Interested Article - Крымская колонна

Внешние изображения
.

Кры́мская (Сиби́рская) коло́нна памятник в городе Пушкине ( Санкт-Петербург ). Была воздвигнута по проекту, предположительно, А. Ринальди в составе комплекса зданий Запасного двора и кордегардий, построенного в 1770-х годах за границей Екатерининского парка , на территории, впоследствии отнесённой к Баболовскому парку . Колонна была поставлена после Кючук-Кайнарджийского мира , вероятно — в память о покорении Крыма в годы русско-турецкой войны 1768—1774 годов . После присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году монумент дополнила скульптурная композиция из бронзовых трофеев по рисунку Г. И. Козлова , установленная на вершине колонны .

Памятник, стоящий на гранитном основании, был изготовлен из цельного монолита « сибирского » мрамора , добытого на Урале , под Екатеринбургом . Крымская колонна стала одним из целого ряда воинских мемориалов, появившихся в Царском Селе в 1770-х годах и связанных с русско-турецкой войной 1768—1774 годов.

История

В середине 1774 года между Россией и Османской империей был заключён Кючук-Кайнарджийский мирный договор , завершивший русско-турецкую войну 1768—1774 годов . В 1774—1776 годах в Царском Селе по проекту архитектора В. И. Неелова было построено здание Дворцового запасного двора с кордегардией для солдат гвардии , которые в период пребывания в резиденции императорского двора несли здесь караул . Ансамбль Запасного двора «с башенками» по своей архитектуре был чем-то близок к мавританскому стилю и напоминал здания Константинополя (по словам, например, Я. К. Грота ) , что дало повод уже исследователям XX века предположить смысловую связь между данной постройкой и победоносным завершением русско-турецкой войны .

Запасной двор находился за пределами Екатерининского парка , однако его от парка отделяла лишь дорога, засаженная липами (сейчас это Парковая улица ; решётчатая ограда была возведена позднее). Таким образом, здание, ориентированное фасадом на восток, что тоже могло быть определённым символом, включалось в планировку парка, ограничивая его на участке между Подкапризовой дорогой (её продолжение — Баболовское шоссе ) и , построенными в 1777—1782 годах .

А. Ринальди. Барельеф Ф. И. Шубина в Проходной Ринальди Большого Гатчинского дворца

В 1777 году перед комплексом Запасного двора по приказу Екатерины II была поставлена мраморная колонна, впоследствии известная как «Крымская» . Она стояла в центре треугольной площади, которую с двух сторон окаймляли две группы зданий . Автор памятника точно не установлен. Исследователь творчества итальянского архитектора Антонио Ринальди Д. А. Кючарианц в своей книге о нём (1976 год) предположила, что именно ему принадлежит авторство проекта Крымской колонны. А. Ринальди создал в Царском Селе целый ряд монументально-декоративных сооружений из камня — прежде всего, мемориальных памятников, а также верстовых столбов . Соотношение элементов композиции монумента ( колонна , постамент , основание) роднит Крымскую колонну с двумя другими мемориальными колоннами царскосельских парков — Чесменской и Морейской . Обе они, с разной степенью определённости, относятся к числу работ Ринальди .

Каменный монолит под колонну был вырублен на Урале , на мраморном месторождении у села Горный Щит . Затем он был обработан на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге и после доставлен в Санкт-Петербург , в мастерскую Конторы строения Исаакиевского собора , где под контролем начальника конторы графа Я. А. Брюса отделка колонны была завершена .

16 марта 1777 года готовая колонна была перевезена из Петербурга в Царское Село . Автор путеводителя по Царскому Селу начала XX века С. Н. Вильчковский приводит описание этого путешествия, помещённое в одном из номеров « Московских ведомостей » за 1777 год (аналогичное описание, по некоторым данным, было и в « Санкт-Петербургских ведомостях ») . Согласно ему, колонна весила 1950 пудов (31,2 тонны) . Она была положена на сани из брусьев длиной 16 аршин , которые тащили 120 лошадей. Перевозка заняла 7 часов 45 минут — с 8 часов 15 минут утра до 16 часов. Из Екатерининского дворца за ней наблюдали сама Екатерина II с сыном, великим князем Павлом Петровичем , и невесткой, великой княгиней Марией Фёдоровной . В честь успешного завершения сложного предприятия Екатерина повелела выдать мастерам и работникам, осуществлявшим перевозку, 800 рублей. Статский советник Сомичев, руководивший рабочими, был награждён золотой с бриллиантами табакеркой .

