Interested Article - Байжанов, Жаяу Муса

Жаяу Муса Байжанулы (18 октября 1835 — 31 июля 1929) — казахский акын , народный композитор, певец. Долгожитель — 93 года.

Биография

Казах из рода Айдабол племени Среднего жуза Аргын . Прямой потомок родного брата Олжабай-батыра . Родословная : Айдабол — Малғозы — Толыбай — Орман — Төбет — Байжан — — Тайжан — Ақтай — Сүлеймен — Омар — Олжас .

Родился в 1835 году близ озера Жасыбай (ныне — Баянаульский район Павлодарской области Казахстана ). Имя отца было Шадов, а мать звали Лера, отец Жаяу Мусы Шадов.

Происходит из подрода Айдабол рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза . Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. После смерти первой жены Байжан взял себе в токал скандальную и сварливую девушку по имени Балжан. Которая постоянно при малейшей оплошности избивала и ругала маленького Муса. Видя и зная все это в судьбе Мусы принял участие старший брат отца мулла Тайжан и его жена Сатбала, которые не имели своих детей, они по мере возможностей дали ему свое воспитание. С 7-ми лет Муса был отдан на учение мулле , у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнителей школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре . Потом Муса стал играть и петь на домбре.

В 1851, приехав в Петропавловск , самостоятельно изучал русский язык. Помимо домбры и кобыза , осваивал скрипку и сырнай . Посещал концерты певцов и различных оркестров, что в значительной мере способствовало формированию его музыкально-эстетических взглядов.

Муса дружил с первым казахским ученым, путешественником Ш. Ш. Уалихановым , акыном и композитором Биржан-сал Кожагулулы, создал музыку на стихи И. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться», вёл дневниковые записи в стихотворной форме, посвятил песни Абаю Кунанбаеву , назвал сына именем одного из героев Л. Н. Толстого — всё это свидетельствует о том, как глубоко ощущал поэт веяние своего времени, дыхание современности, какой полнокровной творческой жизнью он жил.

В 1854 Жаяу Муса учился в русской школе в городе Омске . В городской библиотеке знакомился с газетами, журналами, издаваемыми в Петербурге, Москве, Казани, Оренбурге, Акмолинске. На страницах этих изданий, наряду с официальными материалами, проводящими в жизнь политику царского правительства, встречал статьи, авторы которых стремились изображать панораму явлений с демократических позиций.

Творчество

Многоплановоe и идейноe содержание песен и стихов Жаяу Мусы, в творчестве которого критичные наблюдения, гаклии, сатира, пейзажные зарисовки перемежаются с изображением тяжелой женской доли, свободолюбивых устремлений, мотивами неудовлетворенности, значит, место в нём занимают любовная и гражданская лирика, образцы жоктау , басни.

Записал вариант эпоса « Ер Олжабай », повествующего о батыре XVIII века Олжабае из рода Айдабол . Эти рукописи разбросаны по архивам Казанского университета и Института литературы и искусства имени М. О. Ауэзова .

Произведения

Первое крупное произведение «Қыздарай» («Ох, девушки») Муса создал в Омске. Творчество Жаяу Мусы, композитора и певца, развивалось в тесной связи с традиционным искусством того времени. Образцами, опираясь на которые поэт устремлялся к поискам новых средств выразительности, служили произведения таких современных ему акынов и жыршы , как Токсанбай, Жанак , Тубек, Котеш, Жанабай и др.

Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня «Ақсиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Мелодия этой песни полностью передает композитор, манеру, творческого почерк Жаяу Мусы.

С царскими карательными отрядами Жаяу Муса побывал в Польше, Литве, участвовал вместе с Шоканом Валихановым в походах генерала Черняева против Кокандского ханства . Потрясённый актами террора, устраиваемыми Черняевым над народом, Жаяу Муса возвратился на родину. Однако, вновь подвергнувшись преследованиям, поэт продолжал бороться, создавая гневные, обличительные песни и стихи. Стремясь рассказать правду о тяжелой жизни народа, беспросветном существовании подневольных, деспотизме власть имущих, он отправился в Петербург . Однако он не нашел сочувствия, но и не был допущен на прием к правительственным лицам; вернувшись домой, он объехал, посещая самые отдаленные его уголки. Некоторое время жил в Казани . На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в различных городах, привнесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша . В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русской крестьянской и городской песни

Социальное неравенство

«Ақ сиса», «Хау-лау», «Толғау», «Плач телёнка», «Плач узника», «Суюнык», «Шолпан», «Гаухар қыз»

Лирические песни любящих сердец

«Сурша қыз», «Шолпан», «Cәлем қыздар», «Гаухар кыз».

Природа родного края

«Баянаул», «Летний день», «Летний том», «Улытау», «Сарын».

Юмористические песни

«Кулбай», «Девушки Казани».

Примечания

  1. Көпей, М.-Ж. Қазақ шежіресі — С. 258.
  2. Смайыл, Алдан. Шығармалары. Көп томдық. IV том — С. 64.

Литература

  1. Павлодар. Павлодарская область. Энциклопедия, Павлодар, 2003; Казахстан, А-А., 1969 (Павлодарское Прииртышье)
  2. Майшекин М. Жаяу Муса. А., 1966; Костиков 3. Судьба певца. — А.-А., 1971.
  3. Зейтин А. Роман — Жаяу Муса, авторизованный перевод с казахского И. Щеголихина. — Алма-Ата: «Жалын», 1981.

Same as Байжанов, Жаяу Муса