Interested Article - Дакота (здание)

«Дако́та» ( англ. The Dakota) — фешенебельный жилой дом в Манхэттене на пересечении 72-й улицы и Сентрал-Парк-Вест . Официальный адрес: 1 West 72nd street. С 1976 года — Национальный исторический памятник США .

Построенное в 1880—1884 годах, это здание с самого начала являлось жилым домом «премиум-класса», квартиры в котором имеют от 4 до 20 комнат. В доме был собственный электрический генератор , а также центральное отопление .

Печальную славу «Дакота» приобрела 8 декабря 1980 года, когда в арке этого дома Марк Чепмен смертельно ранил Джона Леннона .

История

Вид на Дакоту со стороны Центрального парка , 1890 год.
Центральный вход.

Фешенебельный жилой дом «Дакота» был построен в промежутке между 25 октября 1880 года и 27 октября 1884 года. Архитектурная фирма получила заказ на создание дизайна для Эдварда Кэбота Кларка , главы компании Зингер . Здание якобы было названо Дакотой, потому что во время его строительства данный район был малонаселенным и считался удаленным от обитаемого района, Манхэттена , так же как Территория Дакота . В книге Кристофера Грея «New York Streetscapes» рассказывается : «Вероятно, оно называлось „Дакота“, потому что находилось так далеко на западе и так далеко на севере». Грей полагал, что такое название связано с любовью Кларка к названиям новых западных штатов и территорий.

В 1969 году «Дакота» было объявлено достопримечательностью Нью-Йорка . В 1972 году здание было внесено в Национальный реестр исторических мест США , а в 1976 году было объявлено Национальным историческим памятником США .

В 2015 году фасад здания был отреставрирован.

Особенности

«Дакота» образца 1890 года; в то время этот район Манхэттена был слабо развит и удален от основной части населения города.
Высота (юг, фасад здания).

Высокие фронтоны и глубокие крыши здания с обилием люкарен , терракотовых пазух сводов и панелей, ниш, балконов и балюстрад придают ему характер немецкого Ренессанса и ганзейской ратуши. На его планировку и план этажа сильно повлияли французские архитектурные тенденции, которые стали применяться в дизайне жилья в Нью-Йорке в 1870-х гг. Высоко над входом на 72-ю улицу изображено лицо индейца Дакоты .

«Дакота» представляет собой квадратное здание, построенное вокруг центрального внутреннего двора. Главный вход — это въездная арка , достаточно большая для того, чтобы туда могли въезжать запряженные лошадьми экипажи, которые позволяли пассажирам высаживаться, укрывшись от непогоды. Многие из этих экипажей были размещены в многоэтажном конюшенном здании, построенном в двух секциях между 1891 и 1894 годами, на юго-западном углу 77-й улицы и Амстердам-авеню , где лифты поднимали их на верхние этажи. До февраля 2007 года здание «Конюшни Дакоты» находилось в эксплуатации в качестве гаража, далее оно должно было быть преобразовано соответствующими компаниями в резиденцию кондоминиума. С тех пор большое здание кондоминиума «The Harrison» занимает данное место.

Общая планировка апартаментов выполнена во французском стиле того периода, все основные комнаты соединены между собой анфиладой, а также доступны из холла или коридора. Такое расположение обеспечивает естественную миграцию гостей из одной комнаты в другую, особенно в праздничные дни, но при этом дает обслуживающему персоналу сдержанные отдельные схемы циркуляции, которые обеспечивают служебный доступ в главные комнаты. Главные комнаты, такие как гостиная или главная спальня, выходят окнами на улицу, а столовая, кухня и другие помещения — во внутренний двор. Таким образом квартиры проветриваются с двух сторон, что в то время было новинкой для Манхэттена. Некоторые гостиные имеют длину 49 футов (15 м), а потолки имеют высоту 14 футов (4,3 м). Полы выложены красным деревом, дубом и вишней.

