Interested Article - Шрифт

Полуустав
Цифры и русские буквы в стиле готического шрифта

Шрифт ( нем. Schrift от schreiben «писать») — графический рисунок начертаний букв и знаков , составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. Типографским шрифтом называется комплект типографских литер , предназначенных для набора текста . Компьютерный шрифт — полный набор символов для печати или отображения на экране монитора определенной гарнитуры .

Группа шрифтов разных видов и кеглей , имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой .

История развития шрифтов

  • Первой письменной формой передачи мысли была пиктография — рисунки на стенах пещер и на скалах.
  • Узелковое письмо .
  • Идеография — следующий этап после пиктограмм.
  • Иероглифы Древнего Египта , знаки-символы были предшественниками современного письма. Немного позже иероглифы использовались для передачи начального звука названия предмета , явления , события, но полного перехода на фонетическое письмо не произошло.
  • Первый алфавит литературно-фонетического письма создали финикийцы . Этот алфавит стал первоисточником большинства алфавитов мира — греческого , латинского , кириллического и прочих.
  • Греки усовершенствовали финикийский алфавит , введя в него гласные звуки-литеры. Знаки литеры его очень простые, имеют чёткие линии одной толщины, и состоят из простых геометрических форм — круга , треугольника , отрезка . Древнегреческий алфавит стал первым алфавитом в Европе .
  • Латинский и кириллический алфавиты построены на единой графической основе и возникли они с древнегреческих надписей — капиталов .
    Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме
    Маюскул высекался на каменных плитах, колоннах, триумфальных арках. Одним из видов рукописного маюскула было письмо квадрата . Литеры такого письма характеризуются плавными утолщениями и засечками. Более узкие и декоративные литеры — . Ещё один вариант рукописного римского письма — курсив .
  • В VI веке появляется новый стиль письма — унциал . Литеры этого шрифта характеризовались выступом концов за пределы верхних и нижних линий ряда. Развитие данного шрифта является полуунциал . Этот период стал переходным от маюскульного письма к минускульному .
  • В IX веке распространяется каролингский минускул — шрифт, литеры которого используются и в наше время.
  • В XI XII веках развивается готическое письмо . Готический шрифт имеет множество разновидностей по характеру начертания: текстура , бастарда , ротунда , декоративный, ломбардские версалы, а позже фрактура .
  • Круглоготический , швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. В это время возрастает внимание ко всему античному, копии античных текстов переписывают шрифтом, получившим название « антиква » . В это же время появляются первые трактаты про строение литер на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. Автор трактата Лука Пачоли .
  • В трактате Жоффруа Тори «Цветущий луг» , литеры построены в квадрате, со сторонами, поделенными на 10 частей.
  • Альбрехт Дюрер разработал свой шрифт, литеры которого также вписывались в квадрат.
  • Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.
    Литера «А» . Лука Пачоли, 1509 г.
  • Литера «А». «Цветущий луг», Жоффруа Тори, 1526 г.
    Литера «А» . «Цветущий луг», Жоффруа Тори , 1526 г.
  • Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.
    Литера «А» . Альбрехт Дюрер, 1528 г.

В XV веке типографы изготовили новые печатные шрифты. Среди пионеров были Николя Жансон , Альд Мануций и Клод Гарамон . Шрифт Гарамона стал основой для множества современных шрифтов. В нём гармонично объединились невысокая контрастность, плавный переход от основного штриха к причёске, округлость и уклон осей в литерах О, С, Ю .

  • Шрифт Николя Жансона
    Шрифт Николя Жансона
  • Шрифт Альда Мануция
    Шрифт Альда Мануция
  • Шрифт Клода Гарамона
    Шрифт Клода Гарамона

Дальнейшее развитие искусство шрифта получило во второй половине XVIII — начале XIX веков в шрифтах Дидо .

Титул первого тома собраний фрагментов греческих историков Мюллера. Париж, изд. Дидо, 1841 год

Славянские шрифты

В XVIII веке , наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица .

Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись , которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке . Ею писались грамоты и официальные документы.

Подпись Богдана Хмельницкого, выполненная скорописью: « Богданъ Хмелницкий, Гетманъ войска Запорож[с]кого, его к[оролевской] м[и]łости рука власна »

Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была « Апостол » Ивана Фёдорова , изданная в 1564 году .

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году . Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы .

Современные шрифты

На рубеже XVIII XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные шрифты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский , который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты , которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм . Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Пауль Реннера , п еньо Кассандра , эрбар-гротеск и гилл-гротеск Эрика Гилла .

  • Футура Поля Реннера
    Футура Поля Реннера
  • Пеньо Адольфа Кассандра
    Пеньо Адольфа Кассандра
  • Эрбар-гротеск Якоба Эрбара
    Эрбар-гротеск Якоба Эрбара
  • Гилл-гротеск Эрика Гилла
    Гилл-гротеск Эрика Гилла

Основные характеристики шрифтов

  • наклонность : прямой, или римский (roman); курсив (italic); «механически наклонный» (slanted);
  • насыщенность (weight), отношение толщины штриха к высоте буквы: тонкий, светлый, нормальный, полужирный, жирный, чёрный;
  • плотность (width), отношение ширины к высоте букв: нормальный, узкий , широкий;
  • пропорциональность : моноширинный , пропорциональный;
  • контрастность (contrast), соотношение толщин основного и соединительного штрихов;
  • размер ( кегль ) в пунктах (1 пункт = 1 / 72 дюйма );
  • чёткость : чёткий, размытый;
  • оптический размер ;
  • ёмкость (compactness), количество знаков в заданном кегле, которые умещаются на отрезке определённой длины: убористый, объёмистый.

