Севир Антиохийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Севи́р Антиохи́йский ( ср.-греч. Σεβῆρος Ἀντιοχείας , сир. ܣܘܪܘܣ ܕܐܢܛܝܘܟܝܐ , также Северий ; 465 (0465) , Созополь Писидийский — 538 , Ксоис Египетский) — антиохийский патриарх ( 512 — 518 годы ), основатель северианства . Почитается Древневосточными православными церквями , кроме Армянской апостольской церкви , как святой.
Севир обучался в литературной школе в Александрии и в юридической в Вирите (современный Бейрут ). Крещение принял в Триполи в 488 году. Монашеский постриг Севир принял в Майюме (недалеко от Газы ) в монастыре акефалов , где прожил некоторое время в строгой аскезе . Позже он основал собственный монастырь и был рукоположён в иереи монофизитским епископом Епифанием, лишённым кафедры за свои убеждения.
Впервые Севир приехал в Константинополь , когда иерусалимский патриарх Илия начал притеснять майюмских монахов за их монофизитские убеждения. Прожив в столице империи три года, он и двести его монахов сконцентрировали вокруг себя всех монофизитов Константинополя.
В этот период Севир как учёный-богослов писал труды против евтихиевцев и мессалиан, развивая при этом монофизитские аргументы против Нестория и Халкидонского собора . Его монахи, получив доступ в придворную церковь, ввели там пение « Трисвятого » с прибавкой « распныйся за ны ». О влиянии Севира на религиозную жизнь столицы свидетельствует тот факт, что после того, как император Анастасий I сместил в 511 году константинопольского патриарха Македония , кандидатура Севира рассматривалась для замещения константинопольской кафедры. В итоге константинопольским патриархом был избран монофизит Тимофей, и Севиру в 512 году досталась антиохийская кафедра, где он проявил себя как один из самых ревностных противников Халкидонского собора.
За свою деятельность Севир был проклят иерусалимским патриархом Иоанном, а император Юстин I 29 сентября 518 года лишил его епископской кафедры в Антиохии и отправил в ссылку. В египетской ссылке Севиру удалось возвести на кафедру патриарха Александрийского своего друга и сторонника Феодосия . В Египте Севир вынужден был бороться против своего прежнего союзника Юлиана Галикарнасского, афтардокетства, монофизитства, и его прежнее полное отрицание и анафематствование Халкидонского собора в церкви, где со времён Тимофея Элура было евхаристическое общение миафизитов и православных, должно было смениться умеренной позицией. Преемник и племянник Юстина Юстиниан, стремясь объединить халкидонитов и умеренных миафизитов, приблизил к себе их вождей Севира, Феодосия и Иоанна Эфесского. Они подчинили своему влиянию патриарха Константинопольского Анфима. Миафизитский «переворот» был подавлен после прибытия в Константинополь православного римского папы Агапита, который обещал Юстиниану (нетерпимость которого к православным была хорошо известна в Италии) поддержку православных Италии в его войне против веротерпимых тогда ариан- остготов только при условии полного отказа от миафизитства.<ref Давыденков О. В. , прот. // Богословский сборник . — № 7. — М.: ПСТБИ , 2001. — С. 82-93.</ref> Тем не менее, благодаря влиянию Феодоры Севир — как представитель миафизитов — принимал участие в созванном по инициативе Агапита поместном Константинопольском соборе 536 года , на котором патриарх-миафизит Анфим был лишён сана и заменён православным патриархом Миной. Приехав в Константинополь, Севир был размещён в дворцовых зданиях и к началу собора смог сформировать вокруг себя миафизитское ядро оппозиции . Однако на соборе — после подтверждения выдвинутых против него обвинений — Севира осудили как еретика (что было подтверждено отдельным императорским указом), и он был вынужден удалиться в египетский монастырь Эннатон, где скончался в 538 году.
Жизнеописание Севира было сделано в VI веке Захарией Митиленским .
