочия калишского статута на всю территорию Польского королевства . В 1368 году Казимир Великий назначил откупщиком и управляющим шахт в Величке и Бохне и управляющем краковской таможни своего еврейского банкира , трое из сыновей которого стали впоследствии шляхтичами . Казимир Великий был в хороших отношениях с евреями, в том числе имел романтическую связь с еврейкой Эстеркой , от которой родилось несколько сыновей, ставших основателями польских еврейских шляхетских родов. Сам Казимир получил в народе прозвище «Король холопов и евреев» ( Króla chłopów i Żydów ) .
Когда поляки во время войны за Галицко-волынское наследство , в 1349 году заняли Львов и Пшемысль , то там они нашли две еврейские общины, к которым, по-видимому, принадлежали евреи с востока, из Киева . К концу XIV века в Австрию , Венгрию и Польшу прибыла волна еврейских беженцев из Англии (всех 16511 тамошних евреев изгнали оттуда в 1290 году), Священной Римской империи (сохранилась только одна община во Франкфурте-на-Майне ), Чехии (сохранился только столичный кагал ) и Французского королевства (в 1306-1372-1394 все евреи были оттуда изгнаны). Это происходило из-за бушевавшей на континенте эпидемии чумы , в распространении которой в тех странах обвиняли евреев .
Подобные случаи имели место также во Вроцлаве , откуда евреи были изгнаны по причине голода в 1319 году, а также в Кракове , где в 1339 году 13 евреев были сожжены на эшафоте , обвинённые в осквернении гостии . Несмотря на это, росло число еврейских общин, которые, параллельно с немцами, заселяли опустошённые монголами польские города. Первоначально евреи занимались в основном торговлей и ремёслами, конкурируя с немецкими и польскими мещанами, которые начали организовывать ремесленные цеха . В дальнейшем евреи, изгнанные из ремесла, были вынуждены заниматься кредитами и ростовщичеством .
В 1388 году король Владислав Ягайло распространил положения калишского статута на всё Великое Княжество Литовское . В это же время в Польше зафиксированы первые преследования евреев, обвиняемых в профанациях гостии и использовании христианской крови в своих религиозных обрядах. Так как подобные преследования были обыденными в то время в Западной Европе, польские правители не противодействовали этим обвинениям, часто инспирированным духовенством. В 1399 году, в ходе одного из крупнейших польских процессов, .
В 1454 году король Казимир IV Ягеллончик подписал под давлением шляхты нешавские статуты , в которых король отменял часть прав, ранее данных евреям. Следующие правители проводили подобную, непоследовательную, политику в отношении евреев.
В 1495—1501 годах евреи были изгнаны из Литвы великим князем литовским Александром Ягеллончиком , так как отказались поддержать его военной силой в борьбе за трон Польши. Он согласился на возвращение евреев, после согласия их принять на себя обязательство выставить на его стороне в случае войны, как минимум, тысячу конных вооружённых рыцарей . Тем не менее, данное изгнание коснулось не всех евреев. В 1495 году великий князь возвёл в шляхетское достоинство и назначил старостой (губернатором) Смоленска Абрама Юзефовича, в дальнейшем минского войта, ковенского городничего, великого литовского подскарбия и члена правительства княжества . В 1507 году , а затем в 1525 году и его брат Меир, главный раввин литовский, были приписаны к гербу «Лелива» , ставшему гербом всего шляхетского рода Юзефовичей .
В начале XVI века в Речь Посполитую начали переселяться евреи, изгнанные из Испании , Португалии , Священной Римской империи , Австрии и Чехии . В середине XVI века на польских землях проживало 80 % всех евреев мира . Быстрое развитие еврейской культуры и искусства в польских землях означало, что Польша стала в то время центром еврейского мира.
Наиболее благоприятное время для польских евреев, это период правления короля Сигизмунда I Старого , который старался защищать евреев, а часто и выделял и отмечал выдающихся из числа исповедовавших иудаизм. К примеру в 1525 году король впервые присвоил шляхетское звание раввину, когда во время дал статус шляхтича, а затем и герб Меиру Юзефовичу, брату литовского подскарбия , а в 1534 году король Сигизмунд отменил закон, предписывающий евреям носить отличительную одежду. В 1547 году в Люблине открылась первая еврейская типография .
Во время литовско-русской войны 1558—1570 годов , после взятия Полоцка московской армией в 1563 году царь Иван IV Грозный приказал утопить в Двине всех еврейских жителей города, которые откажутся креститься.
Сигизмунд II Август продолжил толерантную политику своего отца, в том числе давая автономию евреям в области муниципального управления. В 1567 году была основана первая иешива . В 1568 году Сигизмунд II Август издал серию привелеев de non tolerandis Christianis еврейским городам, запретив христианам поселятся, среди других мест, в подкраковском Казимиже и Люблине .
В период XI—XVII веков в Польшу переселялись евреи, бегущие от преследований в Западной Европе, создав крупнейшее в то время еврейское население на всём континенте — в начале XVI их численность в польских и литовских землях составляла 10-24 тысячи, к концу XV и началу XVI века в Республике уже проживало около 150 тысяч евреев (2 % от общего населения), а в 1600 году уже 300 тысяч.