«Во время же, как оную колонну везли чрез город, улицы наполнены были зрителями, которые удивлялись без затруднения движимой тяжести, тем наипаче, что в том находили образ неусыпных попечений о славе своих подданных Великой Екатерины: которая не довольствуется великих дел творением, но при том тщится сохранить оные в бесконечной памяти счастливых потомков наших» .

Г. И. Козлов. Портрет работы Л. С. Миропольского , 1780-е годы

В июле 1777 года колонна была поднята на постамент. За ней первоначально закрепилось название «Сибирской», поскольку место, где мраморная заготовка для памятника была вырублена, в восприятии современников было частью Сибири (например, Екатерина II в письме Вольтеру писала ещё в августе 1771 года о «прекраснейших мраморах, которым даже итальянцы удивляются… из сибирского города Екатеринбурга») . В 1830 году один из первых историков Царского Села И. Ф. Яковкин объяснял название колонны тем, что монумент был якобы воздвигнут «в воспоминание завоевания края Сибирского» . Однако С. Н. Вильчковский писал, что колонна ставилась «в воспоминание покорения Крыма » (имеется в виду, вероятно — в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов). О памятнике в честь «взятия Крыма» в процитированном письме — то есть, за 6 лет до его фактической установки — говорила и императрица Екатерина .

Через несколько лет после сооружения мемориала, в 1783 году, Крым вошёл в состав России . После этого колонна получила скульптурное завершение. Декоративно-символическая композиция, составленная из трофеев , была разработана художником Г. И. Козловым и отлита из бронзы на Петербургской бронзовой казённой фабрике. Своё место на вершине сооружения она заняла 22 октября 1785 года. Колонна, таким образом, стала называться также «Крымской» . Существует мнение, что это один из немногих памятников присоединению Крыма к империи на территории России .

Крымская колонна относится к группе воинских мемориалов, появившихся в царскосельских парках в 1770-х годах и связанных с событиями русско-турецкой войны. Кроме упомянутых Чесменской (в память о Чесменском сражении ) и Морейской (в память о военных действиях на полуострове Морея ) колонн, это Кагульский обелиск , посвящённый победе в сражении при Кагуле (автор — по всей видимости, тот же А. Ринальди), Башня-руина архитектора Ю. М. Фельтена , служащая ещё одним своеобразным мемориалом победам русского оружия в войне с турками, Красный, или Турецкий, каскад (авторы — В. И. Неелов и И. К. Герард ) и не дошедший до наших дней Tурецкий киоск , созданный по проекту И. В. Неелова после возвращения из Турции посольства князя Н. В. Репнина . Искусствовед объединял данные сооружения в рамках так называемого «Турецкого комплекса» в Царском Селе . Екатерина II в письме Вольтеру так высказалась об этих монументах: «Когда война сия (турецкая) продолжится, то Царскосельский мой сад будет походить на игрушечку — после каждого славного воинского деяния воздвигается в нём приличный памятник» .

Комплекс Запасного двора с Крымской колонной в центре во времена Екатерины II

В 1817 году территория, на которой располагается Крымская колонна, по некоторым данным, была присоединена к Баболовскому парку . Во времена И. Ф. Яковкина в здании Дворцового запасного двора размещались также конюшни лейб-гвардии Гусарского полка . В дальнейшем, в период до конца XIX века, ансамбль Запасного двора перестал существовать , первоначальное архитектурное окружение памятника оказалось, таким образом, полностью утрачено .

