Interested Article - Колонка Лесли

Колонка Лесли в прозрачном пластиковом корпусе

Колонка Лесли ( англ. Leslie speaker , также динамик Лесли , кабинет Лесли , «лесли-эффект» , «вращающийся звук» ) представляет собой агрегат, состоящий из усилителя и динамика , который воспроизводит сигнал от электрического или электронного инструмента и меняет звук, вращая камеру дефлектора («барабан») либо двунаправленный рупор перед громкоговорителями. При вращении системы рупоров фаза и амплитуда звуковой волны, приходящей к слушателю, периодически меняются в результате сложения волн, излучаемых каждым раструбом рупора. Звук обогащается модуляциями, характерными для классического органа — он вибрирует, «переливается», звуковая картина монофонического инструмента усложняется благодаря подвижной интерференционной картине. Чаще всего ассоциируется с органом Хаммонда , но также использовался для электрогитары и других инструментов. Активно использовался музыкантами 60-х и ранних 70-х годов для создания характерного « психоделического » звука.

Звуковой эффект получается за счёт плавного вращения фазы колебаний исходного сигнала по закону, близкому к синусоидальному , с частотой несколько герц и сложении полученного сигнала с исходным. Музыкант управляет колонкой Лесли либо внешним переключателем, либо педалью, которая меняет скорость от медленной («хорал») к быстрой («тремоло»). Есть электронные аналоговые и цифровые имитаторы акустического Лесли-эффекта, в той или иной степени приближающиеся по звучанию к оригинальному механическому устройству.

История

Громкоговоритель с вращающимся рупором был создан американским инженером (англ.) (в конце 30-х годов. Лесли работал в это время в фирме по продаже и ремонту органов Хаммонда — ранних электронно-механических клавишных инструментов, изначально призванных стать дешёвой и компактной альтернативой традиционному церковному органу, доступной любому небогатому приходу. Найдя звук электрооргана намного менее выразительным и объёмным, чем у духового , изобретатель занялся поиском способа обогатить звучание инструмента.

Звучание традиционного органа богато инфранизкочастотными модуляциями, возникающими в результате пульсации питающего орган воздушного потока, биений между колебаниями унисонных и октавных труб; также на звук оказывает влияние значительное пространственное разнесение труб органа. Стремясь внести амплитудную и фазовую модуляцю в звук электронного инструмента, Лесли пошёл наиболее доступным путём — создавая механические колебания излучающего громкоговорителя.

Такая конструкция не требовала изменений в фирменном инструменте, представляя собой отдельный акустический агрегат. Аналогичное устройство в полностью электронном исполнении (низкочастотный широкополосный регулируемый фазовращатель) в 30-40х годах получилось бы излишне сложным, тяжёлым и энергоёмким. Перебрав многие варианты конструкции излучателя, Лесли остановился на вращающемся двойном рупоре, к основанию которого подводились колебания от неподвижного динамика, а устья были направлены в противоположные стороны от оси вращения. Такая конструкция даёт выразительный звук, механически уравновешена и не требует устройств для подведения тока к подвижной головке.

В 1940 г. Лесли предложил законченный образец фирме Лоуренса Хаммонда, но автор конструкции органа отверг это усовершенствование. В 1941 г. Лесли начал собственное производство, поставляя аппараты под разными названиями, из которых наиболее известно Leslie Vibratone, ставшее единственным с 1947 г. Выпускались версии для органов разных производителей, стыкуемые с ними как элемент корпуса, и сам Лесли не старался выделить «Хаммонд» среди других совместимых инструментов.

В 1965 г. Лесли продал бизнес компании CBS , которой также принадлежал и гитарный бренд Fender . В 1980-м бренд Leslie был наконец перекуплен Хаммондом . В результате последующих перепродаж имена Hammond и Leslie перешли к Suzuki , которая сейчас и производит новые аппараты.

Устройство громкоговорителя Лесли

Регулятор на органе Хаммонда , меняющий частоту Лесли-эффекта от «хорала» до «тремоло».
Схематическое устройство громкоговорителя Лесли

Классический «динамик Лесли» состоит из ВЧ- и НЧ-динамических головок (на рисунке — синяя и жёлтая), работающих на соответствующие вращающиеся рупоры (рупор НЧ — красный), приводимые каждый своим мотором (фиолетовый и оранжевый), частота вращения которых может регулироваться исполнителем (регулятор — рядом с мотором рупора ВЧ). Может содержать встроенный оконечный усилитель, в оригинале — ламповый (на рисунке — зелёный). Регулятором можно изменять частоту вращения рупоров от сверхнизкой, соответствующей унисонным биениям духового органа, до нескольких оборотов в секунду, соответствующих «исполнительскому тремоло ».

Электронные Лесли-эффекты

Эффект, сходный с чисто механической реализацией динамика Лесли, можно получить с помощью электронного фазового модулятора, управляемого синусоидальным сигналом с регулируемой частотой от долей до нескольких герц. Аналоговые реализации такой схемы содержат несколько последовательных фазовращающих каскадов, как правило, упрощённой схемотехники, из-за чего часто узкополосны, шумны и сложны, не обладая при этом всем богатством акустического Лесли-звучания. Цифровые Лесли-эффекты в составе различных устройств обработки сигнала, например, гитарных процессоров , могут достаточно точно эмулировать физику работы механического Лесли, но на качестве итогового звука решающим образом сказываются специфика звучания имеющейся звуковой аппаратуры и особенности помещения, а ещё более сильно — тщательность разработки алгоритма и электронной части самого процессора. В результате многие исполнители по-прежнему стремятся использовать механические громкоговорители Лесли, а слушатели чаще всего легко отличают звук электронного эмулятора от традиционного аппарата.

Самодельные Лесли-устройства

Громкоговоритель Лесли, созданный на уровне техники 30-х годов, не отличается сложностью конструкции и может быть сравнительно легко изготовлен с помощью домашнего столярного инструмента при минимальном знании электроники. Рупоры, особенно НЧ, чаще всего выполняют в виде клееных секционированных ящиков из плоских деталей. Известно множество образцов, созданных любителями — от настольных с динамиками в 1-2 ватта до сооружений мощностью в сотни ватт и весом в десятки килограммов .

Электронные Лесли-приставки, как и другие со сходной схемотехникой ( флэнжер , фэйзер ) стали популярны у самодельщиков с рубежа 70-80х годов, с распространением полевых транзисторов как основы фазовращающего каскада. В настоящее время известно несколько повторяемых схем Лесли-педалей, исключительно аналоговых; однако, эти устройства довольно сложны, звучание их не столь оригинально, как у механического Лесли, и у любителей они не очень популярны по сравнению с более простыми и яркими флэнжерами и фэйзерами. Цифровые же устройства такого класса требуют дорогостоящих DSP , сложных для любительского программирования, и пока самодельные цифровые эффекты (в том числе Лесли) — редкость.

Использование

Колонку Лесли можно услышать в следующих знаковых записях:

Примечания

  1. от 17 июня 2015 на Wayback Machine Раздел официального сайта Hammond, посвящённый Leslie
  2. от 19 августа 2016 на Wayback Machine Компактный самодельный механический Лесли
  3. Самодельный агрегат Лесли с 15-дюймовым низкочастотным динамиком.

Same as Колонка Лесли