Комедия о возобновлении брака
(
англ.
comedy of remarriage) — поджанр американских
кинокомедий
1930-х и 1940-х годов. В тот период времени
кодекс Хейса
запрещал любые явные отсылки к
адюльтеру
и недозволенному сексу, а также попытки его оправдать. Комедия о возобновлении брака позволяла уклониться от этого положения кодекса. Главные герои
разводились
, флиртовали с незнакомцами, не рискуя навлечь на себя гнев
цензуры
, а потом возвращались друг к другу.
Название жанру дал
в серии академических статей, которые позже составили книгу «Стремление к счастью.
Голливудская
комедия о возобновлении брака» (
англ.
Pursuits of Happiness: The Hollywood Comedy of Remarriage ; 1981). Кавелл утверждает, что жанр представляет собой завершающее достижение Голливуда, и за всей
буффонадой
и
инсинуациями
стоит серьёзная попытка создать новую основу для брака по взаимной любви, так как религиозная и экономическая необходимость перестала быть актуальной для американцев
среднего класса
.
В ответ на статью Кавелла филолог Дэвид Р. Шамвей (
англ.
David R. Shumway) утверждает, что возможно тот преувеличивает значение этого жанра. Он обращает внимание на то, что только в двух из семи указанных Кавеллом комедий персонажи хоть как-то взаимодействуют друг с другом как муж и жена. Кроме того, он отмечает, что все семь фильмов можно отнести к жанру
эксцентрической комедии
.
Shumway, David R. "Screwball Comedies: Constructing Romance, Mystifying Marriage".
Film Genre Reader III
. Grant, Barry Keith, Ed. University of Texas Press, 2003.