Юридически в Польше евреи были подвластны напрямую воеводам, которые два раза в год устанавливали налоги. Это стало причиной мздоимства. К примеру, краковский воевода Пётр Кмита-Собенский брал от краковских евреев подарки серебром, золотом и иными ценностями, одновременно получая годовую ренту от их конкурентов — краковских ремесленников и купцов. Судебные права над евреями тоже, по видимому, приносили немалый доход .
После смерти Сигизмунда Августа , не оставившего наследников, и короткого правления Генриха III , на трон был избран Стефан Баторий , который, как позже оказалось, был правителем толерантным и доброжелательно относился к евреям. Он дал разрешение приверженцам моисеевого учения заниматься любыми отраслями торговли, даже во время христианских праздников .
Евреи жили изолированно от своих христианских соседей. Это положение поддерживалось как раввинами , управляющими местными кагалами , так и католическим духовенством, так как затрудняло ассимиляцию и углубление взаимной приязни между обеими общинами. Кроме того, несмотря на то, что евреи жили в городах рядом с представителями других народов, они однако не принимали участия в выборах местных властей (что было результатом их изъятия из-под юрисдикции городских властей), и в своих внутренних делах находились под властью раввинов, старейшин или судей ( даяним ). Наибольшие ограничения на поселение евреев существовали только в городах Королевской Пруссии , из которых в полной мере они были реализованы только в Торуни . В еврейских общинах были конфликты и недоразумения, для решения которых созывались встречи раввинов. В 1580 году Стефан Баторий учредил Сейм Четырёх Земель (Ваад) , центральную организацию еврейского самоуправления на землях Короны . Евреи тогда рассматривались как пятое сословие Республики — наряду с духовенством, шляхтой, мещанами и холопами.
После смерти Батория, согласно легендам, в 1587 году, во время бескоролевства , еврей Шауль Валь (Кацнелленбоген) был избран польской шляхтой временным королём Польши . Исторические источники не подтверждают однозначно это .
Лучшей защитой для крестившихся из иудаизма была возможность, записанная в Литовских статутах , автоматически присуждающая права шляхетства всем семьям неофитов , в особенности с территорий бывшего Великого Княжества Литовского . Третий литовский статут от 1588 года «O główszczyznach i nawiązkach ludzi nieślacheckiego stanu» содержал пункт: «если еврей или еврейка, которые к христианской вере придут, тогда каждая такая особа и её потомство, должно считаться за шляхту». Положения этого статута действовали до 1840 года, при этом они также были подтверждены на Сейме 1768 года, подтвердившем и все ранее данные неофитам шляхетские привилегии .
В XVII веке Речь Посполитая была второй, после Османской империи по числу проживавших в ней евреев в Европе. Их численность к 1648 году оценивается примерно в полмиллиона человек. Евреи в этот период значительно расширили свои позиции в хозяйственной деятельности, успешно конкурируя с польскими и немецкими мещанами. Это приводило к тому, что обвинения католической церкви в осквернении гостии, ритуальных убийствах и получении крови из христианских детей для изготовления мацы , получали широкую поддержку среди всех групп польского мещанства. В то же время, не найдено примеров поддержки этих обвинений со стороны богатой шляхты или городского патрициата.
Польские короли и магнаты неизменно предоставляли евреям юридическую защиту. Уже Александр Ягеллончик ввёл смертную казнь за ложное обвинение в ритуальном убийстве, а Сигизмунд III Ваза запретил в 1618 году издание и распространение брошюр, способствующих разжиганию антиеврейских настроений. В частных городах и во владениях магнатов евреи получали и дополнительные привилегии, часто не только участвуя в избрании городских властей, но и сами избираясь в магистраты. При магнатских дворах евреи занимали должности факторов, арендаторов, банкиров, секретарей, переводчиков, надсмотрщиков и шпионов.
В 1623 был в первый раз созван Ваад Великого Княжества Литовского, а в 1632 году король Владислав IV подтвердил запрет на издание антисемитской литературы. В 1633 году познаньские евреи получили привилей de non tolerandis Christianis (запрет на проживание в городе христиан) .
К 1648 году в Речи Посполитой жило как минимум 450 тысяч евреев, что составляло 4,5 % численности всего населения. В этот период Польша понесла значительные потери в серии вооружённых конфликтов, что привело к утрате примерно 1/3 всего населения (примерно 3 миллиона человек). Во время восстания козаков под предводительством Хмельницкого , были убиты десятки тысяч евреев и поляков. Сам Хмельницкий заявлял, что поляки отдали его людей, как невольников, в руки этих проклятых жидов . Точное число еврейских жертв этих погромов не известно. Снижение численности еврейского населения оценивается в 100—200 тысяч человек, включая в это число уехавших в эмиграцию, умерших от естественных причин, от болезней и угнанных в ясырь . Во время самого восстания козаков было убито около 100 -150 тысяч исповедующих иудаизм. Эти события получили в еврейской истории название Гезерах — «великая катастрофа» и считаются еврейскими историками символической датой окончания золотого периода истории польских евреев.
