Interested Article - Цыгане в России

Цыгане в России представлены различными цыганскими этническими группами . В силу больших региональных отличий цыганские группы в России характеризуются сильной фрагментацией по языковому и религиозному признакам . При этом российские цыгане имеют общие черты в плане образа жизни и быта.

Первые сведения о цыганах в России относятся к XVIII веку . В новейшее время цыгане — одна из наиболее бесправных и дискриминируемых групп населения России .

История

К XVI веку многие цыгане, жившие в Центральной и Восточной Европе , работали музыкантами, мастерами по металлу и служили солдатами . Первые упоминания о цыганах в России относятся ко времени императрицы Анны Иоановны (1733). В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский основал в Пушкино цыганскую капеллу (хор) , получившую известность как Соколовский хор , по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. В 1783 году в Российской империи цыгане были причислены к государственным крестьянам , однако им было разрешено приписываться к любому сословию . Историческая ситуация в России иногда приводится как пример сравнительно хорошего положения цыган . В Российской империи цыгане не преследовались по национальному признаку, существовало богатое цыганское купечество , городские цыгане роднились с дворянскими семьями, включая царскую семью. Русская литература восхищалась «цыганской свободой» и национальным характером. Кочующие цыгане часто зимовали в крестьянских домах.

В советском обществе цыгане могли играть любые роли, «от генерала до узника совести » . В СССР цыгане имели доступ к образованию и трудовым местам. Было востребованным и популярным цыганское искусство, от сельского клуба до правительственного концерта в Кремле . Сформировалась цыганская интеллигенция, получившая международное признание . В 1920—1930-е годы был принят ряд постановлений, направленных на переход цыган к оседлой жизни. Были созданы цыганские колхозы, в Москве, Ленинграде и др. городах действовали цыганские школы, а также .

В 1920—1930-е годы были предприняты попытки создать литературный цыганский язык, что определялось национальной политикой раннего СССР, стремившегося поддерживать культуру малых народов. В качестве основы был использован язык русских цыган с добавлением литературных заимствований из других диалектов. Выбор, предположительно, был обусловлен наибольшей степенью ассимилированности русских цыган, многие из которых имели начальную грамотность и в большей степени были подвержены большевистской идеологии . Согласно политике большевиков, культура угнетавшихся в дореволюционное время малых народов с приходом новой власти должна была стать социалистической по содержанию, оставаясь национальной по форме. В основном на новом литературном цыганском языке издавались и рассылались по колхозам переводы марксистско-ленинистской литературы, речей Ленина , позднее Сталина , постановления партии. Также издавалось много художественной оригинальной литературы, которая изначально писалась на цыганском языке. Однако в целом масштабы этой деятельности были незначительные. С конца 1930-х до 1970-х годов в СССР научное изучение цыган было под фактическим запретом .

В 1935—1945 годах нацисты и их пособники организовали и осуществили уничтожение от 200 тысяч до 1,5 млн цыган на территории Германии , а затем во время Второй мировой войны — и других стран Европы . Нацистская политика в отношении рома и синти определялась псевдонаучными расистскими теориями и средневековыми представлениями о египетском происхождении цыган. Хотя цыгане представлялись очень низкими в нацистской « расовой иерархии », считалось, что они имеют некоторые отдалённые « арийские » корни, которые, однако, были впоследствии испорчены. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы . Начиная с весны 1942 года уничтожались не только кочевые цыгане, но также и оседлые семьи. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943—1944 годах цыгане уничтожались вместе со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине (см. также Бабий яр ), в Смоленской , Ленинградской и Псковской областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее 30 тысяч цыган . В годы Великой Отечественной войны Советская армия и партизаны спасали цыганский народ от истребления немецкими нацистами и их пособниками .

С 1956 года принимались законы, запрещающие кочевой образ жизни. Переход к оседлому образу жизни способствовал интеграции цыган в современное общество .

