Interested Article - Алебарда

Классические наконечники алебард
Алебарда и топор , Ф. Г. Солнцев , « Древности Российского государства ».

Алеба́рда ( нем. Hellebarde , фр. Hallebarde ) — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом .

Алебарда практически аналогична бердышу , и от него отличается тем, что трубка вверху заканчивалась копьём (у некоторых бердышей колющие удары выполнялись носком лопасти топора). Позднее, с развитием огнестрельного оружия алебарда становится церемониальным оружием.

История

Дворцовые гвардейцы императора Карла V . Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды» (англ.) ((1575 г.)

Алебарда находилась на вооружении пехоты ряда вооружённых сил европейских государств с XIII по XVII век, получив наибольшее распространение в XV—XVI веках как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии . В XIV—XV веках для этой цели использовался годендак (годенбак) .

В XV столетии победы швейцарцев над рыцарской конницей доказали ошибочность западноевропейского взгляда, что воинами могут быть только всадники . Постепенно обычай в Западной Европе считать пехоту презренным войском был забыт. Например у ландскнехтов тактическо-административной единицей был « значок », силой от 400 до 600 человек личного состава, нанятых одним капитаном , и он состоял из пикинёров , алебардистов и стрелков .

Позднее алебарда стала использоваться как парадно-церемониальное оружие , в таком качестве и по сей день состоит на вооружении Швейцарской гвардии Ватикана. В России в 1700—1811 годах алебарды, протазаны , эспонтоны неоднократно вводились в качестве строевого оружия офицеров и унтер-офицеров пехоты. Эта же практика, судя по сохранившимся изображениям, бытовала и в XVII веке. . В России алебарды составляли почётное вооружение дворцовой стражи и царских телохранителей . До 1856 года алебарда была оружием нижних чинов русской городской полиции .

«… Орудие это, на первый взгляд и особенно издали казавшееся страшным, а в действительности очень тяжёлое и неудобное для какого-либо употребления, стесняло, конечно, хожалых , не обладавших крепостью и выправкой средневековых ландскнехтов , и они часто пребывали без алебарды , оставив её или у своей будки или прислонив к забору

Н. В. Давыдов , описывая Москву середины XIX века.

Близким подобием алебарды также является полэкс .

Устройство и принцип действия

Паоло Веронезе . «Христос и Центурион», сер. XVI в.

Алебарда представляла собой сочетание копейного острия и клинка секиры с острым обухом на длинном (2 — 2,5 метра) древке общей массой 2,5 — 5,5 килограммов. Наконечник алебарды мог оснащаться крюком. Алебарды различались главным образом формой и размерами топора (широкое и узкое; полумесяцем и плоское; выпуклое и вогнутое; секира или чекан ) и количеством крюков. Существовали также алебарды без копейного острия. Классическим типом, сформировавшимся к XV веку, является алебарда с узким топориком различной формы, игольчатым остриём и треугольным, слегка искривлённым книзу обухом. Абордажные алебарды оснащались большим крюком и более длинным, около 3 метров, древком. Алебарды в основном использовались в качестве рубящего оружия, также ими стаскивали всадников с коней, стягивали корабли при абордаже, наносили рубяще-дробящие удары лезвием или обухом топора.

Руководства

Описание приёмов владения алебардой содержится, в частности, в турнирной книге императора Максимилиана I «Фрейдал» (1512—1515), а также в рукописном фехтовальном трактате чиновника и хрониста из Аугсбурга Пауля Гектора Майра (1542—1544 гг.), проиллюстрированном художником Йоргом Броем младшим.

Виды топора алебарды

  • Выпуклое — стандартный вид алебарды, позаимствованный собственно от топора. Был характерен для раннего средневековья .
  • Плоское — более совершенный вид алебарды, который перешёл на смену обычному, отличался более мощным ударом и лучшим пробиванием брони по сравнению с выпуклым топорищем. Был характерен для середины средневековья .
  • Полумесяц — конечный вид алебарды, который перешёл на смену плоскому. Отличался ещё более мощным ударом и лучшим пробиванием брони по сравнению с плоским топорищем. Был характерен для позднего средневековья .

В живописи

В западноевропейском искусстве атрибутом апостолов Иуды Фаддея и Матфея является анахронистичная алебарда; также алебарда была атрибутом богини Минервы .

Изображения разнообразных алебард встречаются в произведениях западноевропейской живописи XVI—XVII веков, наиболее известным из которых является «Ночной дозор» Рембрандта (1642 год).

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. ↑ // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  4. -. — Санкт-Петербург: тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830—1851. — 30. Т. 43, Ч.1: Книга штатов… : Отд-ние 1-е. — [1], 392, 316, 156 с.
  5. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 . С. 55

Литература

Ссылки

Same as Алебарда