Ольга Розанова родилась
22 июня
(
4 июля
)
1886
года уездном городе
Меленки
Владимирской губернии
. Отец Розановой — Владимир Яковлевич Розанов, уездный
исправник
,
коллежский асессор
, мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе
26 июня
(
8 июля
)
1886
года Ольга Розанова была крещена
.
В 1896 году семья Розановых переезжает во
Владимир
, где поселяется в доме матери Ольги на Борисоглебской улице (ныне —
Музейная улица
) в старом центре города
. Здесь с 1896 года по 1904 год Ольга Розанова училась в женской гимназии, после окончания которой уехала в Москву, чтобы учиться живописи. В Москве она снимала комнату на
3-ей Тверской-Ямской улице
. С 1904 года по 1907 год Розанова училась в частном художественном училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова (
Мясницкий проезд
, 4). Ученические
этюды
этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно
.
В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в
Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище
, однако получила отказ
и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещенном в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница все же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой
Н. А. Гурьянова
считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве
вольнослушательницы
.
В конце 1907 года Ольга Розанова поступила в Художественную школу
К. Ф. Юона
. По мнению Н. А. Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой
. В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты
Любовь Попова
, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году,
Надежда Удальцова
,
Алексей Кручёных
и
Сергей Шаршун
, в 1914—1915 годах —
Варвара Степанова
.
В 1912 году Розанова познакомилась с поэтами-футуристами
Велимиром Хлебниковым
и
Алексеем Кручёных
. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги. В 1913—1914 годах они опубликовали книгу «Тэ ли лэ», используя технику цветного
гектографирования
. В 1915—1916 годах использовали в футуристической книге метод
коллажа
. В 1915 году художница применила коллаж в иллюстрировании «Заумной гниги» Кручёных и Алягрова и в альбоме «Война» 1916 года со стихами Кручёных
.
Розанова О. В.
Манифест «Союза молодёжи»: Листовка. —
СПб.
, 1913.
Розанова О. В.
// Союз молодёжи. —
СПб.
, 1913. — № 3. — С. 14—22.
Розанова О. В.
// : газета. — 1918. — № 86.
Розанова О. В.
// : газета. — 1918. — № 91.
Розанова О. В.
Уничтожение 3-х федеративной конструкции союза как причина выхода из него левой федерации // . — 1918. — № 99 .
Посмертные публикации
Фриче В.
Цитадель «свободного творчества» // Вечерние Известия. — 1919. — 28 февр. — С. 1.
Ольга Розанова. «Лефанта чиол…» / Вступ. ст., публикации писем и комментарии к ним
Веры Терёхиной
; составители «Хроники жизни и творчества»
Андрей Сарабьянов
и Вера Терёхина. —
М.
: , 2002. — 392 с. — 2000 экз. —
ISBN 5-85164-076-6
.
В феврале
2016 года
во
Владимире
усилиями культурного центра «Эйдос» при поддержке департамента культуры областной администрации и администрации города Владимира была организована и проведена научная конференция «Ольга Розанова: региональное, национальное, глобальное»
. В работе конференции приняли участие известные учёные
Андрей Сарабьянов
,
Вера Терехина
и другие специалисты
.
В ноябре
2016 года
во
Владимире
был открыт «
Центр Ольги Розановой
»
. В планы Розановского центра входит исследовательская, экспертная, просветительская, художественная и издательская деятельность.
Yablonskaia M.
Olga Rozanova // Woman-Artists of Russia's New Age: 1900—1935. — London: Abrams, 1990. — P. 81—98.
Гурьянова Н.
Ольга Розанова и Алексей Кручёных: К вопросу о взаимосвязи поэзии и живописи в русском футуризме // Europa Orientalis. — Salerno, 1992. — С. 49—108 .
Gurianova N.
Olga Rozanova: Color Libero // Art e Dossier. — 1993. — № 85 . — P. 37—43.
Gurianova N.
Suprematism and Transrational Poetry // Elementa. — 1994. — № 1 . — P. 369—383.
Ракитин В.
Апофеоз Ольги Розановой // Война / Резьба О. Розановой. Слова А. Кручёных. — 1916. Факсим. изд. М., 1995.
Родченко А.
Ольга Розанова — живописец //
Родченко А.
Эксперименты для будущего. —
М.
, 1996. — С. 65 .
Gurianova N.
Olga Rozanova // Amazons of Avant-garde. — New York, 1999. — P. 213—239.