Всероссийский съезд русских людей
- 1 year ago
- 0
- 0
V съезд кинематографи́стов СССР — перестроечный съезд работников кинематографии, членов СК СССР , прошедший 13 — 15 мая 1986 года в Большом Кремлёвском дворце в Москве, получивший впоследствии название — «революционный».
Выдвижения делегатов на предстоящий съезд происходили по профессиональным секциям отделений СК СССР. На одном из таких — заседании московской секции критики 8 апреля 1986 года — произошёл слом привычного регламента. Когда собранию был зачитан подготовленный партийной группой список делегатов для голосования, киновед Виктор Божович предложил добавить в него ещё двух человек. Затем другими участниками были предложены новые кандидатуры, на что партийное руководство секции тогда не нашло что возразить. Таким образом, выборы впервые стали альтернативные. В результате тайного голосования на съезд не были избраны четверо из должностной номенклатуры — ректоры ВГИКа и Научно-исследовательского института киноискусства, а также главные редакторы киножурналов « Искусство кино » Юрий Черепанов и « Советского экрана » — Даль Орлов .
Новость мгновенно облетела московское отделение союза. В результате на состоявшейся секции кинорежиссёров делегатами не были избраны глава СК Лев Кулиджанов , Станислав Ростоцкий , Сергей Бондарчук , а также ещё несколько секретарей Союза. Присутствовавший Никита Михалков назвал провал на выборах Сергея Бондарчука «мальчишеством».
Начавшись с традиционного доклада съезду первого секретаря Л. А. Кулиджанова , съезд резко изменил привычный ход. Дискуссия на съезде отличалась откровенностью и критичностью, стремлением осмыслить причины серьёзных болезней отечественного кино. В ряде выступлений был признан факт «неудовлетворительной работы» Союза кинематографистов, осуждён административно-командный способ кинопроизводства .
«13 мая 1986 года произошло то, что потом назвали репетицией Перестройки , осуществленной в отдельно взятой — кинематографической — индустрии. Пятый съезд кинематографистов СССР, отношение к которому было и остается неоднозначным, сменил руководство союза, фактически покончил с партийной цензурой в кино, снял с полки десятки фильмов и объявил переход проката на рыночные рельсы» .
Съезд переизбрал всё правление Союза, куда отныне не вошли «киногенералы», знаковые фигуры советского кинематографа времён Застоя. С того момента Бондарчук начал терять авторитет и влияние, испытывая постоянные нападки за официозный подход и кумовство . Первым секретарём правления СК СССР был избран Элем Климов . Советское кино из сугубо государственного стало превращаться в общественно-государственное . Главная же роль V съезда СК СССР заключалась в том, что он нанёс мощный удар по цензуре и показал пример действительно демократических выборов .
По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах СССР.