На ослабленную Республику накатился шведский потоп . В кратчайшее время шведы заняли всю территорию страны. Поляки, воюющие против оккупантов, часто обвиняли евреев в коллаборационизме с агрессором. Также много евреев умерли от распространившихся в стране эпидемий, а также в ходе осад городов, в том числе Калиша , Кракова , Познани , Пётркова и Люблина .
Однако, когда ситуация успокоилась, множество евреев вернулись в свои дома. Несмотря на потери, Польша оставалась духовным центром еврейского мира, а населяющая её еврейская община росла быстрее, чем общины в Западной Европе. Невзирая на неприязнь духовенства и шляхты, правители Польши продолжали благоволить к польским евреям.
В период правления королей из династии Веттинов евреи потеряли поддержку правителей. Усиливалось распространение по отношению к евреям взглядов шляхты и мещанства, а религиозная толерантность, столь привычная менталитету предыдущих поколений, уходила в прошлое. В этот период жители Республики начали принимать «стандарты» религиозной ненависти , распространённые в остальной Европе. По этим причинам многие евреи чувствовали себя преданными государством, которое ещё недавно считалось «раем для евреев». В больших городах, таких как Познань и Краков, христианско-еврейские конфликты случались довольно часто. Нападения учеников и студентов на евреев, называвшиеся Schüler-Gelauf стали обыденностью . Ответственные за поддержание порядка смотрели на это с безразличием.
Немой сейм 1717 года увеличил до 220 тысяч добрых прусских монет . Автономный орган еврейского самоуправления Ваад четырёх земель предпринимал закулисные действия, направленные на парализацию деятельности польского Сейма. Евреи сумели сорвать работу Сейма 1740 года , который собирался в четыре раза увеличить сумму этого налога, выплачиваемого евреями на содержание . По свидетельству прусского дипломата , евреи предпринимали постоянные усилия для срыва Сеймов в 1740- 1748 годах .
В 1750 году еврейское население достигло численности в 750 тысяч человек, что составляло 8 % населения Польши. В преддверии разборов, это число приближалось уже к 800 тысячам .
В 1753 году киевский коадъютор Каетан Солтык начал в Житомире судебный процесс против 33 евреев, обвинив их в ритуальном убийстве христианского ребёнка. Обвинённые были подвергнуты пыткам , которые были в Польше одним из стандартных методов ведения следствия до 1776 года . 13 из них были приговорены к мучительной смерти .
В 1772 году, в период правления последнего польского короля Станислава II Августа , состоялся первый раздел Речи Посполитой . В его результате большое число польских евреев попало под власть России и Австрии . В Польше росло понимание необходимости проведения реформ государства. В 1773 году была создана Эдукационная комиссия , первое в мире министерство образования. Один из её членов, канцлер Анджей Иероним Замойский отвечал за принятие правовых гарантий личной неприкосновенности и прав собственности , а также ведал вопросами религиозной терпимости . Однако он выдвинул предложение, чтобы евреи, живущие в городах, были отделены от христиан, а те из них, кто не имеет постоянного дохода, должны быть высланы из страны. Согласно его предложения, даже те евреи, которые занимались сельским хозяйством, не должны иметь частную собственность на землю . Одновременно часть шляхты и интеллектуалов выдвигала предложение о полной эмансипации евреев и полного уравнивания их в правах с другими национальностями Республики.
В 1788—1792 годах Четырёхлетний сейм работал над законодательными актами касающимися положения евреев и в 1792 году им было дано право на личную неприкосновенность . В конце XVIII века 2/3 польских евреев жили в городах, 1/3 занималась торговлей, 1/3 ремесленничеством, менее 1/6 обеспечивали себя с помощью шинкарства и аренды (евреи составляли 80 % сельских арендаторов). В ряде воеводств значительная часть евреев жила в сельской местности, к примеру по переписи 1764 года 60,57 % евреев в Мазовецком воеводстве жили в деревнях . Евреи должны были платить специальный налог за то что их не брали в рекруты в армию, а также получать особое разрешение для заключения брака.
Второй раздел Речи Посполитой в 1793 году показал, что предпринимаемые реформы запоздали. Член Совета Тарговицкой конфедерации ксёндз , в обмен на подарок в несколько тысяч дукатов провёл проект закона, в котором принятые под давлением варшавского мещанства, поддержавшего Конституцию 3 мая , положения об изгнании евреев из Варшавы, признал незаконными .
Евреи принимали участие в вооружённой борьбе против участников разборов. В 1794 году, во время Восстания Костюшко , Берек Йоселевич сформировал еврейский полк лёгкой кавалерии . Когда российская армия под командованием Александра Суворова в 1794 году взяли Прагу , их жертвами в большом числе стали еврейские жители этого варшавского предместья .
В результате третьего раздела , большинство польских евреев попало под власть России.
Хорошие условия, существовавшие для евреев в Польше, способствовали их культурному и интеллектуальному развитию и оказали большое влияние на весь иудаизм , особенно его ашкеназское направление. Некоторые еврейские философы считали, что само слово «Польша», произносящиеся по-еврейски как «Полания» или «Полин», является «хорошим символом», так как слово «Полания» можно было разбить на три ивритских слова: по («здесь»), лан («живёт, находится»), ия («Бог»; точнее — начало тетраграмматона יהוה), а слово Полин на два: По («здесь»), лин («отдохни»). Причиной появления этих теорий были лучшие в тот момент в мире условия существования для евреев в Польше. В целом, со времён Сигизмунда I Старого, и вплоть до Холокоста, Польша была центром еврейской религиозной жизни.