В начале XX века на том месте, где находился Запасной двор с кордегардиями — за столбовой дорогой , отделяющей Баболовский парк от Екатерининского, на лугу среди сосен у Крымской колонны — был возведён Дом призрения увечных воинов императрицы Александры Фёдоровны (1905—1906 годы, архитектор С. А. Данини ). Рядом с самой колонной был построен небольшой кирпичный дом для двух семей инвалидов. Впоследствии в перестроенных зданиях бывшего Дома призрения разместилась клиника Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г. И. Турнера , на территории которой Крымская колонна стоит до сих пор. Высказывалась, однако, идея перенести колонну в Екатерининский парк, поскольку внутри больничного городка она соседствует с «маловыразительной застройкой», и доступ к монументу затруднён .

Описание

Общая высота памятника составляет 16,57 м, из них высота колонны — 10,55 м. Монументальные сооружения А. Ринальди, как правило, установлены на многоступенчатом основании. Крымская колонна имеет трёхступенчатый стилобат из серого гранита . В 1970-х годах, когда колонну описывала Д. А. Кючарианц, он просматривался хуже, создавалось ощущение, что пьедестал памятника находится непосредственно на уровне земли .

Нижний плинт постамента изготовлен из серого мрамора с белыми вкраплениями. Мрамор этой части монумента имеет интенсивный цвет и крупный рисунок. Остальная часть пьедестала — тёмно-серого мрамора, с лёгким розоватым оттенком. Для ствола колонны использован светло-серый («светло-голубой» , «почти белый» , «синий с белыми прожилками» ) горнощитский мрамор, который был отполирован . В целом памятник выдержан в светлых тонах. Колонна на пьедестале оформлена в соответствии с канонами римско- дорического ордера .

Литая бронзовая скульптурная композиция по рисунку Г. И. Козлова, венчающая монумент, имеет высоту 2,55 м . И. Ф. Яковкин приводит также её вес — 156 пудов 38 фунтов . Она представляет собой группу так называемых трофеев — в данном случае, турецких (« магометанских ») воинских символов. Это бунчуки , лук , колчан со стрелами , щит и знамёна с полумесяцами .

Примечания

  1. , с. 129.
  2. ↑ (рус.) . encspb.ru . . — Универсальный городской справочник по истории города . Дата обращения: 25 июля 2020. 1 марта 2017 года.
  3. ↑ , с. 104.
  4. ↑ , с. 78, 129.
  5. , с. 179.
  6. , с. 177, 183.
  7. (неопр.) . Gatchinapalace.ru . ГМЗ «Гатчина» . Дата обращения: 25 июля 2020. 1 декабря 2020 года.
  8. ↑ , с. 181.
  9. ↑ , с. 78.
  10. (неопр.) . Tzar.ru . ГМЗ «Царское село» . Дата обращения: 25 июля 2020. 27 января 2021 года.
  11. , с. 168, 176, 178.
  12. ↑ (рус.) . encspb.ru . . — Универсальный городской справочник по истории города . Дата обращения: 25 июля 2020. 31 декабря 2019 года.
  13. , с. 177—178.
  14. ↑ , с. 261.
  15. ↑ , с. 263.
  16. , с. 181—182.
  17. ↑ , с. 182.
  18. ↑ , с. 181, 182.
  19. , с. 28, 30 (ч. 2).
  20. ↑ , с. 9.
  21. , с. 181.
  22. , с. 30 (ч. 2).
  23. (неопр.) . Tzar.ru . ГМЗ «Царское село». Дата обращения: 26 января 2021. 27 января 2021 года.
  24. , с. 172.
  25. , с. 74.
  26. , с. 8—9.
  27. , с. 182—183.
  28. Горелов А. (неопр.) . А-парк.рф . Дата обращения: 25 июля 2020. 3 августа 2020 года.
  29. , с. 104—105.
  30. Семёнова Г. В. (рус.) . encspb.ru . . — Универсальный городской справочник по истории города . Дата обращения: 26 июля 2020. 31 декабря 2019 года.
  31. , с. 177.
  32. ↑ , с. 178.

Литература

Same as Крымская колонна