Interested Article - Хуан-ди

Жёлтый император, Хуан-ди

Хуан-ди , или Жёлтый император ( кит. упр. 黃帝 , пиньинь huángdì , др. кит. произн. **ɡʷaaŋ — k-leeɡs), — легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев .

Имя

Родовое имя

Исследователь III века Хуанфу Ми считал, что Хуан-ди — это название горы, где жил Император Хуан-ди, позже же он якобы взял себе это имя . Исследователь династии Цин Лян Юйшэн (Liang Yusheng 梁玉繩; 1745—1819), напротив, указывал, что гора была названа в честь Хуан-ди .

Имя Хуан-ди обычно переводится как «Жёлтый император», но иероглиф ди может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Часть имени 黄 хуан «жёлтый» также несёт в себе глубокую символику. Принято считать, что жёлтый цвет соотносится с характерным желтоватым оттенком вод «Жёлтой реки» Хуанхэ. Уместно предположить, что 黄 хуан должно быть связано с цветовой символикой речных божеств и духов, живущих в Хуанхэ . Интересно, что жёлтый цвет в Китае стал императорским, правитель носил одежды золотисто-жёлтого цвета, на спине которых обычно вышивался золотыми нитями другой символ императорской власти — лун , являющийся одновременно и одним из речных божеств.

«Жёлтый император»

В конце Периода Сражающихся царств , Хуан-ди был интегрирован в пятичленную космологическую схему у-син как «Жёлтый император», в которой жёлтый цвет представлен землёй , фениксом и центром . О связи цветов с различными династиями упоминают ещё Анналы Люй Бувэя (конец III века до н. э.) — режим Хуан-ди должен управляться силой земли.

Хуан-ди как исторический персонаж

Один из трех властителей древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до н. э. Традиционно временем его жизни в Китае называют период ок.

Согласно Сыма Цяню , Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племён и создал первое китайское государство в горах Куньлунь — далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ .

Установив мир, Хуан-ди принёс жертвы богам, назначил чиновников-управителей и ввёл первые в стране законы. Всего Хуан-ди имел 25 сыновей, 14 из которых стали родоначальниками известных китайских кланов.

Согласно легендам, имел 1200 жён и наложниц.

Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы. Его сподвижники создали иероглифическую письменность и календарь.

Основоположник ряда интеллектуальных традиций

Хуан-ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов Хуан-ди Нэй цзин , а также короткого сочинения в стихах Иньфуцзин , почитаемого в даосизме. Привязку к Хуан-ди имеет также «Жабий канон» ( Хама цзин 蝦蟆经), предположительно династии Тан, содержащий предписания по акупунктуре и лечению прижиганиями.

Хуан-ди в обязательном порядке заставлял своих министров, имеющих какие-либо знания в вопросах лечения, вести научные исследования. Так, он предложил Цзю Дайцзи разобраться с основными способами ранней диагностики по изменениям оттенка кожи и сердечного ритма, понять особенности их взаимовлияния. Более других в этих делах ему помогали Ци Бо, который обладал большими знаниями о лекарственных растениях , и Лэй-гун, знаток иглотерапии того времени .

Атрибуты, мифологизация

Согласно древнекитайской мифологии, ему принадлежал волшебный лук , известный под названием Ухао ( кит. 烏號 «тёмный плач»). Жёлтый император устроил пир на земле, и когда прилетел лун , посланец из небесного дворца, Хуан-ди отправился на нём в небо, однако все люди тоже захотели полететь на нём, схватившись за луньи усы, которые не выдержали тяжести и оборвались. Лук Хуан-ди, висевший на усах луна, также упал на землю, таким образом оставшись у людей.

Шань хай цзин упоминает дочь Хуан-ди, которая является демоном засухи ( Нюй Ба ).

Воскресение и даосский культ

Воскресение Хуан-ди считается прообразом достижения бессмертия в даосских практиках: согласно описанию в « » (列仙傳), Хуан-ди предсказал день своей смерти; а в его гробе, позднее обнаруженном в разверзшейся горе, нашлись только меч и сандалии (по другим описаниям, шляпа и плащ). См. Мавзолей Хуан-ди .

«Лесянь чжуань» описывает также чудесное возвращение к жизни даосского подвижника по имени Гу Чунь (谷春) .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь / Отв. ред. Н. Уварова. — М.: Эксмо, 2011. — С. 175. — 512 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-49001-1 .
  2. ↑ , p. 1, note 6.
  3. Лазаренко В. Г. Государственное управление медициной в Древнем Китае // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 2007. — № 6 .
  4. Donald Harper, «Resurrection in Warring States Popular Religion», Taoist Resources 5 (1994): 13-28.

Литература

  • Сыма Цянь . Исторические записки. Т. 1. (перевод Р. В. Вяткина)
  • Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. М.: Наука, 1974. С. 40-42.
  • Завадская Е. В. , Кулагина-Ярцева В. С. Х. Л. Борхес о Хуан-ди // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч.I. М., 1988. С.200-203.
  • Мартыненко Н. П. Легендарный первопредок китайской нации и первый правитель: к вопросу о первоистоках концепта Хуан-ди // PolitBook. 2015. № 4. С. 154—165.
  • Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. — Москва: Наука, 1987. — 528 с.
  • Лазаренко В. Г. Государственное управление медициной в Древнем Китае // Проблемы социальной гигиены и история медицины. — 2007. — № 6 .
  • Nienhauser, William H Jr (1994), The Grand Scribe's Records , vol. 1. The Basic Annals of Pre-Han China, Bloomington & Indianapolis: Indiana University press, ISBN 0-253-34021-7

Ссылки

Same as Хуан-ди