По окончании академии за глубокое знание
английского языка
был назначен
псаломщиком
в русскую церковь при российском посольстве в
Нью-Йорке
, где нёс послушание с 1879 по 1881 годы. В 1881 году защитил магистерскую диссертацию «Римский католицизм в Америке: Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста Римско-Католической Церкви в Соединенных Штатах Северной Америки».
В 1882 году вернулся в Санкт-Петербург и в следующем году занял кафедру
сравнительного богословия
в Санкт-Петербургской духовной академии. В 1885 году, после ухода в отставку профессора
А. И. Предтеченского
, перешёл на кафедру древней общегражданской истории, которую занимал до своей кончины (в 1896 году упоминается ещё как
экстраординарный профессор
).
Его всегда будут вспоминать подписчики его журналов, бесчисленные читатели его литературных произведений, его книг, статей, наконец, его переводов, то есть все те, кого он, благодаря своему таланту изложения и знанию языков, сделал участниками или хотя бы созерцателями духовной, умственной жизни христианских народов.
Просветительская работа
Ещё будучи студентом, в 1876 году, напечатал в журнале «
Христианское чтение
» крупный труд о ветхозаветных пророках. Будучи псаломщиком в Нью-Йорке, сотрудничал с американским журналом «
The Oriental Church Magazine
», в котором печатали его статьи о русской церковной жизни. В то же время в русских журналах и газетах публиковал результаты своих наблюдений за жизнью и бытом американского народа.
Будучи преподавателем духовной академии, перевёл и издал ряд произведений
Фаррара
,
, , труды
Фомы Кемпийского
, (
нем.
), перевод полного собрания творений святого
Иоанна Златоуста
(только первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией) и других. В высоколитературных переводах Лопухина современники отмечали «освещение событий с точки зрения православного богослова».
С 1886 по 1892 годы вёл в академическом журнале «
Церковный вестник
» отдел заграничной летописи. В 1892 году был избран
редактором
как «
Христианского чтения
», так и «Церковного вестника» (состоял редактором журналов в течение последующих десяти лет). В 1893 году стал редактором и издателем журнала «
Странник
».
За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии,
богословию
. Начал издавать бесплатные приложения к журналам, которые сами по себе представляли литературную и научную ценность; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «
Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета
»
. Однако из-за смерти он успел подготовить только комментарии на
Пятикнижие
Моисеево, составившие первый том «Толковой Библии», законченной его преемниками
. В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь» в пяти томах (издание не было закончено в связи со смертью автора).
Печатные труды
// Христианское чтение. — 1896. — Ч. 2.
Библия и естествознание. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1877. — 9 с.;
Церковный вестник
. — № 26.
, 1887 г.
Библейская история Ветхого Завета: Руководство для школ и самообразования. — 2-е изд., испр., со снимками древних памятников. — СПб., 1896. — XII, 454 с: ил.
Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет: В 2 т. , — СПб.: Тузов, 1889—1890.
Внешние отличия духовенства в первые века христианства. — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1879. — 12 с.
// Христиан, чтение. — 1895. — Ч. 2.
// Христиан, чтение. — 1879. — Май —июнь.
// Христиан, чтение. 1879. № 3-4. СПБ
— СПб.: Тип. Стасюлевича, 1894. — 19 с.
День в Ливадии: Из воспоминаний о поездке в Ливадию к месту кончины в Бозе почившего царя-миротворца. — СПб., 1897. — 30 с.
— СПб.: Тип. Добродеева, 1882.—XII, 401 с.
Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. — СПб.: Тип. Елеонского, 1882. —VI, 313 с.
Идея Промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской Духовной Академии 4 февр. 1892 г. — СПб.: Тип. Катанского, 1892. — 87 с.
Из поездки в Червонную Русь и по её окрестностям: Путевые впечатления во время проезда чрез Галицию летом 1895 года. — СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1896.
Ироды, их династия, её представители и их судьба. — СПб.: Тип. Лопухина, 1900.
. — СПб, 1898.
// Христиан, чтение. — 1896. — Ч. 2.
. — СПб, 1901.
На берегах Рейна: Из путевых заметок и впечатлений одного из участников 5-го Международного старокатолического конгресса в Бонне (5 июля — 26 авг. 1902 г.). — Пг.: Тип. Лопухина, 1902. — 66 с.
Настоящее и будущее Православия в Америке: Лекция. читанная в торжественном собрании Братства Пресвятой Богородицы 9 февр. 1897. — СПб.: Типо-лит. Пухира. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1897. — № 9—11, 13, 14.
— СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1897.—20 с.
— СПб.: Тип. Лопухина, 1898.
// Христиан, чтение. — 1880.— Ч. 2.
Отзыв о труде Ф. Вигуру «Библейский словарь. Вып. 1— 12» // Христиан, чтение. — 1893. — Ч. 1.
Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовича: Некролог. — СПб., Ценз. 1893. — 11с. — Извлеч. из: Церков. вестник. — 1893. — № 45.
. — СПб.: Тип. Добродеева, 1882. — VIII, 272 с.
Речь, произнесенная пред публичной защитой представленной на соискание степени магистра диссертации под заглавием «Римский католицизм в Америке». — СПб.: Тип. Деп. уделов, 1881. — 16 с. — Извлеч. из: Церков. вестник.
. — СПб.: Тип. Добродеева, 1881. — VI, 440 с.
Руководство к Библейской истории Ветхого Завета. — СПб.: Тузов, 1888. — VIII, 431 с.
— СПб.: Тузов, 1889. — VII, 464 с.
Свобода религиозной совести в Америке: (Очерк отношений Церкви и государства в историческом развитии и современном состоянии в Соединенных Штатах Северной Америки). — М.: Унив. тип., Ценз. 1881. — 84 с.
// Христиан, чтение. — 1882. — Ч. 2; 1883. — Ч. 3.
Современный Запад в религиозно-нравственном отношении: (Публичные лекции, читанные Великим постом 1885 и 1886 гг. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии. — СПб.: Тип. Елеонского. Ценз. 1885. — 79 с.
(1913) — Деяния Св. Апостолов, Соборныя Послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Послание Ап. Павла к Римлянам.
(1913) — Послания Ап. Павла: к Коринфянам, Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Фессалоникийцам, Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям и Откровение св. Иоанна Богослова.
Примечания
↑
(неопр.)
Дата обращения: 4 ноября 2019.
6 июля 2020 года.
В их числе: —
СПб.
: И. Л. Тузов, 1892; . —
СПб.
: И. Л. Тузов, 1901
Томсинов В. А.
Александр Павлович Лопухин (1852—1904) // Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах. —
М.
, 2007. — Т. 2. — С. 75—83. — 672 с. — (Русское юридическое наследие). — 1000 экз. —
ISBN 978-5-8078-0145-6
.
Ссылки
на сайте «Библейские проекты»
Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня.