Бурас, Мария Михайловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я Миха́йловна Шка́пская (урожд. Андре́евская ; 3 [15] октября 1891 , Санкт-Петербург — 7 сентября 1952 , Москва ) — русская поэтесса и журналистка.
Старшая из пятерых детей в семье мелкого чиновника министерства земледелия. Из-за болезни родителей (паралич матери и психическое заболевание отца) вынуждена была с 11 лет зарабатывать себе на хлеб: работала прачкой, мыла полы, писала прошения и письма на почте, выступала статисткой в украинской театральной труппе. Окончила Петровскую гимназию, затем — два курса Петербургского психоневрологического института . В 1910 году вышла замуж за своего сокурсника Глеба Орестовича Шкапского.
После Ленского расстрела вышла на демонстрацию к Казанскому собору , была арестована, две недели просидела в тюрьме. Через год снова была арестована, после двух месяцев тюрьмы была приговорена к высылке в Олонецкую губернию . Однако по ходатайству московского филантропа Н. А. Шахова ей вместе с мужем и другом семьи И. М. Бассом было разрешено выехать в Европу. Закончила литературный факультет в Тулузе , затем прослушала годичный курс китайского языка в Париже. На Западе познакомилась с известными русскими литераторами.
В 1916 году вернулась в Россию.
В начале 1920 -х годов по рекомендациям А. Блока , М. Кузмина и М. Лозинского была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению ещё не опубликованную книгу стихов «Mater Dolorosa» (1921). Всего в 1922—1925 годах издала семь поэтических сборников, а также книгу стихов для детей.
В 1925 году оставила поэзию и занялась журналистикой. Работала разъездным очеркистом в газете «Правда» и в ленинградской « Красной газете ». Побывала в самых разных уголках страны — в Белоруссии, Средней Азии, на Кузбассе, в Сибири.
В 1936 году , после похорон Горького , выехала на Дальний Восток для работы над книгой. По возвращении в том же году переехала в Москву в связи с переводом туда мужа.
С началом Великой Отечественной войны была зачислена в Литгруппу при Совинформбюро . Во время бомбёжек работала в медико-санитарном звене. Писала очерки для ВОКСа , Антифашистских комитетов и .
Интересовалась собаководством , устраивала выставки, вывела породу коричневых пуделей с различными оттенками.
В 1942 году перенесла парез левой стопы. Лишённая возможности свободно передвигаться, в 1947 году попала под машину, в начале 1950 года — под поезд, в обоих случаях с тяжёлым сотрясением мозга .
Скоропостижно скончалась от инфаркта 7 сентября 1952 года на выставке собак в Сокольниках . Похоронена на Введенском кладбище (11 уч.) .
В периодике появилась впервые в 1910 году со стихотворением на смерть Льва Толстого .
Ранние стихи Шкапской, составившие сборник «Час вечерний» (1922), написаны в духе умеренного акмеизма и достаточно традиционны. Напротив, поэзия Шкапской начала 1920-х годов очень самобытна. Шкапская разрабатывала преимущественно тему «женской Голгофы » — страстного пути любовницы, жены, матери. Её поэзии присуще сочетание натурализма с психологизмом, она посвящена темам потери девственности , зачатия , деторождения , аборта и т. д. Помимо модной проблемы «реабилитации плоти», все эти явления интерпретируются Шкапской в мистическом ключе. Через материнство лирическая героиня испытывает чувство мистической связи с матерью-землёй, а Россия, переживающая муки творения нового мира, предстаёт в стихах Шкапской роженицей. Вместе с тем в стихах ощущается неприятие крови, проливаемой во имя революции — с женской, «природной» мотивировкой, так как женщина-мать не приемлет насилия и убийства. Героиня её стихов предстаёт как хранительница древнего знания:
…И какие древние тайны
В крови бессменной моей —
От первых дней мирозданья
Хранятся до наших дней.
Характерной для Шкапской является форма стихов, записанных как проза , без специфической стиховой графики:
- Причастницей войду в твою постель, закрыв глаза и открывая губы, и будет медь звенящая и трубы, и закачается над нами лёгкий Лель.
- А после, горестно простёрты перед ним, узнаем мы, что жертва неугодна, и будет стлаться горько и бесплодно её пустой и легковейный дым.
Особняком в творчестве Шкапской стоит выдержанная в экспрессионистской манере поэма «Явь» (1922) о зверствах гражданской войны .
Стихи Шкапской были сочувственно приняты самыми разными по идейным и творческим позициям писателями. Так, Павел Флоренский называл её «подлинно христианской — по душе — поэтессой» и ставил вровень с Цветаевой и Ахматовой . Максим Горький писал Шкапской: «До Вас женщина ещё не говорила так громко и верно о своей значительности». Тем не менее, в середине 1920-х годов творчество Шкапской подверглось резким нападкам советской критики: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама поэтесса была названа «эпигоном упадничества».
В результате во второй половине 1920-х годов Шкапская отошла от поэзии и в дальнейшем выступала в печати лишь с документальной прозой. По предложению Максима Горького работала над историей . Вышли книги её очерков «Сама по себе», «Земные ремёсла», «Пятнадцать и один», «Вода и ветер».
В годы Великой Отечественной войны издала книгу «Это было на самом деле» — о зверствах фашистов на оккупированной территории.
В 1968 году была издана книга очерков Шкапской «Пути и поиски». Её поэзия была почти забыта в СССР , о ней вспомнили лишь в середине 1990-х годов. Первые переиздания стихов Шкапской осуществлены в 1994 году .
Личный архив Шкапской хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ. Ф. 2182).
«Стихи её женские, и многим они кажутся … воспеванием примитивных, чуть ли не животных чувств. Как и всякое враждебное мнение, это утрировано… Я бы сказал, она отличается научно верным изображением связи поколений, отражения прошлого в настоящем».