Праздник с сифилисом
- 1 year ago
- 0
- 0
Пра́здник (от церк.-слав. пра́здникъ ; рус. поро́жний ) — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое ) значение и связанный с культурной или религиозной традицией .
Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях :
М. М. Бахтин сказал, что праздник является «первичной формой человеческой культуры» . Цивилизационное значение праздника состоит в том, что через праздник определяется объединяющая социум система ценностей . Праздник является универсальной и важнейшей чертой цивилизации ; в то же время особенности праздников отражают различия между цивилизациями.
Как отмечали ещё Э. Дюркгейм и М. Элиаде , праздник — это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека , которые практически не соприкасаются в повседневной жизни. Календарная природа праздника согласует ритмы жизни человека и ритмы вселенной, помогает сделать выбор в пользу порядка, смысла, жизни и против хаоса и смерти («утверждение жизни» по Х. Коксу ). Праздник связан с идеей существования некоего совершенного бытия, принципиально отличающегося от приземлённых будней, зачастую имеющего черты утопии («временный выход в утопический мир» по Бахтину). Праздничная культура потому зачастую включает временный отказ от принятых в обществе норм поведения, временное стирание или переворачивание социальной иерархии.
Праздники являются важнейшим элементом традиции и в этом качестве играют роль стабилизатора общества, сохраняя и передавая социально значимую информацию от поколения к поколению. Участие в праздниках приобщает людей к принятым нормам и ценностям общества. Поскольку праздник является механизмом социальной интеграции, он неизбежно оказывается втянутым в механизм власти: по замечанию , правительство «оказывается размещенным примерно в тех же местах, что и праздник, — на сакральном участке» . Мазаев указывает здесь на антиномию : мир идеальной утопии в празднике сочетается со стабилизирующим механизмом существующего общественного порядка.
Я. Г. Шемякин классифицирует праздники, отмечая наличие в них двух компонент: ритуально-партисипативную (социальную) и ритуально-смеховую (игровую). Преобладание одной или другой компоненты определяет «лицо» праздника.
Например, религиозные праздники ( (англ.) (, Рождество ) являются по преимуществу партисипативными; их отличает «прочувствованная серьёзность», чувство приобщения к высшим ценностям и циклам Вселенной. Партисипативные праздники зачастую институционализированы .
В смеховых праздниках (римские сатурналии , бразильский карнавал ) доминирует развлекательная компонента, хотя в этом смехе по-прежнему проявляется, по Бахтину, «ритуальное осмеяние божества древнейших смеховых обрядов» . При этом часто происходит «переворачивание» существующего порядка, временное освобождение от господствующих ценностей.
Смеховой компонент праздника и функция социальной интеграции тесно связаны, так как смех оказывается одним из решающих факторов преодоления дистанций между чуждыми традициями, объединяет противоречащее и несовместимое .
В празднике социальный аспект преобладает над личностным. Исследователи практически единогласны в том, что праздновать в одиночестве невозможно . По словам (англ.) (, «праздник и празднования… всегда требуют присутствия, участия других людей, являются совместным действием, общим переживанием».
Праздник также способствует социализации через синхронизацию свободного времени отдельных индивидов .
Возникновение праздника связано с появлением у человечества понятия о времени и календаря. Согласно Жигульскому, «счёт времени, одно из величайших достижений человеческой культуры, — календарь — везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов» . Изобретение календаря пришло с осознанием того, что на шкале времени существуют особые точки, соответствующие смене циклов природы или стадий развития общества. Бахтин отмечает: «…празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека» .
Исследователи выделяют три типа праздников :
Возможны и другие принципы систематизации, например: