Титон (горный хребет)
- 1 year ago
- 0
- 0
Бешпарма́к (буквально: «пять пальцев» тур. Beşparmak Dağı) — горный массив в Турции , в провинции Мугла . Находится в исторической области Кария .
В античные времена известен как гора Латм (Латмос , др.-греч. Λάτμος), в средние века как Латр (Латрос , греч. Λάτρος), это название сохранялось вплоть до завоевания этих мест турками.
С древних времён подножие горы Латм омывалось водами одноимённого (Латмийского) залива Эгейского моря , пока в результате накопления наносов реки Меандр (в настоящее время, Большой Мендерес ) море не отступило, оставив на месте залива солёное озеро (в настоящее время — озеро Бафа ) . Солёность воды со временем уменьшается. Процесс отступления моря длился начиная с римского периода и окончательно завершился уже в поздневизантийское время, когда связь между морем и заливом прервалась окончательно.
У подножия горы, на берегу располагался древний город Латм, впоследствии перенесённый на километр к западу и переименованный в Гераклею-на-Латме в честь мифического героя Геракла . Гераклея просуществовала до поздневизантийского периода, придя под конец в упадок. В настоящее время сохранились руины города, поверх которых расположена турецкая деревня Капыкыры .
В 1994 году немецкий археолог Анелиза Пешлов-Биндокат обнаружила на склонах горы древнейшие наскальные рисунки, датированные поздним неолитом ( VI – V тысячелетием до нашей эры). Первые рисунки были найдены у южного склона горы. К настоящему моменту обнаружено около 170 рисунков. Все они, за редким исключением, выполнены красной охрой, встречающейся здесь в достаточном количестве, единичные рисунки выполнены в жёлтом и бело-сером цветах.
Главным образом это изображения людей высотой 23–30 сантиметров. Изображения животных встречаются крайне редко, на сегодня их обнаружено не более семи.
Рисунки сосредоточены около источников воды и древних дорог, пересекающих горы.
Кроме наскальных изображений, в пещерах обнаружены остатки керамики и каменные орудия, относящиеся к тому же периоду.
Гора Латм тесто связана с древнегреческим мифом о богине луны Селене и юноше Эндимионе . По одной из версий легенды, богиня Селена, испытывая большую любовь к Эндимиону, упросила Зевса выполнить любое его желание. Эндимион попросил о бессмертии и вечной молодости, даже ценой того, что даровано это будет ему только в вечном сне. С тех пор Эндимион спит вечным сном в одной из пещер Латма. Каждую ночь к нему спускается Селена и любуется его красотой.
Страбон рассказывает, что местные жители показывают могилу Эндимиона в одной из пещер Латма .
В VII веке происходит бурное развитие ислама и расширение Арабского халифата за счёт захвата южных провинций Византийской империи : Египта , Палестины и Сирии . В этих местах монашество существовало давно и имело глубокие традиции, но при арабах многие стали покидать свои обители и переселяться в Византию.
Именно в VII веке в район горы Латр переселились монахи, выходцы с Синайского полуострова , и основали здесь целый ряд монастырей. С этого момента гора Латр на протяжении последующих столетий превращается в крупнейший центр монашества в империи, наряду с такими известными, как Афон или Олимп в Вифинии .
На гору Латр приходят и селятся монахи, прибывают паломники.
В 787 году в списке участников второго заседания Второго Никейского собора присутствует игумен Исидор из Латра.
Между VIII и X вв. преподобный Арсений Латрийский, будучи стратигом фемы Кивирреоты, постригся в монахи и служил игуменом монастыря Келливарон .
В 863 году стратиг Фракисийской фемы , Петроний, брат императрицы Феодоры и дядя императора Михаила III , явился за благословением на битву с сарацинами к латрийскому монаху Иоанну . Впоследствии, 3 августа 863 года, им была одержана победа в сражении против эмира Мелитины Омара.
В начале X века в монастырь Кария, расположенный на Латре, поступил ещё подростком монах Павел — будущий преподобный Павел Латрский . В тот момент здесь действовали три монастыря: Келливарон (называемый также Лампониев), монастырь Кария и монастырь Спасителя .
В 920 – 930 гг. Павел основал Столпную лавру, получившую впоследствии имя Святого Павла и ставшую главнейшим монастырём среди латрских обителей. Существуют сведения, что с Павлом вёл переписку император Константин VII Багрянородный .
Преподобный Акакий Латрийский основывает здесь лавру Пресвятой Богородицы Мирсинонской.
В X веке монастыри Византийской империи являлись крупными землевладельцами, не были исключением и латрийские монастыри:
…в собственности монастыря св. Павла находилась значительная часть территории Латрской горы, а соседний Лампониев монастырь владел местностью Драконтием и хорафием Пелеканеей…
— Acta et diplomata Graeca Medii Aevi
Наивысшего расцвета монашеский центр достигает к XI веку .
В 1079 году латрийские монастыри подвергаются набегам турок-сельджуков , захвативших к тому моменту практически всю Малую Азию .
Пережив новый подъем в эпоху Никейской империи ( 1204 – 1260 ), монастыри горы Латр вновь начинают приходить в упадок, чему способствует общий кризис Византийской империи.
В 1222 году в окрестностях горы насчитывалось 11 монастырей.
В конце XIII века Константинопольский патриарх Афанасий I провел здесь длительное время в отшельничестве.
Последнее официальное упоминание о латрских монастырях встречается в патриаршем акте от 1360 года .