В 1989 году создано Московское цыганское культурно-просветительное общество «Романо кхэр» («Цыганский дом»). Затем возникли другие цыганские организации .

С конца XX века усилились процессы миграции цыган в Западную Европу и Россию и одновременно наблюдался рост антицыганских настроений, приведших к их маргинализации . Распад СССР в целом негативно повлиял на социально-экономическое положение цыган, особенно в бывших национальных республиках . В результате усиления цыганских миграций в сторону крупных российских мегаполисов цыганское население России стало ещё более многочисленным и разнообразным: помимо «автохтонной» группы русских цыган ( руска рома ) в России появились и новые группы молдавских и венгерских цыган ( мадьяры ) , а также среднеазиатских цыган-мусульман ( мугаты , люли ) .

В 1999 году создана общероссийская общественная организация « » .

В 2013 году Правительство Российской Федерации приняло Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган Российской Федерации .

Часто масштабы цыганской преступности и процент цыган, вовлечённых в криминальную деятельность, существенно преувеличиваются. В российских дореволюционных источниках упоминания о цыганах-заключённых встречаются лишь эпизодически. В первом послевоенном десятилетии доля цыган среди осуждённых практически соответствовала их проценту в общем населении СССР. В настоящее время в местах лишения свободы процент цыган среди заключённых также небольшой. Тем не менее, отдельные случаи преступлений, совершаемых цыганами, раздуваются СМИ, а иногда и фальсифицируются .

В России к 2000 году большинство цыган имело среднее образование . Возник социальный слой цыган, занятых в нетрадиционных областях: врачи, юристы, инженеры, учителя, работники сферы обслуживания. Выделилась немногочисленная цыганская интеллигенция . В России отсутствует раздельное обучение цыган и нецыган, что имеет место в ряде стран Восточной Европы, нет дискриминации при приёме в высшие учебные заведения .

В России имеют место многочисленные случаи притеснения цыган. Цыгане подвергаются насильственным выселениям, им зачастую трудно получить документы, включая паспорта , зарегистрироваться по месту пребывания . В нарушение права ребёнка на получение образования, цыганские дети часто не имеют доступа к школьному обучению из-за отсутствия регистрации. По той же причине цыгане испытывают трудности в получении медицинской помощи. Цыгане регулярно становятся жертвами полицейского произвола и насилия, причём чаще всего эти случаи не получают общественной огласки и по ним не проводится расследований . В отношении цыган почти никогда не применяется принцип презумпции невиновности . В большинстве случаев цыгане не могут защитить свои права по причинам бедности и юридической неграмотности, а также традиционного страха перед государственными органами. Действует замкнутый круг: цыгане дают взятки за прекращение уголовных дел, а милиция (полиция) задерживает всё больше цыган, поскольку из-за отсутствия правовых знаний они скорее всего предпочтут откупиться, чем нанимать адвоката . Статус цыган в России не определён, они не считаются коренным малочисленным народом , не признаны национальным меньшинством , а следовательно не имеют возможности получать льготы и иную помощь со стороны государства, предусмотренную для этих групп . Котляры почти не учатся в вузах, русских цыган с высшим образованием значительно больше. Цыгане слабо вовлечены в научную деятельность. Так, абсолютное большинство российских цыгановедов сами не являются цыганами.

В российских школах в отношении цыганских детей фактически действует негласная сегрегация . Как правило, цыганские дети учатся в отдельных, так называемых «цыганских классах». Лишь небольшая часть цыганских детей имеет возможность окончить школу, даже начальную. Решить эти проблемы родители обычно не могут, так как в случае жалоб с их стороны местная администрация может ликвидировать не зарегистрированные цыганские дома. Степень защиты цыганами своих прав зависит от конкретной группы цыган. Так, некоторые русские цыгане чаще отстаивают свои права: они живут по одной-две семье и более независимы друг от друга. Напротив, котляры часто живут большими общинами, и ими легче манипулировать. Они, как правило, мирно настроены, не желают иметь проблем с «внешним миром» и в большей степени заинтересованы сохранить жилье, чем бороться за то, чтобы ребёнок учился в школе .