В Польше было создано огромное количество иешив — высших талмудических школ. Важнейшие из ешив были в Кракове, Люблине, Познани и других населённых пунктах Республики.
Еврейские типографии появились в начале XVI века. В 1530 году Тора на иврите была напечатана в Кракове. К концу XVI века наибольшее количество еврейских публикаций печаталось в Люблине. В основном это была литература на религиозные темы.
Польские раввины, отлично обученные в талмудических школах, стали не только интерпретаторами еврейского права, но и духовными лидерами, учителями, судьями и юристами. Их авторитет позволял им быть руководителями своих общин и давать ответы на наиболее абстрактные вопросы, касающиеся применения правил Галахи — еврейского религиозного закона. Влияние закона на жизнь польских евреев не ограничивалось синагогой , но также включало дом и школу.
В первой половине XVI в Польшу из Чехии пришло изучение талмуда , в основном внедрявшееся школой , создателя методики изучения священных текстов, называемой пилпул . Одним из первых сторонников пилпула в Польше был Шалом Шахна (1500—1558), ученик Поллака. Жил и умер в Люблине, в котором также руководил иешивой. Сын Шахны стал после его смерти главным раввином Люблина, а один из учеников, Моше Иссерлес (1520—1572) получил всемирную известность среди евреев, как создатель ашкеназского варианта кодекса Шулхан арух . Его современник Соломон Лурия (1520—1573) из Люблина также заслужил известность, как комментатор права .
Распространение получили горячие дискуссии на религиозную тематику между известными учёными. Вильно , прозванное Северным Иерусалимом , стало одним из крупнейших в мире центров талмудического образования . В этот период набирает популярность Каббала , изучению которой посвящали своё время, среди прочих, Мордехай Яффе и . Период большого развития был трагически прерван бунтом Зиновия Хмельницкого и шведским потопом.
Упомянутые выше трагические события XVIII века оставили след не только в области экономического положения евреев в Польше, но также и на их духовной жизни. Талмудическое обучение стало доступно только относительно узкому слою населения, которое могло себе это финансово позволить. Среди польских евреев стали появляться всевозможные странствующие «чудотворцы» и лжемессии (самый известный из них, Яков Франк в 1755—1759 годах дал толчок развитию секты франкистов , ставшей частью широко распространённого движения, руководимого Шабтаем Цви ) .
В эти времена увлечения мистицизмом , в 1740 году, на Волыни Исраэль бен Элиэзер (1698—1760, также называемый Бааль Шем Тов — «Обладатель хорошего имени», сокращёно БеШТ ) создал современный хасидизм , привлёкший множество приверженцев как в Речи Посполитой, так и за её пределами . Появление этого движение имело большое значение для ультраортодоксального иудаизма всего мира. Именно в Польше находились дворы известнейших раввинских династий : хасиды из Александрува () , Бобовой , Гуры-Кальварии (Гур) , , и Сасова . В Польше жил также ребе Йосеф Ицхок Шнеерсон (1880—1950), шестой глава хасидского движения Хабад-Любавич , который жил в Варшаве до своей высылки в США в 1940 году .
Власти всех трёх оккупационных держав не были сторонниками сохранения привилегий, которыми обладали польские евреи. После Первого раздела Фридрих Великий и Мария Терезия изгнали всю еврейскую бедноту в Польшу с целью защиты уровня жизни своих новых подданных . Последующие изгнания и переселения имели цель не только уменьшить количественно еврейское население, но и склонить евреев к ассимиляции с местным населением .
В Галиции император Иосиф II отменил кагалы, ввёл среди евреев государственную систему образования и призыв на военную службу. В 1848 году было принято решение о внедрении равноправия евреев, которое во всех его аспектах начало действовать к 1867 году. Правда евреи и далее дискриминировались введением специальных налогов на религиозные обряды.
В Российской империи, в которую попало наибольшее количество польских евреев, Екатерина II начала внедрение плана имеющего своей целью ограничить их расселение. В 1782 году евреям было позволено проживать только в городах, а с 1791 года только в районах так называемой Черты оседлости . В дальнейшем территория этой черты была немного увеличена, включая к концу своего существования 25 западных губерний империи. За исключением Крыма и Бессарабии , черта оседлости практически совпадала в 1835 году с бывшими польскими землями в составе империи. В 1802 году император создал специальную комиссию с целью облегчения положения евреев. Этот орган издал в 1804 году список шагов, которые по его мнению должны были привести к ассимиляции евреев. К примеру, указывалось на то, чтобы позволить евреям владеть сельскохозяйственными угодьями, разрешить им учиться в школах, но запретить принимать участие в производстве алкогольных напитков и ввести ещё ряд ограничений . Эти предложение никогда не были приняты, но положение евреев в черте начало ухудшаться. В 1820 году было принято положение о кантонистах , внедрённое царём Николаем I , установившее двойную норму призыва в армию для евреев (во время армейской службы имело место их принудительное крещение или подталкивание к крещению ) . В 1822 году были распущены кагалы. На бывших прусских территориях, переданных России венским конгрессом , кагалы были распущены в 1846 году. Иные ограничения польского периода, такие как Privilegium de non tolerandis Judaeis оставались в городских уставах до 1862 года. Попытки улучшения положения евреев были непоследовательными и оставались только на бумаге, а евреи и дальше дискриминировались. Положение евреев в России изменялось вместе со сменой царя, по его прихотям — Николай I вводил дискриминационные законы и распоряжения, которые потом были отменены Александром II , принявшим так называемый эмансипационный акт, а затем опять введены Александром III . Евреям был запрещён доступ к высоким уровням воинской и чиновничьей иерархии, запрещено приобретать земли, ограничен доступ евреев к среднему и высшему образованию, а также ограничены некоторые профессии. Ограничения вновь были ослаблены после Революции 1905 года .
