Interested Article - Серебрякова, Зинаида Евгеньевна

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́ ; 28 ноября [ 10 декабря ] 1884 , Нескучное , Белгородский уезд , Курская губерния , Российская империя 19 сентября 1967 , Париж , Франция ) — русская и французская художница, участница объединения « Мир искусства », одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза .

Биография

Семья

Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтверждённым фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное , в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа -Лансере. Её дед, Николай Бенуа , был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором- анималистом , а мать (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художницей-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  1. (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа .
  2. (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи .
  3. (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР .
  4. Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913, Нескучное — 2014, Париж) , художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).

Молодость

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой . В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза . В 1902—1903 годах она путешествует по Италии . В 1905—1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже .

В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова. Но трудность заключалась в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников, к тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, а Борис — православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия удалось устранить, и 9 сентября 1905 года Зина и Борис обвенчались в семейной церкви в Нескучном .

"Там же, в Нескучном , Зинаида встретила свою судьбу. На противоположном берегу реки Муромки жили на собственном хуторе Серебряковы — мать семейства, , была родной сестрой отца Зины. Ее дети росли вместе с детьми Лансере , и нет ничего удивительного, что Борис Серебряков и Зина Лансере полюбили друг друга еще детьми. Они давно договорились пожениться, и родители с обеих сторон не возражали против выбора детей, но были и другие трудности: Лансере и Бенуа традиционно придерживались католического вероисповедания — в их жилах текла французская кровь (первый Бенуа бежал в Россию от Французской революции , предок Лансере остался после войны 1812 года ), лишь немного разбавленная итальянской и немецкой, а Серебряковы были православными . К тому же Зина и Борис были двоюродными братом и сестрой, а обе религии не одобряли столь близкородственных браков. Понадобилось много времени и еще больше хлопот с церковными властями, чтобы влюбленные добились разрешения на брак .

Звёзды эпохи. Зинаида Серебрякова

Дореволюционные годы

Автопортрет в костюме Пьеро, 1911. Одесский национальный художественный музей

Как художница Серебрякова сформировалась в Санкт-Петербурге . Исследователи подчёркивали влияние «пушкинской и блоковской муз», на Серебрякову .

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей ) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет (« За туалетом », 1909, Третьяковская галерея ), впервые показанный на большой выставке « Мир искусства » в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей ), портрет Е. К. Лансере (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. В 1911 году Серебрякова вступила в общество «Мир искусства», но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), « Жатва » (1915, Одесский художественный музей ) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

Многие знаменитые картины Зинаиды Серебряковой создавались в её мастерской в семейном имении Нескучное . Там у неё часто гостили Константин Сомов , Сергей Рахманинов , Сергей Прокофьев , Анна Ахматова . Душой компании был Александр Бенуа — любимый дядя художницы [ источник не указан 487 дней ] .

«Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой волос…»

писал о ней тогда Бенуа

В 1914 году Александр Бенуа получил заказ на роспись зала ресторана Казанского вокзала в Москве ; к работе были привлечены Евгений Лансере , Борис Кустодиев , Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова. Росписи ресторана развивали лейтмотив всего вокзала — аллегория на тему «Россия соединяет Европу и Азию». Серебрякова выполнила эскизы для серии панно «народы Востока»: Индия , Япония , Турция , Сиам были представлены в виде обнаженных одалисок . В это же время она работает над так и не законченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном . В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв , затем, в начале 1918 года, в Харьков , где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по Конторской улице , 25 марта умер от сыпного тифа муж художницы Борис . Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено . Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и « Карточный домик » .

Художница отказалась перейти на популярный в первые послереволюционные годы футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров. Она нашла работу в Харьковском археологическом музее , где выполняла карандашные наброски экспонатов . В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице , на Петроградской стороне , в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова . Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки , 15 . В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ . В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке . Особый интерес у публики вызвала картина « Спящая девочка на красном одеяле » (1923).

Париж

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928—1929 и 1932 годах Зинаида Серебрякова едет в Марокко . Там она рисует Атласские горы , арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани .

Хрущёвская оттепель

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве . Она становится популярной в СССР , её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром .

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Память

  • В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.
  • К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.

Примечания

  1. ↑ Серебрякова Зинаида Евгеньевна // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. (нидерл.)
  3. (неопр.) . www.bls-collection.com. Дата обращения: 8 июля 2017. Архивировано из 13 августа 2017 года. [ аффилированный источник? ]
  4. (неопр.) . Дата обращения: 30 января 2014. Архивировано из 30 сентября 2013 года.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 30 января 2014. Архивировано из 20 ноября 2018 года.
  6. . ТАСС . из оригинала 9 сентября 2014 . Дата обращения: 8 июля 2017 .
  7. Чеботарь Серафима. (рус.) (10 декабря 2019). Дата обращения: 9 июня 2021.
  8. Савицкая Т. А. З. Серебрякова. Избранные произведения. — М.: Советский художник, 1989. — С. 2—3.
  9. / Л. Н. Калмановская, Л. Н. Гурова. — Одесса: ИМК «Город мастеров», 1997. — С. 128. — 177 с. 28 августа 2021 года.
  10. // Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел "Мира искусства" Третьяковская галерея : журнал — Спецвыпуск. Приложение. — 2017. — № 2 (55) . 27 мая 2021 года.
  11. // Третьяковская галерея : журнал — Спецвыпуск. Приложение. — 2017. — № 2 (55) . 9 мая 2021 года.
  12. , с. 74.
  13. Буряковская, Татьяна. (неопр.) . Время (27 сентября 2017). Дата обращения: 6 августа 2019. 6 августа 2019 года.
  14. , с. 94.
  15. , с. 75.
  16. , с. 195.
  17. , с. 77.
  18. , с. 83—84.
  19. Красиков М. М. (неопр.) . Творчество и экскурсии Красикова М. М. (28 ноября 2016). Дата обращения: 6 августа 2019. 6 августа 2019 года.
  20. , с. 220—221.
  21. , с. 160.

Литература

Ссылки

  • Дмитрий Горбачев. Украинский авангард 1910—1930 годов. — Киев: Мыстецтво, 1996. — ISBN 5-7715-0253-7 .
  • Лариса Давтян. . — Иные берега, 2(34), 2014, с. 34—45.
  • (англ.)
  • Борис Рыбаков
  • Дмитрий Шеваров
  • в библиотеке «Старатель»
  • . Культура, 06.04.2017
  • . Культура, 04.10.2019

Same as Серебрякова, Зинаида Евгеньевна