Interested Article - Генрих VI, часть 1
- 2021-03-21
- 1
«Ге́нрих VI, часть 1» ( англ. Henry VI, Part 1) — историческая хроника Уильяма Шекспира , первая часть драматической трилогии о царствовании в Англии и Франции Генриха VI , написанная в начале 1590-х годов и впервые опубликованная в 1623 году. Одно из самых первых (в рамках некоторых гипотез — самое первое) произведений Шекспира.
Сюжет
Пьеса начинается с похорон короля Англии Генриха V в Вестминстерском аббатстве в 1422 году. Покойного оплакивают его братья Бедфорд и Глостер и дядя Эксетер . В первой же сцене обозначена ключевая тема пьесы: неадекватность нового короля Генриха VI (в его способностях сомневаются принцы) и распри вельмож (происходит столкновение между Глостером и кардиналом Бофортом ) ведут Англию к неудачам в войне с Францией . Прибывающие один за другим гонцы сообщают, что дофин Карл занял ряд важных городов, короновался в Реймсе и взял в плен констебля лорда Толбота . Бедфорд немедленно отправляется на континент, чтобы принять командование армией, а Глостер остаётся регентом в Англии.
Англичане берут дофина в осаду в Орлеане . Дюнуа рассказывает Карлу о Жанне Девственнице — молодой женщине, которая, по её словам, может вызывать духов и знает, как победить врага. Дофин подвергает её проверке и ставит во главе армии . Граф Солсбери погибает в схватке, Жанна атакует англичан, сходится в рукопашной с Толботом и побеждает его благодаря колдовству. Толботу приходится отступить от Орлеана. Однако вскоре выясняется, что англичане всё-таки смогли взять город .
Тем временем в Англии усиливается вражда между Ричардом Плантагенетом и Сомерсетом . Эти вельможи просят остальных лордов присягнуть на верность одному из них, и те во время встречи в саду Темпла выбирают либо красные, либо белые розы, чтобы показать, на чьей они стороне. Таким образом, зритель впервые видит разделение знати на два лагеря, которые впоследствии столкнутся в Войнах Алой и Белой розы . Ричард навещает своего дядю Эдмунда Мортимера , заключенного в Тауэр . Тот рассказывает племяннику историю конфликта его семьи с Ланкастерами — как Мортимеры и Йорки помогли Генри Болингброку отобрать корону у Ричарда II , но затем были отодвинуты на задний план, как Генрих V казнил отца Ричарда Плантагенета , а его семью лишил владений и титулов. Мортимер называет себя законным наследником трона и говорит племяннику, что права на корону перейдут к нему. Пораженный этими откровениями, Ричард решает добиваться потерянного наследства. После смерти Мортимера он просит Генриха VI восстановить титул герцога Йоркского , и тот делает это .
На континенте французы отвоёвывают, а затем теряют Руан . После очередного сражения умирает Бедфорд, и командование принимает Толбот. Жанна Девственница успокаивает дофина, пришедшего в ужас из-за потери Руана, и заключает союз с герцогом Бургундским . Генрих VI, прибывший в Париж, умоляет Ричарда Йоркского и Сомерсета забыть о ссоре; не подозревая о последствиях своих действий, он выбирает алую розу, символически присоединившись к Сомерсету и оттолкнув от себя Ричарда. Перед возвращением в Англию, чтобы укрепить мир между Сомерсетом и Ричардом, король назначает первого командиром конницы, а второго — командиром пехоты. Тем временем Толбот попадает во французскую засаду под Бордо . Он просит о помощи, но не получает её из-за обострившегося конфликта между командующими и гибнет в схватке .
После этой победы Жанна Девственница теряет способность вызывать духов. Англичане берут её в плен и сжигают на костре. Генрих VI по настоянию папы и императора предлагает дофину мир, тот нехотя соглашается, чтобы позже нарушить клятву. Граф Саффолк захватывает в плен юную французскую принцессу Маргариту Анжуйскую , которую хочет выдать замуж за Генриха, чтобы взять его под свой контроль. Глостер советует королю отказаться, поскольку семья Маргариты небогата и этот брак недостаточно почётен для монарха. Однако Генрих, очарованный описанием красоты принцессы, решает на ней жениться. Саффолк отправляется во Францию за Маргаритой, в то время как Глостер с тревогой размышляет о будущем .
Исследователи отмечают, что Шекспир в своей хронике изобразил реальные исторические события с многочисленными ошибками, анахронизмами и сознательным отступлением от исторической истины ради прославления воинской доблести англичан. Жанна д’Арк оказывается в пьесе злой ведьмой (что, впрочем, характерно для английской драматургии конца XVI века ), хронология игнорируется, чтобы вместить в одну пьесу 30-летний исторический период . Из трёх ключевых для пьесы конфликтов два переходят нерешёнными в следующую часть трилогии .
История текста
Первая часть «Генриха VI» стала одной из самых первых пьес Шекспира. Литературоведы относят её к первому этапу творчества драматурга наряду с ещё тремя историческими хрониками, трагедией « Тит Андроник » и обеими поэмами. При этом нет точных данных о времени написания и о том, была ли первая часть создана раньше двух других частей. Достоверно известно, что Шекспир написал пьесу после 1589 года (это дата публикации « Королевы фей » Спенсера , которая предшествует хронике в «Реестре книгопечатников») и не позже августа 1592 года, когда Томас Нэш упоминает Толбота, снова сражающегося на сцене . В 1592 году первая часть упоминается к тому же в дневнике антрепренёра Филипа Хенслоу в связи с её постановкой в принадлежавшем Хенслоу театре (англ.) ( .
Детали датировки являются предметом научной дискуссии. Многие исследователи поддерживают гипотезу Чеймберса, согласно которой первая часть «Генриха VI» была создана после второй и третьей, примерно в 1591—1592 годах . Их оппоненты настаивают на большей архаичности первой части, делая отсюда вывод, что она была написана раньше, чем продолжение, и стала самой первой пьесой Шекспира .
Первое известное науке издание пьесы было предпринято в « Первом фолио » в 1623 году.
В 2016 году в Великобритании был снят телевизионный фильм « Генрих VI, часть 1 », ставший частью цикла « Пустая корона ».
Примечания
- Генрих VI, часть 1. Примечания // Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 томах. Т. 1. М., 1957. С. 590.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 266—267.
- ↑ Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 268.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 268—270.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 270—273.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 274—277.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 277—280.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 265.
- Шведов Ю. Исторические хроники Шекспира. М.: Издательство Московского университета, 1964. С. 49—50.
- Норвич Д. История Англии и шекспировские короли. М.: АСТ, 2012. С. 264—265.
- Театр эпохи Шекспира. М.: Дрофа, 2006. С. 82.
- Комарова В. Личность и государство в исторических пьесах Шекспира. М., 1977. С. 17.
- Шведов Ю. Исторические хроники Шекспира. М.: Издательство Московского университета, 1964. С. 12—13.
Ссылки
- в БД «Русский Шекспир»
- 2021-03-21
- 1