Interested Article - Бовшек, Анна Гавриловна

А́нна Гаври́ловна Бо́вшек ( 1887 , Одесса , Российская империя — осень 1971 , Одесса , СССР ) — российская советская актриса, мастер художественного слова , театральный педагог, режиссёр, мемуарист.

Биография и деятельность

Ранние годы

Родилась в 1887 году в Одессе. Отец — банковский служащий, мать — преподавательница русского языка в гимназии. В семье было ещё несколько дочерей. Анна окончила восемь классов гимназии, училась на Московских высших женских курсах . Профессиональное образование получила в частной драматической студии и Первой студии Московского Художественного театра . В 1907 году поступила в труппу Одесского городского театра . Играла в театрах Одессы , Киева , Тулы , Нижнего Новгорода .

В 1914 году приехала в Москву , была принята в Первую студию МХТ . Работала под руководством К. С. Станиславского , Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова . Вышла замуж за театрального художника Павла Григорьевича Узунова, согласно свидетельствам современников, посаженным отцом на свадьбе был Станиславский .

После разрыва с мужем в 1916 году Бовшек оставила Художественный театр и ушла на фронт Первой мировой войны сестрой милосердия. В годы революции погиб отец .

Зрелость

В начале 1920-х годов Бовшек жила и работала в Киеве , выступала в концертах с художественным чтением , была одним из первых советских мастеров художественного слова . После одного из вечеров познакомилась с писателем С. Д. Кржижановским , ставшим её вторым мужем (официально брак был зарегистрирован четверть века спустя, в 1946 году) . В Киеве Бовшек и Кржижановским было подготовлено несколько совместных концертных программ, в которых принимал участие также Г. Г. Нейгауз .

В 1922 году А. Г. Бовшек обратилась к педагогической деятельности. Параллельно с концертными выступлениями преподавала актёрское мастерство и технику речи в Высшем музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко , Театральной академии, студии Соловцовского театра .

В том же году вернулась в Москву, поселилась в коммунальной квартире в Земледельческом переулке , 3. Вскоре в Москву перебрался и Кржижановский . Бовшек преподавала в Высших государственных экспериментальных мастерских Камерного театра , Театральном техникуме им. А. В. Луначарского , на курсах им. А. Н. Островского. В 1926—1932 годах была научным сотрудником 1-го разряда при Государственной театральной библиотеке Малого театра , консультантом по репертуару и вопросам театрального образования .

С 1936 по 1962 год была руководителем и преподавателем Студии художественного слова Московского городского Дома пионеров и школьников в переулке Стопани . Куратором студии был И. М. Москвин . Студия работала и в годы Великой Отечественной войны , актёрские бригады ездили по госпиталям, выступали с концертами .

Параллельно с работой в студии Бовшек преподавала культуру речи в , Московском городском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина , с 1943 года была преподавателем техники речи в Камерном театре .

После смерти С. Д. Кржижановского в 1950 году работала с его архивом. Бовшек удалось осуществить передачу рукописей писателя в Центральный государственный архив литературы и искусства , сложность заключалась в том, что при жизни Кржижановский практически не печатался .

Последние годы

В 1962—1966 годах возглавляла студию художественного слова при Государственном музее А. С. Пушкина .

В конце жизни вернулась в Одессу , в построенный отцом дом, где жили сёстры и где прошли её последние годы. А. Г. Бовшек умерла осенью 1971 года. Похоронена на Втором христианском кладбище в Одессе .

Сценическое творчество

Сведений об актёрском творчестве А. Г. Бовшек сохранилось немного. Известно об исполнении ею роли княжны Марьи Болконской в немом фильме «Война и мир», поставленном А. Я. Протазановым совместно с В. Р. Гардиным в 1915 (по др. свед., 1916) году. Фильм не сохранился .

Известно о выступлениях Бовшек в 1920-х годах в Киеве — как с собственными концертными программами (художественное чтение поэмы А. Блока « Двенадцать » и др.), так и в совместных с С. Д. Кржижановским и Г. Г. Нейгаузом вечерах .

По оценке Р. М. Фрумкиной

Собственные «чтецкие» вечера Бовшек были успешными ещё в 20-х годах в Киеве. Помимо собственно мастерства она обладала тем особым изяществом, которое было свойственно актрисам раннего МХТ и Вахтанговской школы .

Выполненные А. Г. Бовшек инсценировки отрывков из романа Л. Н. Толстого « Война и мир » с рекомендациями исполнителям опубликованы посмертно в посвящённом ей мемориальном сборнике .

Педагогическая деятельность

За четверть века работы в Студии художественного слова А. Г. Бовшек подготовила несколько поколений студийцев, в числе которых Р. Быков , Л. Касаткина , Г. Печников , Г. Ансимов , Н. Эфрос , Н. Молева , Н. Прокопович , С. Никоненко , А. Мещерякова , О. Васильков, А. Леонтьев и другие .

Георгий Ансимов вспоминал:

Эта женщина повернула моё сознание совсем в другую сторону. …Она рассказала мне о том богатстве, которое лежит за словами. …Это стало первым столпом в моём сознании. С тех пор я всю жизнь и всегда делаю то, чему меня начала учить Анна Гавриловна Бовшек: ищу смысл .