В Пруссии Фридрих II дал ограниченную защиту для богатых евреев некоторых профессий. В 1812 году эти привилегии были отменены одновременно с принятием законов о равенстве граждан.
В Варшавском княжестве конституция дала евреям те же права, что и другим гражданам. Однако королевские декреты лишили евреев избирательного права на срок в 10 лет, под предлогом культурных отличий и обычаев евреев, а также слабой ассимиляции в обществе . Евреи так же были лишены права покупать земельные участки и недвижимость; в некоторых городах существовали районы, в которых было запрещено поселение евреев. В действительности эти ограничения касались только еврейской бедноты, в то время, как богатые евреи не имели проблем с приобретением жилья в заселённых христианами частях городов. Кроме того, евреи были выведены из-под действия декрета 1807 года о личных свободах, который должен был стать основой введения подданства.
Во время войны с Россией Наполеона Бонапарта в 1812 году , хасиды поддерживали российскую сторону. Под влиянием хасидов и их лидера Шнеура-Залмана из Ляд , в январе 1812 года евреи Варшавского княжества добивались освобождения их от военной службы, в обмен на уплату 70 000 польских злотых. Во главе российской шпионской сети в княжестве стоял Исроэль Хопштайн (Козеницкий магид) .
В Царстве Польском в 1827 году евреи составляли 9,1 % населения. 67,7 % евреев жили в городах и местечках, занимаясь в основном торговлей и лёгкими ремёслами, 32,3 % жили в деревнях, занимаясь там ремеслом и держанием корчм и мельниц , арендованных у шляхты. Евреи были лишены политических прав, не принимались на военную службу, облагались специальными налогами .
Проводимые на польских землях реформы постепенно ограничивали независимость кагалов, в результате чего, впервые в европейской истории евреи стали в полной мере гражданами стран, в которых они жили. Если в Польском государстве они платили общие налоги в государственную казну, то в разделивших Польшу странах они стали обычными личными налогоплательщиками. Эффектом этого стало в итоге включение евреев в списки граждан. В России и Австрии с 1791 года, а в Пруссии с 1797 года был начат процесс регистрации евреев и записывания им фамилий. В Австрии и Пруссии фамилии давали рядовые чиновники, по своим вкусам, что привело к появлению семейств Апфельбаумов, Розенблюмов, Вейнгартенов, Гольдфарбов, Зильберштейнов и т. д. Иная ситуация была в России, где популярностью пользовались фамилии создаваемые от названий места жительства или от рода шляхтича, на землях которого евреи жили. Таким образом появились фамилии типа Варшауер, Варшавский, Познер, Минскер, а также от польских родов Потоцкий, Вишневецкий, Чарторыйский .
Еврейской общине был свойственен очень высокий уровень естественного прироста , что способствовало её обнищанию. Между 1800 и 1880 годами численность общины в черте оседлости выросла на 500 %, до 4 миллионов человек . Подобной ситуация была также и в Галиции, где крайняя бедность была свойственна большей части еврейского населения. В XIX веке на польских землях жили 4/5 всех евреев мира . Как один из эффектов ликвидации кагалов, увеличилась мобильность еврейского населения. Многие евреи переезжали через границу в Галицию, где не существовали ограничения на приобретение ими земельных угодий. Параллельно усиливалась эмиграции в страны Западной Европы, Палестину и в США. Нет точных и правдивых данных о количестве уехавших евреев, но явно многие из них покинули польские земли.
Из данных составленных на основании переписи населения 1931 года, выходит, что в Польше жило крестьянским трудом 135 тысяч евреев. Более 98 тысяч из этой группы было указано как потомственные крестьяне, что составило 75 % этой группы. Большая часть еврейских крестьянских наделов в Галиции берут своё начало в первой половине XIX века. Эти земли были под австрийским владычеством, где права еврейского населения, в том числе и право на владение сельскохозяйственной землёй, были решены более равноправно, чем где либо .
В 1831 году, во время Ноябрьского восстания , в обороне Варшавы от российской армии, участвовала и еврейская городская гвардия. Она в основном состояла из ортодоксальных евреев, которым было разрешено не брить бород, даже при ношении формы .
Сын Берека Йоселевича , , продолжая традицию своего отца, организовал, совместно с сыном Леоном, отряд еврейской повстанческой кавалерии .
