Тамга
- 1 year ago
- 0
- 0
Тамга́ — родовой фамильный знак, печать , который ставился на родовое имущество, в том числе и скот. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её . Наиболее распространена тамга у туркмен , черкесов , абазин , абхазов , карачаевцев , балкарцев , ногайцев , крымских татар , татар , чувашей , башкир , узбеков , уйгуров , монголов , казахов , кыргызов , кумыков , тувинцев , турок , осетин , ингушей , чеченцев и других.
Существует несколько версий происхождения слова тамга . На разных языках понятие называется: тат. тамга , кирг. тамга , башк. тамға , бур. тамга , каз. таңба , монг. тамга , чуваш. тӑмха , азерб. damğa , тур. tamga , узб. tamg'a , туркм. tagma , крымскотат. tamğa , кум. тамгъа (tamğa) .
Тюркская версия. В переводе с тюркского слово тамга имеет несколько значений: « тавро , клеймо », основное значение — «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии , Восточной Европы , Ближнего и Среднего Востока , Кавказа и Закавказья , где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Слово таможня также происходит от слова тамга . Очевидная популярность термина тамга в тюркских языках, откуда он был заимствован в другие языки (в том числе и в русский ), всё же не может считаться доказательством именно тюрко- монгольского происхождения тамг, как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности .
Монгольская версия. В монгольском языке слово тамга (или [дамга]) имеет несколько значений: «тавро, клеймо, печать». Монгольский вариант имеет более обширный смысловой охват. В период Золотой Орды данный термин приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». В настоящее время оно воспринимается как клеймо, знак, штемпель . Г. Сухебатор считает слово тамга монгольским, «так как подобного корня нет ни в китайском , ни в тибетском языках». Как полагали и Э. А. Новгородова, «в тюркских же языках слово тамга , очевидно, является заимствованием из монгольского» . Монгольские тамги повторяют формы орудий, оружия, предметов повседневного быта, передают начертания древнетюркских, старомонгольских, тибетских и китайских письменных знаков и иероглифов и сохраняют до настоящего времени наименования этих предметов или букв .
Тунгусо-маньчжурская версия. Согласно данной версии, выяснению первоначального значения, исходного корня термина тамга помогут некоторые сходные слова из тунгусо-маньчжурских языков , имеющие по своему значению прямое отношение к нему: та «ставить знак; метить», тавит «ковать», тамга «метка», тамга/н/ «клеймо, тавро, печать» и др. По мнению Гочоо, термин тамга маньчжурского происхождения .
Китайская версия. Р. Ю. Почекаев , описывая правовое наследие Монгольской империи , принимает во внимание версию китайского происхождения слова тамга в значении «печать» . Версию китайского происхождения Почекаев основывает на сообщении Чжао Хуна, согласно которому государственная структура, система правовых актов, в т.ч. их оформление были позаимствованы монголами у династии Цзинь . Как пишет Почекаев, идея тамги как печати могла прийти из Китая (что подтверждается и историческими источниками), однако основное значение этот термин приобрёл уже в тюрко-монгольской интерпретации .
Тамги вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведётся уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения .
В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя , иногда — буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие ещё к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах. При этом пиктограммы подвергались определённой стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло и т. д.). Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку, — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путём нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.
Казахские тамги частично совпадают с башкирскими — это связано со сложным этногенезом этих родственных кыпчакских народов . Некоторые древнетюркские племена могли принять участие в этногенезе сразу нескольких народов; так, табынцы влились в состав как казахов, так и башкир. Вследствие этого тамги у этих народов также могли быть похожими или частично совпадать.
