Interested Article - Благоразумный разбойник

Благоразу́мный разбо́йник (также До́брый разбо́йник ; апокрифические имена Ди́смас , Тит , в древнерусской традиции — Рах ) — преступник, распятый на Голгофе вместе с Иисусом Христом и Гестасом (подробнее см. Меж двух разбойников ). Искренне раскаявшись и уверовав в божественность Иисуса, Рах получил от него обещание пребывать с ним в раю , став первым спасённым из людей, уверовавших во Христа.

Жизнеописание

В канонических Евангелиях имена и биографии распятых с Христом разбойников отсутствуют, однако многочисленные предания находятся в апокрифических источниках. Так, в русском апокрифе «Слово о крестном древе» содержится предание о происхождении Дисмаса: он оказывается сыном одного из двух разбойников, живших на пути в Египет, жена которого болела сердцем и не могла кормить ребёнка. Второй разбойник был отцом другого младенца, но его жена имела лишь один сосок и кормила только своего ребёнка. Во время бегства в Египет Святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила его сына грудью. Позже дети, как и их отцы, стали разбойниками, и тот, которого кормила Богородица, оказался Дисмасом, а второй — Гестасом .

Под именем Тит Благоразумный разбойник упоминается в Арабском евангелии детства Спасителя , в котором он предстаёт одним из двух дозорных, уговаривает Думаха пропустить Святое семейство и не причинять ему вреда, отдав напарнику 40 драхм и пояс с деньгами, а Иисус предсказывает свою казнь :

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное. Арабское евангелие детства Спасителя, гл. 23

Икона Распятия « меж двух разбойников », 1711 год. По правую руку от Христа — Дисмас

Дисмас был распят на Голгофе вместе с Христом и Гестасом, по правую руку от Иисуса. Во время казни, в отличие от Гестаса, покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван Благоразумным разбойником. Распятие разбойников упоминается во всех четырёх канонических Евангелиях, однако наиболее полный рассказ о казнённых вместе с Христом приводится в Евангелии от Луки :

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Лк.

Поскольку, согласно христианскому вероучению, спасение невозможно без принятия крещения , считается, что Благоразумный разбойник получил таинство от воды и крови, истёкших из ребра Христа, после того, как сотник Лонгин пронзил его бок копьём .

В апокрифическом Евангелии от Никодима содержится развёрнутое описание Сошествия Христа во ад , после которого следует вознесение душ праведников в рай, где они встречаются с уже находящимися там Енохом , пророком Илией и Благоразумным разбойником. Там же появляется имя разбойника — Дижман, что является славянской транскрипцией греческого имени Δυσμάς , которое на латыни и современном русском языке звучит как «Дюсмас» или «Дисмас» .

В древнерусской традиции встречается также вариант имени Рах, которого нет ни в одном византийском литературном источнике. Предполагается, что это имя появилось в результате эволюции имени Варвар—Варах—Рах. Согласно другой версии, это не имя, а прозвище разбойника, означающее «распятый» .

Почитание

Благоразумный разбойник почитается как пример истинного покаяния. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа . В Западной Европе широкое почитание Благоразумного разбойника началось с конца XI века, когда после первого крестового похода одним из мест паломничества стала деревня Латрун , которая, из-за созвучия с латинским словом latro , считалась его родным селением, а в средневековых свидетельствах паломников она называется «замок доброго разбойника» ( Castrum boni latronis ). Крест Благоразумного разбойника находился на Кипре , откуда он в XIV веке был перенесён в Болонью , в церковь святых Виталия и Агриколы .

Имя Дисмас в почитании Благоразумного разбойника на Западе закрепилось благодаря употреблению в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV век), популярном в Позднем Средневековье. Кардинал Цезарь Бароний в конце XVI века писал о широком распространении почитания Дисмаса, во имя которого были освящены многие алтари. В XVI веке наметилась тенденция отказа от употребления имени Дисмас ввиду его апокрифического происхождения. Службы в честь Дисмаса изымались из бревиариев. Бароний в конце XVI века внёс память Доброго разбойника в Римский мартиролог под 25 марта, но уже без имени . Несмотря на это, имя Дисмас всё равно было распространено среди верующих .

