Interested Article - Трифункциональная гипотеза

Часть шведского скогского гобелена XII века, предположительно изображающая слева направо одноглазого Одина , Тора с молотом и Фрейра , держащего пшеницу. Терье Лейрен считает, что эта группа близка к трёхфункциональному делению

Трифункциональная гипотеза — гипотеза, согласно которой праиндоевропейское общество было основано на «трёхсторонней идеологии» (« фр. idéologie tripartite »). Её суть отражается в существовании трёх каст или классов общества — жрецов , воинов и простолюдинов (земледельцев или торговцев). Им соответствовали три общественные функции: сакральная , военная и экономическая соответственно. Трифункциональная гипотеза выдвинута французским мифографом Жоржем Дюмезилем в 1929 году, опубликовав её в книге «Фламен-Брахман» , а позже в «Митра-Варуна» .

Трехстороннее разделение

Согласно Жоржу Дюмезилю , протоиндоевропейское общество состояло из трёх групп, соответствующих трём различным функциям :

  • Верховная власть (господство) — к данной группе принадлежали жрецы, священничество, которые далее делились на две отдельные и взаимодополняющие части:
    • одна была формальной, юридической и мирской;
    • другая была могущественной, непредсказуемой, связанной со сверхъестественным миром.
  • Военная функция связана с силой, войной , с военными.
  • Экономическая функция регулировала производительность , скотоводство , земледелие и ремесла . В её управление входило как верховное жречество, так и военные.

В протоиндоевропейской мифологии у каждой социальной группы были свои собственные боги или семейство богов, которые покровительствовали ей. Причём функция бога или богов соответствовала функции группы. Подобные разделения существуют во многих индоевропейских обществах:

Мнения

Сторонниками гипотезы являются такие ученые, как Эмиль Бенвенист , Бернар Сержент и Ярослав Лебединский . Последний заключает, что «базовая идея трифункциональности убедительно доказана» .

Гипотеза была принята за пределами индоевропеистики некоторыми мифографами, антропологами и историками, такими как Мирча Элиаде , Клод Леви-Стросс , Маршалл Салинс , Родни Нидхэм, Жан-Пьер Вернан и Жорж Дюби .

en полагал, что трехстороннее разделение, по-видимому, было скорее эффектом отбора , чем организующим принципом для индоевропейских обществ . en писал, что Дюмезиль размыл границы между тремя функциями, а примеры, которые он приводил, часто имели противоречивые характеристики , что заставило Фортсона отвергнуть эти категории как несуществующие . en утверждает, что социальные деления распространены и за пределами индоевропейских обществ, поэтому у данной гипотезы весьма условная польза для описания доисторического индоевропейского общества . Криштиану Гроттанелли утверждает, что, хотя трифункционализм Дюмезиля можно увидеть и средневековом, и в современном обществе, его проекция на более ранние культуры ошибочна . Бельер отозвался о теории с резкой критикой .

Гипотеза также подверглась критике со стороны историков Карло Гинзбурга , Арнальдо Момильяно и Брюса Линкольна . Они считают её основанной на симпатиях Дюмезиля к политически правым . Гай Струмса считает эту критику необоснованной .

Примечания

  1. According to Jean Boissel, the first description of Indo-European trifunctionalism was by Gobineau, not by Dumézil. (Lincoln, 1999, p. 268).
  2. ↑ Dumézil, G. (1929). Flamen-Brahman .
  3. ↑ Dumézil, G. (1940). Mitra-Varuna , Presses universitaires de France.
  4. Bernard Sergent, Les Indo-Européens. Histoire, langues, mythes. Payot, Paris 1995. ISBN 2-228-88956-3 .
  5. Dumézil, Georges (1958). «The Rígsþula and Indo-European Social Structure.» In: Gods of the Ancient Northmen . Ed. Einar Haugen, trans. John Lindow. University of California Press, Berkeley 1973. ISBN 0-520-03507-0 .
  6. , p. 103.
  7. , p. 58—59.
  8. Leiren, Terje I. (1999),
  9. , p. 93.
  10. ↑ , p. 147.
  11. , p. 94—97.
  12. In the monograph Les trois fonctions indo-européennes en Grèce ancienne. Vol. 1: De Mycènes aux Tragiques. Économica, Paris 1998. ISBN 2-7178-3587-3 .
  13. Narasimhan, Vagheesh M. (2018). “The Genomic Formation of South and Central Asia”. DOI : .
  14. Lebedynsky, I. (2006). Les Indo-Européens , éditions Errance, Paris
  15. // Bryn Mawr Classical Review. — ISSN .
  16. Benjamin W. Fortson. Indo-European Language and Culture: An Introduction p. 32
  17. Gonda, J. (1974). Dumezil’s Tripartite Ideology: Some Critical Observations. The Journal of Asian Studies , 34 (1), 139—149, (Nov 1974).
  18. Lindow, J. (2002). Norse mythology: a guide to the Gods, heroes, rituals, and beliefs , p. 32. Oxford University Press, ISBN 978-0-19-515382-8 .
  19. Grottanelli, Cristiano. Dumézil and the Third Function. In Myth and Method .
  20. Belier, W. W. (1991). Decayed Gods: Origin and Development of Georges Dumézil’s Idéologie Tripartite , Leiden.
  21. Wolin, Richard. The seduction of unreason: the intellectual romance with fascism , p. 344.
  22. Arvidsson, Stefan. Aryan idols: Indo-European mythology as ideology and science , p. 3.
  23. Stroumsa, Guy G. (1998). Georges Dumézil, ancient German myths, and modern demons. Zeitschrift für Religionswissenschaft , 6 , 125—136. (неопр.) . Дата обращения: 3 ноября 2009. Архивировано из 10 июня 2011 года.

Литература

  • Davidson, Hilda Ellis. Gods and Myths of Northern Europe. — Penguin Books, 1990. — ISBN 0-14-013627-4 .
  • Polomé, Edgar Charles. The Indo-European Component in Germanic Religion // Myth and Law Among the Indo-Europeans: Studies in Indo-European Comparative Mythology. — University of California, 1970. — ISBN 9780520015876 .
  • (англ.) (. Myth and Religion of the North: The Religion of Ancient Scandinavia. — Weidenfeld and Nicolson, 1964.
  • de Vries, Jan. Altgermanische Religionsgeschichte, volume 2. 2nd ed. repr. as 3rd ed. — Walter de Gruyter, 1970.

Same as Трифункциональная гипотеза