Запрос «Чародей» перенаправляется сюда; о других значениях см.
Чародей
.
Колду́н
, также
волше́бник
,
чароде́й
,
веду́н
,
маг
(
греч.
μάγος), первоначально
заклина́тель
,
загова́риватель
— человек, практикующий
волшебство
(колдовство,
магию
) для воздействия на людей или природу либо для получения
знания
или
мудрости
посредством
сверхъестественных явлений
. По некоторым представлениям, он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения либо вследствие договора с
нечистой силой
.
Женщину, занимающуюся волшебством, называют
волше́бницей
,
колду́ньей
,
чароде́йкой
,
веду́ньей
или
ве́дьмой
. Согласно судебным документам XV—XVIII веков, во время так называемой «
охоты на ведьм
» колдунов, как и ведьм, преследовали и казнили, в том числе
сжигали на кострах
. Это происходило как в
Западной Европе
, так и в
Русском государстве
.
Этимология
Некоторые исследователи предполагают, что в слове «
колдун
» тот же корень, что и в слове «
Коляда
»
. Первоначальное значение слова
колдун
(заклинатель, заговариватель) сближает его со словом
врач
(заговаривающий, волшебник
). Слово
ведун
(
ведающий
, то есть «знающий», одарённый сверхъестественной
мудростью
человек) первоначально обозначало
жрецов
и священнослужителей древнего
язычества
, однако впоследствии так стали называть всех колдунов, то есть таинственных, преимущественно направленных ко злу, по мнению христиан, людей
.
Колдуны в славянской мифологии
Образ колдуна известен, в основном, в восточно- и западно-славянской демонологии. На Русском Севере, где представления о ведьме слабы, колдун исполняет большинство её функций. В южных районах России, в Белоруссии и особенно на Украине колдун и ведьма часто являются взаимозаменяемыми персонажами, обладающими примерно одинаковым набором функций. В Карпатах этот персонаж часто распадается на ряд дробных образов, в зависимости от рода деятельности. В западно-славянской традиции, где занятие колдовством приписывалось прежде всего
ведьме
, образ колдуна развит в меньшей степени, чем у восточных славян. У южных славян образ колдуна тоже сформирован слабо, поскольку представления о занятиях магией и колдовством соотносятся либо с женскими персонажами типа
вештицы, магьосницы
, либо с овчарами и другими «знающими»
.
Образ колдуна у восточных славян формировался под влиянием представлений о
волхвах
— древнерусских языческих
жрецах
, осуществлявших богослужения, жертвоприношения и якобы умевших заклинать стихии и прорицать будущее
. Слово
волхв
родственно
ст.-слав.
влъснѫти
«говорить сбивчиво, неясно», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово
.
По некоторым представлениям
, с приближением смерти колдуна нечистая сила мучит его, не давая умереть, пока он не передаст своих способностей наследникам. Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой
. После смерти колдуна следует вбить в его труп осиновый кол, чтобы он не стал
упырём
.
Посвящение
Посвящение происходило в полночь в бане. Там будущий колдун отрекался от Бога (снимали крест, клали его под пятку, произносили приговоры; в момент наделения колдовскими способностями в бане могла появиться огромная собака или разрастающаяся во всю баню лягушка)
.
Функции колдуна
Функции колдуна универсальны: ему приписывается возможность воздействовать на все сферы жизни, нарушать и восстанавливать их равновесие, творить
добро и зло
с помощью магических действий и средств, влияющих на атмосферные явления, урожай, благополучие и здоровье людей, скота и т. п.
. Считалось, что колдуны могут наводить порчу на людей и скот (
по́рчельники
), сеют раздоры между людьми, делают
заломы
в поле, губя урожай, насылают непогоду, мор и т. д.
В западнославянской традиции занятие колдовством отводится
ведьме
, а функции колдуна часто ограничены его профессиональной деятельностью (например колдовством на охоте, при
пастушестве
)
.
Обращения к колдунам в России
К услугам колдунов, по данным
Института социологии РАН
, регулярно обращается 67 % гражданок России, при этом доля
верующих
среди граждан составляет 93 %
. Порой под видом оказания услуг колдовства мошенники путём обмана похищают у доверчивых людей крупные суммы денег (см.
внушение
)
.
В рассказе
О. М. Сомова
«Оборотень» представлен образ классического деревенского колдуна Ермолая, имеющего способность оборачиваться
волком
.
Колдуны-чаровники (
польск.
czarownicy) являются одними из центральных персонажей книги белорусско-польского писателя
Яна Барщевского
«Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1844-1846) — сборника фантастических произведений из жизни белорусской глубинки —
Поозерья
(
Витебская губерния
), написанного под влиянием местного народного фольклора.
Русский писатель
И. И. Лажечников
в своём неоконченном романе в письмах «Колдун на Сухаревой башне» (1840) выводит в образе чернокнижника и колдуна известного деятеля петровской эпохи
Я. В. Брюса
.
В историческом романе
А. К. Толстого
«
Князь Серебряный
» (1863) выведена колоритная фигура колдуна Давыдыча, который, с одной стороны, помогает
опричнику
князю
Афанасию Вяземскому
в его чёрных делах, а с другой, спасает от его преследований боярскую дочь Елену, и, в конечном итоге, кончает свою жизнь на костре. На формирование образа колдуна здесь несомненно повлияла как вышеназванная пьеса
А. О. Аблесимова
, так и народные предания, услышанные А. К. Толстым в детстве, проведенном в родовом селе
Погорельцы
Сосницкого уезда Черниговской губернии, отразившиеся также в рассказе «Семья вурдалака» и повести
«Упырь»
.
В романе
П. И. Мельникова-Печерского
«
В лесах
» (1874)
заволжский
лесоруб Артемий рассказывает легенду о казачьем атамане
Стеньке Разине
, который, перед тем как отправиться в «царство басурманское» освободить русских полонянников, обратился к знакомому колдуну, посоветовавшему ему отлить из
золота
стрелявшую золотыми ядрами
пушку
и передавшему особый
заговор
, или «вещбу».
Народные поверья и суеверия, связанные с колдунами, выведены в рассказе
Н. С. Лескова
«Пугало» (1885), в котором отразились воспоминания автора о детстве, проведенном на Орловщине.
Русские деревенские
суеверия
, связанные с колдунами, положены были в основу сюжета рассказа
Михаила Зощенко
«Колдун» (1924).
Народные чешские легенды о колдунах легли в основу повести писателя и сценариста Альфреда Техника «Мельница на подземной воде», по мотивам которой известный режиссёр
Франтишек Влачил
снял свой фильм «Дьявольская западня» (1961).
Русин Д. В.
/ автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07. — Саранск:
Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарёва
, 2004. — 26 с.
(недоступная ссылка)