Хвостов, Дмитрий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дмитрий Иванович Яворницкий (также Эварницкий ; укр. Дмитро́ Іва́нович Яворни́цький , 27 октября ( 8 ноября ) 1855 (1855-11-08) , село Солнцевка , Харьковский уезд , Харьковская губерния , Российская империя — 5 августа 1940 , Днепропетровск , СССР ) — украинский историк - украиновед , краевед , археолог , этнограф , фольклорист , лексикограф , писатель , знаток истории Запорожского казачества .
Член-корреспондент Московского археологического общества ( 1885 ), действительный член Императорского Русского археологического общества ( 1886 ), Академик АН УССР ( 1929 ), один из крупнейших исследователей истории Запорожского казачества .
В 1917 году на один день (с 21 на 22 мая) был назначен председателем Екатеринославского украинского губернского съезда Центральной Рады УНР .
Близкий друг Н. И. Костомарова , И. Е. Репина , Д. И. Багалея , Д. Л. Мордовцева , М. О. Микешина и др.
Сын сельского дьякона Ивана Якимовича Эварницкого (1827—1885), выходца из слободских казаков , и крестьянки Анны Матвеевны Терновской (1830—1916). Род Яворницких (Эварницких), согласно исследованиям Дмитрия Ивановича, восходил к галичанам . Дмитрию Ивановичу удалось выяснить, что изначально фамилия его предков по мужской линии была Яворницкий , то есть из города Явор в Галиции . После Февральской революции он восстановил исконную транскрипцию . Однако большая часть научных трудов Дмитрия Ивановича была написана и опубликована до 1917 года, под фамилией Эварницкий . Под ней же фигурирует учёный и в 3-м томе «Казачьего Словаря-Справочника» (Сан-Ансельмо, США, 1970). Предки Дмитрия Ивановича, согласно его работе «По следам запорожцев», были православными шляхтичами из Речи Посполитой , бежавшими в Россию из-за гонений. Поселившись в Слободском крае часть Яворницких стала мещанами, часть вступила в духовное звание. Один из его предков, Роман Любицкий в 1713 году занимал должность Бишкинского сотника Изюмского полка [ уточнить ] . Дед историка — Яким Фёдорович Эварницкий — зажиточный помещик, владел собственным хутором в Змиевском уезде Харьковского наместничества .
С 1867 года учился в Харьковском уездном училище. В 1874 году поступил в Харьковскую духовную семинарию . С 1877 по 1881 годы Дмитрий Яворницкий учился в Харьковском Императорском университете . Среди лекторов университета Яворницкому довелось услышать Н. Ф. Сумцова и А. А. Потебню .
Как сообщали Харьковские губернские ведомости 20 мая 1884 г., Д. И. Яворицкий вместе с художником С. И. Васильковским и фотографом А. М. Иваницким совершили поездку «по запорожским пепелищам» — местам бывших владений запорожских казаков.
В 1880-е годы Яворницкий проводил раскопки на Днепровских порогах . В письме Ф. Г. Лебединцеву в 1884 году Яворницкий писал о результатах своих поисков: «от первого до последнего, в лодке, причём едва не поплатился и жизнию… Не забудьте, что я лажу в Запорожье уже три года подряд, что я производил там раскопки, вскрыл 24 могилы, нашёл в них много разных вещей, видел много разных запорожских портретов, выкопал запорожца с усами, трубкой и пр.» Благодаря открытиям Яворницкий был оставлен на кафедре. В харьковский период Яворницкий ездил с лекциями по истории казачества в Екатеринослав, Полтаву, Чернигов, Херсон, Москву, Санкт-Петербург.
В 1885 году Яворницкий был отстранён от работы в Харьковском университете как украинофил по подозрению в деле о южнорусском сепаратизме. Яворницкий обвинения отрицал: «И не думал и не думаю быть сепаратистом, — Люблю клочок земли! Люблю потому, что не нахожу нигде другого утешения, люблю потому, что там есть широкий простор для моей раздольной натуры, люблю потому, что в чистых речных водах своей Украйны вижу печальный образ своей особы. Эх, знали бы люди, как тяжело мне жить на свете! Одно утешение — броситься в степь, углубиться в дни давно прошедшего времени… Так разве это сепаратизм?» . По итогам следствия был оправдан.
В 1885 году Яворницкий переехал в Санкт-Петербург, где читал лекции в гимназии и на Педагогических курсах. В Северной столице Дмитрий Иванович знакомится с И. Е. Репиным , А. Сластёном, Д. Л. Мордовцевым , М. О. Микешиным , пишет ряд статей по истории Запорожья, предисловие к поэме Т. Г. Шевченко , «Гайдамаки» (которая вышла тогда в русском переводе, с иллюстрациями А. Сластёна). В том же году Яворницкий стал членом Археологического Общества. По совету Яворницкого, Илья Репин приступил к работе над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Яворницкий же вдохновил Николая Лысенко на создание оперы «Тарас Бульба» [ источник не указан 3523 дня ] .
Преподавал в Петербургском университете . Вновь по подозрению в участии в украинском националистическом движении Д. И. Яворницкий в 1891 г. был уволен с работы и лишён права преподавать в учебных заведениях .