В 1860—1863 годах евреи принимали участие в патриотических манифестациях и в конспирации, которая предшествовала Январскому восстанию . Широко известна деятельность верховного раввина , поддержавшего поляков в освободительной борьбе, за что он потом преследовался царскими властями . 27 февраля 1861, во время , он заявил Анджею Замойскому : И мы чувствуем себя поляками, и мы польскую землю любим, также как пан .
Символом аккультурации еврейского общества в Царстве Польском стала фигура , который погиб неся крест во время на Замковой площади в Варшаве 8 апреля 1861 года, кроваво подавленной российскими войсками .
Богатые финансисты и еврейские купцы стали на стороны , деятельность которых финансировал Леопольд Станислав Кроненберг . Это привело к тому, что евреи не сразу перешли на сторону январских повстанцев в 1863, и даже во многих местах поддались на русскую провокацию и вместе с местными крестьянами принимали участие в нападениях на шляхетские усадьбы.
Поскольку , изданный повстанческими властями гласил: Центральный национальный комитет провозглашает всех сынов Польши, без различия веры, рода, происхождения и состояния, вольными и равными гражданами страны , то для значительной части польских евреев этот акт стал выражением добрых отношений со стороны поляков, что сильно изменило их отношение к восстанию.
С самого начала восстания еврейские купцы и поставщики начали поставлять повстанческим отрядам оружие, амуницию и провиант. Именно евреи привезли из Бельгии штуцеры , которые стали основным огнестрельным оружием польских подразделений.
После присоединения белых к восстанию, многие евреи влились в ряды повстанцев. Они исполняли многие специфические задания, в том числе много евреев было среди исполнителей приговоров трибуналов, исполнявших приговоры к смертной казни. Зачастую эти евреи вешали своих же соплеменников, которые служили российским властям. Значимым фактов является то, что только малая часть евреев осталась в стороне от войны и платила специальный налог, введённый Национальным правительством .
Юзеф Пилсудский издал в мае 1893 года от имени ППС воззвание, обращённое к товарищам-еврейским социалистам на польских землях Российской империи, в котором обвинил евреев Литвы в поддержке русификации , под предлогом присоединения к сокровищам русской культуры, что отталкивало польский и литовский пролетариат от социалистических партий, которые рассматривались как сторонники русификации .
Правительствующий сенат издал поправки к закону о выборах к выборам в IV Думу в 1912 году, в соответствии с которыми, евреи получили в Варшаве большинство допущенных к голосованию. Из избранных 83 электоров, евреи составляли 46, хотя еврейское население города составляло только 37 % .
Еврейское население Польши на 1 сентября 1939 года составляло примерно 3,474 млн человек , около 130 тыс. из них, включая Боруха Штейнберга , верховного раввина польской армии, к моменту начала Второй мировой войны служили в Вооружённых силах Польши и одними из первых вступили в сражении с вторгшейся германской армией . Во время боевых действий погибло около 20 тыс. гражданских лиц и 32 216 военных еврейской национальности и 61 тыс. попали в плен , большинство из них погибли. Солдаты и неаттестованные офицеры, освобождённые из плена, оказались в основном в еврейских гетто и трудовых лагерях, разделив судьбу гражданского населения во время Холокоста . В 1939 году евреи составляли 30% населения Варшавы . С началом войны еврейское и польское население Варшавы вместе участвовали в обороне города . В дальнейшем польские евреи служили во всех польских формированиях Второй мировой войны, многие погибли, многие были награждены воинскими наградами. Евреи сражались польских вооружённых силах на Западе , в сформированном в СССР Народном войске польском и некоторых нелегальных организациях и еврейских партизанских сил .
17 сентября 1939 года, когда сопротивление польской армии германским агрессорам ещё продолжалось, но премьер-министр Польши и главнокомандующий польской армией бежали из страны в сопредельную Румынию, СССР ввёл свои войска в Западную Украину и Белоруссию, аннексированные Польшей в результате советско-польской войны 1920—21 годов, заняв 38,8 % довоенной польской территории. 61,2 % довоенной польской территории оказались под . Из-за значительной миграции еврейского населения с запада на восток, процент еврейского населения на территории, занятой СССР, был значительно выше, чем в целом по территории бывшей Польши .
Евреи, находившиеся на занятой СССР территории, не имели информации о судьбе соотечественников, оказавшихся под немецкой оккупацией , многие подавали заявления на возвращение в западную Польшу, включая состоятельных евреев и политических активистов межвоенного периода . В этот период в бывшей Восточной Польше проводились репрессии против служащих польской армии и полиции, которые во времена советско-польской войны служили в концентрационных лагерях и участвовали в истреблении советских военнопленных, а также лиц, запятнавших себя репрессиями против мирного белорусского и украинского населения в период с 1921 по 1939 годы. В число осуждённых по этим делам попало некоторое число евреев [ источник не указан 192 дня ] .
