Образ
Наполеона
, как великого полководца и государственного деятеля, получил широкое отражение в культуре. Благодаря отличительным особенностям во внешности и манере поведения Наполеон является узнаваемым культурным персонажем. Различные художники по-разному передают образ Наполеона (в
классическом
,
романтическом
,
реалистическом
и др. стилях) в зависимости от собственного понимания его роли и места в истории.
Картины Давида и Делароша изображают переход Наполеона через Альпы в ходе
Итальянского похода 1800 года
. На картине «
Наполеон на перевале Сен-Бернар
» Давид изображает молодого революционного генерала Наполеона Бонапарта во главе Итальянской армии высоко в
Альпийских горах
. Произведение писалось в те времена, когда Наполеон был у власти как
Первый консул
Французской республики. Композиция сильно театрализована, замысел картины состоит в возвеличивании Наполеона.
Картина Делароша «
Переход Наполеона через Альпы
» написана в 1848 году и, напротив, показывает то же самое событие в более реалистическом виде — Наполеон выглядит унылым и замёрзшим после долгого перехода
. Эта картина стала одним из первых образцов реализма и его типичным примером.
«
Шах!
» — картина
французского
художника
на сюжет эпизода из жизни
Наполеона I Бонапарта
. Он играет против своего дяди (кардинала
Жозефа Феша
), который ставит его в тяжёлое положение в партии и уже отказал ему в политической поддержке, перейдя на сторону папы римского.
Открыт
15 мая
1865 года
; скульптуры из бронзы, пьедестал из розового корсиканского гранита.
Скульпторы:
Антуан-Луи Бари
— конная статуя Наполеона;
Габриэль-Жюль Тома
, Жан-Клод Пети (
фр.
Petit) и — ростовые статуи соответственно Люсьена, Жозефа и Луи, Жерома Бонапартов; архитектор
Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк
.
Фигуры Наполеона и братьев, стилизованные под римского императора и патрициев, отлиты из бронзы австрийских пушек, захваченных
Наполеоном III
в ходе итальянской кампании 1859 года. Монумент воздвигнут на средства, собранные по подписке.
Памятник Наполеону I
1868 год, бронза.
Скульптор
Эмманюэль Фремье
.
До
1870 года
скульптура стояла в
Гренобле
. С
1930 года
в
Лаффре
. Здесь, на «Лужайке встречи»,
7 марта
1815 года
, после побега с
Эльбы
и высадки во Франции, путь двигавшемуся на Париж Наполеону преградил пятый линейный полк, которому
Людовик XVIII
приказал арестовать узурпатора. Никогда не отступавший перед лицом опасности, Наполеон без оружия и охраны выступил навстречу боевому построению и, приблизившись к строю, воскликнул: «Солдаты пятого полка! Вы меня узнаёте? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» После мига колебаний воины ответили ему громогласным
Vive L’Emperor!
— Да здравствует император!
20 марта
1815 года
Наполеон без боя вступил в Париж.
Памятник Наполеону I
1857 год
, бронза.
Скульптор .
Монумент запечатлел события
1803 года
: Наполеон осматривает шербурский рейд и указывает на строящийся военный порт. На пьедестале памятника высечены его слова: «Я решил обновить
Шербур
в духе чудес Египта» (
фр.
«J'avais résolu de renouveler à Cherbourg les merveilles de l'Egypte»).
Памятник Наполеону Буонапарте — пятнадцатилетнему выпускнику военного училища в Бриене
1879 год, бронза.
Скульптор Луи Роше (
фр.
Louis Rochet).
Наполеон учился в военном училище в Бриен-ле-Шато с мая 1779 по октябрь 1784 года.
1857 год, бронза.
Скульптор
Франсуа Жуффруа
.
Наполеон служил в расквартированном в Осоне артиллерийском полку в чине лейтенанта с середины декабря 1787 по январь 1791 года.
1833 год, бронза.
Скульптор Шарль-Эмиль Сёр (
фр.
).