Летом и осенью 1998 года на московском рынке в Лужниках произошли массовые избиения цыганских торговцев, включая женщин, а также цыганских детей. Одна женщина погибла. В Вышнем Волочке сотрудники милиционеры вывозили в лес и избивали М. Минина и А. Белякова. Под угрозой применения огнестрельного оружия их заставляли сознаться в преступлении. Доведённый до отчаяния Минин выбросился из окна служебного кабинета милиции и сломал позвоночник. Против сотрудников милиции были возбуждены уголовные дела. Так, в 1997 году в Костроме следователь сфальсифицировал против цыганки З. Вишнецкой уголовное дело с целью вымогательства взятки . Преступник был приговорён к шести годам лишения свободы .

1 июля 2011 года произошло массовое столкновение со стрельбой между местными жителями посёлка Сагра , находящегося в 40 км от Екатеринбурга , и приехавшей из Екатеринбурга бандой . Причиной перестрелки стал конфликт между жителями посёлка и переселившейся в посёлок цыганской семьёй.

Общественная коллегия по жалобам на прессу в качестве антицыганского рассматривает документальный фильм российского тележурналиста Бориса Соболева «Бремя цыган» 2016 года, показанный на государственном телеканале « Россия-1 », поскольку, в частности, фильм пропагандирует стереотип об имманентной связи цыган с криминальной средой, идею о том, что весь цыганский этнос является преступным, а отдельные эпизоды фильма очерняют цыганскую творческую интеллигенцию . В фильме были выявлены манипулирования фактами, статистическими данными, мнениями и явные признаки ксенофобии .

13 июня 2019 года в селе Чемодановке Пензенской области России между местными жителями и цыганами вспыхнул конфликт , который перерос в массовую драку, в ходе чего погиб местный житель и несколько человек пострадали. На следующий день жители села вышли на народный сход и перекрыли федеральную трассу М-5 «Урал» . Сельчане потребовали наказать убийц и выселить цыган из-за опасения повторного нападения . Цыгане выехали из Чемодановки и соседнего села Лопатки . В июле 2019 года они начали возвращаться в оба населённых пункта .

Согласно отчёту антидискриминационного центра «Мемориал» , результатом вооружённого конфликта на востоке Украины (с 2014 года) стала серия цыганских погромов, в том числе спровоцированных властями. Большое число цыганских семей пострадало от обстрелов и погромов в Донецке и Луганске . Зафиксированы случаи захвата в заложники детей, захвата жилья, отнятие собственности, избиений, отказа в оказании медицинской помощи. Часто власти лишают цыган возможности покинуть зону боевых действий. Однако многие цыгане бежали в приграничные и центральные регионы России. В нарушение Женевской конвенции о статусе беженцев они лишены возможности остаться в России легально, подать документы на временное убежище, и поэтому не могут получить легальную работу, медицинскую помощь, жильё, образование для детей. Многих выдворяют обратно. Как на Украине, так и в России цыгане постоянно сталкиваются с дискриминацией по национальному признаку .

  • Семья московских цыган Мерхоленко
    Семья московских цыган Мерхоленко
  • Цыгане из города Нового Оскола, начало XX века
    Цыгане из города Нового Оскола , начало XX века
  • Дети пляшут на московских улицах, 1925
    Дети пляшут на московских улицах, 1925
  • Цыгане из города Кинешма, Ивановская область
    Цыгане из города Кинешма , Ивановская область

Этнические группы

В России проживают различные этнические группы цыган:

  • русские цыгане (руска рома), потомки цыган, мигрировавших в XVIII веке из Германии и Польши; субэтнические группы: псковска рома, смоленска рома, сибирска рома и др.;
  • выходцы из Валахии влахи , самоназвание — влахуря ; субэтнические группы: астраханские, пятиорские, ставропольские влахи и др.;
  • выходцы из Молдавии кишинёвцы ; субэтнические группы: донские кишинёвцы, брыздяя в Центральной России и др.)
  • выходцы с Балкан сэрвы — от «сербы», по другой версии, — от рум. «крепостные» ; субэтнические группы: поволжские сэрвы и украинские — коваля и ;
  • крымские цыгане — татарские цыгане, татарче, хорахая , аюджи — медвежатник; самоназвания — крымитика рома, крымуря .
  • среднеазиатские цыгане — появились в России с начала 2000-х годов.