Учение Севира после его устранения с кафедры патриарха Антиохийского стало очень похоже на халкидонское . Он и его последователи хотя и признавали только одну ипостась в Иисусе Христе — божественную, но допускали в ней наличие различных сущностей — божественных и человеческих, то есть « составную природу ». Севирианская идея состояла в сохранении различия двух природ внутри « единой ипостаси Бога-Слова воплощенной », то есть, была очень близка к халкидонскому вероисповеданию.
Я изумлен как можешь ты вочеловечение называть сложением, когда ты в то же время говоришь: « так что стало сразу одно существо и одно качество ». Таким образом, единение у тебя началось слиянием и сложением, утратило свой смысл, ибо оно перешло в одну сущность.
— Из письма Севира его противнику
Также севериане утверждали, что плоть Христова до Воскресения была тленной , подобно человеческой. Севир отрицал иконопочитание , причём не только иконы Христа, Богородицы , святых , но даже и изображение Святого Духа в виде голубя .
Несмотря на отношение к нему современников, есть мнение, что Севир не может быть назван миафизитом («монофизитом») в прямом смысле слова, и от православия его отделяет прежде всего отрицание иконопочитания и решительное нежелание принять Халкидонский собор как отвергший Кирилла Александрийского . Он порицал его не за то, что Собор говорит о двух природах: « Никто не выставляет против него такого бессмысленного обвинения, и сами мы признаем во Христе две природы — сотворенную и несотворенную », а за то, что он, по мнению Севира, не последовал учению Кирилла Александрийского . . Хотя на Халкидонском соборе Кирилла Александрийского считали отцом церкви, важнейшую роль играл его племянник Афанасий, но после собора в пылу борьбы со сторонниками другого родственника Кирилла — Диоскора Александрийского — произошло забвение заслуг Кирилла Александрийского. Поэтому Пятый Вселенский собор , чтобы вернуть севириан в лоно Церкви, признал православие Кирилла Александрийского.
С императрицей Феодорой Севир познакомился в Александрии . Он, любивший в своих проповедях обращаться к женщинам, возможно, способствовал произошедшим в её образе жизни изменениям. Позже Феодора покровительствовала ему, считая, что « монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор ». Севир со своей стороны также хорошо относился к Феодоре и называл её « царицей, которая чтит Христа ».
Архимандрит армянской церкви Гевонд Оганесян пишет, что вопрос тленности и нетленности в споре Севира и Юлиана рассматривался не как в смысле разложения Плоти (в этом смысле оба были согласны, что Плоть Христа безгрешна и не подлежит разложению), а в смысле того, что Плоть Христа восприняла вольные или же невольные страсти, то есть насколько были свойственны Христу человеческие страсти, как, например, страх, жажда, голод и другие? Севир настаивал на том, что Христос все страсти плоти нёс вынужденно (невольно, принуждённо, по необходимости), во всем похожий на простого человека. В противном случае, ему казалось, что Христос воистину не был бы вочеловечен. Он говорил, что Плоть Христа тленна, как и у всех людей. Для него Плоть Христа была бесславной и несовершенной от Девы до Воскресения, и только после Воскресения Она прославилась и стала нетленной. «С точки зрения Севира становилось не ясно, как может быть, что „плоть Его не видела тления“ (Псал. 15:10, Деян. 2:31), или же как понять слова Господа: „Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам“ (Лук. 24:39), то есть не изменился из тления в нетление, из бесславия в славу, из несовершенства в совершенство? Об этом свидетельствует и апостол Павел : „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же“ (Евр. 13:8). Если же, как настаивает Севир, Плоть Господа была тленной до воскресения, то значит, апостолы в горнице вкусили не Искупающую грехи и Животворящую Плоть, а несовершенную, бесславную и тленную Плоть. В антропологической защите Севира замечается крайнее стремление приблизить Богочеловека к „простым людям“, именно так он и понимал наше единосущие с Христом…». Учение о тленности богословами Армянской церкви было категорически отвергнуто. По учению Армянской апостольской церкви Плоть Христа страдательна и смертна, но нетленна. Плоть Господа нетленна до Воскресения: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:54). Слово Бог воспринял не первозданную природу Адама, а нашу тленную природу — тленную плоть, грешные душу и дух, и, соединив их с Собою, отделил грех от души и духа, а тление от плоти .
by Henry Wace (англ.)