Раньше эта скульптура была установлена на Вандомской колонне (вторая по счету скульптура Наполеона на указанной колонне; нынешняя, третья по счету, копирует в основных чертах первую скульптуру — работы Антуана-Дени Шоде, оригинал которой не сохранился до наших дней).
Белый мрамор.
Скульптор Франческо Массимилиано Лаборе
(
Francesco Massimiliano Laboureur
); автор фонтана «Четырёх львов» у подножия памятника — Жером Мальоли (
Jérôme Maglioli
).
Скульптура Наполеона I в облачении римского
цезаря
Мрамор.
Скульптор Антуан-Дени Шоде (
фр.
Antoine-Denis Chaudet).
Статуя является копией знаменитой работы Шоде. В Компьенском замке находится с 1857 года, где её установил Наполеон III, который приобрёл скульптуру у принцессы Элизы Наполеоны (
фр.
) — дочери
Элизы Бонапарт
, родной сестры Наполеона.
Скульптура Наполеона I в облачении римского
цезаря
на
Вандомской колонне
1875 год, бронза.
Скульптор
Огюст Дюмон
(
фр.
Auguste Dumont).
Венчающая ныне колонну скульптура является третьей по счету и копирует в основном первую, работы Антуана-Дени Шоде, которая была удалена с колонны в 1814 году и не сохранилась. Вторая скульптура, водружённая на колонну в 1833 году, изображала Наполеона в образе «Маленького капрала» и была заменена на нынешнюю по пожеланию Наполеона III.
В литературе
В русской литературе
Тематику образа Наполеона первым поднял
А. С. Пушкин
в своих ранних лицейских стихотворениях «Воспоминания о Царском Селе», «Наполеон на Эльбе». Здесь Наполеон предстаёт «бичом Европы», коварным завоевателем (прошло немного времени с 1812 года). В «
Евгении Онегине
», Пушкин рассматривал его человеческие качества: эгоизм, гордость, чувство исключительности. В стихотворении «Наполеон» написанном поэтом при получении известия о смерти императора, Пушкин уже восхваляет усопшего как бессмертного и великого человека, завещателя свободы. Герой «Пиковой дамы» Германн имеет сходство с Наполеоном (VI; 228), что призвано подчеркнуть основное его качество — погоню за несбыточной мечтой
.
Если в раннем творчестве
М. Ю. Лермонтова
Наполеон является романтической роковой фигурой («Эпитафия Наполеона»); то позднее предстаёт символом западной культуры, борцом с судьбой, а не покорным исполнителем велений рока («
Воздушный корабль
», «Последнее новоселье»)
.
Образ Наполеона в произведении
Л. Н. Толстого
«
Война и мир
» отрицательный, Бонапарт предстаёт перед читателем в образе не великого человека, а неполноценного, ущербного «палача народов».
Гейне
написал стихотворение («романс») , который вошёл в сборник «
Книга песен
» (1827). Тема стихотворения — горе двух французских гренадёров, вернувшихся в Европу из
Русского похода
и узнавших об отречении любимого императора.
Стендаль
, который служил интендантом в армии Наполеона, составил жизнеописание Наполеона
, а в начале неоконченной книги «Воспоминаний о Наполеоне» (1837) отмечал: «Я испытываю нечто вроде благоговения, начиная писать первую фразу истории Наполеона»
.
Александр Дюма
создал собственный вариант жизнеописания императора
.
Наполеон является одним из героев романа «Мария Валевская» польского писателя
М. Брандыса
.
Французский писатель
Макс Галло
посвятил ему свой одноимённый роман
, на основе которого был снят самый дорогой в истории европейский
мини-сериал
.
Также образ Наполеона нашел отражение в творчестве
Андре Моруа
«Наполеон. Жизнеописание». Не стоит обходить вниманием и книгу
Лас Каза
«Записки узника Святой Елены».
Наполеон появляется в романе «
Отверженные
»
Виктора Гюго
: священник
Мириэль
становится епископом благодаря встрече с императором. Также Наполеон много раз упоминается в последующих главах романа, в том числе при описании
битвы при Ватерлоо
.