Кочевья и оседлость

Основные закономерности цыганского номадизма в России включают сезонность, связь особенностей кочевания с хозяйственными занятиями, а также проживание и кочевание в ареале российских земледельческих народов. Специфика кочевого быта и мобильности российских цыган зависела от ряда факторов, включая особенности традиционных занятий конкретной группы, сформировавшихся кочевых традиций, взаимодействия с соседним иноэтническим населением, нормы законодательства, которые регулировали и ограничивали передвижение, время формирования конкретной этнической группы в России и особенности еë адаптации к местным социально-экономическим и этнокультурным реалиям. Формировались группы оседлых цыган, что опровергает миф о «кочевании» как универсальной цыганской характеристике .

Выделяется модели кочевой культуры: локальная — у некоторых старожильческих групп (проживают на постоянном месте, уходят на кочевье в летний период и возвращаются к прежнему месту к зиме); региональная, которая характерна для большинства старожильческих групп, в первую очередь — русских цыган; масштабная российская модель кочевий — характерна для кэлдэраров. В сложившихся формах с вариативностью эти модели действовали до середины ХХ века .

Демография

В начале XXI века по уровню фертильности цыгане в России уступают лишь ингушам и опережают чеченцев . С 2002 по 2010 год , согласно переписям населения, число цыган в России увеличилось со 182,8 до 205,0 тысяч человек . По оценкам, в России проживает до 800 тысяч цыган . Согласно Всероссийской переписи населения 2021 года , численность проживающих в России цыган составляет 173,4 тыс. человек .

Расселение

Расселение цыган в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 года
Расселение цыган в ЦФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 года

До 90 % цыган проживают в Европейской части страны и на Урале . В Сибири и на Дальнем Востоке в результате ссылок сформировалась местная группа сибирских цыган ( сибирска рома ). Цыгане в целом тяготеют к южным регионам страны. К примеру, плотность цыганского населения в трёх южных регионах страны (Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях) превышает среднюю по стране в 4 раза, а в Ставропольском крае — в 7 раз. В 1970-х годах у цыган появилась растущая тенденция к своеобразной субурбанизации, выражающейся в стремлении организовать свои небольшие кварталы из частных домов в малоэтажных пригородах крупных российских городов, совмещая таким образом преимущества городской и сельской жизни. Кочевой образ жизни сохраняют лишь относительно недавно появившиеся в России среднеазиатские цыгане- люли , но и здесь он до недавних пор совмещался с периодическим возвращением на родину для сбора осеннего урожая.

Культура

В России в XVIII—XIX веках имели распространение так называемые цыганские хоры, поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Первый такой хор был создан в 1774 году по распоряжению граф А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино . До настоящего времени сохраняется пение на эстраде цыганского романса . В Москве действует цыганский театр « Ромэн ». К числу известных российских цыганских музыкантов принадлежат скрипач Михаил Эрденко , певец Николай Сличенко .

