Interested Article - Добро и зло

Христос и дьявол — классические символы дихотомии добра и зла.
( Искушение Христа . худ. Ари Шеффер , 1854 г.)

Добро и зло — в философии , этике и религии дихотомия нормативно-оценочных категорий , означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое .

Общее представление

Различные религиозные культуры, например, авраамические , манихейские , зороастризм , а также подверженные духовному влиянию буддизма , как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма , в котором зло должно проигрывать .

В любом языке есть слова, выражающие добро и зло. Это своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения как хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия . Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий .

Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии .

Причины существования

Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:

  • объективно и действительно необходимое для существования человечества.
  • необходимое для существования с точки зрения людей.

При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические .

Материалистические причины

Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом ; с наслаждением-страданием ( гедонизмом ); счастьем-несчастьем ( эвдемонизмом ) и т. п.

Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф. Энгельс : «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» :94 . В. Ленин , в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности :195 .

Идеалистические причины

Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости , божественности , а зло рассматривают как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, « Грехопадение ») .

Дихотомия добра и зла в культуре

Ф. А. Бруни . Борьба добрых духов со злыми (эскиз для Исаакиевского собора , 1840-е гг.)

Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше ), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).

Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:

  • Всякое в мире добро можно во зло обратить. — Овидий .
  • Нет худа без добра. — Плиний Старший .
  • Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. — Микеланджело .
  • Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. — Ларошфуко .
  • Когда Добро бессильно, оно — Зло. — О. Уайльд .
  • Зло не может позволить себе роскоши быть побеждённым; Добро — может. — Р. Тагор .

См. также

Примечания

  1. Paul O. Ingram, Frederick John Streng Buddhist-Christian Dialogue: Mutual Renewal and Transformation. University of Hawaii Press, 1986. P. 148—149.
  2. Дробницкий О. Г. Добро и зло // Большая советская энциклопедия : В 30 т. — М.: « Советская энциклопедия », 1969—1978.
  3. Human Universals. Philadelphia, Temple University Press, 1991. ( 30 июня 2012 года. ).
  4. Ervin Staub Overcoming evil: genocide, violent conflict, and terrorism. New York, New York, USA: Oxford University Press , Pp. 32.
  5. Griffith J. от 15 июля 2014 на Wayback Machine , 2011. ISBN 9781741290073 .
  6. Wilson E. O. The Social Conquest of Earth. 2012. ISBN 9780871404138 .
  7. De Waal F. от 17 апреля 2012 на Wayback Machine
  8. Маркс К. и Энгельс Ф. , Соч., 2 изд., 1955—66., т. 20
  9. В. И. Ленин Полное собрание соч., 5 изд., т. 29
  10. Архангельский Л. М. Категории марксистской этики. — М: Мысль, 1985. — 240 с. — 20 тыс. экз.
  11. Дата обращения: 23 октября 2014. 5 мая 2016 года.
  12. от 23 октября 2014 на Wayback Machine По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего
  13. . Дата обращения: 25 октября 2014. 25 октября 2014 года.
  14. . Дата обращения: 21 октября 2014. 21 октября 2014 года.
  15. . Дата обращения: 23 октября 2014. 23 октября 2014 года.
  16. . Дата обращения: 21 октября 2014. 21 октября 2014 года.
  17. . Дата обращения: 21 октября 2014. 27 октября 2014 года.
  18. . Дата обращения: 23 октября 2014. 23 октября 2014 года.
  19. . Дата обращения: 23 октября 2014. 23 октября 2014 года.

Литература

Источник —

Same as Добро и зло