Анатоль Франс
упоминает Наполеона в романе «Преступление Сильвестра Бонара»: в наполеоновской армии воевал Виктор Аристид Мальдан, дядя главного героя, а отец Сильвестра Бонара долго работал в наполеоновском правительстве. Именно на почве отношения к Наполеону в семье Бонара и в семье его возлюбленной Клементины их отношения оказываются обречены.
Появляется в романе
Оноре де Бальзака
«
Тёмное дело
»: где главной героине перед
битвой при Йене
удаётся вымолить у него амнистию для своих родных, которым были уготованы каторжные работы на десятилетия.
В 1832 году немецкий композитор
Карл Лёве
написал балладу «Ночной смотр» («Die Nächtliche Heerschau», op. 23) на стихи австрийского поэта
Йозефа фон Цедлица
. Тема этого сочинения — легенда о призраке Наполеона, в полночь восстающего из гроба и принимающего парад своей армии.
В 1836 году
М. И. Глинка
написал балладу «
Ночной смотр
» на стихи
Жуковского
, являющиеся вольным переводом баллады
Цедлица
. Оба композитора, по-видимому, не были знакомы с творчеством друг друга.
В 1840 году
Роберт Шуман
написал романс на стихи
Гейне
(из сборника «
Книга песен
», 1827). Тема стихотворения — горе двух французских гренадёров, вернувшихся в Европу из
Русского похода
и узнавших об отречении любимого императора. В последних двух строфах мелодия шумановского романса мелодия превращается в мелодию «
Марсельезы
» — гимна и музыкального символа наполеоновской Франции.
В том же самом году (за полгода до Шумана) на эти же самые стихи (но во французском переводе Ф. А. Лёве-Веймара) написал песню «Les deux grenadiers» (WWV 60)
Рихард Вагнер
, живший тогда в Париже. В конце этой песни тоже звучит мотив из «Марсельезы» — хотя оба композитора не знали о сочинениях друг друга.
Гектор Берлиоз
в 1849 году посвятил памяти Наполеона своё монументальное хоровое сочинение Te Deum, Op. 22 / H118.
« » / Le baiser de l’empereur (немой, Бельгия, 1913), реж.
Альфред Машен
— актёр
Макс Шарлье
«
» (немой, Франция, 1913), реж.
— актёр
Макс Шарлье
« » / Un épisode de Waterloo (немой, Бельгия, 1913), реж.
Альфред Машен
«
» (немой, США, 1913), реж.
— актёр
«
» (немой, США, 1913), реж.
— актёр
«
» (немой, Великобритания, 1913), реж. Чарльз Уэстон — актёр
« » / The Adventures of Pimple: The Battle of Waterloo (немой, Великобритания, 1913), реж.
, Джо Эванс — актёр
. Фильм является пародией предыдущего фильма.
« » / L’aiglon (немой, Франция, 1913), реж.
— актёр
«
» (немой, США, 1913), реж.
— актёр
Мистер Бен
« » / The Man of Destiny (немой, США, 1914), реж
— актёр
«
» (немой, Великобритания, 1926), реж.
— актёр
Гвилим Эванс
«
Наполеон
» (немой, Франция, 1927), реж.
Абель Ганс
— актёры
Альбер Дьедонне
, Владимир Руденко
(в детстве). В 1935 году была выпущена звуковая версия этого фильма под названием «Наполеон Бонапарт»
«
» (немой, США, 1927), реж.
Дональд Крисп
— актёр
Макс Барвин
(рус.)
,
ТАСС
.
19 июня 2018 года.
Дата обращения: 19 июня 2018.
Литература
Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы [сост. H. М. Великая, Е. Д. Гальцова]. — Москва : Ключ-С, 2011. — 640 с.
Булгаков Ф.
Мейсонье и его произведения. СПб., 1907.
Верещагин В. В.
Наполеон I в России. Составление, подготовка текста, вступительная статья В. А. Кошелева и А. В. Чернова. — Тверь: Созвездие, 1993.