Род | Подрод | Тамга (родовой знак) | Уран (родовой клич) |
---|---|---|---|
Старший жуз |
![]() |
Нел | |
Канлы |
![]() ![]() |
Байтерек | |
Жалаир |
![]() |
Бактияр, Кабылан | |
Дулаты |
![]() ![]() |
Бактияр | |
Сикым |
![]() ![]() ![]() |
Сикым, Рсбек | |
![]() |
Жаныс, Толе | ||
![]() |
Ботбай, Самен | ||
Шымыр |
![]() |
Шмыр, Койгельды | |
Албаны |
![]() |
Райымбек | |
Суаны |
![]() |
||
Сарыуйсын |
![]() |
Байтокты | |
Шапрашты |
![]() ![]() ![]() |
Карасай | |
Ошакты |
![]() |
||
Ысты |
![]() ![]() |
Жауатар | |
Ойык |
![]() ![]() |
||
![]() |
|||
Сиргелы |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Туганаз | |
Шанышкылы |
![]() ![]() |
Аирлмас | |
Средний жуз |
![]() |
||
Аргын |
![]() |
Акжол, Кара Ходжа | |
Таракты |
![]() ![]() |
Жаукашар | |
Жогары шекты |
![]() |
||
Томень шекты |
![]() |
||
Найманы |
![]() ![]() |
Каптагай | |
![]() |
|||
Баганалы |
![]() ![]() ![]() |
||
![]() |
|||
Каракерей |
![]() |
Кабанбай | |
Матай |
![]() |
||
Садыр |
![]() ![]() |
Алдияр | |
Кыпшак |
![]() |
Ойбас | |
Конрат |
![]() |
Алатау | |
Сангыл |
![]() |
Мулкамал | |
Уак |
![]() ![]() ![]() |
Жаубасар, Бармак | |
Ергенекты Уак |
![]() ![]() |
||
Кара Кожа | |||
Ашамайлы |
![]() |
||
Абак |
![]() |
||
Младший жуз | |||
Байулы | |||
Адай |
![]() ![]() |
Тегелен, Косай [ источник не указан 328 дней ] , Бекет | |
Берш |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Агатай | |
Алтын |
![]() ![]() |
Баймурат | |
Жаппас |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Баймурат | |
Есентемир |
![]() ![]() |
Алдонгар | |
Таз |
![]() ![]() |
Бакай | |
Байбакты |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Даукара | |
Тана |
![]() |
Тана | |
Маскар | Каратай | ||
Алаша |
![]() ![]() ![]() |
Байбарак | |
Кызылкурт |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Жиембай | |
Шеркеш |
![]() ![]() ![]() |
Шагырай | |
Ысык |
![]() ![]() |
Байтерек | |
Алим-улы | |||
Карасакал |
![]() ![]() ![]() |
Алдажар | |
Каракесек |
![]() ![]() |
Акбан | |
Торткара | Аиртау | ||
Шекты |
![]() ![]() ![]() |
Бактыбай, Жанходжа | |
Шемекей (Шомень) | Доит | ||
Жетыру | |||
Табын (таракты) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Тостаган | |
Тама |
![]() ![]() ![]() |
Карабура | |
Жагалбайлы |
![]() ![]() |
Малатау | |
Телеу |
![]() ![]() |
Тулпар, Аргымак | |
Кердери |
![]() |
Кожахмет | |
Керейт |
![]() ![]() |
Аксакал, Унтум | |
Рамадан |
![]() |
Дулат, Кайгулым | |
Торе |
![]() ![]() |
Архар, Аблай, Санхай | |
Кожа |
![]() ![]() |
||
Толенгут |
![]() |
Тарақ |
Изображения тамг древних огузских (туркменских) племен, приведенных в первом энциклопедическом словаре тюркского языка « Диван лугат ат-турк », написанном выдающимся лексикографом и филологом Махмудом ал-Кашгари .
Ингушские средневековые тамги ещё сравнительно слабо изучены. Собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные, изобразительные), уже позволяют сделать о них некоторые выводы. Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом , культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной.
Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал , Хамхи , Лейми , Таргим , Барах, Евлой , Пялинг , Ний и др.). Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д. Чахкиев). Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись ещё и перстни-печатки с изображением тамг .
Недавно стали известны и ритуальные чаши (из серебра и дерева) с изображением тамг, принадлежавшие некогда жителям сел Таргим и Евлой .