  • Хор цыган во время ярмарки в Харькове. Гравюра Л. Серякова по наброску В. Шрейдера, 1871
    Хор цыган во время ярмарки в Харькове. Гравюра Л. Серякова по наброску В. Шрейдера, 1871
  • Московский цыганский хор, руководитель Иван Григорьевич Лебедев
    Московский цыганский хор, руководитель Иван Григорьевич Лебедев
  • Музыкальная группа «Лойко»
    Музыкальная группа « Лойко »

См. также

Примечания

  1. Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. . М.: Федеральный институт развития образования, 2011. 128 с.
  2. ↑ / Деметер Н. Г. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 370—372. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
  3. ↑ . Московское бюро по правам человека .
  4. David Crowe (2004): A History of the Gypsies of Eastern Europe and Russia (Palgrave Macmillan) ISBN 0-312-08691-1 p. XI.
  5. . Национальный акцент. 15.08.2017.
  6. Бессонов Н. В. // Уварова Т. Б., Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган : новый взгляд / РАН . Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая ; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000.
  7. Vladimir Kalinin. Oh, This Russian Spirit Abides Everywhere: A Dialogue of the Imagination with Dr Donald Kenrick // Scholarship and the Gypsy Struggle: Commitment in Romani Studies. — illustrated. — University of Hertfordshire Press, 2000. — P. 140–149. — «Roma played every role in Soviet society, from general to prisoner of conscience. As I wrote this paper, a telephone conversation with the notable Moscow Romani studies scholar, Lev Cherenkov (b. 1936), told me about a now retired Soviet Colonel, a Rom by the name of Alexei Danchenko (b. 1934).». — ISBN 978-1902806013 .
  8. Кирилл Кожанов (цыгановед), Юлия Богатко . (неопр.) . Arzamas (arzamas.academy) .
  9. Hancock, Ian. True Romanies and the Holocaust: A Re-evaluation and an overview // The Historiography of the Holocaust / Dan Stone. — Houndmills, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. — P. 383—396. — 573 p. — ISBN 9781403999276 .
  10. Данилкин А. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 12—15 .
  11. Дмитрий Скворцов. (неопр.) . Наше Дело (26 октября 2006). Дата обращения: 2 августа 2017.
  12. Czalora Karat . (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1995. — Nr III-IV . — ISSN .
  13. Анна Анфимова. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 10—12 .
  14. (польск.) // Rrom p-o Drom. — 1994. — Nr IV . — ISSN . 17 апреля 2013 года.
  15. Николай Самулевич. // Тум-балалайка. — 2000. — № 15—16 . — С. 15—17 .
  16. Бессонов Н. В. . — СПб. : Издательский дом «Шатра», 2010. — Т. 2. Вооружённый отпор. — С. 21. — 376 с.
  17. Бессонов Н. В. .
  18. Bartosh, O. ( Бартош Ольга ) . In: Interstitio. East European Review of Historical Anthropology. June 2009. Vol. 2. № 2 (4), p. 17—29.
  19. Якимов А. Н. .
  20. // Этнопанорама. Ежеквартальный научно-публицистический журнал министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области и регионального отделения «Научное общество этнографов и антропологов». № 3—4 (25). Оренбург: ООО МП «Электа», 2008. С. 27—39.
  21. ↑ / Инна Денисова, Надежда Деметер . Радио «Свобода» . 25 марта 2016.
  22. Бессонов Н. В. // Уварова Т. Б., Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган : новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000.
  23. Молчанов А. А. Всегда ли виноват цыган? // Романо кхэр. М., 1998. № 1. С. 4.
  24. Ирина Петровская. (неопр.) . Новая газета (25 марта 2016).
  25. . Общественная коллегия по жалобам на прессу .
  26. / председательствующий Ю. В. Казаков. Общественная коллегия по жалобам на прессу.
  27. (неопр.) . Penzasmi (14 июня 2019).
  28. (неопр.) . Комсомольская правда (14 июня 2019).
  29. (англ.) . Медиазона. Дата обращения: 16 июня 2019.
  30. . Meduza .
  31. . Lenta.ru .
  32. / Татьяна Вольтская . Радио «Свобода». 08 апреля 2015.
  33. ↑ , с. 111.
  34. ↑ . Демоскоп Weekly .
  35. (неопр.) . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.

Литература

Ссылки

Same as Цыгане в России