Романтизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Немецкий романтизм ( нем. Deutsche Romantik) — первоисточник континентального романтизма ; господствующее направление в искусстве немецкоязычных стран Европы с конца XVIII до середины XIX века. Сформировался в Йене практически одновременно с английским романтизмом и раньше, чем аналогичные явления в других странах Европы.
Предромантизм в Германии (представленный, к примеру, знаменитой балладой « Ленора ») пришёл на смену школе « Бури и натиска », которая подготовила его своими излюбленными темами борьбы с тиранией, конфликта свободолюбивой личности с существующим порядком. В этом отношении наиболее характерны драмы Шиллера (« Дон Карлос », « Разбойники »). На рубеже веков иенская школа романтизма сосуществовала с веймарским классицизмом (расстояние между Веймаром и Йеной всего 24 км).
Характернейшая черта немецкого романтизма — смутное томление по высшей, идеальной действительности, по совершенной гармонии жизни и искусства ( Sehnsucht ). Новалис сумел выразить это томление в мистическом символе ( Blaue Blume ). Растущее осознание недостижимости идеала часто приводило романтиков к пессимистическому миросозерцанию (т. н. « мировая скорбь » — Weltschmerz ), примером чего может служить австриец Ленау .
Ранние романтики искали единства повседневной жизни и искусства в Средневековье и в солнечной Италии ; для кружка назарейцев характерен культ ренессансной Флоренции . Приверженцы романтизма бежали от скучного капиталистического «мира цифр и рассудка» и уносились мечтой ко временам феодального миропорядка. Их вдохновляли горные и морские пейзажи, развалины старинных замков, яркие эмоции и загадки сверхъестественного.
Вслед за йенскими на сцену вступили (в 1804-09 гг.) гейдельбергские романтики , которые просвещенческому культу книжной учёности противопоставили народные предания и фольклор ( сказки братьев Гримм , « Волшебный рог мальчика »); мыслители того времени часто рассуждали о « духе народа » ( Volksgeist ). На этой националистической основе сформировалась мифологическая школа .
Последним бастионом романтизма служила в 1830-е и 1840-е гг. швабская школа ( Л. Уланд , Ю. Кернер , Г. Шваб , В. Гауф , Э. Мёрике ). В балладах, сказках, легендах её представители идеализировали Средние века, воспевали швабскую старину и уносились в мистические дали, чем давали пищу для насмешек молодёжи. Подробнее об упадке и вырождении романтизма в Германии см. статью бидермайер . Последним поэтом-романтиком считал себя Генрих Гейне (1797—1856); его склонность к самоанализу обернулась «страшной иронией над самим собой, над романтикой своего чувства» .
Для немецкой прозы начала XIX века характерны новые жанры и разбойничьего романа . Именно в недрах немецкого романтизма возродился также жанр новеллы, или рассказа ( Клейст , Тик ). Гофман подвёл итог первому этапу развития короткой романтической прозы своим объёмным сборником « Серапионовы братья » (1819-21).
Мадам де Сталь , сблизившись во время путешествий по Германии с братьями Шлегелями , полюбила придуманное ими слово «романтизм» и разнесла его по Европе (трактат « О Германии », 1813). Первые представители романтизма в России (вроде Жуковского и русских гофманистов) во многом ориентировались именно на немецкие образцы. В XX веке феномен немецкого романтизма исследовали, среди прочих, советские учёные Н. Я. Берковский и В. М. Жирмунский .
Литераторы и философы
Композиторы
Художники