Здание бывш. Дворца пионеров.
Москва, бывш. переулок Стопани, 6.
Фотография 2008 года

Ставшие известными деятелями культуры ученики А. Г. Бовшек отмечали её дар раскрытия индивидуальностей, «умение соединить поэтический материал с данными юного артиста», дать «творческий импульс проникновения в произведение и соединения себя с ним», «основополагающую роль», которую она сыграла в их профессиональном становлении .

Основатель и первый директор Государственного музея А. С. Пушкина А. З. Крейн характеризовал метод А. Г. Бовшек — педагога и режиссёра как «сочетание индивидуальной работы с коллективной: каждый готовит свою программу и все вместе готовят композиции» .

«Если бы не было Дома пионеров и Анны Гавриловны, которая угадала и подсказала мне репертуар, я не стал бы артистом…» — отмечал Геннадий Печников .

Авангард Леонтьев вспоминал:

Невозможно передать всё, чему учила нас Анна Гавриловна. Это был сплав этики и эстетики. То есть именно то, к чему стремились в начале XX века студии Художественного театра .

Литературная работа

А. Г. Бовшек был сохранён и систематизирован архив С. Д. Кржижановского , на основе которого в 2001—2013 годах издано 6-томное собрание сочинений писателя . Часть рукописей Кржижановского, публикация которых в советское время была невозможна, Бовшек не доверила государственному архиву и увезла с собой в Одессу. После её смерти часть бумаг была передана родственниками в Одесское отделение Литфонда УССР .

…Это вдова сохранила архив: то зарывала рукописи в дровяном сарае, то маскировала в коммуналке какой-то ветхой парчой. Она их подготовила к печати. <…> И твёрдо знала: когда-нибудь книги будут .

В 1960-х годах А. Г. Бовшек обратилась к мемуарам. Ею были написаны воспоминания о Кржижановском «Глазами друга». Воспоминания впервые опубликованы посмертно в 1990 году в сборнике избранного Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», в 2009 году переизданы в мемориальном сборнике, посвящённом самой Бовшек .

По оценке филолога Р. М. Фрумкиной

Текст этот слегка суховатый, но со скрытым жаром. Именно как литературное произведение он обладает редкими достоинствами — лаконичностью и благородной сдержанностью. Бовшек удалось очертить характер Кржижановского, столь тяжёлый для него самого, и уж тем более — для других. Анна Гавриловна ничего, казалось бы, не скрывает, но и не поддаётся искушению обвинить власть имущих в том, что жизнь самого близкого ей человека была «литературным небытием». Анна Гавриловна была, несомненно, поразительно трезва и в высшей степени проницательна: только абсолютно ясная мысль может порождать столь прозрачные тексты .

«Безусловную литературную одарённость» Фрумкина отмечает также в мемуарном тексте Бовшек, посвящённом фольклористу и чтецу О. Э. Озаровской , опубликованном посмертно в « en » .

Награды

Память

К 120-летию со дня рождения А. Г. Бовшек снят посвящённый ей документальный фильм «Жизнь поперёк строк» (реж. Игорь Калядин). В том же 2009 году издан сборник воспоминаний о Бовшек, составленный одним из её учеников Авангардом Леонтьевым

Архив А. Г. Бовшек хранится в РГАЛИ .

Библиография

  • Бовшек А. // Возвращение Мюнхгаузена: Повести. Новеллы / Сигизмунд Кржижановский. — Л. : Худож. лит., 1990. — 144 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-280-02351-5 . То же в кн.: , с. 9—66.
  • Бовшек А. / публ. и примеч. В. Перельмутера // Toronto Slavic Quarterly. — Toronto, 2009. — № 29 (Summer).

Примечания

  1. ↑ , с. 8.
  2. Дьякова Е. // Новая газета . — М. , 2009. — Вып. 5 августа .
  3. Перельмутер В. // Toronto Slavic Quarterly. — Toronto, 2009. — № 29 (Summer) . 21 октября 2016 года.
  4. ↑ , с. 21.
  5. Фрумкина Р. М. // Троицкий вариант — Наука . — М. , 2010. — Вып. 26 октября , № 65 . — С. 12 . 4 мая 2015 года.
  6. Леонтьев А. // Учительская газета . — М. , 2013. — Вып. 22 января , № 4 . 10 апреля 2016 года.
  7. Колпаков Л. // Литературная газета . — М. , 2009. — Вып. 24 июня , № 26 (6230) .
  8. , с. 112.
  9. , с. 86.
  10. , с. 90—91, 81, 106.
  11. , с. 114.
  12. , с. 91.
  13. , с. 107.
  14. Перельмутер В. // Октябрь : журнал. — М. , 2006. — № 1 . 16 ноября 2017 года.
  15. (неопр.) . Россия-Культура . — 2009. Реж. И. Калядин . Дата обращения: 4 января 2017. 2 августа 2017 года.
  16. Миронов Е. // Литературная газета. — М. , 2010. — Вып. 4 июля , № 13 (6268) .
  17. (неопр.) (недоступная ссылка —) . РГАЛИ . Дата обращения: 4 января 2017.

Литература

Same as Бовшек, Анна Гавриловна