Привилегию литургического чествования Доброго разбойника (без имени) Папа Сикст V даровал ордену мерседариев . Такое же право в 1724 году было дано Конгрегацией богослужения монашеской (итал.) (, особым покровителем которой считался Добрый разбойник. В настоящее время почитание Дисмаса сохраняется в формах народного благочестия на юге Италии, например, в городе Галлиполи , где Доброго разбойника считают своим небесным покровителем .

В православной церкви, несмотря на историческое почитание Благоразумного разбойника, формально он не канонизирован, более того, среди духовенства нет единого мнения и относительно его святости. Официальное мнение Церкви по этому вопросу отсутствует, однако его поминают на каждой литургии и ежегодно в службе Великой пятницы . По всей видимости, на Руси Благоразумный разбойник был почитаем в Средние века , но к XIX веку его образ потерял свою актуальность. Между тем в настоящее время списки алтарных дверей вешаются в некоторых храмах как самостоятельные поклонные образы. В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха .

Иконография

Лоно Авраамово и Благоразумный разбойник (в центре с крестом). Деталь иконы «Страшный суд», XVI век
Благоразумный разбойник, фреска собора Снетогорского монастыря. 1313 год.
Скульптурное изображение. Церковь Святого Креста, Бадия, Северный Тироль, Италия

Древняя традиция написания икон Благоразумного разбойника приводится в качестве одного из свидетельств почитания Благоразумного разбойника в Средние века . В византийской иконографии Дисмас представлен в композициях « Распятие », дополненных изображением казни двух разбойников, и « Страшный Суд », где изображён в раю возле восседающей на троне Богоматери. В древнерусском искусстве, кроме того, получили распространение расширенные композиции « Воскресение Сошествие во ад », описывающие пребывание Дисмаса в раю. Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на северных дверях иконостаса , что обусловлено с символическим пониманием восточной части храма как рая, а также преданием о том, что Дисмас был распят по правую руку от Христа. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю .

Изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб . Обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест . На заре христианства, когда ещё были актуальны античные понятия о красоте, Благоразумного разбойника писали без бороды; с развитием же христианского мировоззрения, борода становилась одним из немаловажных признаков образа Христа в человеке, и Дисмас стал изображаться уже с бородой .

Примечания

  1. // Библиотека литературы Древней Руси / РАН . ИРЛИ ; Под ред.: Д. С. Лихачёва , Л. А. Дмитриева , А. А. Алексеева , Н. В. Понырко . — СПб. : Наука , 1999. — Т. 3: XI–XII века. — 413 с. — 2000 экз.
  2. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя / Пер., исслед. и коммент.: А. П. Скогорева. Науч. ред.: И. С. Свенцицкая . — СПб. : Алетейя , 2000. — 480 с. — (Античное христианство. Источники). — 1600 экз. — ISBN 5-89329-275-8 .
  3. (неопр.) . Православная энциклопедия «Азбука веры» . Дата обращения: 28 июня 2017. 28 июня 2017 года.
  4. Георгий Максимов . (неопр.) . Православная энциклопедия «Азбука веры» . Дата обращения: 4 июля 2017. 4 июля 2017 года.
  5. Губарева О. В. (неопр.) . Портал «Слово» . Дата обращения: 4 июля 2017. 4 июля 2017 года.
  6. Архимандрит Амвросий (Погодин). (неопр.) . Миссионерский центр имени преп. муч. Афанасия игумена Брестского . Дата обращения: 5 июля 2017. 5 июля 2017 года.
  7. Зайцев Д. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XV : « Димитрий Дополнения к „Актам Историческим“ ». — С. 401. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4 .
  8. Пивоварова Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. V : « Бессонов Бонвеч ». — С. 314—315. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
  9. Виктор Кутковой. (неопр.) . Православие.Ru (25 июня 2007). Дата обращения: 4 июля 2017. 4 июля 2017 года.

Литература

Ссылки

  • Губарева О. В. (неопр.) . Портал «Слово» . Дата обращения: 4 июля 2017. 4 июля 2017 года.

Same as Благоразумный разбойник