В соответствии с концепцией социалистического государства на территории Западной Белоруссии и Западной Украины были национализированы частные предприятия и были ограничены политические свободы в части критики социалистического строя. В частности, сионизм как контрреволюционное движение был объявлен вне закона. Были ограничены права религиозных организаций, в том числе иудаистских. Церкви и синагоги не были закрыты, но обложены значительными налогами. Хождение польского злотого было запрещено, расчётной валютой стал рубль . Еврейские сообщества, главным занятием которых была торговля и мелкое предпринимательство, серьёзно пострадали от национализации .
Многие этнические поляки были уволены из правительственных и государственных органов, в то же время эти места часто занимали молодые члены коммунистической партии еврейского происхождения .
Этнические поляки в основном были настроены антисоветски , в то же время часть евреев вместе с белорусами и украинцами приветствовали ввод советских войск, считая, что они обеспечат безопасность населения . Общим настроением среди евреев восточной Польши было чувство облегчения от того, что благодаря вводу советских войск эти территории избежали нацистской оккупации . Польский поэт еврейского происхождения и бывший коммунист Александр Ват заметил, что евреи были более склонны к сотрудничеству с советской администрацией . Ссылаясь на известного участника польского сопротивления Яна Карского , британский историк Норман Дэвис писал, что среди информаторов советских спецслужб процент евреев был чрезвычайно высок. По оценке польского премьер-министра в изгнании генерала Сикорского , 30% польских евреев сочувствовали советским властям и участвовали в составлении списков «классовых врагов» . Следует заметить, что эти взгляды не являются общепризнанными среди исследователей. Некоторые историки отмечают, что уровень сотрудничества евреев с советскими властями мог быть ниже, чем принято считать . Историк Мартин Дин пишет, что лишь «немногие местные евреи занимали руководящие должности при советской власти» .
Таким образом, тема сотрудничества евреев с советской администрацией остаётся спорной. Отмечается, что многие евреи, хотя и не поддерживали коммунистов, видели в Советской власти меньшую угрозу по сравнению с немецкими нацистами. Подчёркивается, что многочисленные рассказы о евреях, приветствующих на улицах ввод советских войск в восточную Польшу , не являются надёжными показателями уровня еврейской поддержки Советской власти. Кроме того, было отмечено, что некоторые этнические поляки, как и евреи, занимали высокие гражданские и полицейские должности в советской администрации, и что евреи, включая бывших военнослужащих польской армии, в равной степени подвергались репрессиям . Какой бы первоначальный энтузиазм по поводу Советской власти ни испытывали евреи, вскоре возникло некоторое разочарование, когда началось подавление традиционного еврейского образа жизни . Напряжённость между этническими поляками и евреями в этот период, по мнению некоторых историков, сказывались на отношениях между поляками и евреями на протяжении всей войны, до сих пор являются источником серьёзных антисемитских настроений в современной Польше .
Ряд молодых евреев, особенно члены промарксистского Бунда и некоторых сионистские групп, симпатизировали коммунизму и Советской России. В результате после 1939 года они широко участвовали в работе советской администрации в Восточной Польше, а также занимали высокие должности в промышленности, школах, местных органах власти, полиции и других учреждениях, созданных Советским Союзом. В советский период укрепилась концепция «иудео-коммунизма» (см.) .
С 1939 по 1941 год от 100 до 300 тыс. польских евреев были депортированы из бывшей восточной Польши в Советский Союз. Некоторые из них, особенно польские коммунисты (например, Якуб Берман ), переехали добровольно. Около 6000 польских евреев покинули Советский Союз в 1942 году с армией Андерса , в том числе будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин . Во время пребывания II корпуса польской армии под британским мандатом в Палестине 67% (2972) еврейских солдат дезертировали, чтобы поселиться в Палестине, и многие присоединились к еврейской подпольной организации Иргун . Генерал Андерс решил не преследовать дезертиров и подчеркнул храбрость солдат-евреев, воевавших в составе корпуса . На кладбище польских солдат , погибших во время битвы при Монте-Кассино , есть надгробия со звездой Давида . Некоторое количество еврейских солдат погибло и при освобождении Болоньи .
Самые большие жертвы еврейская община Польши понесла в результате Холокоста. Во время немецкой оккупации погибло около шести миллионов польских граждан , половина из которых были евреями. Массовые убийства евреев происходили в немецких лагерях смерти в Освенциме , Треблинке , Майданеке , Белжеце , Собиборе и Хелмно , большое количество евреев умерло от голода в гетто . Из 3,3 млн евреев, проживавших в Польше на начало войны, погибли около 3 млн .
В Польше была реализована немецкая программа уничтожения евреев, получившая название «Окончательное решение», поскольку именно здесь проживало большинство евреев Европы (за исключением евреев Советского Союза) .
В 1939 г. оккупационными властями были взорваны или сожжены несколько сотен синагог. Во многих случаях немцы превращали синагоги в фабрики, увеселительные заведения, бассейны или тюрьмы . К концу войны почти все синагоги в Польше были разрушены . Раввинов заставляли танцевать и петь на публике со сбритыми бородами. Некоторые раввины были сожжены или повешены .