Кегль — параметр шрифта, включает в себя высоту строчной буквы с самым длинным выносным элементом и пробельное расстояние снизу неё. Величина кегля определяется числом пунктов. Самые распространённые кегли для текстовых шрифтов — 6, 7, 8, 10, 11, 12; шрифты 4 и 5 кеглей употребляются очень редко.

Художественный облик шрифтов

  • Декоративный .
  • Динамичный .
  • Изящный . Римский капитальный, антиква, академические шрифты. Используются для литературных и искусствоведческих текстов, оформления архитектурных проектов, написания текстов на мемориальных досках.
  • Курсив . Применяется для написания текстов почётных грамот, поздравительных адресов, поздравлений и приглашений.
  • Монументальный . Рубленый плакатный, брусковый шрифт и гротеск . Применяется для написания лозунгов , плакатов , транспарантов .
  • Свободный .
  • Строгий . Применяется на диаграммах, схемах, графиках, технических и производственных плакатах, указателях.
  • Фольклорный (украинский, арабский и т. д.).

Типографская система мер

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце 1785 г. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). Система была создана окончательно точной. После проверки системы во многих странах мира (даже при 0° С) она была принята во многих странах Европы: Франции, Германии, Италии, России и др. В 1878 году было принято решение создать по аналогии и англо-американскую систему в основе которой лежал размер английского пункта. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо ( Didot point system ), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм , так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (равный 1/72 французского дюйма), 1 цицеро (равный 12 пунктов) и 1 квадрат (равный 4 цицицеро или 48 пунктов):

  • 1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм;
  • 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм;
  • 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей:

  • Цицеро — кегль 12 п. Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.
  • Корпус — кегль 10 п.
  • Боргес («гражданский») — кегль 9 п.
  • Петит («маленький») — кегль 8 п.
  • Нонпарель («несравненный») — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю):

  • Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п.
  • Диамант (полупетит) — кегль 4 п.
  • Перл («жемчуг») — кегль 5 п.
  • Миньон («любимый») — кегль 7 п.
  • Миттель («средний») — кегль 14 п.
  • Терция («одна треть квадрата») — кегль 16 п.
  • Текст — кегль 20 п. Шрифтом этого размера был набран текст библии Гутенберга , одной из первых печатных книг.

Плотность и насыщенность шрифта

Плотность шрифта определяется отношением ширины знаков типа «н», «п», «и» строчных к их высоте (в процентах), для нормальных шрифтов кегля 10 пунктов это отношение колеблется от 60 до 85 %.

Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков к высоте строчных букв; для светлых шрифтов кегля 10 пунктов это отношение должно быть не более 23 %.

Группы стандартных шрифтов

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп :

  • рубленые шрифты — не имеющие засечек;
  • шрифты с едва наметившимися засечками — с несколько утолщёнными концами вертикальных штрихов;
  • медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;
  • обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;
  • брусковые шрифты — неконтрастные или малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглением;
  • новые малоконтрастные шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглением.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Гарнитура шрифта

Гарнитура — комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний, характер рисунка .

Удобочитаемость и используемый шрифт

Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.

Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора увлекаться уменьшением ширины литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость: например, шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью, как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.

Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.

Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).

Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4—6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3—4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.

Для проверки удобочитаемости шрифта используются панграммы.

Панграмма

Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица — текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п.

Без «ъ»:

  • Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!
  • В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!

Каждая буква использована по одному разу:

  • Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч.
  • Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль.
  • Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.
  • Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
  • Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!

Некоторые буквы употреблены более одного раза:

  • Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей же чаю — эта легкозапоминающаяся панграмма содержит все буквы русского алфавита. В окне свойств шрифта операционной системы Windows для просмотра кириллических шрифтов используется усечённая версия этой панграммы Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю , которая содержит не содержит буквы «ж» и «ё».

На английском языке :

  • The quick brown fox jumps over the lazy dog — наиболее популярная панграмма для английского алфавита, которая известна с конца XIX века .
  • The five boxing wizards jump quickly
  • Pack my box with five dozen liquor jugs
  • Sphinx of black quartz, judge my vow

См. также

Примечания

  1. Шрифт//Гурьева Т.Г. (ред.). Краткий словарь терминов изобразительного искусства —М.:Советский художник, 1961.
  2. Шрифт типографский//Новый политехнический словарь/ Гл. ред. А. Ю. Ишлинский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  3. Шрифт//Воройский Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник:введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  4. ГОСТ 3489.1-71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость
  5. ГОСТ Р 59587-2021 Плоскопечатный укрупненный шрифт для слабовидящих. Технические требования
  6. "Current Notes". The Boston Journal : 1. February 10, 1885.

Литература

  • Петров К. Е. Типографский компьютерный набор и верстка (рус.) . — М. : Радиософт, 2013—2915. — 1216 с. — ISBN 978-5-93274-113-9 .
  • Гордон Ю.М. Книга про буквы от Аа до Яя (рус.) . — М. : Издательство Студии Артемия Лебедева, 2006. — 384 с. — ISBN 5-98062-006-0 .
  • Розета Мус, Ойана Эррера и др. Управление проектом в сфере графического дизайна = A Graphic Design Project from Start to Finish. — М. : Альпина Паблишер , 2013. — 220 с. — ISBN 978-5-9614-2246-7 .
  • Кашевский П. А. Шрифты. — Мн. : Літаратура і Мастацтва, 2012. — 192 с.

Ссылки

  • на fonts.ru
  • на fonts.ru

Same as Шрифт