В апреле 1892 года он был вынужден поехать в 3-летнюю командировку в Среднюю Азию (сначала жил в Ташкенте , потом в Самарканде ), где занимал должность чиновника по особым поручениям . Учёный должен был исследовать этот край и его исторические достопримечательности. В 1893 г. увидел свет «Путеводитель по Средней Азии от Баку до Ташкента в археологическом и историческом отношениях», за который Д. Яворницкий был награждён орденом Станислава 3-й степени и орденом Бухарской Золотой Звезды (в 1894 г.), а также получил чин коллежского асессора .
В апреле 1895 года по завершении срока среднеазиатской командировки Дмитрий Иванович переехал в Варшаву, где в 1895—1896 годах читал лекции по русской истории в Варшавском университете .
В 1896—1905 годах продолжил преподавательскую работу в Московском университете , где также читал лекции по русской истории.
В конце 1901 года Яворницкий защитил магистерскую диссертацию на историко-филологическом факультете Казанского университета . На защиту учёный представлял 2-е издание 1-го тома своей фундаментальной монографии «История запорожских казаков», изданную в Москве в 1900 году .
В 1902 году , по приглашению Екатеринославского губернского земства, Яворницкий занял место заведующего Екатеринославским историческим музеем (ныне Днепропетровский национальный исторический музей им. академика Д. И. Яворницкого ), который основал предприниматель и меценат А. Н. Поль , потомок гетмана-мученика П. Л. Полуботка . Ровно 30 лет своей жизни отдал Дмитрий Иванович этому музею, систематизировал и значительно пополнил его коллекции. Им было открыто множество предметов казачьей старины.
В 1914 году Яворницкий активно участвовал в сборе средств в помощь раненым, беженцам и сиротам.
В 1915 году Николай II , во время своей поездки по Югу России, лично посетил Музей имени Поля. Гидом был профессор Яворницкий. В книге отзывов Николай II оставил сочувственную запись .
Во время Гражданской войны в 1918—1920 годах Яворницкий преподавал в существовавшем тогда Екатеринославском университете , где создал кафедру украиноведения . В 1917 году был председателем Екатеринославского украинского губернского съезда Центральной Рады УНР . Ради спасения уникальных собраний, опасаясь за их судьбу, учёный отказался эмигрировать в 1919 году .
В 1920—1933 годах Яворницкий был преподавателем Екатеринославского (Днепропетровского) Института народного образования, где в 1925—1929 годах возглавлял кафедру украиноведения.
В 1925 году был избран членом-корреспондентом ВУАН . В 1927 году был назначен ответственным руководителем археологического надзора за раскопками на территории строительства Днепрогэса (пребывал в сей должности вплоть до 1932 года).
16 апреля 1929 года Дмитрий Иванович Яворницкий был избран действительным членом АН УССР .
Осенью 1932 года в разгар сталинских репрессий Д. И. Яворницкого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и сняли с должности директора Исторического музея. « Эварницкий уволен на пенсию и передал музей новому заведующему-коммунисту » — пишет «Казачий Словарь-Справочник» [ уточнить ] . На тот момент Яворницкому было уже 78 лет. В последние годы жизни Яворницкому помогали его знакомые и друзья. Вот примечательная цитата из письма Яворницкого академику живописи Н. С. Самокишу (июль 1936 г.): « Многоуважаемый Николай Семёнович! В Ваши края едет на службу в Красную армию молодой врач Д. И. Якимюк. Это добрый казак , которого я хорошо знаю, так как жил у меня два года. Очень прошу Вас, дорогой Николай Семёнович, приласкайте его, как своего сына… Покажите ему шедевры своей кисти… »
В 1937 году, став доктором общественных наук, Яворницкий успел закончить свой труд «История города Екатеринослава», после чего приступил к систематизации богатейшего фольклорного и этнографического материала. Эту работу 5 августа 1940 г. прервала неожиданно наступившая смерть .
Дмитрий Иванович был дважды женат. Первый раз — на учительнице музыки Варваре Петровне Кокиной, с которой познакомился в Харькове (развелись в 1884 году). А второй (с 1918 года) — на молодой учительнице Серафиме Дмитриевне Бураковой из Екатеринослава .
Могила Яворницкого находится на площади возле стен исторического музея .
Работы Яворницкого носят бытоописательный характер. Яворницкий одним из первых в научном сообществе обратился к комплексному изучению истории Запорожского казачества («История запорожских казаков» ), издал большое количество документов. Собрал обширный фольклорный материал (сб. «Малороссийские народные песни, собранные в 1878−1905 гг.», 1906). Яворницкий писал также повести («Наша доля — Божья воля», 1901; «За чужой грех», 1907; «В бурсу! В бурсу! В бурсу!», 1908, и др.), сатирические рассказы, стихи [ источник не указан 3652 дня ] .
Свои исследования Яворницкий базировал на комплексном изучении того или иного исторического явления. Свои исторические исследования он проводил на базе археологии археографии, этнографии , фольклора и языкознания. Он был популяризатором научной археологии, как основы исторической науки. Существенный вклад ученый сделал в становление исторического краеведения. Кроме истории Запорожья, позже Екатеринослава он также написал историю села Фалеевки-Садовой, что на Херсонщине , выдал альбом «украинской старины» и «Днепровские пороги», научно-популярное издание «По следам запорожцев», огромное количество разведок и популяризаторских статей, которые стали основой для нового жанра, что сейчас называют туристической литературой. Эти статьи имели большое значение для популяризации родной истории среди широких масс населения .