Все евреи на оккупированных территориях регистрировались, в их удостоверениях личности ставили штамп «Jude» . Были введены и жестоко соблюдались многочисленные ограничения и запреты в отношении евреев . Например, евреям запрещалось ходить по тротуарам , пользоваться общественным транспортом, посещать места отдыха, спортивные арены, театры, музеи и библиотеки . На улице евреям приходилось приподнимать шляпу, чтобы пройти мимо немцев . К концу 1941 года все евреи в оккупированной немцами Польше, кроме детей, должны были носить опознавательный знак с синей звездой Давида . Немецкая армия и полиция регулярно устраивали представления, направленные на публичное унижение раввинов . Германские власти, разочарованные тем, что поляки не были склонны сотрудничать с оккупантами не предпринимали серьёзных попыток создать коллаборационистское правительство в Польше , тем не менее, немецкие таблоиды, печатаемые на польском языке, регулярно публиковали антисемитские статьи .
С началом операции «Барбаросса» многие евреи на территории тогдашней Восточной Польши стали жертвами нацистских эскадронов смерти , называемых айнзатцгруппами . Пик массовых убийств пришёлся на 1941 год. Некоторые из этих массовых убийств, вдохновленных Германией, были совершены с помощью или при активном участии самих поляков: например, погром в Едвабне , в ходе которого от 300 (окончательные выводы Института национальной памяти ) до 1600 евреев ( Ян Гросс ) были замучены и забиты до смерти представителями местного населения. Полная степень участия Польши в массовых убийствах польской еврейской общины остается спорным вопросом, отчасти из-за отказа еврейских лидеров разрешить эксгумацию останков еврейских жертв и должным образом установить причину их смерти. Польский институт национальной памяти выявил еще двадцать два города, в которых произошли погромы, подобные Едвабне . Причины этих массовых убийств до сих пор обсуждаются, но они включают в себя антисемитизм, убежденность в предполагаемом сотрудничестве с советскими захватчиками в польско-советской войне и во время вторжения 1939 года в районы Креси, жадность к имуществу евреев и конечно принуждение нацистов к участию в подобных массовых убийствах.
Некоторые еврейские историки писали о враждебном отношении некоторых поляков к преследуемым евреям во время Холокоста . В то время как католическое духовенство рисковало жизнями, чтобы помочь евреям, их усилия иногда наталкивались на антисемитские настроения церковных иерархов . Антиеврейские настроения существовали и в лондонском польском правительстве в изгнании , хотя 18 декабря 1942 года президент в изгнании Владислав Рачкевич написал драматическое письмо Папе Пию XII, умоляя его публично защитить как поляков, так и евреев . Несмотря на введение смертной казни для лиц, помогавшим евреям, и их семей, количество польских Праведников народов мира свидетельствует о том, что поляки были готовы пойти на риск ради спасения людей .
Взгляды на поведение поляков во время войны варьируются в зависимости от их личного опыта. Некоторые были очень негативными, основанными на взгляде на поляков-христиан как на пассивных свидетелей, которые не помогали евреям, преследуемым нацистами . Поляки, которые также были жертвами нацистских преступлений , часто боялись за свою жизнь и жизни своей семьи, и этот страх мешал многим из них оказывать помощь и содействие, даже если некоторые из них испытывали сочувствие к евреям. Эмануэль Рингельблюм , польско-еврейский историк Варшавского гетто, критически писал о безразличной, а иногда и радостной реакции Варшавы на уничтожение польских евреев в гетто . Однако заявил, что жителям Варшавы удалось скрыть такой же процент евреев, как и жителям городов в странах Западной Европы . Исследование Паулссона показывает, что в Варшаве число поляков, помогавших евреям, намного превосходило число тех, кто сдавал своих соседей-евреев нацистам. Во время нацистской оккупации Варшавы 70–90 тыс. поляков помогали евреям, а 3–4 тыс. были (шантажистами), которые сотрудничали с нацистами в преследовании евреев .
Год |
Еврейское
население |
Доля в общем
населении |
---|---|---|
1921 | 2 845 000 | 14,2 % |
1939 | 3 250 000 | 9,14 % |
1945 | 100 000 | 0,43 % |
1946 | 230 000 | 0,97 % |
1951 | 70 000 | 0,28 % |
1960 | 31 000 | 0,10 % |
1970 | 9000 | 0,03 % |
1980 | 5000 | 0,01 % |
1990 | 3800 | 0,01 % |
2000 | 3500 | <0,01 % |
2010 | 3200 | <0,01 % |
Многие источники дают другие данные по количеству евреев в современной Польше. Согласно польской переписи населения 2021 года, о своей еврейской национальности заявили 17156 граждан Польши, согласно польской переписи населения 2011 года, о своей еврейской национальности заявили 7353 граждан Польши, в то время как по переписи 2001 года — 1055 . Вероятно, число граждан с еврейскими корнями, которые предпочитают не афишировать своё происхождение, значительно больше. Согласно данным , в Польше около 100 тыс. евреев, которые не практикуют иудаизм и не указывают свою еврейскую национальность . По данным организации «Еврейское обновление в Польше» ( The Jewish Renewal in Poland ), в стране имеется около 200 тыс. «потенциальных евреев» . По оценкам еврейских организации «Джойнт» и «Еврейского агентства» , число евреев в Польше составляет от 25 000 до 100 000 , похожие оценки даёт Джонатан Орнштейн, глава в Кракове (от 20 000 до 100,000) .