Первоначально в «Дакоте» размещалось 65 квартир с четырьмя-двадцатью комнатами, двух одинаковых квартир не было. В эти апартаменты можно попасть по лестницам и лифтам, расположенным в четырёх углах внутреннего двора. Отдельные служебные лестницы и лифты, обслуживающие кухни, расположены в середине. Построенный для удовлетворения потребностей состоятельных людей, дом отличался множеством удобств и современной инфраструктурой, которая была исключительной для того времени. В здании располагается большой обеденный зал. Кроме того, в апартаменты можно было доставлять еду с помощью специальных лифтов. Электричество вырабатывалось на собственной электростанции, в здании есть центральное отопление. Рядом с помещениями для прислуги располагались игровая комната и гимнастический зал. В более поздние годы эти помещения на десятом этаже были преобразованы в квартиры. Кроме того, в распоряжении гостей — сад, частные лужайки для игры в крокет и теннисный корт позади здания между 72-й и 73-й улицами.

Все квартиры сдавались внаем ещё до того, как здание было открыто, но несмотря на это Кларк и его наследники понесли большие расходы на нем, он умер ещё до того, как оно было завершено. Для высшего общества Манхэттена стало модным жить в этом здании или, по крайней мере, снимать там квартиру. Успех «Дакоты» побудил к строительству других роскошных многоквартирных домов на Манхэттене.

Вход на станцию 72-й улицы поездов B и C нью-йоркского метрополитена находится снаружи здания.

Известные жильцы

Место убийства Джона Леннона

Несмотря на то что исторически здесь жили многие художники или актёры, здание и его кооперативный совет директоров были подвергнуты критике в 2005 году бывшим его резидентом, Альбертом Мейслесом. Он попытался продать свою собственность актёрам Мелани Гриффит и Антонио Бандерасу , но их кандидатуры были отвергнуты советом директоров. Мейслес выразил свое недовольство и признался газете The New York Times : «Больше всего меня шокирует то, что здание теряет связь с интересными людьми. Все больше и больше они отдаляются от творческих людей и идут навстречу людям, у которых просто есть деньги.» До этого Джин Симмонс , Билли Джоэл и Карли Саймон были лишены прав на жительство в «Дакоте» советом директоров. В 2002 году совет директоров отклонил кандидатуру Денниса Мехиля, магната, создателя гофрокартона и кандидата от демократической партии на пост вице-губернатора Нью-Йорка.

В культуре

Примечания

  1. Brockmann, Jorg et al. (2002), в « Книгах Google »
  2. Gray, Christopher. . — (англ.) (, 2003. — С. . — ISBN 0-8109-4441-3 .
  3. Birmingham, Stephen. (1996). от 13 апреля 2014 на Wayback Machine .
  4. Carolyn Pitts. National Register of Historic Places Inventory: Dakota Apartments (англ.) : journal. — National Park Service, 1976. — 10 August.
  5. (неопр.) . Curbed NY .
  6. (неопр.) . NewYorkitecture (22 февраля 2015). Дата обращения: 9 мая 2020. 18 мая 2015 года.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 3 мая 2018. 3 марта 2016 года.
  8. Christopher Gray: от 31 августа 2020 на Wayback Machine , The New York Times , May 24, 1987; accessed December 7, 2010.
  9. от 9 января 2018 на Wayback Machine // The New York Times , 7 января 1995.
  10. Neuman, William . , The New York Times (19 июня 2005). 14 мая 2022 года. Дата обращения: 25 мая 2010.
  11. Tony Schwartz. от 17 июля 2021 на Wayback Machine The New York Times , August 1, 1979.
  12. Albin Krebs. «Notes on People: Dakota Blocks Billy Joel’s Bid to Buy Apartment.» The New York Times , June 28, 1980.
  13. , BBC News (29 сентября 2003). 12 июля 2018 года. Дата обращения: 12 июля 2018.
  14. Max Abelson . (12 августа 2008). 12 июля 2018 года. Дата обращения: 12 июля 2018.

Ссылки

Same as Дакота (здание)